1.41M
Категория: ИскусствоИскусство

Балет «Кармен – сюита». Новое прочтение оперы Бизе

1.

Балет «Кармен – сюита».
Новое прочтение оперы Бизе.

2.

Краткая история постановки.
В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный
балет. Рахиль Мессерер мечтала о новом развитии самобытного таланта дочери
Майи Плисецкой, характерное дарование которой могло понравиться Альберто
Алонсо. Она договорилась о встрече, и Майя приехала на спектакль. За кулисами
Альберто обещал вернуться с готовым либретто, если к сроку придёт
официальное приглашение от советского министерства культуры. В этот период
Майя получила Ленинскую премию совсем не за балеринскую партию персидки в
опере «Хованщина». Она убедила Екатерину Фурцеву пригласить Альберто для
постановки балета «Кармен», в замыслах которого уже был образ свободолюбивой
испанской цыганки, который он примерял на жену своего брата Алисию Алонсо.
Екатерина Алексеевна помогла организовать это событие:
«— Одноактный балет на сорок минут в стиле праздника испанского танца, как „Дон
Кихот“, верно?. Это может укрепить советско-кубинскую дружбу».

3.

Альберто помнил несколько слов по-русски со своей молодости, когда он
танцевал в русском балете Монте-Карло. Он приступил к репетициям своего
балета, версии «для советской сцены». Спектакль был приготовлен в рекордно
короткие сроки, не поспевали мастерские, костюмы дошили к утру премьерного
дня. На генеральную репетицию (она же оркестровая, световая и монтировочная)
на основной сцене выделили всего один день. Словом, балет делался в суетной
спешке.
Мировая премьера состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре (художникпостановщик Борис Мессерер, дирижёр Г. Н. Рождественский). В спектакле
участвовали Майя Плисецкая (Кармен), Николай Фадеечев (Хозе), Сергей
Радченко (Тореро), Александр Лавренюк (Коррехидор), Наталия Касаткина (Рок).
При этом крайне страстный и не чуждый эротизма характер постановки вызвал у
советского руководства неприятие. По воспоминаниям Майи Плисецкой:
советская власть пустила в театр Алонсо только потому, что он был «свой», с
острова Свободы, но этот «островитянин» как раз взял и поставил спектакль не
только о любовных страстях, но и о том, что нет на свете ничего выше свободы. И,
конечно, этому балету так здорово досталось не только за эротику и мою
«ходьбу» всей стопой, но и за политику, которая явственно в нём проглядывала.
После премьерного спектакля в директорской ложе Фурцевой не оказалось, она
покинула театр. Спектакль не был похож на «короткий „Дон Кихот“», как она
того ожидала, и был сырым. Второй спектакль должен был пойти в «вечере
одноактных балетов» («тройчатке»), 22 апреля, но был отменён:
«— Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка
оперы изуродована… У меня большие сомнения, можно ли балет доработать».
После доводов о том, что «придётся отменить банкет» и обещаний «сократить
все шокирующие Вас эротические поддержки», Фурцева сдалась и разрешила
спектакль, который прошёл в Большом 132 раза и около двухсот по всему миру.

4.

5.

6.

7.

Сюжет.
Порядок музыкальных номеров в транскрипции Родиона Щедрина таков:
Вступление
Танец
Первое интермеццо
Развод караула
Выход Кармен и Хабанера
Сцена
Второе интермеццо
Болеро
Тореро
Тореро и Кармен
Адажио
Гадание
Финал
Все 13 номеров образуют последовательную цепочку, в которой разворачивается
конфликт и развиваются характеры персонажей.

8.

Городская площадь. Развод караула. Коррехидор (офицер) ставит на караульный пост
солдата Хозе. Красивый молодой солдат привлекает внимание цыганки Кармен. Она
пытается очаровать его. Ее старания достигают цели, но Хозе остается верен долгу и не
покидает пост.
Неожиданно возникает драка между работницами табачной фабрики. Кармен объявляют
зачинщицей. Коррехидор приказывает Хозе препроводить Кармен в тюрьму. По дороге
влюбленный солдат отпускает Кармен, тем самым совершая преступление перед законом.
Чтобы не расставаться с любимой женщиной, Хозе дезертирует.
Появляется великолепный Тореро, любимец публики. Его страстный рассказ о своих
подвигах на арене не оставляет равнодушной Кармен. Охваченная новым чувством, Кармен
не желает замечать ревности Хозе. И только приход Коррехидора резко меняет ситуацию.
Коррехидор требует, чтобы Хозе немедленно вернулся в казарму. Взбешенный Хозе
выхватывает нож и прогоняет офицера.
Кармен поражена и восхищена поступком Хозе. Она снова влюблена в него, снова готова
дарить ему свою любовь.
Кармен гадает.

9.

Появляется Рок — страшное воплощение судьбы Кармен. Рок
предвещает неотвратимость трагической развязки.
Арена для боя быков. Тореро демонстрирует свое блестящее
мастерство. Ему противостоит существо, в котором образ быка и образ
Рока соединены воедино. Кармен с восторгом наблюдает за Тореро.
Появляется Хозе. Он требует и умоляет Кармен вернуть ему любовь.
Но для Кармен его слова звучат как принуждение и насилие над ее
волей. Она резко отвергает Хозе. Не в силах смириться с потерей
возлюбленной, Хозе закалывает ее кинжалом.

10.

КОНЕЦ
English     Русский Правила