1.00M
Категория: ИскусствоИскусство

Детский портрет в творчестве русских художников XVIII в

1.

«Детский портрет в творчестве
русских художников XVIII в. »
Выполнила: Сульдина Анастасия 11А

2.

Начало
Начиная с 50-х годов XVIII века
происходит зарождение
русского классицизма, где
основополагающей идеей
выступает национальная
культура. В русском обществе
сложилось новое отношением
к человеческой личности как
индивидуальности, что
способствовало широкому
распространению и развитию
портрета как особого жанра
искусства. Однако, идейным
центром композиции того
периода являлся взрослый
человек, ребенку же
отводилось лишь
второстепенное место.
В этом контексте становление
детского портрета
представляет существенный
научный интерес для более
глубокого изучения.

3.

Основоположники
Основоположником данного
направления в конкретном жанре
можно считать Ивана Яковлевича
Вишнякова. К его «детским» работам
относится одна из последних картин
«Портрет князя Федора Николаевича
Голицына в детстве», а самыми
известными являются «Портрет
Вильгельма Георга Фермор» и
«Портрет Сарры-Элеоноры Фермор».
На последнем – девочка лет восьми
одета по моде сороковых годов XVIII
века. Парадное платье, легкие
жеманные жесты рук делают этого
ребенка копией взрослого человека.
Девочка застыла в напряженной позе,
и только живые глаза и нежная
пухлость щек позволяют судить о ее
возрасте. Несмотря на мастерство
художника, в этом красивом портрете
трудно усмотреть попытку
проникновенного раскрытия детского
образа.

4.

Поэтический мир
Рокотова
Задумчивая мечтательность,
схваченные в постоянной
изменчивости едва уловимые
движения души – таков
поэтический мир полотен Федора
Степановича Рокотова . Он создал
стиль особого интимного портрета,
тонкого и изысканного по
колориту. Едва уловимая улыбка,
как бы изнутри освещенных лиц,
таинственное мерцание глаз
придают очарование его полотнам.
Излюбленной гаммой художника
были серебристо оливковые
сочетания цвета, местами
оттененные коричневым. Однако
при создании детских портретов
для ощущения жизнерадостности
он использовал теплые
тона.Работы художника отличались
интересным построением
композиции, несмотря на
определенные требования
светской портретной живописи.

5.

Павел Петрович
«Портрет великого князя Павла
Петровича в детстве», является
одним из ранних произведений
Рокотова. Портрет, заключенный
в овальную раму, изысканно
передает естественность
ребенка, подчеркивая его статус
горностаевой мантией, которая,
выходя на первый план
композиции, раздвигает
пространство портрета и
приближает изображенного к
зрителю. Рокотов часто
использует этот прием –
помещает изображение в овал,
благодаря чему подчеркивается
мягкость и гармоничность
образа. Сложно себе
представить, что изображенный
мальчик с веселым и светлым
лицом впоследствии станет
непредсказуемым и в чем-то
жестоким императором – Павлом
I.

6.

Портрет П.А. Воронцовой в
детстве»
В начале 1790-х годов
Рокотов создает
произведение «Портрет П.А.
Воронцовой в детстве». На
картине изображена молодая
графиня Воронцова в
воздушном легком платьице.
Глаза ее игривы, радостны,
волосы рассыпаны по
обнаженным плечам, губы
еле удерживают улыбку –
вот-вот Воронцова звонко
рассмеется.

7.

«Портрет Ф. С. Ржевской и Н.
М. Давыдовой»
Особый интерес представляет
«Портрет Ф. С. Ржевской и Н.
М. Давыдовой» . Давыдова
изображена в танцевальной
позе, как бы приглашая
зрителя последовать в
глубины зала. Костюм делает
ее на первый взгляд старше
своих лет, но очаровательное
личико, исполненное
художником в мягких
полутонах, полно детской
нежности. Младшая –
Ржевская, менее красивая,
обладает томностью взгляда и
несколько меланхолична

8.

Портрет Ф. П. Макеровского»
Подобный метод раскрытия
образа Левицкий сохраняет и в
«Портрете Ф. П. Макеровского» в
несколько театрализованном
костюме, что придает мальчику
определенную торжественность.
Блестяще написанная фактура
тканей и кружев служит фоном
для тонко моделированного лица
мальчика. Игра теней и бликов
придает большую живопись этому
портрету.

9.

Полотно «Дети с барашком»
Продолжает развитие детского образа Владимир
Лукич Боровиковский. Его интересует сложная
эмоциональная гамма переживаний ребенка, ранее
не отображаемая в русском искусстве. Художник в
большинстве своих работ выражает идею «частного
человека».
На полотне Продолжает развитие детского образа
Владимир Лукич Боровиковский. Его интересует
сложная эмоциональная гамма переживаний
ребенка, ранее не отображаемая в русском
искусстве. Художник в большинстве своих работ
выражает идею «частного человека».
На полотне «Дети с барашком», изображены две
маленькие леди. Рассматривая их прекрасные
одеяния, свойственные моде того времени, можно
понять, что девочки принадлежат к статусной семье.
Они отличаются друг от друга цветом волос.
Художник в своих работах подчеркивает особенности
персонажей и придает им дополнительный смысл,
выводя на первый план животных. Девочки с
барашком нарочито подсвечены лучами солнца, что
делает их главным акцентом картиныизображены
две маленькие леди. Рассматривая их прекрасные
одеяния, свойственные моде того времени, можно
понять, что девочки принадлежат к статусной семье.
Они отличаются друг от друга цветом волос.
Художник в своих работах подчеркивает особенности
персонажей и придает им дополнительный смысл,
выводя на первый план животных. Девочки с
барашком нарочито подсвечены лучами солнца, что
делает их главным акцентом картины

10.

Заключение
Боровиковский впервые в русской портретной живописи
показал сложный набор чувств, характерный для целого
круга представителей русского дворянства в период конца
XVIII – начала XIX века. При этом мировоззренческиидеологическая идеализация художественных образов
иногда в определенной степени снимала уровень
психологической индивидуальности и живой достоверности
в некоторых случаях образы носили несколько обобщенноидеалистический характер.
Таким образом, особый интерес Рокотова, Левицкого и
Боровиковского к детальному изображению ребенка на
портрете стал отправной точкой к дальнейшему развития
данного жанра в самостоятельное направление.
English     Русский Правила