Похожие презентации:
В широком смысле общество
1.
2.
• В широком смысле общество – 1) это обособившаяся от природы,но тесно связанная с ней часть материального мира, которая
состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и
включает в себя способы взаимодействия людей и формы их
объединения.
3.
• В узком смысле под обществом может пониматься:• 1. определённая совокупность людей, объединившихся для
общения и совместного выполнения какой-либо деятельности
(например, общество филателистов, общество охраны природы);
• 2. конкретный этап в историческом развитии народа или
страны (например, феодальное общество);
• 3. отдельное конкретное общество, страна, государство, регион
(например, современное российское общество).
4.
• Существует несколько видов классификации общества,отличающихся критериями для выделения определённых типов
обществ.
• Критерий — письменность: дописьменные и письменные.
5.
• Критерий — уровень развития: отсталые, развивающиеся,развитые.
6.
• Критерий — цивилизации: цивилизационный подход (А. Тойнби,Н. Данилевский и др.).
7.
• Критерий — формационный признак:первобытное общество, рабовладельческое
общество, феодальное общество,
капиталистическое общество,
коммунистическое
общество. (Термин «общественноэкономическая формация» ввели К. Маркс и
Ф. Энгельс. Согласно формационному подходу,
человечество в своем развитии проходит ряд
стадий (формаций), каждая из которых
отличается свои базисом (совокупность
экономических отношений) и
соответствующей надстройкой (совокупность
политических, правовых, религиозных и других
отношений). Каждой формации свойственны
определённая основная форма собственности
и ведущий класс, господствующий как в
экономике, так и в политике.
8.
9.
• Критерий — уровень развития орудий и средств производства• 1) Формационный подход к изучению общества был наиболее полно
сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом.
• 2) В рамках формационного подхода ведущая роль в развитии
общества отводится идеологическим и культурным фактором.
• 3) Формационный подход описывает развитие общества как движение
от более низкой к более высокой ступени.
• 4) Формационный подход предполагает всеобщий характер законов
общественного развития.
• 5) Формационный подход делает акцент на уникальности и
многообразии различных географических и исторических форм
общества.
•.
10.
ТрадиционноеПереход от первобытности к цивилизации — IV тыс. до н. э.
Неолитическая революция
11.
Основной факторпроизводства
Земля
Основной продукт
производства
Пища
12.
ТоварностьНатуральное хозяйство,
ремесло только на заказ
Занятость населения
Сельское хозяйство — до 80%
общества
Доминирующая форма
собственности
Общинная
Воздействие человека на
природу
Локальное, неконтролируемое
13.
Социальная структураКасты, сословия, классы; замкнутость
социальных структур; низкая социальная
мобильность
Политическая жизнь
Наиболее распространённая форма правления —
неограниченная монархия; политические
свободы отсутствуют; власть выше закона;
божественное происхождение власти; власть =
собственность
Духовная жизнь
Господство традиционных религиозных
ценностей — церковь, сакральное почитание
власти, брак и семья, культ традиций и обычаев,
коллективизм; устная передача информации,
низкий уровень образования общества;
однородный характер культуры — народная
культура
14.
Индустриальное (промышленное)Переход от Средневековья к Новому времени: XVI−XVIII вв.
Промышленная революция XVII−XVIII вв.
15.
16.
17.
18.
КапиталПромышленные изделия
Механизация труда и стандартная деятельность (работа на
конвейере), широкое применение механизмов и технологий
Массовое производство
19.
Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — около80%
Частная
Глобальное, неконтролируемое, «природа не храм, а
мастерская»
20.
Классовое деление общества; отмирание сословий и каст; упрощение социальноймобильности; подвижность социальных структур
Наиболее распространённая форма правления — ограниченная монархия или
республика; провозглашение политических свобод, равенство перед законом; власть не
данность — идея «общественного договора» власти и общества; демократия
«большинства»
Утверждаются новые ценности прогресса и веры в науку, личного успеха, личной
индивидуальности; повышается роль образования и соответственно растёт уровень
образованности общества; возникновение элитарной культуры для ценителей и массовой
культуры для всех
21.
22.
23.
24.
Научно-техническая революция в узком смысле —коренная перестройка технических основ материального
производства, начавшаяся в середине XX в., на основе
превращения науки в ведущий фактор производства, в
результате которого происходит трансформация
индустриального общества в постиндустриальное.
Постиндустриальное (информационное)
Переход к истории современности: конец ХХ — начало XXI в.
НТР — научно-техническая революция второй половины ХХ в.
25.
ИнформацияУслуги
Резкое повышение количества творческой деятельности,
автоматизация производства, компьютеризация общества
26.
Мелкосерийное производствоСельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%,
сфера услуг — 60% и выше
Многообразие форм собственности
27.
Глобальное, контролируемое, попытки решения экологических проблемОтмирание классовой структуры; замена её делением общества на страты; очень высокий
уровень социальной мобильности; открытость всех социальных структур
Наиболее распространённая форма правления —демократическая республика; сильное
гражданское общество; политический плюрализм — возникновение новой формы
демократии («демократии консенсуса»); толерантность
Основа мировоззрения — информация; особая роль науки, которая становится главным
двигателем прогресса; культ образования — образование через всю жизнь; гуманизация и
гуманитаризация образования; культ индивидуальности личности
28.
Этническая общность — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчиваясовокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка,
самосознания.
29.
• Предпосылки складыванияэтнической общности:
• 1) Общность территории —
необходимые условия для совместной
деятельности людей (естественная
предпосылка).
• 2) Общность языка.
• 3) Единство таких компонентов
духовной культуры, как ценности,
нормы и образцы поведения, а также
связанные с ними социальнопсихологические характеристики
сознания и поведения людей.
30.
Этническиеобщности
Род
Племя
Народность
Нация
31.
Род32.
33.
Народность34.
Нация исторически сложившаяся общностьлюдей, обладающая государственностью
35.
Диаспора36.
• Национальность — это принадлежность человека к той или инойнации либо к тому или иному государству.
• Этническое (национальное) самосознание — чувство
принадлежности к определённому этносу, осознание своего
единства и отличия от других этнических групп (интегративный
показатель сложившейся социально-этнической общности).
• Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует
интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других
народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов
побуждает личность к деятельности, в процессе которой они
реализуются.
37.
38.
39.
40.
Межнациональная дифференциацияПроцесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов
в самых разных планах.
41.
• самоизоляция в целом;42.
• протекционизм вэкономике;
43.
• национализм вразличных формах в
политике и культуре;
44.
45.
• религиозный фанатизм,экстремизм
46.
Межнациональная интеграцияПроцесс постепенного объединения различных этносов,
народов и наций через сферы общественной жизни.
47.
• 1) Этническое смешивание — разные этнические группыстихийно смешиваются между собой на протяжении многих
поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это
обычно через межнациональные браки.
48.
• ) Этническое поглощение (ассимиляция) — представляет собойпочти полное растворение одного народа (иногда нескольких
народов) в другом. Существуют мирные и военные формы
ассимиляции.
49.
• Национальный вопрос — это вопрос об освобожденииугнетённых народов, их самоопределении и преодолении
этнического неравенства.
• Корни национального вопроса — в неравномерности социальноэкономического и политического развития различных народов.
50.
51.
• Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология иполитика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических,
социальных, политических интересов, стремление к национальной
замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко
перерастающее в межнациональную вражду.
• Виды национализма:
• 1) этнический — борьба народа за национальное освобождение, обретение
собственной государственности;
• 2) державно-государственный — стремление наций воплотить в жизнь свои
национально-государственные интересы, нередко за счёт малых народов;
• 3) бытовой — проявление национальных чувств, враждебное отношение к
инородцам, ксенофобия (от гр. xenos — чужой и phobos — страх);
52.
53.
54.
55.
• Шовинизм (термин происходит от имени литературного героякомедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» Н.
Шовена) — политическая и идеологическая система взглядов и
действий, обосновывающая исключительность той или иной
нации, противопоставление её интересов другим нациям и
народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и
ненависть к другим народам, разжигающая вражду между
людьми различных национальностей и вероисповеданий,
национальный экстремизм.
56.
Сегрегация57.
58.
59.
60.
• Геноцид (от гр. genos — род и лат. caedre — убивать) —преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных
групп населения по расовым, национальным или религиозным
признакам, а также умышленное создание жизненных условий,
рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение
этих групп.
Примером геноцида является холокост (от гр. holos — всеобщий
и kaustos — сжигающий) — массовое уничтожение гитлеровцами
еврейского населения во время Второй мировой войны
(1939−1945).