Изба Екимовой
Внутреннее убранство
Внутреннее убранство
Внутреннее убранство
Изба Шкипарёва
Внутреннее убранство
Внутреннее убранство
Внутреннее убранство
Внутреннее убранство
Изба Царёвой
Важное место в избе занимает печь.
Мужской угол
Чердачное помещение
Изба Туницкого
Внутреннее убранство
Внутреннее убранство
Дом Добровольских
Затейливые наличники
Внутреннее убранство
Внутреннее убранство
Внутреннее убранство
Внутреннее убранство
Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровичского района
Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровичского района
Успенская церковь в деревне Никулино
Неизвестная часовня из деревни Гарь Маловишерского района
Неизвестная часовня из деревни Кашира Маловишерского района
Церковь Николы из д. Высокий Остов Окуловского района
Церковь Николы из д. Высокий Остов Окуловского района
Церковь Успения Богородицы
Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района
Церковь Успения Богородицы
Церковь Николы из деревни Тухоля Крестецкого района, 1688 год.
Никольская церковь из д. Мякишиво Хвойницкого района
Никольская церковь из д. Мякишиво Хвойницкого района
Церковь Троицы Живоначальной из Реконьской пустыни Любытинского района
Церковь Троицы Живоначальной из Реконьской пустыни Любытинского района
Неизвестная часовня из деревни Малышево Пестовского района
Мельница из деревни Ладощино
16.48M
Категория: ИскусствоИскусство

Витославлицы. Музей деревянного зодчества под открытым небом

1.

Музей деревянного зодчества под
открытым небом

2.

3.


Музей народного деревянного
зодчества «Витославлицы» был
основан как «заповедник
образцов деревянного
зодчества» 5 июня 1964 года
решением городского Совета
депутатов трудящихся.
Он располагается в южных
окрестностях Новгорода в
уникальной исторической и
ландшафтной среде. На берегу
озера Мячино. Рядом находится
Юрьев монастырь, основанный
1030 году Ярославом Мудрым.
На противоположном берегу
реки Волхов - Рюриково
городище. В XII веке на
территории нынешнего
Приозерного сектора музея
располагались Пантелеймонов
монастырь и село
Витославлицы, упомянутое в
жалованной грамоте князя
Изяслава Мстиславича 1134
года. По имени древнего села
музей получил своё славянское
имя.
.

4.


К сегодняшнему дню на
территории 33,4 га собрано 34
памятника деревянного
зодчества, среди которых
уникальные памятники
деревянного зодчества XVI – XIX
вв.
Музей находится на территории
бывшей дворянской усадьбы А.А.
Орловой-Чесменской (первая
половина ХIХ вв), в настоящее
время сохранились 2 каменные
постройки.
Состоит из четырех
этнографических зон,
представляющих типичные
крестьянские усадьбы со всеми
хозяйственными постройками и
архитектурой малых форм. В
памятниках деревянного
зодчества размещены
экспозиции и выставки.
Основным принципом
построения являются
«жизненные комплексы» с
экспозицией, приближенной к
реальной обстановке, и с живым
показом работы мастеров,
проведением игр, праздников,
свадебных обрядов.

5.

• Двухрядовая
деревня с
четырьмя
избами,
амбаром и
часовней из
деревни
Кашира
выглядит
гостеприимно.

6. Изба Екимовой

7.

• Экспозиция
«Весеннелетние
календарные
праздники» в
избе
Екимовой
представляет
вехи
народного
календаря от
Егорьева дня
до Спасов.

8. Внутреннее убранство

9. Внутреннее убранство

10. Внутреннее убранство

11. Изба Шкипарёва

12.

• Если появится
желание узнать, как
совершался обряд
крещения
новорожденного в
избе, как менялся
бытовой уклад
крестьянской семьи
в летний период
после Петрова дня
– можно заглянуть
в дом Шкипарева,
где располагается
экспозиция
«Крестины».

13. Внутреннее убранство

14. Внутреннее убранство

15. Внутреннее убранство

16. Внутреннее убранство

17. Изба Царёвой

18.

• В избе Царевой
экспозиция
характеризует
зимний период, когда
жизнь крестьянской
семьи
сосредотачивалась в
стенах собственного
жилища. Женщины
сидели за прялками,
сновали основу для
ткачества, ткали,
готовили «пойло»
скоту. Хозяин
занимался
изготовлением
веретен, заготовкой
дров.

19. Важное место в избе занимает печь.

• Возле нее - «бабий
кут» (кухня), место,
куда мужчины, как
правило, не заходили.
Здесь все, что нужно
для приготовления
пищи: глиняная,
деревянная и
плетеная посуда,
чугуны. Треснувшие
горшки экономные
хозяева не
выбрасывали, а
оплетали их для
прочности берестяной
корой. Этот обычай, по
данным
археологических
раскопок, пришел из
глубины веков.

20. Мужской угол

• Все
хозяйственные
предметы: соха,
борона, конская
упряжь, мебель и
посуда и сама
изба полностью
выполнены из
природных материалов. Как в
старину
говорили: «Лес он не только
волка, он и
мужика
прокормит».

21. Чердачное помещение

22.

23. Изба Туницкого

24. Внутреннее убранство

25. Внутреннее убранство

26. Дом Добровольских

27. Затейливые наличники

28. Внутреннее убранство

29. Внутреннее убранство

30. Внутреннее убранство

31. Внутреннее убранство

32.

33.

• Испокон веков
люди
стремились
обставить' свою
жизнь как можно
красивее,
затейливее.
Избы
обязательно
украшали
резьбой,
покрывавшей
ворота, колонны
крылечек,
карнизы крыш,
наличники окон,
причелины. И
все, что
требовалось для
домашнего обихода, должно
было радовать
глаз.

34.

35.

36.

37.


Жилую избу и другие хозяйственные постройки крестьянин
обычно рубил для себя сам. В
«Витославлицы» перевезены пять
жилых изб XIX в. Все они принадлежали крестьянам-середнякам и
построены по одному принципу.
Это небольшие, но высокие, как
бы двухэтажные постройки.
Первый этаж - подклет хозяйственное помещение. В нем
хранили съестные припасы,
иногда хозяин устраивал
мастерскую. Второй этаж - жилой
- находится довольно высоко,
чтоб сохранить тепло и было
сухо.
Интересной деталью некоторых
изб является галерея (прикролек).
Она и украшает избу и защищает
нижние бревна от дождя. А верх
избы оберегает вынесенная вперед крыша - характерная особенность северного жилища. Крыши,
сделанные «по старине», очень
живописны, а главное, прочны они выдерживали любые снега и
ураганы. «Под единой крышей»
находятся и жилое, и
хозяйственное помещения,
причем жилье занимает меньшую
часть избы.

38.


Первый этаж с хлевами
отведен под скотный
двор. Наверху просторный сарай, где
хранилось сено, солома,
а так же хозяйственная
утварь. Летом сюда
выносили кровати под
пологом. Жилое
помещение очень
небольшое, и здесь
рационально
использовали каждый
сантиметр площади.
Мебель, в основном,
встроенная в сруб: полки,
лавки, полати. По
обычаю, в красном углу
под божницей стоял
обеденный стол. Особой
гордостью хозяек были
точеные, резные и
расписные прялки. Их
обычно ставили на
видное место - это не
только орудие труда, но и
украшение жилища.
Нарядную прялку дарил
муж - жене, жених невесте, отец - дочери.

39.

40.

41. Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровичского района

42. Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровичского района

43.

44.


Церковь Рождества
Богородицы была
построена в 1531 году
... 483 года назад
новгородские
плотники в с. Передки
срубили церковь
Рождества
Богородицы. Ныне
это один из
древнейших
деревянных храмов
Руси.
Трехпрестольный,
крещатый в плане, с
двумя малыми и
одним большим
шатром, он опоясан с
трех сторон галереей
на кронштейнах. С
любой точки памятник
смотрится
монументальным
парадным
сооружением.

45. Успенская церковь в деревне Никулино


Она была построена в 1599 г.
на месте более ранней,
сгоревшей. Это была
небольшая клетская
постройка из трех
соединенных срубов, с
галереей с юга, служившей
одновременно крыльцом
перед входом в трапезную.
Индивидуальной чертой
является галерея-крыльцо,
которая, возможно, и в это
время являлась звонницей.
Первые письменные известия
были зафиксированы на двух
деревянных напрестольных
крестах, хранившихся в
алтаре церкви. Ранний,
самого конца ХVI в.,
сохранился в обломке, но с
полным текстом записи,
выполненной черными, но
уже выцветшими чернилами.
Второй крестик с записью об
очередном освящении церкви
сохранился полностью,
относится к первой половине
XIX в. Оба текста сообщают о
построении церкви в 1599 г.

46. Неизвестная часовня из деревни Гарь Маловишерского района


Реконструкция постройки очень
проста - она более всего близка
к избе-клети, только крест на
крыше символизирует ее
культовую принадлежность.
Часовня представляет собой
маленький сруб с двухскатной
кровлей, устроенной "по
потокам и курицам".
Особенность этого памятника галереи, установленные на
бревенчатые выпуски и
окружающие строение с трех
сторон. Декоративное убранство
часовни скромно, но
выразительно: массивные
желоба-потоки, шелом и курицы,
резные столбики галерей,
причелины и полотенца... Два
косящатых окна освещают
предельно простой интерьер,
где лишь у восточной стены
сохранилась полка для икон.
Бревна стен не протесаны,
потолок устроен "в косяк" по
двум балкам-матицам.
Сохранился старый пол из
широких сосновых пластин. По
характеру обработки окон,
дверей, полки для икон, форме
потолка, непротесанных бревен
стен, мощных половиц
постройку можно датировать
второй половиной 17 века.
Перевезена в Витославлицы в
1972 году.

47. Неизвестная часовня из деревни Кашира Маловишерского района


Часовня из деревни
Кашира - интересный
памятник XVII века.
На основании
данных
дендрохронологичес
кого анализа
установлен 1745 год.
Стены протесаны без
округления в углах.
Никакого убранства в
памятнике не
сохранилось, только
в восточной части
остался выступ пола
- солея.
Часовня перевезена
в Витославлицы в
1972 году.

48. Церковь Николы из д. Высокий Остов Окуловского района


Построенная в 1767 году «тщанием
прихожан» церковь Николы из д.
Высокий Остров представляет
архитектурный тип, называемый в
старину «кораблем». Ярусная
композиция двух вертикалей собственно церкви и колокольни –
придает церкви динамику и четкость
очертаний. Колокольня церкви –
самое высокое сооружение музея
(27 метров).
Никоновская реформа 17 в.
запретила возведение шатровых
церквей. На шатровые колокольни
запрет не распространялся.
Появился новый тип культового
сооружения - церкви кораблем,
ярусные, где отражение
устремленности вверх также
проявилось, хотя и не с такой силой
и динамикой, как в шатровых.

49. Церковь Николы из д. Высокий Остов Окуловского района


Ярусность выразилась в установке друг
над другом восьмигранных срубов
(обычно трех), уменьшающихся по
высоте и особенно по ширине по мере
устремления кверху, к главке с крестом.
Такой же прием использовался и при
рубке колокольни, венчавшейся
шатром. Требования были соблюдены
и высотность выдержана. К тому же
дробность объемов была в стиле
барокко, охватившего сначала обе
столицы, а затем и провинцию России.
Ярусные церкви, в которых почти
всегда основные срубы - алтарь,
ярусная церковь, трапезная, паперть с
ярусной колокольней, крыльцо располагались строго по продольной
оси - восток-запад, при некотором
воображении напоминали
двухмачтовый парусный корабль.
Одним из лучших и выразительных
экземпляров оказалась Никольская
церковь в Высоком Острове. В 1783
году в "Клировых ведомостях
Новгородского уезда" указывается:
"Церковь во имя святителя Николая,
новая, деревянная, без приделов,
холодная…"

50. Церковь Успения Богородицы

• В августе 1964 году был
заложен окладной венец
первого памятника музея,
церкви Успения из с. Курицко
1595 года. Ее относят к
древнейшим шатровым
постройкам типа «восьмерик
на четверике». Четкий силуэт
церкви с шатром,
взлетающим на 10 метров в
высоту, виден издалека и
прежде являлся ориентиром
для ильменских рыбаков. В
2006 году из Поозерья были
перевезены две
рыболовецкие соймы и
лодка.

51. Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района


Церковь Успения
Богородицы из
деревни Курицко
Новгородского района,
(1595 г).
Скрытая кронами
деревьев, за деревней
стоит церковь Троицы
из Реконьской пустыни
1673-76 гг. Небольшой
размер клетской
церкви, крыльцозвонница, строгость
образного решения –
ее отличительные
особенности. По
преданию, церковь
была срублена рядом с
местом чудесного
обретения охотниками
иконы Святой Троицы.

52. Церковь Успения Богородицы


Церковь Успения
Богородицы привезена
из деревни Курицко на
берегу озера Ильмень.
Построена церковь была
в 1595 году – эти данные
подтверждены
дендрохронологическим
анализом. Церковь
стояла на песчаном
мысу, который в
настоящее время уже
окончательно размыт.
Архитектурный облик
шатровой Успенской
церкви типичен для
многих деревянных
культовых построек 16 –
18 веков. Нижнюю часть
ее составляет
деревянный
прямоугольный сруб,
который служит
основанием для
восьмерика с высоким
семнадцатиметровым
шатром и небольшой
луковичной формы
главкой.

53. Церковь Николы из деревни Тухоля Крестецкого района, 1688 год.

Очень живописно
расположилась в
окружении сосен
церковь Николы из
д. Тухоля 1688 г.
Своеобразное
архитектурное
решение,
построенное на
нарастании объемов
вверх,
стремительном
подъеме крыши,
способствует
созданию
удивительно
гармоничного
образа. О таких
храмах в порядных
записях и писали:
«Рубить как мера и
красота скажут».

54.


Никольская церковь 17 века
привезена из села Тухоля
Крестецкого района. Там
церковь стояла за околицей
деревушки на берегу реки
Ниши при впадении в нее
ручья Тухольки. Первое
упоминание о Тухоли
относится к 1478 г. в связи
с походом князя Ивана III
на Новгород. Князь
останавливался "у Николы
в Тухоли". Но наша церковь
принадлежит к более
позднему времени.
Существует предание о
том, что церковь
перевезена туда из УстьВолмы.
Дендрохронологическая
дата 1688 г.
Это так назваемая клетская
церковь. К основному
прямоугольному срубу –
клети (кафоликон) –
примыкают прямоугольные
же срубы алтаря и
трапезной. Все срубы, и
основной, и примыкающие
к нему, покрыты
двухскатными крышами.

55. Никольская церковь из д. Мякишиво Хвойницкого района

• Церковь Николы из деревни
Мякишево Хвойнинского
района ранее была
постройкой бывшего НиколоКрутецкого монастыря и
стояла на высоком берегу
реки Песь среди
кладбищенской рощи на
окраине деревни. Точное
время ее строительства
установить не удалось. В
письменных источниках
встречается несколько дат
(1642, 1665, 1686 годы). Пока
можно с уверенностью
утверждать лишь то, что эта
постройка XVII столетия.
Церковь Николы является
одновременно крестчатой и
ярусной постройкой.

56. Никольская церковь из д. Мякишиво Хвойницкого района


На восток обращен пятистенный "круглый"
алтарь, на запад - удлиненная трапеция.
Последовательно уменьшающиеся в площади
ярусы складываются не из восьмериков, а из
четвериков. Такая форма явилась
своеобразным компромиссом между
запрещенными в 1657 году шатровыми
храмами и древними кубоватыми.
Южный и северный срубы основного
помещения церкви выше алтаря и трапезной.
Над ними поднимается двухъярусный
четверик, который венчается чешуйчатой
главой на шейке. С западной и северной
сторон постройка окружена закрытой
галереей-гульбищем, поставленной на срубе.
Все срубы и их уступы покрыты двухскатными
кровлями. Пятистенному алтарю
соответствует пятискатная крыша.
Асимметричное крыльцо устроено на высоком
венчатом срубе. Ступенчатое расположение
объемов создает живую, выразительную
композицию Ярусная церковь выглядит
удивительно живописной, богатой и нарядной
за счет чередования разновысоких кровель и
декоративных деталей -резных подзоров,
полотенец, гребней. Все стены церкви и
фронтоны рублены в "обло с остатком" из
толстых (в комле 32-34 см), большей частью
хорошо сохранившихся сосновых бревен.
Несколько элементов строения - срубы
алтаря, крыльца, галереи - рублены "в лапу".
Массивные стены храма прорезаны
волоковыми и "красными" (косящатыми)
окнами. В памятнике сохранилась очень
интересная, редко встречающаяся
композиция окон - сочетание "красного" окна с
двумя волоковыми окнами по бокам,
расположенными несколько ниже. Такое
архаическое сочетание окон было типичным в
древнерусском строительстве и применялось
не только в церквах, но и в хоромах, дворцах,
избах. Крыльцо одновсходное. храма.

57. Церковь Троицы Живоначальной из Реконьской пустыни Любытинского района

58. Церковь Троицы Живоначальной из Реконьской пустыни Любытинского района

Церковь Троицы Живоначальной
из Реконьской пустыни
Любытинского района
Первый документ, посвященный Реконской
пустыни, относится к 1686г. Это опись
,составленная попом Николаевского погоста
Александром по указу Новгородского
митрополита Корнилия и распоряжению
архимандрита Успенского Тихвинского
монастыря Макария.
Троицкая церковь - постройка небольшая,
строилась с 1672 по 1676 г., состоит из
квадратного в плане алтаря, квадратного в
плане, но несколько большего объема
самой церкви и почти квадратной в плане
трапезной примерно тех же размеров, что и
церковь. Трапезная пристроена встык к
церкви и значительно позднее.
Центральный объем возвышается над
двумя другими. Все они перекрыты
двухскатными крышами, кровля тесовая.
Редчайший случай, когда старые церкви в
XIX столетии не покрывали листовым
железом. Над средним объемом
установлена маленькая главка. С юга при
трапезной и церкви существовало крыльцозвонница. Ко времени первого знакомства с
памятником его уже не было. По врубкам на
наружной поверхности западной стены в
трапезной церкви реставраторам удалось
расшифровать и реконструировать
первоначальное крыльцо, служившее
одновременно и звонницей. Оно было
одновсходным, шло вдоль западной стены
церкви, покоилось на бревенчатом срубе,
перекрывалось асимметричной двухскатной
крышей, конек которой был резко сдвинут
влево (к северу) относительно дверного
проема. Лестница вела с юга. Над
площадкой, на балках - брусьях верхней
обвязки (они же мауэрлаты) висели
колокола и било. Несмотря на утраты всего
оборудования в интерьере, крыльцазвонницы и незначительные искажения
XIXв. (растеска старых и прорубка новых
окон) сооружение смотрится красиво.

59. Неизвестная часовня из деревни Малышево Пестовского района


В дошедшем до нас виде
малышевская часовня представляет
собой квадратный в плане сруб,
покоящийся на глухом невысоком
подклете. Помещение перекрывается
высокой клиновидной двухскатной
крышей с тесовой кровлей, по
которой нанесена щеповая. Конек
кровли направлен с запада на восток.
Конструкция крыши самцовослеговая. Сохранились две простых
причелины на восточной стороне и
одна на западной. Восточная
причелина северного ската внизу
имеет простой резьбы полотенце. Это
сквозной круг с крестом на конце трапециевидные "капельки". Скаты
кровли по низу обрезаны с уступом.
Уступы в западных частях
обусловлены примыканием в этих
местах кровли над галереей, поэтому
свесы здесь короче. Галерея,
приподнятая на кронштейнах,
охватывает постройку с трех сторон.
Вход сделан был с восточной
стороны, по крутой лестнице, вел в
северную часть галереи, оттуда в
западную и через косящатую дверь в
само помещение.

60.


Сразу за
монастырским
комплексом
начинается СевероВосточный сектор
музея, который
формируется с 1972
года. Сюда
перевезены и
реставрированы
житницы, гумно с
ригой, кузница, баня,
изба, конюшня,
часовня. Здесь в избе
Утенковой открыта
экспозиция « Клетский
обряд. Княжой стол»,
представляющая
необыкновенную
красоту и богатство
свадебной традиции.

61. Мельница из деревни Ладощино


Ваше внимание,
несомненно,
привлекут и
отдельно
стоящие
памятники.
У стен Юрьева
монастыря виден
силуэт
мельницышатровки из д.
Ладощино
начала XX в.
Мельничный
комплекс музея
существует пока
в проекте.
English     Русский Правила