13.17M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Конструктивные особенности архитектуры Возрождения. История архитектуры и градостроительства

1.

История архитектуры и
градостроительства
Культура эпохи Возрождения
Общие
понятия
{
Конструктивные
особенности архитектуры
Возрождения

2.

Средневековое
и ренессансное

3.

Амьенский собор 1220 - 1230
Давид (Микеланджело) 1501—1504

4.

Амьенский собор 1220 - 1230
Давид (Микеланджело) 1501—1504

5.

Брунеллески 1377 - 1446
между рисовальщиком и изображаемым объектом
(сидящим мужчиной) помещена стеклянная пластина,
рисо-вальщик смотрит на объект через
фиксированное отверстие и обводит его очертания на
пластине.
Схемы просмотра
перспективы баптистерия

6.

На стене закреплена нить, имитирующая зрительный луч и
протянутая к изображаемой точке предмета. Рисовальщик сидит
перед рамой, которая закрывается дверцей с натянутой на ней
бумагой. К раме приспособлены подвижные нити - вертикальная и
горизонтальная. Пересечением этих нитей отмечается точка, в
которой зрительный луч пересекает раму при открытой дверце.
Затем длинная нить убирается, дверца закрывается и на лист
наносится точка пересечения подвижных нитей.
Между рисовальщиком и изображаемым
объектом (сидящим мужчиной) помещена
стеклянная пластина, рисовальщик смотрит на
объект через фиксированное отверстие и
обводит его очертания на пластине.
Дюрер 1471—1528

7.

Леон
Баттиста
Альберти
1404 —1472

8.

Леонардо да Винчи 1452 - 1519
bella-anatomia

9.

Возрождение
Rinascimento (Ринашименто)
Renessans (Ренессанс)
Появление термина можно наблюдать уже в ХVI в.,
например, у Джорджо Вазари в книге
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев,
ваятелей и зодчих» (1550)

10.

«Время возрождения античного искусства после периода
господства средневековья, которое теоретики эпохи
Возрождения считали периодом полного упадка.
Эпоха Возрождения создала культ античности…
Страстное увлечение античностью в мыслящих,
интеллигентных кругах становится повсеместным.
Латинский язык знают лучше, чем итальянский, на
коллекционирование античных рукописей и произведений
искусства тратятся огромные состояния».
С.Л. Утченко. Цицерон и его время
«Возрождение началось как возрождение именно римской
античности (поскольку в Италии)».
С.Л. Утченко. Цицерон и его время

11.

« В средние века… античная традиция на какой-то
срок была почти заглохшей, ушедшей в «подтекст»,
во всяком случае «античность» не была ни
образцом, ни эталоном, ни «властительницей дум»
мыслящих людей эпохи… Вместе с тем не следует
забывать, что античная традиция полностью
никогда на прерывалась. Более того, она дошла до
нас – за исключением памятников эпиграфических
и папирологических – именно в средневековых (как
правило, монастырских) рукописях (кодексах)».

12.

• По хронологии Возрождение совпадает с
концом средневековья и переходом к Новому
времени
• По социальному содержанию знаменует
начало эпохи возникновения буржуазных
отношений
• Идеологическим выражением Возрождения
явилась философия гуманизма

13.

Культура Возрождения – переходной эпохи от
средневековья к Новому времени
• в своей основе антифеодальна
• городской тип
• светский характер
• гуманистическое мировоззрение
• обращение к античному наследию
• отличается стремлением к овладению
законами объективного познания

14.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ :
• зарождение в недрах феодального строя новых буржуазных
отношений
• рост городов
• развитие торговли
• расширение экономической базы :
1. драгоценные металлы из-за океана;
2. новое сырье и сельскохозяйственные продукты (напр., картофель –
новая база для питания;
3. новая военная техника – огнестрельное и пороховое оружие
(Артиллерия появилась на Западе в 1347 г. Важнейшим средством ведения
войны она стала с сентября 1494 г., начиная с итальянского похода Карла
VIII).

15.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ :
• развитие науки (открытие рационально-
эмпирических методов познания – основы
современной науки и техники)
• расширение границ мира
• открытие Нового света
• изменение религиозного сознания
• открытие памятников культуры античного мира
• воздействие византийской культуры
• переосознание роли человека в мире
• философия жизнеутверждения

16.

Радостное и страстное стремление к познанию
реального мира во всем его чувственном обаянии.
Гуманизм
«Гуманизм был лозунгом и идеологией молодой,
полной жизненных сил буржуазии, выступившей
против феодальной иерархии, власти и церкви.
Против канонов и догматизма. За свободу критики,
исследования, творчества. За свободную и
полноценную личность».
С.Л. Утченко. Цицерон и его время

17.

Ценность человеческой личности определялась не только
размером его капитала, но и действительными качествами.
Борьба классов и сословий, столкновение личных интересов,
неустойчивый характер складывающихся общественных
отношений создавали предпосылки для расцвета деятельной,
энергичной личности.
Идеал яркой, сильной личности, стремящейся к счастью на
земле, охваченной стремлением развить и утвердить
творческие способности своей активной натуры.
Цехи изживают себя и открывается путь к свободной
конкуренции.
Э. Грушка

18.

Индивидуализм
В творчестве коллективный опыт
средневековых мастеров уступил место
индивидуальному.
• Титанизм
• Приключенчество
• Авантюризм
• Моральный индифферентизм

19.

Итоги
Корабли обошли вокруг света,
открыт крупнейший континент Земли,
изобретен компас,
печатные станки распространяют знания,
порох совершил революцию в военном искусстве,
спасены древние манускрипты,
восстанавливается система образования
– все это триумф Нового века.

20.

«Науки процветают, умы пробуждаются. Как
радостно жить в такое время».
Ульрих фон Гуттен в письме к Пиркгеймеру
«Бессмертный Боже, как мне хотелось бы стать снова
молодым, ради нового века, зарю которого видят мои
глаза».
Эразм Роттердамский
«Человек поставлен в средоточии мира, чтобы
озирать все существующее».
Пико дела Мирандола

21.

Деятелями Ренессанса создаются «искусства и
науки неслыханные и невиданные».
Л. Б. Альберти.
«Ренессансное «открытие мира и человека».
Жюль Мишле
«Люди того времени открывают мир, совершая
побег из мира книжной учености в царство
природы».
Альберт Швейцер

22.

Тревожная эмоциональность средневекового искусства
сменяется интеллектуальным рационализмом.
Горячий интерес к миру и человеку, заставляющий
искать наилучшей формы.
Безликое цеховое мастерство уступает место
индивидуальному творчеству.
Средневековый аскетизм сменяется жадным интересом
ко всему земному.
Принцип свободного развития индивидуальности.
Вера в безграничность возможностей.
Жизнерадостность.
Станковые формы в искусстве – живопись на дереве и
холсте, гравюра на дереве и металле.

23.

Искусство средневековья не рождает у зрителя
ощущения объема, глубины, не создает впечатления
пространства.
Живопись Византии:
• образы-символы;
• бестелесность;
• условность.
Живопись Возрождения:
• трёхмерность, объемность (светотень);
• телесность;
• иллюзия реальности (перспектива, пропорции).

24.

Анатомия
Фридрих II, император Священной Римской империи в
первой половине ХIII в. издал указ, разрешающий
вскрытие человеческих трупов.
В 1316 г. в Болонье были прочитаны лекции по анатомии
впервые в средневековой Европе.

25.

Пророрции
Греки делили рост
человека на 6 частей,
Альберти - на 600,
Дюрер - на 1800.
А́льбрехт Дю́рер
(1471 — 1528)
«Четыре книги о
пропорциях»

26.

Хронология
Дороманский период V – Х вв.
Романский стиль ХI – ХII вв.
Готический стиль ХIII – ХV вв.
Проторенессанс ХIII – ХIV вв.
Раннее Возрождение ХV в.
Высокое Возрождение кон. ХV – первая четверть ХVI в.
Позднее Возрождение ХVI в.

27.

28.

Неравномерность развития, перехода от феодализма к
капитализму.
ИТАЛИЯ
Относительная слабость феодальных отношений в Италии,
привнесённость их с севера (Франция, Германия).
Торгово-промышленное развитие (страны сев. Европы –
Франция, Германия – земледельческий характер).
Выгодное географическое положение (3 моря). Крестовые
походы Передняя Азия, Сирия, Палестина.

29.

С начала ХIV в. торговля приобретает международное
значение.
Торговые города Южной Италии основывают свои
конторы в главных торговых центрах на побережье Малой
Азии и Африки (Дамаск, Тир, Бейрут, Трапезунд,
Александрия).
Торговые колонии – крепости – работорговля.
Южная Италия- северная Италия – Южно-Германский
рынок.
Мантуя, Верона, Виченца, Кремона, Павия, Милан,
Венеция, Генуя, Флоренция – опорные пункты торгового
капитала.

30.

• Соперничество городов между собой
• Нападения пиратов
• Угроза со стороны феодалов
• Вооруженные столкновения (Пиза и Амальфи 1130 г.;
Генуя и Венеция 130 лет до 1387 г.)

31.

Рост торговли дает толчок развитию ремесленного и
мануфактурного производства.
Первоначальное накопление:
• Эксплуатация колоний
• Грабительские набеги на богатые торговые города
Востока
• Эксплуатация деревни

32.

Концентрация населения в городах .
Силой оружия или выкупом города добиваются
независимости от феодальных сеньоров.
Превращение торговых городов в города-государства.
В ХIII – ХIV в. почти повсеместно города получают право
на самоуправление – городские советы – законодательная
и исполнительная власть, армия, полиция, суд.
Подвластная городу территория выходит далеко за
пределы города (Венецианская республика – вся
Ломбардия от Апенин до предгорьев Альп, колонии в
Далмации, Греции).

33.

Отмена крепостного права (не повсеместно) в ХIII в.
ХIII – кон. ХIV в. период бесперебойного развития городов
Италии.
Расцвет городской культуры.
Приток населения извне.
У власти крупная торговая буржуазия (паразитический
характер капитала).
На севере Европы – мелкая городская и сельская
буржуазия (усиление ремесленной прослойки
(производящей части населения).

34.

Население:
Багдад IХ в. – 300000
Кельн ХIII в. – 45000
Париж 1380 г. – 58000
Болонья 1206 г. – 35000
Генуя – 80000
Милан – 300000
Флоренция нач. ХV в. - 80000
Флоренция сер. ХV в. - 190000
Флоренция в ХVI в. - 150000

35.

КОНСТРУКЦИЯ
СТЕНЫ:
А — основная кладка
стены.
Из нее выступают
кирпичи,
обеспечивающие
перевязь с облицовкой
стены.

36.

37.

При другом способе
оставляют на виду всю
кирпичную кладку,
образующую массив
стены. В местах,
обрамляющих проемы,
оставляют гнезда, в
которые, после того как
произошла осадка
здания, укрепляют
наличники, имеющие
форму (S), но эти
декоративные элементы
не составляют единого
На месте (Т) где должен помещаться
целого с телом кладки и
декоративный пояс, оставляют горизонтальную выемку, верх
не имеют с ним никакой
которой поддерживается столбиками из кирпичей; после
связи.
кладки инкрустируют пояс (В), постепенно выбивая столбики.

38.

ВИДЫ
РУСТА

39.

40.

41.

42.

Камни, плотно
прилегающие один к
другому, имели гладко
отесанную наружную
поверхность, но такая
обработка не является
обязательной, и можно
ограничиться лишь
самой грубой отеской
этой грани, что
упрощает и
удешевляет работу.
Римляне называли
такой способ отески
cpus rusticus, что значит
способ сельский.

43.

Схемы
цоколей

44.

Примеры
карнизов
палаццо Раннего
Возрождения.

45.

Архитектурные обломы.

46.

Конструкции перемычки и арки

47.

1. Замковый камень
2. Клинчатый камень
3. Внешняя поверхность
свода (экстрадос)
4. Пятовый камень
(импост)
5. Внутренний свод
(интрадос)
6. Стрела подъёма
7. Пролёт
8. Опорная стена

48.

Виды арок
1 - полукруглая
2 - полукруглая возвышенная
3 - круговая плоская (лучковая)
4 - круговая пологая (сжатая)
5, 6 - подковообразная
7 - подвесная
8 - килевидная
9 - стрельчатая равносторонняя
10 - стрельчатая возвышенная
(ланцетовидная)
11 - ползучая
12 - стрельчатая сжатая
13 - коробовая
14 - лежачая; 15 - «тюдор»
16, 17, 18 - трехлопастная
19 - стрельчатая зубчатая

49.

50.

трёхлопастная
килевидная
Подковообразная
круговая
ползучая
эллиптическая
тюдоровская или персидская
параболическая

51.

полуциркульная
стрельчатая
круглая пологая
подковообразная
эллиптическая
коробоввя
вогнутая

52.

Лоток и распалубка
ЛОТОК
РАСПАЛУБКА
Купол на парусах

53.

СВОДЫ
цилиндрический
зеркальный
крестовый
парусный
сомкнутый или монастырский
купол

54.

55.

Формы
ниш (а) и
эркеров (б) в
плане.
Креповки
стены в плане
(в)

56.

57.

Колонна Полуколонна
Лопатка (Лизена)
Пилястра
English     Русский Правила