Похожие презентации:
Фотожурналистика в годы Великой Отечественной войны: использование краеведческого компонента в учебно-воспитательном процессе
1.
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал)Факультет истории и филологии
Кафедра истории
«Фотожурналистика в годы
Великой Отечественной войны:
использование краеведческого компонента
в учебно-воспитательном процессе
современной школы»
Выполнила студентка группы ИО-251
Я.В. Баранникова
Руководитель выпускной квалификационной работы
канд.ист.наук, доцент, декан ФИиФ
В.А. Агеева
2.
Актуальность темы исследованияФронтовая журналистика в том числе и фотография внесли серьезный
вклад в мобилизацию всех сил советского народа для борьбы с
немецко-фашистскими захватчиками. Военные фотокорреспонденты
являлись непосредственным каналом передачи информации, о
положении на фронте мирному населению, создавали образ войны и
образ врага, что в свою очередь способствовало запечатлению в
массовом сознании того или иного сюжета военного времени.
Фотография имеет огромное влияние на идеологическо-духовную
сферу общественной жизни людей, без подробного анализа которой
наше представление о Великой Отечественной войне будет не полным.
В рамках формирования исторической памяти государства,
фотография также является серьезным инструментом для достижения
репрезентативности истории
3.
Степень изученности темыЖуков С.И. Фронтовая печать в годы
Великой Отечественной Войны. –М.:
Издательство Московского
университета,1968. – 234 с.
Попова Н.П., Горохова Н.А.
Советская военная печать в годы
Великой Отечественной войны. –
М.:Воениздат,1981.– 145 с.
Антология советской фотографии
1941-1945. – М.: Планета, 1987. – 154
с.
Чудаков Г. Репортёр и жизнь. //
Советское фото. – 1980. – № 12. –
С.77-98.
4.
Степень изученности темыЧибисов К.В. Очерки по
истории фотографии. –М.:
Искусство, 1987. – 254 с.
Караваева А.
Фотопублицистика периода
Великой Отечественной войны
1941-1945 гг.: дисс...
кан.ист.наук. – Москва, 1981. –
171 с.
Блюм А. В. Советская цензура в
эпоху тотального террора, 1929 –
1953. – СПб.: Акад. проект, 1995.
– 311 с.
5.
Степень изученности темыАмирханова Г. Фронтовые корреспонденты:
репортажи с передовой // Новый репортер, 9 мая
1990 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://newreporter.org/2012/05/09/frontovyekorrespondenty-reportazhi-s-peredovoj/. – Дата
обращения 27.05.22 г.
Играев Б. А. «Журналистика в годы Великой
Отечественной войны» / Тульский
государственный университет, 2016. – 176 с.
Грабельников А.А. Фотожурналистика Великой
Отечественной Войны //Вестник Волгоградского
государственного университета. Серия 8:
Литературоведение. – 2008. – №7. – С. 110-133.
6.
Объектом исследования является визуальнаяпамять о войне как социальная и культурная
практика.
Предметом исследования выступают образы
Великой Отечественной войны в фотодокументах и
их роль в гражданско-патриотическом воспитании у
подрастающего поколения
7.
Цель работы обобщитьдеятельность фронтовых
фотокорреспондентов в годы
Великой Отечественной войны и
сформировать рекомендации по
использованию фотодокументов
в формирование патриотизма в
современной школе.
Фотокорреспондент Ольга Ландер
8.
Задачи:Дать оценку степени изученности и уровню теоретического осмысления
проблемы в отечественной историографии;
Представить фото-летопись Великой Отечественной войны, через
визуальные образы, созданные военными фотокорреспондентами;
Охарактеризовать художественные приемы и технические возможности
фронтовых фотожурналистов в 1941-1945 годах;
Показать роль визуального краеведческого материала в сохранении
исторической памяти о Великой Отечественной войне и патриотическом
воспитание обучающихся современной школы;
Подготовить методическую разработку внеурчного занятия «Образы
военного лихолетья на Донской земле в работах фронтовых
фотожурналистов».
9.
Хронологические рамки исследования охватывают периодработы фотокорреспондентов в Великую Отечественную войну, а
именно с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 гг.
Фотокорреспондент Евгений Халдей
Фотокорреспондент Аркадий Шайхет
10.
Методологическая основа исследованияБазовыми принципами исторического познания в
методологическом отношении являются принцип
историзма и объективности. Эти принципы
позволили определить динамику факторов, влияющих на
политику государства в сфере организации фронтовой
журналистики периода Великой Отечественной войны.
11.
Методологическая основа исследованияЛогический метод позволил выстроить общую
структуру подачи материала и его анализа на протяжении
всего исследования;
Оперируя сравнительно-историческим методом,
мы рассмотрели каждый исторический факт во
взаимосвязи с другими, выявили причинно-следственную
связь между историческими явлениями, анализируя их
совокупность.
12.
Источниковая базаОпубликованные сборники документов:
КПСС о средствах массовой информации и пропаганды: 2-е изд., доп.
[Электронный ресурс]. – М.: Политиздат, 1987. – 607 с. – Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01001340392. – Дата обращения: 22.05.2022 г.
О создании и задачах Советского Информационного бюро. Постановление ЦКВКП(б)
и СНК СССР. 24 июня 1941 г. [Электронный ресурс] // КПСС о средствах массовой
информации и пропаганды. – М.: Политиздат, 1987. –С. 21;– Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01001340392. – Дата обращения: 22.05.2022 г.
О партийной и советской печати [Электронный ресурс]: Сборник документов. – М.:
Правда, 1954. – 692 с.–Режим доступа: https://rusist.info/book/8149735? – Дата
обращения: 03.06.2022 г.
О работе военных корреспондентов на фронте (Из положения, утверждённого 1942
Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) и Главным Политическим
управлением Красной Армии) // О советской и партийной печати. Сборник документов.
–М., Правда,1954. –С.499.
13.
Источниковая базаПубликации в центральной и периодической печати:
Выпуски газет «Таганрогская правда», 1943 г.
Газета «Молот», 1943г.
14.
Источниковая базаИсточники личного происхождения:
Шейнин Б.Г. В объективе – война. Из блокнота военного фоторепортера: 4-е из. доп. – Севостополь: Телескоп, 2015. – 238 с.;
15.
Практическая значимость исследованияРезультаты исследования могут представлять
практический интерес как в области развития
историографии фотографии, так и в более широком
контексте исторических знаний. Рассмотренные в
работе положения могут быть использованы в научноисследовательской, методической, лекционной
деятельности. Материалы и итоги исследования могут
стать основой для разработки учебных курсов по
визуальной истории и т. д.
16.
Структура исследованияВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФРОНТОВОЙ ФОТОРЕПОРТАЖ КАК ОСОБАЯ ФОРМА
ЖУРНАЛИСТИКИ
ГЛАВА 2. РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СОХРАНЕНИЕ
ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
17.
ФРОНТОВОЙ ФОТОРЕПОРТАЖ КАК ОСОБАЯФОРМА ЖУРНАЛИСТИКИ
«К защите родины готовы», 1941 г.
Автор фото: И. Шагин
«Знамя Победы над Рейхстагом», 1945 г.
Автор фото: Е. Халдей
18.
РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГОМАТЕРИАЛА В СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ
ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Фото из «Таганрогская правда: орган
городского комитета ВКП(б)
и горсовета». – 1943. – № 8, № 23, № 45.
19.
Репродукция из книги «Антология советской фотографии. 1941-1945»,Групповой снимок военных корреспондентов на фоне Рейхстага