2.91M
Категория: ЛитератураЛитература

Футуризм как литературное направление

1.

Футуризм как
литературное направление
.

2.

Футуризм – (от лат.futurum – «будущее») – общее название
художественных авангардистских движений 1910 – 1920
годов в Италии и России.
Первые футуристы – «Гилея»
(«Будетляне»): Велимир Хлебников,
Давид Бурлюк, Василий Каменский,
Владимир Маяковский,
Алексей Кручёных;
художники Николай Кульбин,
Казимир Малевич;
композиторы Михаил Матюшин,
Артур Лурье.

3.

ФИЛИППО МАРИНЕТТИ
В своём манифесте
Маринетти писал: «Нет
шедевров без
агрессивности…Мы хотим
прославить войну –
единственную гигиену
мира, разрушить музеи,
библиотеки… Будем смело
творить «безобразное в
литературе…»

4.

...Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем
порядке:
- Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по
грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы
расшатали синтаксис.
- Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.
- Нами уничтожены знаки препинания…
- Нами сокрушены ритмы…
- Богатство словаря поэта - его оправдание.
- Мы считаем слово творцом мифа: слово, умирая, рождает миф, и наоборот.
-Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной
ничтожности воспеты нами.
-Мы презираем славу: нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди
новой жизни.

5.

- кубофутуристы (Бурлюк,
Хлебников,
Каменский,
Маяковский);
- эгофутуристы
(Игорь Северянин);
- «Мезонин поэзии»
(Шершеневич, Ивнев);
- «Центрифуга» (Пастернак, Асеев).

6.

— бунтарство, анархичность мировоззрения,
выражение массовых настроений толпы;
— отрицание культурных традиций, попытка создать
искусство, устремленное в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной речи,
экспериментаторство в области ритмики, рифмы,
ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого» слова,
эксперименты по созданию «заумного» языка;
— культ техники, индустриальных городов;
— пафос эпатажа.

7.

Стихи
КУЗНЕЧИК
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
"Пинь, пинь, пинь!" - тарарахнул
зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
В. Хлебников
Колонны камень взнес
До голубых небес
Колонны камень дал
Мечтал
Мечтал
О высоте Дэдал!
Д. Бурлюк
СКУКА СТАРОЙ ДЕВЫ
Затянулось небо парусиной.
Сеет долгий дождик.
Пахнет мокрой псиной.
Нудно. Ох, как одиноко-нудно.
Серо, бесконечно серо.
Чав-чав… чав-чав…
Чав-чав… чав-чав…
Чавкают часы.
В. Каменский

8.

Что же являлось общей основой
движения?
1. Стихийное ощущение “неизбежности
крушения старья”.
2. Создание через искусство грядущего
переворота и рождение нового
человечества.
3. Творчество — не подражание, а
продолжение природы, “язык — часть
природы”.
4. “Словотворчество и словоновшество”.
5. Смешение стилей и жанров.

9.

Футуристические сборники и
манифесты:
“Дохлая луна”
“Доители изнуренных жаб”
“Молоко кобылиц”
“Рыкающий Парнас”
“Идите к черту”
“Пощечина общественному вкусу”

10.

К.Малевич – читал стихи под удары гонга;
В.Маяковский – в женской желтой блузке;
А.Крученых – носил на шнуре через шею диванную
подушку;
В.Каменский – выходил с разрисованной
физиономией и писал стихи на обратной стороне
обоев;
Черный рояль, подвешанный к потолку театра,
шествие по улицам под грохот консервных банок.
Выход на улицу. Улица как праздник искусства для
всех.
Публичные выступления
футуристов были вызывающими

11.

Итак, для русского футуризма характерны:
Бунтарство, выражение массовых
настроений толпы.
Попытка создать искусство, устремленное в
будущее.
Бунт против привычных норм стихотворной
речи, ориентация на лозунг и плакат.
Эксперимент по созданию заумного языка.

12.

Начало конца
Впервые о смерти футуризма как направления
заговорили уже в 1915: «… русского
футуризма нет. Есть просто Игорь Северянин,
Маяковский, Бурлюк, В.Каменский», – писал
М.Горький.
- Как вы думаете, почему футуризм
как литературное направление,
не укоренилось в России?

13.

Согласны ли вы с мнением Г. Е.
Фефиловой о причинах столь быстрого
завершения истории футуризма в России.
«Деформируя действительность, футуристы стремились
подчеркнуть дисгармонию мира. Однако энергия разрушения
привела к тому, что искусство футуризма стало носить
античеловеческий характер. Слишком радикальные высказывания
отпугивали широкого читателя, а «заумный язык», который они
изобретали, так и не стал языком будущего. Футуристы хотели
пройти от нуля к бесконечности, но прошли обратный путь, потому
что человек без прошлого напоминает бабочку-однодневку,
родившуюся на заре и умирающую к вечеру.»
English     Русский Правила