М.И. Цветаева
Детство
Художественный мир поэта
Средства выразительности
Лирическая героиня Цветаевой
Душа и имя
2.44M

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество

1. М.И. Цветаева

Жизнь и творчество.
Уникальность поэтического голоса
Цветаевой.
Искренность лирического монологаисповеди.
Трагичность поэтического мира

2. Детство

Родилась 26 сентября 1892 года в Москве и всегда ощущала
себя детищем города, «отвергнутого «Петром»
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
16 августа 1916

3.

Отец, Иван Владимирович,
профессор Московского
университета, создатель
первого в дореволюционной
России Государственного
музея изобразительных
искусств.
Мать, Мария Александровна, –
редкостно одаренная
пианистка, ученица
Рубинштейна.
«Счастливая, невозвратимая
пора детства» – это прежде
всего общение с матерью,
привившей девочкам любовь к
природе, книгам, подарившей
радость семейных праздников,
«золотые деньки» на даче – в
старинной Тарусе на Оке.
В.Д. Поленов. Ока близ Тарусы

4.

«Четырёхлетняя моя Маруся
ходит вокруг меня и всё
складывает слова в рифмы, может быть, будет поэт? –
вспоминала мать Марины.
Мать мечтала, что Марина
станет пианисткой.
Сестры Марина и Анастасия ( в
будущем – писательница) рано
осиротели – мать скончалась от
туберкулеза, когда Марине
было 14 лет, а Анастасии – 12.
Марина Цветаева в детстве. 1893г
Отец, погруженный в науку,
любил детей, но не замечал,
что они взрослеют. Поэтому
марина росла вне реальности:
в мире книг, музыки, мечтаний
– «мимо времени».
Сёстры Марина и Ася

5.

«Стихи пишу с 6 лет. По-русски, по-французски, по-немецки.
Печатаюсь с 16».
До революции в России вышли 3 книги стихов:
«Вечерний альбом» (1910)
«Волшебный фонарь» (1912)
«Из двух книг» (1913)
В 20-е годы изданы 2 книги «Вёрсты», где собрана лирика 19141921 гг.
С самого начала творческого пути не признавала слово
«поэтесса» по отношению к себе, называя себя «поэт Марина
Цветаева».

6.

В один день с Мариной, но годом позже – 26
сентября 1893 года родился её муж, Сергей
Яковлевич Эфрон. Они встретились –
семнадцатилетний и восемнадцатилетняя- 5 мая
1911 года на пустынном берегу.
Она собирала камушки, он стал помогать ей –
красивый грустной, кроткой красотой юноша… с
поразительными, огромными глазами.
Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря…
Заглянув в них, Марина загадала: если он
подойдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него
замуж!
Конечно, сердолик он нашёл тотчас и вложил ей его
в ладонь. Камень, который она хранила всю жизнь…
Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года.
Это был короткий период их безмятежного счастья
между их встречей и началом первой мировой
войны.
Солнце жжёт, на север с юга…
Или на луну!
Им очаг и бремя плуга,
Нам - простор и зелень луга…
Милый, милый, друг у друга
Мы навек в плену…

7.

***
С.Э.
Я с вызовом ношу его кольцо! - Да, в
Вечности — жена, не на бумаге. –
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна, -
Всем вам, кто жил и умирал без
страху! –
Такие — в роковые времена –
Слагают стансы — и идут на плаху.
3 июня 1914

8.

Слева направо:
Анастасия Цветаева, Сергей Эфрон, Марина Цветаева.
Москва, Трехпрудный переулок, 8.
1913.

9.

В сентябре 1912 у Марины
Цветаевой родилась дочь Ариадна.
Девочка!- Царица бала!
Или схимница-Бог весть!
Сколько времени?Светало.
Кто-то мне ответил:Шесть!
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла,Девочку мою встречали
Ранние колокола.
Я назвала её Ариадной… Назвала
от романтизма и высокомерия,
которые руководят моей жизнью
Ариадна… Ведь это
ОТВЕТСТВЕННО! Именно поэтому.

10.

Год 1914. Первая мировая война…
В 1914 году Серёжа, студент 1
курса Московского университета,
отправляется на фронт с
санитарным поездом в качестве
брата милосердия.
Бессонница меня толкнула в грудь
О как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой!Сегодня ночью я целую в грудьВсю круглую воюющую землю!...

11.

Наиболее трудным для Марины Цветаевой
оказался 1920-й, «самый чумный, самый чёрный,
самый смертный…»
«Моя 3-х летняя дочь Ирина умерла 2 марта 1920
года – от голода»
Две руки-ласкать-разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки- и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая - на шейке тоненькой Одуванчик на стебле!
Мной совсем ещё не понято,
Что дитя моё в земле.

12.

В годы гражданской
войны связь между
Мариной Цветаевой и её
мужем Сергеем Эфроном
прервалась.
Из письма Марины:
«Если Вы живы,…если
Бог сделает чудо и
оставит Вас в живых, я
буду ходить за Вами как
собака…Серёженька…я
написала Ваше имя и не
могу писать дальше…»

13.

Событие, перевернувшее всю последующую жизнь Цветаевой
произошло 14 июля 1921 года.
В этот день она получила «благую весть» – первое за 4 года
письмо от мужа из-за границы.
Марина мгновенно и бесповоротно приняла решение ехать к
Сергею. Без него она не мыслила своего существования.
Два дерева: в пылу заката
И под дождём- ещё под снегомВсегда, всегда: одно к другому,
Таков закон: одно к другому,
Закон один: одно к другому.

14.

Вспоминает дочь
Ариадна:
«Последний день в
Москве.
Багаж наш – сундучок с
рукописями, чемодан…
А когда проезжали
церковку Бориса и Глеба,
Марина сказала:
«Перекрестись, Аля!- и
перекрестилась сама. Так
и крестилась всю дорогу
на каждую церковь,
прощаясь с Москвой.»

15.

Географическая справка
пребывания в эмиграции
15 мая 1922 год. Берлин
(недолго)
1 августа 1922 года.
Прага. 3 года.
Весна 1926 год. Франция.
13 с половиной лет.
Слёзы: непроливающиеся, в
счёт не идущие.
Как билась в своём плену
От скрученности и
скрюченности…
И к имени моему
Марина – прибавьте: мученица.

16.

1 августа 1922 года Марина Цветаева была уже
в Праге.
В Чехии Марина Цветаева выросла в поэта.
Её стихи – взрыв тоски по Родине.
Тоска по Родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно одинокой
Быть…
…Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё –едино,
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина.

17.

А 1 февраля1925 года у Марины
Цветаевой родился долгожданный сын
Георгий.
Буду любить его за то, что он есть.
Мальчиков нужно баловать –им, может
быть, на войну придётся..
Я, что в тебя – всю Русь
Вкачала как насосом!
Бог видит – побожусь! –
Не будешь ты отбосом
Страны своей.

18.

По всей эмиграции,
по всем городам и
пригородам Марина
прошла инкогнито, не
узнанная и не
признанная ни
Берлином, ни Прагой,
ни Парижем (у
которых она в моде
сейчас). Потому что
она была, а не слыла
эмигранткой « В
Париже и тени моей
не останется…»

19.

Марина Цветаева.
Зима, Голицыно, 1940.

20.

Моя неудача в эмиграции в том, что я не
эмигрант по духу. Пишу не для здесь(здесь не
поймут), а для там.
Русской ржи от меня поклон
Ниве, где баба застится.
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…

21.

В 1939 году Марина Цветаева
восстановила советское гражданство и 18
июня, наконец, вернулась на Родину.
Тяжело дались ей 17 лет, проведённые на
чужбине.
…В апреле 1941 года
Марину принимают в Союз
литераторов.
Война…8 августа 1941
Марина с сыном уезжают в
эвакуацию в Елабугу.
«Прошу принять меня на
работу в качестве
судомойки в столовую
Литфонда. 26 августа
1941г.»

22.

Паника, безумная тревога за сына,
полная безысходность.
Тогда-то, вероятно, и начала слабеть её
воля
«Жить –это неудачно кроить и
беспрестанно латать, - ничто не
держится (ничто не держит меня, не за
что держаться,- простите мне эту
печальную, суровую игру слов»

23.

О слёзы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!
О чёрная гора,
Затмившая — весь свет!
Пора — пора — пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь — быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — жить.
С волками площадей
Отказываюсь — выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть —
Вниз — по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один — отказ.
15 марта — 11 мая 1939
Примечания
Творцу вернуть билет. — Сравните
слова Ивана Карамазова из романа
ф. Достоевского «Братья
Карамазовы» (ч. II, кн. V, гл.
«Бунт»). Не принимая концепции о
будущей мировой гармонии,
которая достигается ценой
огромных страданий, Иван говорит:
«Свой билет на вход спешу
возвратить обратно».
Из цикла «Стихи к Чехии. Март».

24.

«Здесь я не нужна, там я невозможна. Попала в тупик…»
1 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.

25. Художественный мир поэта

1. Лирическая погруженность в себя. «Чистая лирика живёт
чувствами. Чувства всегда – одни…Они даны нам сразу
все… они, подобно пламени факела, отродясь втиснуты в
нашу грудь».
2. Романтическое ощущение единства жизни и творчества.
3. Самодостаточность, творческий индивидуализм и даже
эгоцентризм. Они проявляются в ощущении собственной
непохожести на других, обособленности своего бытия в
мире иных – нетворческих – людей, в мире быта.
Главное противостояние поэта и черни, творца и
мещанина.
Противостояние поэта и всего остального мира проявляется
в использовании излюбленного приема контраста.
4. Поэзия Цветаевой – это прежде все вызов миру.
5. Поэзия Цветаевой – романтическая.

26. Средства выразительности

Контраст
Инверсии («брат нежный мой», «ход замедлялся головы»)
Неожиданные определения и эмоционально-экспрессивные
эпитеты («крово-серебряный, серебро-кровавый след двойной»,
«осиянные останки»)
Обращения и восклицания
Эллипсис (пропуск, умолчание)
Так – небескорыстною
Жертвою миру:
Офелия – листья,
Орфей – свою лиру…
-
А я?
Неповторимая поэтическая интонация (дробление строки, паузы, многочисленные тире, восклицательные
вопросительные знаки, переносы слов на другую строку)
Цветовая символика: контрастные цвета, особенно любимые – серебро и огонь (горящая кисть рябины,
золото волос, румянец).

27. Лирическая героиня Цветаевой

Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы и что ей хаты!
Что Чингисхан ей — и что — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых!
18 августа

28.

***
Молитва
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
— «Терпи, ещё не кончен срок».
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звёздам в чёрной башне,
Вести детей вперёд, сквозь тень…
Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый день!
Люблю и крест, и шёлк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!
1909
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала—тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет—
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь—могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли
. Коктебель, 3 мая 1913

29.

Душа
Выше! Выше! Лови — летчицу!
Не спросившись лозы — отческой
Нереидою по-лощется,
Нереидою в ла-зурь!
Лира! Лира! Хвалынь — синяя!
Полыхание крыл — в скинии!
… И покамест — счета — кипами, И
покамест — сердца — хрипами,
Закипание — до — кипени
Двух вспененных — крепись —
крыл.
Так, над вашей игрой — крупною,
(Между трупами — и — куклами!)
Не общупана, не куплена,
Над мотыгами — и — спинами
Полыхание двух бурь!
Полыхая и пля-ша —
Муза! Муза! Да как — смеешь ты?
Шестикрылая, ра-душная,
Только узел фаты — веющей!
Или ветер страниц — шелестом
О страницы — и смыв, взмыл
Между мнимыми — ниц! — сущая,
Не задушена вашими тушами
Ду-ша!
10 февраля 1923

30. Душа и имя

Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!
1911-1912

31.

1
Не возьмешь моего
румянца –
Сильного -- как
разливы рек!
Ты охотник, но я не
дамся,
Ты погоня, но я семь
бег.
Не возьмешь мою душу
живу!
Так, на полном скаку
погонь –
Пригибающийся -- и
жилу
Перекусывающий конь
Аравийский.
2
Не возьмёшь мою душу живу,
Не дающуюся как пух.
Жизнь, ты часто рифмуешь с:
лживо, —
Безошибочен певчий слух!
Не задумана старожилом!
Отпусти к берегам чужим!
Жизнь, ты явно рифмуешь с
жиром:
Жизнь: держи его! жизнь:
нажим.

32.

Кто создан из камня, кто создан из
глины, А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из
плоти Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в
полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь
каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные
эти? Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена
Высокая пена морская!
23 мая 1920

33.

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И
С
И
И
будет жизнь с ее насущным хлебом,
забывчивостью дня.
будет все — как будто бы под небом
не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,
Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
— К вам всем, — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
English     Русский Правила