Похожие презентации:
Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления
1.
2.
Цель:осмыслить образы Кутузова и Наполеона в романе
Л.Н.Толстого «Война и мир» с точки зрения исторической,
нравственной и общечеловеческой.
Задачи:
• сравнить образы Наполеона и Кутузова, показанные в романе
Л.Н.Толстого «Война и мир», с реальными личностями;
• методом сопоставительного анализа выявить отношение
Л.Н.Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов
автора на историю.
Гипотеза урока:
реальные исторические личности и художественные образы
должны быть идейно близки.
3.
"Война и мир" - это роман-эпопея,повествующий о знаменательных
и грандиозных событиях из
истории страны, освещающий
важные стороны народной жизни,
взгляды, идеалы, быт и нравы
различных слоев общества.
4.
Большое место в романе «Война и мир» занимают образыКутузова и Наполеона. С помощью показа двух великих
полководцев автор пытается разрешить проблему, кто же
является главным в историческом процессе: личность или
массы. Кому принадлежит победа в войне 1812 года? Какова
роль командующих в боевых действиях?
«Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших
подробностей верным действительности».
Л.Н.Толстой
5.
Михаил Кутузов и Наполеон Бонапарт- два выдающихся человека, два
великих полководца, две яркие
личности. Их имена вписаны в
историю человечества. Они оба жили
на рубеже ХVIII и ХIХ веков и оказали
большое влияние не только на
развитие событий в своих странах, но
и сыграли важную роль в истории
Европы.
Соответствуют
ли
реальным
историческим личностям
образы
Кутузова и Наполеона в романе?
Какими увидел Наполеона и Кутузова
Л. Н. Толстой?
6.
Он был близок к народу, емуприсущ
патриотизм.
Великий
полководец живет одной жизнью с
простыми солдатами, их думами.
Кутузов
обладает
военной
мудростью, он немногословен, не
пытается доказать свою правоту, он
всегда выжидает. Его любят и чтят
простые солдаты. Командующий и
его армия едины, именно это показал
автор
в
своем
произведении.
7.
В изображении ТолстогоКутузов - живое лицо.
Вспомним его
выразительную фигуру,
походку, жесты, мимику,
его знаменитый глаз, то
ласковый, то
насмешливый.
Примечательно, что
Толстой дает этот образ
в восприятии различных
по характеру и
социальному положению
лиц.
8.
Кутузов воплощает образполководца, который думает о
своих солдатах и знает всех в лицо,
«…знал, что решают участь
сражения не распоряжения
главнокомандующего, не место, на
котором стоят войска, не
количество пушек и убитых людей,
а та неуловимая сила, называемая
духом войны, и он следил за этой
силой и руководил ею, насколько
это было в его власти». «Простая,
скромная и потому истинно
величественная фигура...» , - так
Толстой определяет своего героя.
(т. 4, ч. 4, гл. V)
9.
Наполеон изображается в двухпланах: это гениальный
полководец и сильный человек,
что заслуживает уважения, но
он же деспот и тиран, опасный
не только для других народов,
но и для собственной страны.
10.
Толстой не идеализировалвсеобщего «кумира», постепенно
в романе идет развенчание его
как полководца и как великой
личности.
«Это была толпа мародеров, из
которых каждый вез или нес кучу
вещей, которые ему казались
ценны и нужны»,- так Толстой
изображает «великую армию»
Наполеона.
11.
Наполеон относится квойне как к чему-то
естественному в
человеческой истории:
«Война- игра, люди- пешки,
которые следует правильно
расставить и двигать»,
«шахматы расставлены;
игра начнется завтра».
12.
Кутузов истинный вождь,полководец
народной войны,
воплощение
народной
мудрости и
патриотического
чувства.
Наполеон олицетворение
антинародных интересов
и законов, командующий
армией грабителей,
мародеров и убийц,
«ничтожнейшее орудие
истории», «человек с
помраченной совестью».
13.
КУТУЗОВ«Простота, доброта и правда»
отражаются во внешнем облике
Кутузова.
«Умное, доброе и вместе с тем
тонко-насмешливое выражение
светилось на пухлом лице
Кутузова». Кутузов некрасив
внешне — у него оплывшее
тело, жирная шея, один глаз
прикрыт
повязкой.
Его
непритязательная внешность —
своеобразный вызов тем, кто
мнит себя героями.
14.
НАПОЛЕОНСатирические краски при описании
портрета Наполеона.
«... Он был в синем мундире,
раскрытом над белым жилетом,
спускавшимся на круглый живот, в
белых
лосинах,
обтягивающих
жирные ляжки коротких ног, и в
ботфортах. Белая пухлая шея его
резко выступала из-за черного
воротника мундира. На моложавом
полном лице его было выражение
милостивого и величественного
императорского приветствия».
«Он был подобен ребенку, который,
держась за тесемочки, воображает,
что он правит».
15.
КУТУЗОВНАПОЛЕОН
- скромность и простота;
- близость к простым людям,
знание и понимание их
чувств
- равнодушие к судьбам
окружающих, эгоцентризм;
- лицемерие, фальшь,
позерство
16.
КУТУЗОВНе придает решающего
значения своему «я», не
пассивный, а активный, мудрый
и опытный полководец, «…он
все выслушает, все запомнит,
все поставит на свое место,
ничему полезному не помешает,
ничего вредного не
позволит…». Кутузов был
убежден, что решающее
значение в войне имеет «ДУХ
войска».
НАПОЛЕОН
Законченное проявление
культа личности, мания
величия:
самовлюбленность,
высокомерие, тщеславие.
«Одно мое слово, одно
движение моей руки, и
погибла эта древняя
столица…».
17.
КУТУЗОВВ поведении русского
полководца Толстой отмечает
скромность, доступность
народу, равнодушие к славе.
Кутузову чуждо тщеславие,
он не дорожит мнением о
себе пустых и завистливых
людей.
НАПОЛЕОН
Император французов
отличается крайним
высокомерием, пустым
тщеславием, стремлением к
пышности и роскоши. Весь
облик Наполеона
ненатурален и лжив. Он не
мог отвечать высоким
моральным требованиям,
поэтому в нем нет и
подлинного величия.
18.
КУТУЗОВСвобода и национальная
независимость России.
НАПОЛЕОН
Идея мирового господства.
19.
Кутузов утверждал:-Бородинское сражение есть
победа;
-потеря Москвы не есть потеря
России;
-после сдачи Москвы мира с
французами быть не может,
потому что такова воля народа.
Как полководец он явно стоит
выше Наполеона.
20.
В ходе Бородинского сражения Кутузов «не делалникаких распоряжений, а только соглашался или не
соглашался на то, что предлагали ему».
«Долголетним военным опытом он знал и
старческим умом понимал, что руководить сотнями
тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя
одному человеку, и знал, что решают участь
сраженья не распоряжения главнокомандующего, не
место, на котором стоят войска, не количество
пушек и убитых людей, а та неуловимая сила,
называемая духом войска, и он следил за этой силой
и руководил ею, насколько это было в его власти» (т.
3, ч. 2, гл. XXXV).
21.
В эпизоде Бородинскогосражения Кутузов предстаёт
перед нами скромным,
простым в обращении с
другими, доступным к
народу. Перед сражением он
подошел к иконе, опустился
на колена, поклонился в
землю. Затем он с трудом
встал, поцеловал икону и
опять поклонился,
дотронувшись рукой до
земли. Все остальные,
включая солдат и ополченцев,
сделали то же самое.
22.
Несмотря на победу русских, Кутузов понял, что защищатьМоскву нельзя. Он думал: «...Москва должна быть оставлена.
Войска должны отступить, и надо отдать это приказание».
Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что
отказаться от командования армией. А мало того, что он любил
власть, привык к ней ..., он был убежден, что ему было
предназначено спасение России и что потому только, против
воли государя и по воле народа, он был избран
главнокомандующим. Он был убежден, что он один в этих
трудных условиях мог держаться во главе армии, что он один во
всем мире был в состоянии без ужаса знать своим противником
непобедимого Наполеона; и он ужасался мысли о том
приказании, которое он должен был отдать» (т. 3, ч. 3, гл. III).
Эти сокровенные мысли Кутузова, как и все его поведение,
рисуют его как человека непоколебимого, твердого, властного,
знающего цену своему огромному полководческому таланту.
23.
« Господа, я слышал ваши мнения.Некоторые будут не согласны со
мной. Но я властью, врученною мне
моим государем и Отечеством, я –
приказываю отступление». Все
разошлись тихо, без явных эмоций.
Кутузов долго сидел,
облокотившись на стол, и задавал
себе все тот же вопрос: «Когда же,
когда же, наконец, решилось то, что
оставлена Москва?»
После долгих раздумий Кутузов
прокричал: «Да нет же! Будут же
они лошадиное мясо жрать, как
турки!»
24.
Как опытный охотник, Кутузов «знал, что зверьранен так, как только могла ранить вся русская
сила, но смертельно или нет, это был еще не
разъясненный вопрос» (т. 4, ч. 2, гл. ХVII).
25.
Единственным душевным желанием Кутузовабыла погибель французов, которую он предвидел
один. В ночь на 11 октября, получив известие о
том, что Наполеон ушел из Москвы, он,
повернувшись «к красному углу избы,
черневшему от образов», сложив руки,
дрожащим голосом сказал: «Господи, Создатель
мой! Внял Ты молитве нашей... Спасена Россия.
Благодарю Тебя, Господи!» (т. 4, ч. 2, гл. ХVII).
И великий полководец, благодаря военной
гениальности которого русские одержали победу
в войне, заплакал.
26.
«...Трудно себе представить историческое лицо,деятельность которого так неизменно постоянно была бы
направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить
себе цель, более достойную и более совпадающую с
волею всего народа. Еще труднее найти другой пример в
истории, где бы цель, которую поставило себе
историческое лицо, была так совершенно достигнута,
как та цель, к достижению которой была направлена вся
деятельность Кутузова в 12-м году».
27.
«Военный гений- это дар небес, но основноедостоинство
главнокомандующего
–
это
твёрдость характера и решимость добиваться
победы любой ценой», - считал Наполеон.
28.
25 августа Наполеон целыйдень провел на коне, он
осматривал местность,
отдавал приказания по
ведению войск, перед
битвой был весел, активен.
Но в течение боя
настроение Наполеона
ухудшалось, отдает
приказания, «которые или
уже были исполнены
прежде, чем он делал их,
или же не могли быть и не
были исполняемы».
29.
После битвы Наполеон испытывал тяжелоечувство горести, злобы: все те же приемы,
бывало неизменно увенчанные успехом, такая
же диспозиция, как и все предыдущие, но
никакого успеха. Впервые в жизни Наполеон
понял, что он не может остановить того дела,
которое делается пред ним и которое считалось
руководимым и зависящим от него.
30.
Живший до поражения под Бородино в призрачном миреславы, Наполеон перестает быть великим. «В этот день
ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу,
в которой он полагал свою заслугу и величие». «Желтый,
опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и
охриплым голосом, он сидел на складном стуле,
невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая
глаз» (т. 3, ч. 2, гл. ХХХVIII).
31.
Наполеон воображал себе вступление в Москвуторжественным, театрализованным представлением, в
котором он продемонстрирует свое великодушие и
величие. Он смотрел на Москву с Поклонной горы,
«видел трепетание жизни в городе и чувствовал как бы
дыхание этого большого и красивого тела». Наполеону
«странно было самому, что, наконец, свершилось его
давнишнее, казавшееся ему невозможным, желание» (т.
3, ч. 3, гл. ХIХ).
32.
Личность Наполеона, по мнению Толстого, егодеятельность представляют «лживую форму
европейского героя, мнимо управляющего
людьми,
которую
придумала
история».
Наполеон, «человек без убеждений, без
привычек, без преданий, без имени, даже не
француз,
самыми,
кажется,
странными
случайностями выносится на заметное место» (т.
4, ч. 4, гл. V).
33.
Кутузов и Наполеон - нравственные полюсы романаэпопеи: автором утверждается величие полководцанародной войны и развенчивается командующий армии
грабителей, мародёров и убийц.
34.
КУТУЗОВНАПОЛЕОН
«…трудно себе представить
историческое лицо,
.
деятельность которого так
неизменно и постоянно была
бы направлена к одной и той
же цели…».
«Простая, скромная и потому
истинно величественная
фигура...».
«...Наполеон — это
ничтожнейшее орудие
истории — никогда и нигде,
далее в изгнании, не
выказавший человеческого
достоинства...».
35.
Литературные образы М.Кутузова и Б.Наполеона вромане Л.Н.Толстого «Война и мир» максимально
приближены к реальным историческим лицам.
Развенчивая Наполеона как завоевателя, Толстой показал
неизбежность краха притязаний Наполеона на создание
всемирной империи под его верховной властью,
развенчал
культ
сильной
личности,
культ
«сверхчеловека». Напротив, образ Кутузова Толстой
поднимает на «высшую человеческую высоту», называя
его истинно великим человеком.
36.
1. Была ли историческая необходимость в появлении в романетаких личностей, как Кутузов и Наполеон? (да, нет)
2. Кто, на ваш взгляд, имел для истории большее значение?
(Кутузов, Наполеон)
3.Реалистичны ли образы полководцев в романе? (да, нет)
4. Кто как полководец вызывает у вас истинное уважение?
(Кутузов, Наполеон)
5. Кого вы можете назвать своим кумиром? (Кутузов, Наполеон)
37.
Русский национальный быти история народа, а также
путь лучших представителей
дворянского класса к народу
являются идейнохудожественным стержнем
произведения.
Путь идейного и
нравственного роста ведет
положительных героев
«Войны и мира», как всегда у
Толстого, к сближению с
народом.
38.
Настоящий патриотизм - это преждевсего патриотизм долга, поступка во имя
Отечества, умение в решающую для
Родины минуту подняться над личным,
проникнуться чувством ответственности
за судьбу народа. По мнению Толстого,
русский народ глубоко патриотичен.
При занятии французами Смоленска
крестьяне сжигали сено, чтобы не
продавать его своим врагам. Каждый посвоему старался причинить боль врагу,
чтобы они почувствовали ненависть
истинных хозяев земли. Купец
Ферапонтов сжег собственную лавку,
чтобы она не досталась французам.
Истинными патриотами показаны
жители Москвы, которые уходя из
родного города, покидают жилища, так
как считают невозможным остаться под
властью самозванцев.
39.
40.
Черты патриотизма вНаташе Ростовой мы
видим в тот момент,
когда она, перед
вступлением французов
в Москву, заставляет
сбросить с подвод
семейное добро и взять
раненных.
41.
Точно так же скромная,необщительная, замкнутая в
своем душевном мире Марья
Болконская преображается и
неизменно вырастает в наших
глазах, проявляя свой
патриотизм. Это происходит в
тот момент, когда Марья
гневно отвергает предложение
француженки Бурьен остаться
во власти Наполеона,
покориться ему.
42.
Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщенмногочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление
патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и
героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном,
Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Конечно, любовь к отечеству,
готовность пожертвовать ради него своей жизнью наиболее ярко
проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом. Именно в
Бородинском сражении с особой силой проявилась необычайная
стойкость и мужество русских солдат. Описывая ночь перед Бородинским
сражением, Толстой обращает внимание на серьезность и
сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они
отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с
мощным противником. Их чувство любви к Родине не допускает
бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из них
может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к
смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские
солдаты не стараются выглядеть героями. Им чужды рисовка и поза, в их
простой и искренней любви к Родине нет ничего показного.
43.
44.
Михаил Кутузов в романе —выразитель идеи патриотизма, он был
назначен командующим вопреки воле
царя и царского двора. Андрей объясняет
это Пьеру так: “Пока Россия была
здорова, хорош был Барклай де Толли...
Когда Россия больна, ей нужен свой
человек”.
Он живет одними чувствами,
мыслями, интересами солдат, прекрасно
понимает их настроение, по-отцовски
заботится о них. Он твердо верит, что
исход сражения определяет “неуловимая
сила, называемая духом войска” и всеми
силами стремится поддержать в армии
эту скрытую теплоту патриотизма.
45.
Элен Курагина, князь Василий Курагин, АннаПавловна Шерер и Жюли Карагина являются
холодными и лживыми людьми. Воодушевиться
они могут лишь фальшивой игрой в патриотизм.
Они не способны осознать опасность и трудное
положение, в каком находится русский народ,
переживающий нашествие Наполеона, не
способны проникнуться «мыслью народной».
46.
Таких людей как лжепатриоты будет много до техпор, пока люди не осознают, что каждый должен
защищать свою страну, и что кроме них этому
сделать будет некому. Именно это хотел передать
Лев Николаевич Толстой посредством антитезы,
противопоставления истинных и ложных патриотов.
Но Толстой не впадает в ложно-патриотический тон
повествования, а смотрит на события сурово и
объективно, как писатель-реалист. Это помогает ему
более точно донести до нас всю важность проблемы
лжепатриотизма.
47.
В общей концепции романа мир отрицает войну,потому что содержание мира - труд и счастье,
свободное, естественное и потому радостное
проявление личности, а содержание и потребность
войны – разобщение людей, народов, разрушение,
смерть и горе.