32.00M

В.В. Маяковский (1893 - 1930)

1.

2.

В мировой поэзии XX века В.Маяковскому принадлежит исключительная роль. Он вошел в литературу как поэттрибун, как «агитатор».
Маяковский прожил сложную жизнь. Он мог идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, и в то же
время был человеком легко ранимым.
Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 в Грузии, в селе Багдади, в семье Владимира
Константиновича Маяковского, служившего лесничим в Багдадском лесничестве.
Мать поэта, Александра Алексеевна (1867—1954), кубанская казачка, родилась в станице Терновская.
В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. Свободно владел грузинским языком.
После смерти отца в 1906 году Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву.
В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской
литературой, в 1908 году вступил в члены РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне.
С 1908 – 1909 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в пособничестве
побегу женщин-политкаторжанок из тюрьмы).
В тюрьме в 1909 году Маяковский стал писать стихи.
Маяковский вспоминал: «Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б ещё
напечатал!»
Несмотря на столь критичное отношение, Маяковский именно с этой тетрадки исчислял начало своего
творчества.
В 1911 году подруга поэта художница Евгения Ланг убедила Маяковского заняться живописью и поступить в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества – единственное место, куда принимали без свидетельства о
благонадёжности (справка об отсутствии судимости).

3.

В училище он познакомился с Давидом Бурлюком. С этого
момента его творчество будет долгие годы тесно связано
с таким литературным течением как футуризм.
О Давиде Бурлюке, художнике, поэте, антрепренёре,
всегда вспоминают лишь в связи с Владимиром
Маяковским, которого Бурлюк в нужный момент, в 10-х
годах прошлого века, подхватил и направил на истинный
поэтический путь. Однако фигура Бурлюка масштабна и
интересна сама по себе. «Отец российского футуризма»,
чьё имя олицетворяло в начале прошлого века в России
всё новое и бунтарское в искусстве, Бурлюк прожил
долгую творческую жизнь, написав около 20 тысяч картин
и тысячи стихов и добившись признания в трёх странах —
России, Японии и Америке. И наконец-то его незаурядная
жизнь нашла себе достойное воплощение.
Давид Давидович Бурлюк – русский поэт и художник украинского
происхождения, живописец, график, поэт, издатель, теоретик и
пропагандист нового искусства. Один из зачинателей живописного
авангарда, «отец русского футуризма», написавший знаменитый
манифест футуристов с говорящим названием «Пощечина
общественному вкусу», где призывал «сбросить классиков с парохода
современности». Брат художника Владимира Бурлюка и поэта Николая
Бурлюка.

4.

5.

6.

7.

8.

Своей фирменный «ступенчатый» стиль Владимир
Маяковский нашел не сразу. Первые
«полустихотворения» поэта, опубликованные в
нелегальном журнальчике «Порыв» в 1908 году, и стихи,
написанные им во время 11 месяцев пребывания в
Бутырской тюрьме в 1909–1910 годах, были довольно
стандартными. В 1912 году Маяковский начал
печататься уже официально. В это же время он стал
разбивать фразу на несколько строк и выстраивать из
слов шарады.
Улица.
Лица
у
догов
годов
рез
че.
Через
железных коней
с окон бегущих домов
прыгнули первые кубы.
Лебеди шей колокольных,
гнитесь в силках проводов!

9.

Маяковский считал ритм «основной
силой, основной энергией стиха». И
вместо того, чтобы учить, что есть ямб,
хорей или свободный стих, советовал
начинающим поэтам развивать в себе
«чувство ритма». Свой такт он не мог
полностью передать пунктуацией,
поэтому стал использовать графическую
запись «лесенкой».
Наша обычная пунктуация с точками, с
запятыми, вопросительными и
восклицательными знаками чересчур
бедна и маловыразительна по
сравнению с оттенками эмоций,
которые сейчас усложненный человек
вкладывает в поэтическое
произведение.
Владимир Маяковский. «Как делать
стихи?», 1926 год
Позднее маяковскую «лесенку» взяли
на вооружение другие поэты: Роберт
Рождественский, Евгений Евтушенко,
Андрей Вознесенский и другие.

10.

Эта насмешка и издевательство над
классиками литературы была
восторженно принята обществом.
Впоследствии манифест печатали на
отдельных листовках и распространяли
среди населения. Современное
искусство наступало открыто и не
боясь критики в свой адрес, это сильно
подкупало. В этом есть, какая-то
схожесть с предстоящей революцией
1917 года.
Что же являлось общей основой
движения? Что объединяло их?
1. Стихийное ощущение
“неизбежности крушения старья”.
2. Создание через искусство грядущего
переворота и рождение нового
человечества.
3. Творчество — не подражание, а
продолжение природы, “язык — часть
природы”.
4. “Словотворчество и
словоновшество”.
5. Смешение стилей и жанров.

11.

12.

Кого и почему отвергали футуристы?
(Выступали против существующего социального устройства, против
общепринятых культурных традиций и современного искусства.
Отвергали Пушкина, Толстого, Достоевского и всю современную
литературу, начиная от символистов и кончая Максимом Горьким.)
В чём проявилась ненависть к языку, существовавшему до футуристов?
(Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания родного языка.
Подлинные же стремления футуристов раскрыл В.В. Маяковский: “Стать
делателем собственной жизни и законодателем для жизни других”.)

13.

полное отрицание всех достижений традиционной культуры
(литературы, живописи, музыки, моральных норм и
традиций). Русские футуристы призывали «сбросить Пушкина,
Достоевского, Толстого с парохода современности».
- необходимо новое искусство – искусство будущего.
Экспериментировали, ломали всеобщее представление об
искусстве (писали непонятные картины, наполненные
непонятными образами, ломали общепринятую систему
стихосложения –ритм, рифму, придумывали новые слова,
обороты, возводили непонятные скульптуры и здания).
Большую популярность футуризм получил в России. В разных
городах образовывались футуристические общества.
Виднейшими представителями русского футуризма являлись…
Русские футуристы, называя себя единственными поэтами
будущего, заявляли об окончательном разрыве со всеми
традициями русской литературы. Они возмущали
общественное мнение максимализмом своих литературных
манифестов, шокировали публику своим поведением, своими
стихами и картинами. На своих вечерах они высмеивали
пошлость, мещанство, обывательское отношение к жизни. Все
эти внешние признаки революционности пришлись по вкусу
молодому Маяковскому.
В 1913 году на открытии кабаре
«Розовый фонарь» Маяковский
шокировал публику стихотворением
«Нате!»

14.

15.

16.

17.

Стихотворение было написано в 1913 г., через год после того, как взошла творческая заря поэта. Тема
стихотворения – творчество, его роль в жизни.Композиция – Стихотворение являет собой монологобращение лирического героя к окружающим. Рассказ героя не делится на части по смыслу. Автор, как
бусины, нанизывает прекрасные ассоциации, которыми можно раскрасить обыденную жизнь. На
строфы произведение не делится. В строках анализируемого стихотворения раскрывается тема
творчества, умения преображать мир вокруг. В связи с ней реализуется идея о том, что человек сам
решает, как ему воспринимать мир: как серые будни или как яркую вдохновляющую
реальность.Произведение написано от первого лица, что помогает тонко прочувствовать настроение
автора. В центре стихотворения лирический герой, который воспринимается читателем как
неисправимый оптимист. Уже в первых строках он рассказывает, как раскрасил серые будни «краской
из стакана». Эту фразу следует воспринимать в переносном значении. Скорее всего, говорится о том,
что герой скрасил будни чем-то, что приятно его душе.На раскрашивании герой не остановился. В
студне он заметил океан, а жестяная рыба поманила губами. Лирический герой подмечает каждую
деталь. Ассоциации, которые возникают у него в голове, несколько необычные. Тем не менее герой не
боится показаться окружающим чудаком. Наоборот, он гордится своим умением видеть прекрасное.В
последних строках герой обращается к другим людям. Он спрашивает, умеют ли они тоже видеть
красоту в серых буднях. Этот вопрос скрывается за оригинальной метафорой: «А вы ноктюрн сыграть
могли бы на флейте водосточных труб?». Вопрос, на первый взгляд, риторический. На самом деле,
автор надеется, что каждый читатель даст на него свой ответ

18.

В творчестве Маяковского одной из основных
становится тема любви. Сам поэт был
человеком эмоциональным, влюбчивым,
все его любовные истории проходили бурно
(с ссорами, ревностью). «Любовь» поэт
считал не пустым словом.
Вот как он высказывается об этом чувстве в
своём дневнике: «Любовь – это жизнь, это
главное... От неё разворачиваются стихи и
дела… Любовь – это сердце всего. Если оно
прекратит работу, все остальное отмирает,
делается лишним, ненужным».
Поэт часто влюблялся. Адресатами его
любовной лирики в разное время
становились женщины, окружавшие его. Это
и Мария Денисова, Лиля Брик, Татьяна
Яковлева, Елизаветы Лавинская, Элизабет
Джонс, Вероника Полонская. Им посвящены
поэмы «Облаком в штанах», «Люблю», «Про
это», стихотворения «Письмо Татьяне
Яковлевой», «Лиличка», «Письмо товарищу
Кострову…»

19.

20.

Анализируемое произведение было написано Владимиром Владимировичем в 1916 г., спустя год после знакомства с
Лилией Брик. Лилия была сестрой невесты Маяковского Эльзы. По иронии судьбы, Эльза сама познакомила Брик со
своим женихом. Женщина сразу покорила поэта, хоть особой красотой не отличалась. Исследователи считают, что
весь секрет её очарования был в темпераментности и неординарности.Любовь Владимира и Лилии нельзя назвать
счастливой. Женщина уже была замужем, но брачные узы не могли удержать её сердце. Живя с мужем, Брик завела
роман с Маяковским. Такие отношения заставили поэта страдать, но любовь не убили. Внутреннее состояние
Владимира Владимировича отобразилось на бумаге.Долгое время стихотворениям Маяковского, посвящённым
Лилии Брик, не было места в русской литературе. Цензура запрещала их из-за безумных «выходок» женщины,
которые были известны широкому кругу людей. При жизни поэта произведение так и не появилось в печати.
Впервые его опубликовали в 1934. Тема произведения – страдания, принёсенные любовью. Раскрывается она в
обращении лирического героя к возлюбленной. У стихотворения есть подзаголовок «Вместо письма», он, как бы
намекает, что герой выражает свои чувства искренне. Он не хочет их афишировать, ведь душа героя открыта только
для возлюбленной. Сначала лирический герой описывает прокуренную комнату. Она такая же мрачная, как и его
мысли, напоминает ад. Такие ощущения возникают у лирического героя из-за того, что возлюбленная охладела к
нему. Герой предчувствует разрыв отношений. Он детально воспроизводит картину расставания, которую рисует его
воображение: любимая женщина выгоняет его, и он с дрожащими руками в отчаянье бежит по улицам. В этом
эпизоде раскрывается взрывной характер героини, который был присущ и её прототипу.Любящий мужчина не
желает доводить отношения до этой пиковой точки. Он хочет расстаться сейчас, пока возможно сделать это тихо, без
ссор. Тем не менее он уверен, что женщина не сможет избавиться от любви полностью, и будет таскать её, как гирю.В
строках произведения появляются образы слона и быка. Оба зверя отправляются отдохнуть в место, которое
приносит им успокоение. Слон и бык – метафорическое воплощение лирического героя и самого Маяковского,
уставшего от любви.

21.

22.

Перед тем, как завершить своё
«письмо», герой ещё раз признается
женщине в любви. Он осознает, что
возлюбленная скоро забудет о нём,
но не теряет надежды на то, что его
слова остановят её. Последние стихи
поражают нежностью, которую герой
сумел сохранить в растерзанном
сердце.В произведении реализуется
идея, что настоящую любовь не
могут убить ссоры и разлуки. Автор
показывает, что нежное чувство
может приносить, как радость, так и
страдание. Композиция
произведения соответствует
футуристической манере. Оно
написано в форме монологаобращения лирического героя. Текст
не делится ни на смысловые части,
ни на строфы. Это целостный поток
мыслей, которые появляются под
давлением эмоционального
напряжения.

23.

24.

25.

26.

Владимир Маяковский для нас - это скорее поэт революции, непримиримый боец, своими рваными строчками несущий
миру новые истины. Но немногие знают, что он еще и рисовал. Причем талантливо. В годы Гражданской войны он стал
одним из художников Окон РОСТА и создавал агитационные плакаты, пропитанные сатирой и призывом к борьбе. РОСТА
стало издавать листочки, вестники, бюллетени. По сути это был центральный орган власти, отвечавший за агитацию и
освещение военных новостей. Но важно было доносить вести и до простого народа, причем быстро и доходчиво.Ведь
что за ситуация была в стране: молодая республика голодает, изнемогает от войны и болезней, она окружена кольцом
интервенции, и простой, часто неграмотный народ не понимает, кому верить. Вдруг среди опустевших улиц, разбитых
витрин и оборванных проводов, среди серости и мрака военного времени в центре города ярким пятном появляется
плакат. Главной темой в то непростое время было разоблачение врага молодой республики. А врагов у республики было
достаточно, начиная с брюшного тифа, вшей, оспы и холеры заканчивая белогвардейскими командирами. Поэтому для
пропаганды и был изначально выбран язык плаката, который был понятен даже тем, кто не умел читать. Положительные
герои – рабочий, красноармеец, крестьянин – всегда показаны в динамике, в революционном порыве, в борьбе и труде.
Плакат постоянно напоминает о врагах республики – Антанте, белых, меньшевиках, буржуе. Особенно часто повторяется
в «Окнах Роста» образ «буржуя». Его отличительные признаки: цилиндр, манишка, толстое пузо, рот с хищным оскалом.
Интересно, что у каждого врага есть такой внешний признак: например, у Деникина толстые «земские» усы,
генеральская фуражка и грузная фигура. Главным героем здесь становится гражданин республики – рабочий,
красноармеец, которого враги поджидают не только на фронте, но и в тылу, – это многочисленные болезни и бытовые
проблемы, а также вражеская пропаганда исподтишка.Важное место в «Окнах» в первой половине 1921 года занимает
разъяснение декретов советской власти: о свободной торговле, о кооперации, об урегулировании зарплаты, о правилах
пользования транспортом, о почтовой связи. Плакат оперативно рассказывал о событиях на фронте, ясными и четкими
лозунгами призывал к действию, ярким пятном врывался в военные будни, давал надежду, веру в единство народа и
победу красного знамени.«Это – протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная
пятнами красок и звоном лозунгов», - говорил сам В. Маяковский.Плакат тогда формировал общественное мнение,
изобразительное искусство оказывало мощное влияние на политику и военные события.

27.

28.

Сатира В. Маяковского
направлена против пороков,
мешающих людям строить
новую жизнь. Об этом
говорят сами названия
произведений, написанных
поэтом после революции:
“Взяточники”, “Трус”,
“Халтурщик”, “Подлиза”,
“Сплетник”, “Ханжа” и др. Но
есть среди этих человеческих
пороков те, которые
особенно ненавистны В.
Маяковскому, – это
мещанство и бюрократизм.
Их поэт разоблачает в
стихотворениях “О дряни” и
“Прозаседавшиеся”.

29.

30.

31.

32.

33.

Стих «Прозаседавшиеся»
является блистательным
примером гротескной
сатиры. Поэт высмеивает
работу чиновников и их
«важные» дела. А также
он подмечает, что
коммунизм начинает своё
становление явно не с
того, с чего следовало бы.
Маяковский пытается
показать читателю,
насколько несправедлива
и глупа бюрократия.
Чиновники на заседаниях
попусту тратят время и
обсуждают вопросы,
совершенно не
относящиеся к их работе.

34.

35.

История создания – произведение было написано осенью 1922 г., когда поэт убедился, что Октябрьская революция не
стала спасительным кругом для народа.Тема стихотворения – взаимоотношения простых людей и чиновников, рабочие
будни тех, что заседают в кабинетах.Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя,
который рассказывает о том, как пытался попасть в кабинет чиновников. Рассказ героя можно разделить на две
смысловые части: бесконечные хождения по лестницам в попытках попасть на приём к чиновнику и рассказ о
заседании, на которое ворвался лирический герой.Многое в «новой» стране вызывало у него возмущение и иронию,
например, отношение «верхушки» к людям. Невеселые наблюдения стали основой для написания в 1922 г.
«Прозаседавшихся». Стихотворение относится к послеоктябрьскому периоду творчестваВ стихотворении автор
развивает тему чиновнических рабочих будней. Свои раздумья он щедро «заправляет» сарказмом и иронией.
Проблема раскрывается через восприятие представителя народа, которому пришлось побегать по кабинетам
чиновников. Этот представитель из народа и является лирическим героем.Сначала герой знакомит нас с
представителями власти. Он рассказывает, как те каждый день спешат на свои рабочие места, где их уже ждут сотни
бумажек, которые чиновники быстро разбирают и спешат на заседания. Далее лирическое «Я» переходит к описанию
своих «скитаний по кабинетам». В каждом из них его ожидает один ответ: «Товарищ такой-то ушли заседать». Героя
просят подождать час, а когда он возвращается, не застает даже секретарей: те тоже ушли заседать на комсомольских
собраниях.В. Маяковский прекрасно понимает, что на этих заседаниях не решается ничего важного, и это он с
неприкрытой иронией демонстрирует читателю: «Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом».До конца дня,
потраченного на беготню по лестницам, терпение лирического героя иссякает. Он, не сдерживая эмоций, врывается на
одно из заседаний. Увиденное его ошарашивает: в зале сидят только половины людей. Герою кажется, что это происки
дьявола. Секретарша, привычная к таким «половинчатым» заседаниям, рассказывает, что по-другому чиновники не
успеют побывать на всех собраниях.В последней строфе оказывается, что герой провёл в беготне по кабинетам целый
день. К вечеру у него созрела единственная мечта, чтобы прошло заседание «относительно искоренения всех
заседаний». Последняя строка отражает идею произведения. Автор показывает, что заседания – не показатель того, что
чиновники решают важные дела. Это простая трата времени, от которой страдают простые люди.

36.

37.

“Облако в штанах” — замысловатый
оксюморон, заключающий в себя два
образа, между которыми, и в прямом и
в переносном смысле слова, небо и
земля. С одной стороны, мы имеем
нечто легкое, свободное, беззлобное,
воздушное — то бишь облако. С другой
— штаны. Вещь, появление которой еще
в первобытном мире ознаменовалось
человеческим грехопадением,
зарождением похоти, формированием
мещанской ограниченности,
гипертрофированной в уже
современному Маяковскому обществе в
ненавистную ему этикетность.
Не мужчина, а просто облако в штанах
— предлагаемый Маяковским
гротескный образ чистого, аккуратного,
безгреховного человека, не
перестающего, при этом, стыдиться
себя, стремящегося к приторности, так
хорошо соответствующей
общественным рамкам и их
неформальным требованиям.

38.

39.

40.

Поэма «Облако в штанах» Маяковского, написанная в 1915 году, стала первым
крупным произведением поэта-революционера. Первоначальное название –
«Тринадцатый апостол» – было изменено в результате царской цензуры. События
поэмы происходят в 1910-х годах в России, точное место действия указано в первой
части — Одесса.
Главные герои
Лирический герой – двадцатидвухлетний поэт, дерзкий, романтичный, «нахальный и
едкий». В его чертах узнаваем сам Маяковский. Мария – молодая девушка, предмет
любви и сердечных мук лирического героя. Другие персонажи Обыватели – к ним
обращается молодой поэт, и им же противопоставляет свои чувства и отношение к
жизни.
Вступление
Во вступительной части поэт заявляет о себе как о самоуверенном молодом человеке,
в чьей душе «ни одного седого волоса». Он делится с обывателями своими
представлениями о любви. Ради этого чувства лирический герой готов на глобальные
перемены. Он даже способен вывернуть себя наизнанку и стать «безукоризненно
нежным», как «облако в штанах».

41.

Глава 1
Лирический герой предается воспоминаниям о том, как в Одессе он страдал, нетерпеливо ожидая девушку по имени
Мария. Она обещала прийти ровно в четыре часа, однако время шло, незаметно подкрался вечер, а девушки все
нет.Ожидание любимой настолько мучительно для лирического героя, что он сравнивает себя с «жилистой
громадиной», которая корчится и стонет, не получая желаемое. Тоску поэта усиливает дождь, бьющий в стекло, шум
городских улиц, автомобильные гудки. Он чувствует себя безмерно одиноким и несчастным, напряжение его
настолько велико, что «нервы мечутся отчаянной чечеткой». Наступление полночи поэт сравнивает с головой
казненного, упавшей с плахи. И дурное предчувствие не обманывает его: приходит Мария, и с порога объявляет о
том, что выходит замуж. Это известие оглушает поэта, однако он морально готов к нему и сравнивает свое состояние
с пульсом покойника: надежда на взаимность и сладкие мечты разрушены, навсегда погребены признанием Марии.
Читатель знакомится с лирическим героем — пылким и красивым двадцатидвухлетним юношей и его возлюбленной
— неосмотрительной особой, пугающейся автомобильных гудков, но не находящей опасности в праведном гневе
молодого человека, которому она спешит признаться в том, что ее ведут под венец. И зря! Ведь нет ничего страшнее
чем убийственное спокойствие лирического героя, подобное сну Везувия, готового разразиться праведным
испепеляющим гневом. Герой разочаровывается в любви к милой сердцу даме, что приводит к обрушению его веры
в любовь как таковую. Гнев юноши неразличим окружающими, но он губителен для человека, подвергающего
сомнению все вокруг, кроме его собственного любовного абсолюта, который только что разорвало на куски. Герой
просит выстонать через столетия первый его крик.

42.

В первой главе поэмы «Облако в штанах» рассказывается о том, как к лирическому герою не пришла возлюбленная.
Он мучается и страдает на фоне неуютного декабрьского пейзажа. Благодаря экстравагантной лексике и каскаду
причудливых метафор поэту как нельзя более удачно удавалось передать силу человеческих страданий, их
порывистую динамику. Ведь настоящее горе и отчаяние никогда не бывает утонченно красивым, как в
сентиментальных романах восемнадцатого века. Это крик, вой, безудержный накал эмоций, лишь изредка
прерываемый приступами молчаливого отчаяния.При помощи емких художественных деталей В. Маяковский создает
обобщенные портреты персонажей. Лирический герой -«жилистая громадина». Со стороны он выглядит
мужественным и спокойным («бронзовый», «сердце - холодной железкою»). На самом же деле душа его мучительно
просит любви и ласки.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское, —
в тоске признается он.
Только очень талантливый писатель может так поэтично и в то же время откровенно рассказать об интимном. В этих
метафоричных строках воплощена вся нечеловеческая боль одиночества. Лирический герой, чувствует, что его
предали, даже еще не зная об этом наверняка. Он уязвлен и беспомощен. Страдания от неразделенной любви
усиливаются томительным ожиданием избранницы. Нетерпение лирического героя ярко и выразительно передает
поступательный ряд числительных:
«Приду в четыре», - сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.

43.

Выразительны в этом отношении и глаголы («стонет», «корчится», «горблюсь в окне»).
В. Маяковский не пишет: «Это было декабрьским вечером». Он повествует так:
Вот и вечер
в ночную жуть
ушел от окон,
хмурый,
декабрый.
И это мрачное описание еще более сгущает краски. Интересен звуковой состав подобранных слов: почти в каждом
из них есть шипящие согласные. Они ассоциируются с шумом дождя и ветра и передают состояние непогоды. Таким
образом, читатель догадывается о том, что делается за окном, еще задолго до того, как В. Маяковский прямо
напишет об этом:
В стеклах дождинки серые
Свылись,
гримасу громадили,
как будто воют химеры
собора Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери- величественное религиозное сооружение в самом сердце Парижа. В поэме много
религиозных мотивов, обрамляющих исповедальный монолог «тринадцатого апостола». Но в данном случае
упоминание о соборе не только усиливает богоборческое звучание поэмы, но и срабатывает как эстетически
удачное изобразительно-выразительное средство. Сам собор имеет сложное и интересное архитектурное решение.

44.

На одном из ярусов его устрашающе возвышаются
упомянутые В. Маяковским химеры, или гаргулии. Их
жадно и хищно распахнутые волчьи пасти напоминают о
каре небесной. И сам готический архитектурный стиль, в
котором выполнен знаменитый Нотр-Дам, призывает к
суровому аскетизму и терпению.
Вспомнить мрачную атмосферу Средневековья заставляют
не менее жесткие строки:
Упал двенадцатый час,
как с плахи голова казненного.
Лирический герой, потеряв возлюбленную, ощущает себя
на грани жизни и смерти. Он ищет сочувствия у дождя, но
дождинки Серые лишь воют в ответ, «как будто воют
химеры собора Парижской Богоматери». Поэтическое
сравнение лишь усиливает глубину страданий лирического
героя, придает им вселенский масштаб. Метафоры («скоро
криком издерется рот») и сравнения («как больной с
кровати, спрыгнул нерв») подчеркивают физический
характер этой невыносимой боли - боли разбитого сердца.
Картину скачущих бешеных нервов экспрессивно дополняет
интерьер комнаты («двери вдруг заляскали, будто у
гостиницы не попадает зуб на зубу).

45.

Наконец возвращается возлюбленная, «резкая, как «нате!». Сообщая лирическому герою о своем предстоящем
замужестве, вся она воплощает в себе вызов, отторжение. Тот остается внешне спокойным. Но безмерное горе его
выражают метафоры («вы — Джиоконда, которую надо украсть») и сопоставления («Погибла Помпея, когда
раздразнили Везувий»), в основе которых лежит обращение к известным культурно-историческим фактам. «Мона
Лиза» («Джоконда») - картина итальянского художника Рафаэля, непревзойденный идеал загадочности и
женственности.
Страшна и трагична сцена, изображенная на картине К. Брюллова «Последний день Помпеи», на которой могучий
вулкан Везувий низвергает свои гибельные потоки лавы на несчастный город.
Контраст большого и маленького, использованный в начале главы, сменяется в этой сцене противопоставлением
внешнего покоя и внутренней, душевной бури.
В финале главы лирический герой сообщает маме, что у него «пожар сердца». Далее эта метафора становится
развернутой, и перед глазами проносится картина тушения этого пожара. Этот прием призван выразить налет легкой
иронии, с которой лирический герой относится к своим страданиям. Действительно, стоит ли так переживать из-за
возлюбленной, которая променяла чистое искреннее чувство на выгодное замужество.
Ход художественного времени играет в первой главе поэмы большую роль. Его течение удачно передают
выразительные метафоры. Каждая из них глубоко продумана автором: вечер уходит, полночь мечется с ножом, а
ночь «по комнате тинится и тинится, из тины не вытянуться отяжелевшему глазу». Эти фрагментарные описания
передают смену душевного состояния лирического героя. Сначала он тревожится, потом негодует и страдает, а
затем от усталости у него начинают слипаться глаза.

46.

«Долой вашу любовь»
В первой части поэмы «тринадцатый апостол» буквально
выворачивает себя наизнанку — и делится с читателем историей
любви к некоей Марии. Имя это выбрано, скорее всего, в память
об отношениях с Марией Денисовой-Щаденко, художницей, с
которой Маяковский впознакомился в 1914 году в Одессе; но не
будем повторять традиционную школьническую ошибку и
«смешивать» образ автора и лирического героя.Герой прямо-таки
одержим мечтами о встрече с возлюбленной. Девушка
опаздывает на назначенное свидание; проходит шесть часов — а
её всё нет.
Приём — долгое, настойчивое сравнение какого-либо реального
явления (в данном случае — невыносимой тяжести ожидания) с
чем-то вымышленным — называется развёрнутой метафорой.
И вот Мария всё-таки приходит к лирическому герою, но… только
для того, чтобы сообщить, что она выходит замуж. Для молодого
человека это, разумеется, серьёзнейший удар. Но с какой
стойкостью он принимает её решение! Герой не бросает вслед
упрёки и оскорбления: напротив, он благодарен судьбе за то, что
сумел познать такие искренние, сильные чувства.
Первая часть поэмы заканчивается ещё одной развёрнутой
метафорой. Герой испытывает «пожар сердца» и понимает, что
этот огонь может спалить его душу дотла. Но разве можно
любить по-другому? — будто бы кричит он «трясущимся людям»,
сидящих в тихих квартирах. Разве позволительно вступать в
отношения и создавать семьи просто потому, что «так надо»?

47.

48.

Так, в начале произведения читатель наблюдает за падающей
лошадью. Затем поэт показывает, как над безобидным животным
потешаются. Спустя определённое время главный герой стихотворения
начинает подбадривать лошадь. Благодаря лирическому герою лошадь
не падает духом и встаёт. Центральное место в произведении
«Хорошее отношение к лошадям» занимает образ лошади. Однажды в
морозный день лошадь скакала по дороге. Однако путь её не был
простым, животное поскользнулось и упало. Казалось бы, никто не
должен был быть равнодушен к случившемуся, ведь необходимо
помочь лошади подняться или хотя бы посочувствовать ее боли.
Однако в своём произведении Маяковский создал образ насмешливой
и злорадной толпы. Прохожие лишь стали смеяться над бедным
животным, в глазах которого стояли слезы боли и обиды. Лишь один
человек проявил милосердие и подбежал к лошади. Увидев в глазах
животного слезы, герой произведения поддержал его трогательными
словами: «Деточка, все мы немного лошади». И лошадь
приободрилась и нашла в себе силы встать на ноги.
Действительно, фраза «работаю, как ломовая лошадь» стала в России
типичной. Поэт метко подметил сходство человека и лошади: мы
работаем без устали, порой несем на себе непомерный груз, но, как и
все живые существа, нуждаемся в поддержке и понимании. Эти
составляющие эмпатии ставят на ноги даже того, кто упал.

49.

50.

51.

52.

Образ толпы описан в негативной тональности: автор
называет людей «зеваками», которые пришли
«клешить штаны» на Кузнецкий. Событие происходит
в центре Москвы, куда люди приходят отдохнуть и
развлечься. Но обыватели жестоки: они высмеивают
горе, находят повод для зубоскальства в неудачах
других и самоутверждается за их счет. Но автор
спешит опустить значимость этих зевак: они тоже
играют роль лошадей, просто сейчас не запряжены в
повозки. Так что ничто не дает им права осмеивать
участь, которая грозит им самим. Даже тоска лошади
«общая звериная», то есть свойственная всем живым
существам и объединяющая их. Ведь всем нам
свойственно падать духом и плакать от бессилия. Но
доброе слово поможет каждому.
Важно обратить внимание на антитезу: лошадь
«старая», но в момент подъема она уже «рыжий
ребенок». Духовная молодость дает нам силы тянуть
свой воз до победного конца.
Лирический герой в стихотворении «Хорошее
отношение к лошадям» — человек тонко
чувствующий, сострадательный, готовый распахнуть
душу нараспашку. У него большое сердце, ему
небезразличны чужие беды. И он не боится идти
против условностей и толпы.

53.

Основная тема стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» — тема любви к труженикам, которые стараются
принести большую пользу людям. К сожалению, они не всегда заслуживают благодарности от окружения. Над их
неудачами смеются те, кто ничего не делает. Но правда и сила на стороне тех, кто встает и исполняет свой долг.
Недаром поэт ставит в один смысловой ряд глаголы «жить» и «работать»: для него это почти синонимы. Только тот,
кто трудится, созидает, создает нечто новое, живет по-настоящему.
Тема мотивации и поддержки. Доброе слово творит чудеса. Лошадь, услышав даже банальные утешения, смогла
поднять голову и продолжить путь. Очень важно поддерживать тех, кто в этом нуждается, а не смеяться над ними.
Противопоставление героя и толпы. Люди часто страдают от стадного инстинкта и поступают так, как все, не думая о
том, правильно ли это? Лишь яркая индивидуальность не побоится осуждения и насмешек толпы, выступит против
всеобщего равнодушия.
В те времена поэта также очень волновала проблема жестокости и равнодушия, поэтому автор её затронул в своём
произведении. Главный герой наблюдает жестокую картину. Лошадь падает на льду, а окружающие лишь
насмехаются над бедным животным. Боль кажется им забавной, неудача — комичной. Зеваки жадно ищут
впечатлений и не могут представить себя на месте тех, кто попал в беду. Они зациклены лишь на себе. Один только
лирический герой проявил сочувствие.

54.

В своём произведении Владимир Маяковский
утверждает, что необходимо относиться друг к
другу с добротой и пониманием. Главная мысль
стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»
состоит в том, поддержка помогает всем живым
существам справиться с «общей тоской» и
добиваться намеченных целей. Автор заявляет,
что ни в коем случае нельзя проходить мимо того,
кому необходима помощь. Не стоит забывать, что
с каждым человеком может произойти любая
неприятная ситуация, необходимо проявлять
милосердие друг к другу. Ведь никто не
застрахован от жизненных неудач. Благодаря
монологу лирического героя читатель осознает,
что отзывчивость, милосердие и чуткость к
окружающим — необходимые понятия в жизни
каждого человека.
Смысл стихотворения «Хорошее отношение к
лошадям» — это и отрицание того, что боль
может быть смешной. Нельзя смаковать чужие
неудачи и высмеивать слезы. Иначе мы потеряем
человеческий облик и тех, кто трудится,
превозмогает себя для нас.
English     Русский Правила