19.77M
Категория: ИскусствоИскусство

История развития парикмахерского дела

1.

«Введение в специальность»
Гаврилович Т.Г. – мастер производственного обучения.

2.

3.

Цирюльники и кауферы в России – XIX век.
Цирюльник в России — профессия уникальная,
заключавшая в себе не только парикмахерское
мастерство, но и обязанности доморощенного лекаря:
он делал кровопускания, удалял зубы и даже лечил
раны.

4.

Бродячие
цирюльники
слыли
высококвалифицированными
мастерами
парикмахерского дела, чем и сами нередко гордились.
Каждый из них имел свой круг клиентов и
своеобразную легализацию. Один служил, например,
при дешевых городских банях, другой ходил «по
приглашениям» по домам, третий работал в
дорогом фешенебельном салоне.

5.

Цирюльничье дело стало умирать в 90-х годах XIX
столетия. Оно даже подвергалось запретам. На смену ему
пришло дело парикмахерское.
После войны 1812 года французские пленные
сменили мундиры на платье цирюльников. Французы
имели шумный успех. Знатные князья выписывали
настоящих парикмахеров из Парижа.

6.

В
крупных
городах
открываются
парикмахерские,
принадлежащие
иностранцам.
Обставлялись они дорогой мебелью, зеркалами,
витринами,
много
было
парфюмерии
и
косметических средств. На столиках лежали модные
французские журналы, обслуживание стоило дорого.

7.

XIX век
В 60-е годы XIX века во Франции парикмахер
императрицы Евгении Гуго изобрел специальный способ
вытравливать волосы с помощью перекиси водорода.
Вскоре в высшем свете не осталось ни брюнеток, ни
шатенок.
Последовали годы развития капитализма, шедшего
рука об руку с техническими изобретениями. Газ,
электричество, завивка; все это так подействовало на
парикмахерское ремесло, что наступила переоценка
машинной работы, а искусство дамского парикмахера все
больше и больше теряло свое значение.
К тому же, была объявлена свобода профессий,
которая привела к устранению напряженности между
банщиками, брадобреями и фельдшерами, и вместе с этим
и к разграничению врачебной профессии от ремесла
брадобреев.

8.

Электрическая машинка для стрижки волос,
вытеснившая с 1880 года ручную, придала профессии
новый отпечаток.

9.

На исходе XIX столетия парикмахеры начали борьбу
за свое признание в общественной жизни, за единство
всего ремесла. Были основаны первые корпорации.
Корпорация
«брадобреев,
парикмахеров
и
мастеров
парикового
ремесла»
состояла
преимущественно из владельцев дамских и мужских
парикмахерских,
в
«париковую
и
волосообрабатывающую
корпорацию»
были
объединены дамские и мужские парикмахеры.

10.

После второй половины XIX столетия, парикмахерские
были во всех городах и маленьких поселениях, и стали
появляться сети парикмахерских.
Парикмахеры восстановили свой социальный престиж
и их работа получила второе рождение, что стало
мотивацией для поиска новых стандартов и регулирований,
чтобы сделать профессию более надежной и престижной.
В 1886 г. был основан Barbers' Protective Union en Columbus, Ohio, и
в 1887 г. Journeymen Barbers International Union in Buffalo, New
York. Этот профсоюз сегодня называется Barbers, Beauticians
and Allied Industries International Association. Профсоюз,
представляющий работников индустрии личной гигиены в Соединенных
Штатах и Канаде. Профсоюз был основан 5 декабря 1887 года как
Международный союз парикмахеров-подмастерьев Америки.
Вместе с новыми ассоциациями были созданы различные
школы парикмахеров. Было необходимо сохранить хороший
уровень
профессионализма
посредством
лицензирования,
адекватной практики и обучения.

11.

Пока Европа конца XIX века только готовилась к
событиям, которые уничтожат многие государства и
возродят из их пепла новые, в мире парикмахеров уже
бушевало пламя революции. Ее идейным вдохновителем
стал 30-летний парижанин, с которого началась история
завивки волос..

12.

История успеха Марселя Грато началась в 1872 году.
Щипцы начинают завоевывать Европу и Новый Свет.
С 1882-го по 1897-й годы Марсель Грато держит технику исполнения
«Волны» в секрете. В это время он берет за одну завивку 500 франков.
Огромная сумма по тем временам. Скопив состояние, уже богатый,
именитый и состоявшийся парикмахер раскрывает свои секреты и
уезжает в Нормандию, где покупает себе замок.

13.

XX век
Около 1904 г. Шарль Нестле (Карл Неслер или
Нестлер), француз немецкого происхождения, изобрел
термическую
долгосрочную
шестимесячную
завивку
(перманент). В 1909 г. он ввел впервые аппарат для завивки,
нагреваемый электричеством. Аппарат весил около 900 г и
был подвешен к потолку. От него свешивались на подвижных
проводах с контрбалансами нагреватели. Для защиты головы
от ожогов применялись войлочные кольца.
В большинстве случаев в парикмахерских работали сами мастера
с несколькими учениками. Рабочая неделя составляла от 95 до 100 часов.
После первой мировой войны были установлены часы работы, и рабочая
неделя составила около 54 часов. В двадцатые годы стали появляться
предприятия по изготовлению аппаратов, машин и парикмахерских
принадлежностей.

14.

15.

В двадцатые годы стали появляться предприятия по изготовлению
аппаратов, машин и парикмахерских принадлежностей. Иосиф Майер
выпустил в 1924 г. свое изобретение плоской намотки волос, вызвавшее в
технике завивки большой переворот.
Успех этой техники был подтвержден ан конкурсах шестимесячной
завивки в 1924 и 1925 гг. в Дрездене и в Карлсбаде. В это время появился
новый аппарат низкого напряжения с внутренним нагреванием фирмы
Wella. После такого большого успеха термической завивки возникла
мысль производить завивку без аппарата холодным (химическим)
способом.

16.

В начале XX столетия союзы внедрили более научный подход к профессии
с помощью химиков, хиропрактиков, анатомов и биологов. В 1924 г. был основан
Associated Master Barbers of America (AMBA) в Чикаго. Этот союз позднее был
переименован в Hair International. Во время первых путешествий через Атлантику,
на кораблях пассажирам было предложено парикмахерское обслуживание, таким
образом они могли выглядеть хорошо побритыми во время путешествия через
океан.

17.

Традиционный символ барбершопов – история
возникновения…

18.

«популярной услугой было кровопускание: в средневековье избавление
от «плохой» крови считалось действенным методом лечения многих
заболеваний. Поэтому у каждого барбера в те времена в арсенале имелись
следующие инструменты: палочка, которую пациент сжимает, чтобы
кровь лилась лучше, бинт и две емкости, в одну из которых сливалась
кровь, а в другой хранились пиявки – тоже популярный на тот момент
способ лечения.
«после сомнительных лечебных процедур инвентарь выставлялся
снаружи мастерской барбера для сушки. Эти типичные инструменты,
стоящие снаружи, вскоре стали символом деятельности барбера. Видя
бинт, палочку и емкость для крови, каждый прохожий понимал, чем
занимаются в данном заведении»
«одной из версий возникновения такого дизайна является тот факт, что
цирюльники после процедур кровопускания, по привычке обматывали
кровавые бинты на столбики, находившиеся на улице, либо вешали ветки,
где впоследствии их заворачивал ветер. Поэтому когда было видно
накрученные красные бинты на что либо, это означало, что где-то здесь
находится мужской салон, где можно было получить минимальные
медицинские услуги и привести себя в порядок».
«Символом
этого
объединения

стал
небольшой
столбик
цилиндрической формы, который был окрашен по спирали красными и
белыми полосами, отражавшими как бы два ремесла (хирургия и
медицина – красная полоса и стрижки с бритьем белая)».

19.

В 1914 г. — появляется «Русская стрижка» — первая
короткая женская стрижка, внесшая такое нежное
очарование в облик россиянок. Короткие волосы дали
новый импульс для парикмахеров. Их стали укладывать
при помощи холодной укладки или горячими щипцами.
Это был хоть какой-то «прогресс». Только к концу 30-х
годов в России появляется довольно широкая сеть
парикмахерских, оказывающая населению большой набор
услуг.

20.

Новые правила для мастеров парикмахерского дела.
В первые годы XX века вновь наблюдается
преклонение перед заграницей. Дамские мастера —
французы — отводили русским парикмахерам лишь
роль подмастерьев.
И хотя они уже доказали, что никакая
сложность дамского парикмахерского искусства им
не страшна, но укоренившаяся в сознании
зависимость от заграницы продолжала довлеть
над
русскими
мастерами.
В
первые
три
десятилетия XX века парикмахерское искусство
находилось на невысоком уровне. Первая мировая
война, революция, гражданская война — все это
отрицательно
сказалось
на
уровне
жизни
общества, не говоря уже о парикмахерских услугах.

21.

В 1936 г. в специальном приказе Народного
Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР
предусматривалось не только расширение сети
парикмахерских и улучшения их работы, но и
коренное изменение методов работы мастеров. Были
разработаны новые правила, новые прейскуранты.
Большое значение имело постановление о
присвоении мастерам категории в зависимости от
их квалификации и о введении звания «мастер
парикмахерского
дела».
Открываются
первые
салоны.
Мастера начинают работать электрическими
машинками для стрижки, появляются аппараты для
электрической и паровой завивки. Парикмахеры в 1938
г. получили трудовые книжки.

22.

Парикмахерское дело в послевоенный период.

23.

В послевоенный период парикмахерские вновь стали
возрождаться из пепла. Изобретенный в тридцатые
годы в США химический метод завивки волос только к
пятидесятым годам будет широко внедрен в
парикмахерские услуги России и других союзных
республик бывшего СССР. Наряду с этим становится
популярной укладка волос на бигуди
Эти виды работ постепенно вытесняли из
практики парикмахеров укладку горячими щипцами,
завивку паровыми и электрическими аппаратами. А
появление окислительных красителей, что позволило
упростить технологию и расширить цветовую гамму
оттенков при окраске волос.

24.

На работу парикмахеров России сильное влияние
оказывает кино и иллюстрированные журналы. Женщины
очнулись от страшного сна и с особым рвением задали
работы парикмахерам. Французская актриса Брижит Бардо,
снявшаяся в главной роли в фильме «Бабетта идет на
войну», на несколько десятилетий стала законодательницей
моды среди женщин. Другая актриса — Марина Влади —
ввела в моду прямые волосы после фильма «Колдунья».
В 1963-1964 гг. распространяется плетение из волос.
Стали применять дополнительные косы и шиньоны.
Парикмахеры после рабочего дня садились по домам за
плетение и тамбуровку париков, шиньонов, выполняя
срочные заказы клиентов.
В конце 60-х годов и мужчины стали завивать волосы
при помощи химической завивки. И еще один сюрприз.
Возрождается страсть к парикам.

25.

26.

27.

28.

В начале семидесятых годов наблюдается отток
мужчин-парикмахеров, а это связано с непопулярностью
профессии. Мужчины-мастера дорабатывали свой трудовой
стаж, как законопослушные граждане. Молодые юноши не
шли в парикмахеры, считая это зазорным и унизительным
«ковыряться» в голове клиента. Такой настрой сохранятся
до конца XХ века.
На смену пришла прекрасная половина. Женщины
России стали интенсивно заполнять освободившуюся нишу.
Они полностью заняли все должности, от уборщицы до
хозяина парикмахерской. Молодая смена мастеров
пытается осилить достижения своих предшественников —
мужчин.

29.

В середине 70-х годов в Россию приходит
стрижка «Сэссун», которую предложил Видаль Сэссун
— английским парикмахером.
Это было открытие века в технологии стрижки.
В лексиконе парикмахеров появилось понятие
модельной стрижки, и наряду с ней возрастает
стоимость услуги. Многие прически делают на базе
химической завивки.
Дополнением причесок стали накладные волосы —
локоны и косички. По стране открывается сеть
парикмахерских, оборудованных по последнему слову
техники.

30.

Vidal Sassoon
Истинный профессионал, который
внёс в мир парикмахерского искусства
чёткие формы стрижек и ввёл новый эталон
красоты женских стрижек, сделав их
простыми и гармоничными.
Техника стрижек Vidal Sassoon
прославилась на весь мир благодаря
геометрии стрижки. Одной из главных задач,
которая стояла перед мастером - создать
простые, модные, практичные формы
стрижек, а также упростить уход за волосами
в домашних условиях. Задача была
достигнута: стрижка, выполненная в технике
Видал Сассун, не требует специальной
укладки.
В 60-х Видал Сассун представил всем
стрижку "боб" и стрижку "пикси", которая не
нуждалась в укладке и стайлинговых
средствах. Она смотрелась естественно.

31.

Четкие формы, простота,
гармония и отсутствие
укладки — для
парикмахерского
искусства 50-х годов
прошлого века это стало
настоящим прорывом.
Модельных стрижек в те
годы просто не
существовало: женщины
носили длинные волосы
и раз в три дня ходили в
салон красоты на укладку.
Бигуди, начес и много
лака для волос — главные
атрибуты укладки тех лет.

32.

Благодаря Сессуну у парикмахеров наконец появилась
фамилия. До середины 50-х годов прошлого века их звали
исключительно «месье Антуан» или «месье Александр».
Четкие линии, подчеркивающие геометрию лица,
никакой предварительной накрутки на бигуди и ни грамма
укладочных средств — эти принципы легли в основу
знаменитого боба, созданного Видалом Сессуном в начале
60-х. Стрижка, для укладки которой надо было лишь
тряхнуть головой.

33.

В наше время профессия парикмахера обрела новое
звучание и стала достойным выбором для многих. И в
этом нет ничего удивительного, ведь эта профессия
замечательна тем, что прочно ассоциируется у нас с
такими понятиями как «красота», «элегантность»,
«хорошее настроение».
Можно с уверенностью сказать, что профессия
парикмахера в современном мире полностью поменяла
свою полярность, перестала ассоциироваться с чисто
женским ремеслом. Сегодня это — стиль, новые
технологии, креатив, участие в конкурсах и
возможность творческого самовыражения.
Мода, как известно, никогда не стоит на месте —
она
переменчива,
она
всегда
соответствует
предлагаемым
обстоятельствам.
В
наш
век
скоростей, информации и Интернета она меняется
особенно быстро.

34.

35.

Парикмахерская мода напрямую связана с экономической ситуацией
страны. Чем она лучше, тем более востребована мода. В эпоху экономических
кризисов спрос на парикмахерские услуги резко снижается. В годы кризиса
модными становятся люди, которые не увлекаются ни своей внешностью, ни
жизнью вообще.
На сегодня озабоченность внешностью стала трендом. Это обусловлено
тем, что при стремлении достичь успеха очень важно, как мы выглядим.
Парикмахерская мода не является изолированной от моды вообще. Она ее значимый
компонент. Прически представляют собой существенную часть моды.
English     Русский Правила