6.36M

В.В. Маяковский. Ранняя лирика поэта

1.

В. В. Маяковский.
Ранняя лирика поэта.

2.

В.В.Маяковский-
яркая
личность, оставившая видный
след
в
истории
русской
литературы. Его имя хорошо
известно нам с детства хотя бы
по таким строкам:
Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»

3.

В мировой поэзии XX века
В.Маяковскому
принадлежит
исключительная
роль.
Маяковский
вошел
в
литературу как поэт-трибун, как
«агитатор, горлан, главарь». Он
действительно шагнул к нам
«через лирические томики, как
живой с живыми говоря».

4.

В.В.Маяковский-один из
талатливейших поэтов XX века.
В.В.Маяковский прожил сложную
жизнь.
В своём творчестве он предстаёт
человеком предельной самоотдачи.
Это был тонкий лирик и «бесценных
слов мот и транжир».

5.

Родился в семье лесничего.
Учился в классической гимназии
в Кутаиси (1901-1906
обучался в подготовительном
классе Строгановского
училища (1908)
в Московской гимназии (19061908)
в студиях художников
С.Ю.Жуковского и П.И.Келина, в
фигурном классе Училища
живописи, ваяния и зодчества
(1911-1914); исключен за
участие в скандальных
выступлениях футуристов.

6.

В 1911 г. – завязывается
дружба с художником и поэтом
Д.Бурлюком, организовавшим в
1912 году литературнохудожественную группу
футуристов «Гилея».
1912г. – первые публикации
стихов Маяковского в
альманахе группы «Гилея»
«Пощечина общественному
вкусу»

7.

Воинственно
изломанный, грубый,
стилистически
сниженный язык ;
короткие рубленые строки;
Лирический герой,
эпатирующий обывателя
резкостью, ломкой языка и
богохульством, остается
романтиком, одиноким,
нежным, страдающим,
чувствующим ценность
«мельчайшей пылинки
живого»
«рваный синтаксис»;
ориентированы на
прочтение с эстрады, на
вечерах, диспутах;
«разговорность».

8.

Футуризм; в нарочито
эпатирующей форме
заявлявший о разрыве с
традициями русской
классики, о
необходимости создания
нового языка
литературы,
соответствующей
эпохе.
В.Хлебников
Д.Бурлюк
В.Маяковский

9.

10.

Революция была
принята Маяковским
как осуществление
возмездия за всех
оскорбленных в
прежнем мире, как путь
к земному раю.

11.

В 1918 г. организует группу
«Комфут»(коммунистический
футуризм), участвует в
газете «Искусство комунны».
В 1923 г. создает «Левый
фронт искусств»(ЛЕФ),
издает журналы «ЛЕФ»(19231925) и «Новый ЛЕФ»(19271928).
Пишет злободневную сатиру,
стихи и частушки для
агитационных
плакатов(«Окна РОСТА»,19181921) (Российское Телеграфное
Агенство)

12.

поэмы: «Облако в
штанах»(1915),
«Хорошо!»(1927),
«В.И.Ленин»(1924),
«150 000
000»(1921), «Во
весь голос»(1930) и
др.
комедии:
«Клоп»(1928),
«Баня»(1929).

13.

1913 год –
стихотворение «Нате!».

14.

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.

15.

Как вы поняли смысл
названия
стихотворения?
Каков тон этого
стихотворения?
Как строятся
отношения поэта и
публики, пришедшей
на вечер поэзии?
Чем обусловлена
резкость общего тона
стихотворения?
Как вы понимаете
смысл метафоры
«бабочка поэтиного
сердца»?

16.

Резкость общего тона
стихотворения
обусловлена выраженным
в нем чувством
социального протеста,
его антибуржуазной
направленностью.
Автор
сознает,
что,
обращаясь к этой толпе
со стихами, он бесполезно
растрачивает самое для
него ценное – поэтическое
слово.

17.

Мужчина с остатками обеда в усах, густо набеленная женщина,
выглядывавшая из своих нарядов, как бесформенная устрица из раковины –
все эти зажиревшие, бездушные обыватели готовы из праздного
любопытства затоптать нежное, как бабочка, сердце поэта.
И они-то, эти обыватели, считают себя культурно-утонченными, а поэзию
В.Маяковского объявляют грубой, варварской!
Он и не намерен угождать их пошлому вкусу: он открыто , в лицо им
бросает свой стих, исполненный гнева и презрений.

18.

Стихотворение
«Послушайте!» (1914)

19.

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они
были?
Значит - кто-то называет эти
плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит чтоб обязательно была звезда! клянется не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

20.

Чем оно по общему
тону отличается от
предыдущего?
Как вы понимаете
центральный образ
стихотворения –
образ звезды?
Каково душевное
состояние
лирического героя
стихотворения?
Как можно объяснить,
что звезды названы
«плевочками»?
Какими средствами
передана в
стихотворении
взволнованность
лирического героя?

21.

• Лирический герой не
противостоит толпе, он
пытается быть понятым;
• Образ звезды
символизирует смысл
жизни. Когда в конце
стихотворения поэт
утверждает: «значит –
это необходимо, // чтобы
каждый вечер // загоралась
хоть одна звезда?!» – он
утверждает
необходимость таких
человеческих ценностей,
как добро, любовь, красота.
•У В.В.Маяковского было
обостренное ощущение
красоты мироздания,
космоса. Но главной
ценностью мира для него
всегда был человек.
Поэтому даже в звездах
для него самое главное то,
что они могут и должны
быть источником радости,
столь необходимой
человеку. А образ далекого
от людских страданий бога
«с жилистой рукой», к
которому врывается
человек, полемически
направлен против
традиционных
христианских
представлений.
•неожиданно примененное к звездам
«эпатирующее»(нарочитораздражающ
ее резкостью, непринятостью)
определение «плевочки» – это
самозащита иронией от
подсказываемой традицией
затасканной условно-романтической
«поэтичности». Оно не «снижает», не
разрушает образ ночного неба, а
помогает увидеть его с заплеванного
асфальта городских улиц, по которым
бродит одинокий поэт)
•Взволнованное душевное состояние
лирического героя стихотворения
передано множеством
восклицательных и вопросительных
знаков, коротких предложений,
состоящих из одного
слова(«Послушайте!», «Не страшно?»,
«Да?!»), передающих эмоциональный
накал высказываний лирического героя.

22.

Стихотворение
В.Маяковского
«Послушайте!»
Стихотворение написано
АКЦЕНТНЫМ СТИХОМ,
структура которого опирается
не на количество стоп, а на
равное количество логически
сильных ударных слогов.
Однако у Маяковского
количество ударений в
строке может меняться в
зависимости от интонации. В
то же время стремление
подсказать читателю нужную
интонационную установку
привело поэта к
своеобразной разбивке
строки на отдельные отрезки
– «лесенке» Маяковского.

23.

Основной темой ранних произведений является тема
трагического одиночества, проблема непонимания поэта.
Важнейшие эмоциональные ощущения раннего
Маяковского – боль, страдание; они возникают от
столкновения поэта с окружающим миром. Несовершенство
жизни, несовершенство человека приводит лирического
героя Маяковского в отчаяние.
Ранней лирике Маяковского свойственен дух бунтарства и
эпатажа.
Маяковский – поэт-новатор: новаторство проявляется и в
построении произведения, и в создании рифмы, и в
использовании средств художественной выразительности и
авторских неологизмов.

24.

Домашнее задание
Записать особенности ранней лирики В. В. Маяковского.
Выполненное домашнее задание отправить на почту
[email protected]
English     Русский Правила