755.77K
Категория: ИскусствоИскусство

Свет и тень

1.

Светитень

2.

Свет в изобразительном искусстве, фотографии и кинематографе является
одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит
передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства. Объект
зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на
его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.

3.

В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида
(фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь
ту или иную яркость. Различают следующие элементы светотени:
света́ — поверхности, ярко освещённые источником света;
блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой
поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;
те́ни — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта.Тени на
неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые
объектом на другие поверхности — падающими;
полуте́нь — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими
источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к
источнику света под небольшим углом;
рефле́кс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами,
отражёнными от близко лежащих объектов.

4.

Элементы светотени у объекта и фотографического изображения часто
называют тона́ми. Таким образом, блик представляет собой наиболее яркий
тон, а тень — наименее яркий.
Глаз человека различает значительное число тонов. Чем шире шкала тонов,
тем меньше они различаются по яркости друг от друга, тем менее
контрастным воспринимается объект; чем она у́же, тем бо́льшими будут
различия яркостей между тонами, тем более контрастным явится объект.

5.

Фотографическое изображение имеет меньше тонов, чем объект. Когда оно
состоит из 50 и более тонов от белого до чёрного, то воспринимается как
неконтрастное, мягкое, потому что различия между тонами будут
незначительными; из 35-45 тонов — как имеющее нормальный контраст, а из
10-20 тонов — как контрастное, так как различия между ними станут уже
значительными.

6.

Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а
естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко,
то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст
между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях
выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно
дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.

7.

Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые
могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше
настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в
серый день. Ранним утром, когда солнце находится невысоко над горизонтом
и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются
нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени
усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может
выглядеть загадочной и романтичной, то есть эмоциональное впечатление от
пейзажа во многом зависит от освещения.

8.

Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно
находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают
короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо.При снижении солнца тени
от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается
рельефность формы.

9.

Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при
решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической
композиции.
Фронтальное освещение
Боковое освещение
Контражурное освещение

10.

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо,
так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.
Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем,
фактуру объектов. Контражурное освещение возникает, если источник света
находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение,
особенно когда на картине изображены деревья, вода или снег. Однако
предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.

11.

Контражурное
освещение
возникает, если источник света
находится за объектом. Это очень
эффектное
и
выразительное
освещение, особенно когда на
картине изображены деревья, вода
или снег. Однако предметы в этих
условиях выглядят силуэтно и
теряют свой объем.

12.

Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны,
направляясь от свечи, а длина теней определяется лучами, идущими от огня
свечи

13.

Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности,
на которую она ложится. Направление ее зависит от места расположения
источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет
справа от предмета. Около него тень темнее, а дальше она ослабевает.

14.

Если приходится рисовать у окна или около лампы, обратите внимание, что
освещение предметов вблизи будет значительно сильнее, чем вдали. С
ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Помните об
этом при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте. Такое
явление носит название световой перспективы.

15.

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение
света и тени, называется светотеневым.Светотень на кувшине. Основные
понятияОсвещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света
падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то
образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет.
Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не
проникает,- тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и
образуется самое яркое место – блик. А в тенях виден отсвет от освещенных
плоскостей, находящихся рядом –рефлекс.Тень на самом предмете
называется собственная, а тень, которую он отбрасывает – падающая.

16.

17.

Тест по теме: Спектр
5 минут
Ахроматические цвета это ?
А) оттенки серого (диапазон белый-черный)
Б) оттенки красного (диапазон красный-черный)
В) оттенки желтого (диапазон желтый-черный)
2. Цвета спектра, начинаются с какого цвета?
А) красного
Б) белого
В) синего
3. В цветовом круге основные три цвета какие?
А) желтый, черный и синий
Б) желтый, красный и синий
В) фиолетовый, красный и синий
English     Русский Правила