9.83M
Категория: ПсихологияПсихология

Коррекция детских страхов

1.

КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКИХ
СТРАХОВ

2.

Коррекционная работа проводится не со страхом, а с
личностным отношением ребёнка к породившим его причинам.
Каким образом?
Детям объясняется, что собой представляет
пугающий его предмет (собака, темнота и т.п.), как он
устроен, «откуда берётся», устраняются «пробелы» в
восприятие ребёнка, которые обычно заполняются
приписыванием этому предмету опасных, страшных
качеств. Если страх порождается случайной
эмоциональной реакцией взрослого («осторожно,
злая собака!») запечатлевается в сознании ребёнка
или
каким-либо
другим
незначительным
обстоятельством, то, скорее всего, он пройдёт.

3.

В психолого-педагогической литературе описаны различные
способы коррекции страхов разной этиологии.
В целом, все предлагаемые способы условно разделены на
три группы:
игра со страхом;
рисование страха;
вербализация страха (сказки, рассказы,
страшные истории).

4.

КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДИК
Методики, основанные на использовании игрового
метода: «Игра с темнотой», «Чехарда», «Прогулка в
слепую», «Отгадай, кого я боюсь» (по первой и последней
букве);
Методики, основанные на использовании изотерапии:
«Расправься с нарисованным страхом», «Мне не
страшно»;
Методики, основанные на использовании сказкотерапии:
«Сказка про страх»;

5.

Коррекционная работа может проводиться как с подгруппами
детей, так и индивидуально.
Рекомендуется
использовать
методики,
основанные на использовании игрового
метода. Разнообразная игровая деятельность
повышает общий уровень переживаний
ребёнка,
помогает
ему
установить
доверительные отношения со взрослыми,
сверстниками.
Задача: научить ребёнка испытывать
положительные эмоции, что благотворно
влияет на его психику. Основным
средством является

6.

Использование
игры
в
психологической
и
психотерапевтической
практике
получило название игротерапия.
Игровая терапия – это метод
психотерапевтического воздействия
на
детей
и
взрослых
с
использованием
игры
(по
определению М. И. Чистяковой). В
его основе лежит признание того, что
игра оказывает сильное влияние на
развитие личности.

7.

Игротерапия
(Авторская технология работы с игрушками)
ответвление психодрамы, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль
группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы,
бытовые мелочи.
В арсенале терапевта также: краски, пластилин, карандаши,
кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и
прочие изобразительные средства, которые были или, «волей
судьбы», не были в мире ребенка.

8.

Цель игровой терапии
не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то
специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в
игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании
взрослого.

9.

В «Игре с темнотой» ребёнок жестами
изображает, чего он боится, а другие
отгадывают страх.
У
учащихся
могут
возникать
трудности, например, страх темноты
и одиночества дети часто не могут
изобразить жестами. Поэтому здесь
возникают
трудности
с
отгадыванием. Однако это не снижает
коррекционной силы данной игровой
методики.

10.

В игре «Чехарда» участвуют 3 – 5 детей.
Один
стоит
на
четвереньках.
Следующий разбегается и пытается его
перепрыгнуть. Если застревает на спине,
то так там и остается. Следующий
разбегается
и
прыгает
на
образовавшуюся кучу и т.д.
Игра позволяет снять мышечные зажимы,
страх прикосновений и робость у детей,
помогает укрепить опору и расширить
свободу движений.

11.

В игре «Чего я боюсь?» дети
называют первую и последнюю
букву заданного слова, то, чего или
кого они боятся. Другие дети
отгадывают.
В игре «Прогулка вслепую» один
ребёнок закрывает глаза, а другой
служит проводником (говорил куда
идти: направо, налево и т.д.).
Преградами, которые преодолевает
ребенок,
являются
стулья,
расставленные в классе.

12.

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка.
Принцип «терапии песком» был предложен
Карлом
Густавом
Юнгом,
замечательным
психотерапевтом и одним из основателей
психоанализа.

13.

Основной принцип игр на песке — это
создание стимулирующей среды, в
которой ребенок чувствует себя
комфортно и защищено и может
проявить творческую активность.
Основной принцип игр на песке — это
создание стимулирующей среды, в
которой ребенок чувствует себя
комфортно и защищено и может
проявить творческую активность.

14.

В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным
театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или
усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются
отношения между воспитателем и ребенком.
доверительные
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого
уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя,
тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки.
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками,
ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила
поведения и общения в группе.

15.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками
ребенок с помощью взрослого проигрывает
психотравмирующую
ситуацию
расставания
с
родителями, встречу с неизвестным, осваивает
позитивные способы поведения.
5. Воспитатель становится для ребенка проводником в
освоении умений, навыков и знаний об окружающем
мире и самом себе в этом мире.

16.

Методики, основанные на использовании сказкотерапии, применяются с целью
снижения уровня выраженности экзистенционального страха у детей. Сочиняя и
рассказывая «страшилку», ребёнок самостоятельно моделирует эмоциями
преодоление своих страхов.

17.

Детям предлагают методику «Сказка про
страх», где они придумывают и
рассказывают различные истории,
связанные со своим страхом.
Методика «Придумай завершение
сказки». Детям предлагается завершить
сказку по предложенному началу: «Жилибыли мальчик и девочка, которые всего
боялись. Однажды они попали в дремучий
тёмный лес. И вдруг на их пути…».
В конце работы дети начинают понимать,
что сказочные персонажи – это вымысел и
их можно сделать такими, какими ты сам
хочешь, тот есть добрыми, смешными,
весёлыми .

18.

Считается, что ведущим в познании предметов реального
мира является зрение, но на первых этапах становления
образа у детей опорой для зрения является осязание
предмета.
Лепка необходима для развития у
детей ощущений, восприятий и
наглядных представлений.

19.

Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее
пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается
воздействию руки даже 2-3-летнего ребенка. Просушенные глиняные
работы могут храниться длительное время.

20.

Чтобы существенно снизить тревожность ребенка перед поступлением
в школу необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный
успех ребенка, в какой либо деятельности. Необходим щадящий режим
в той области, в которой успехи невелики.
English     Русский Правила