44.85M
Категория: ЛитератураЛитература

А.В. Вампилов. Современная драматургия

1.

А. В. Вампилов.
Современная
драматургия
Современная русская литература

2.

Сегодня мы:
1
Поговорим об особенностях
драматургии 1960−1980-х гг.
2
Порассуждаем о «вампиловском
театре» и узнаем, как творчество
Вампилова повлияло на русскую
драматургию.
3
Выясним, что такое драматургия
«новой волны», и попытаемся
понять, как она повлияла на
драматургию современную.

3.

Театр по-прежнему оставался
важной частью культурной жизни.
В 1950-е гг. советская драматургия
оказалась на распутье.
Но о чём драматургу было
говорить со зрителями?

4.

Большой театр, Москва
После Великой Отечественной
войны продолжает работать
конвейер театра как пропаганды.

5.

Большой театр, Москва
Появляется множество пьес-однодневок,
где чётко выдерживается хронология,
показывается однонаправленный
конфликт.

6.

Большой театр, Москва
Часто конфликт этот – вымышленный, направленный на поиск
«вредителя», «внешнего врага».
На сцене театра появляются комедии и социальные драмы, а
слово «мелодрама» используется разве что в негативном смысле.

7.

Александринский театр,
г. Санкт-Петербург
К середине 1950-х гг. драматургия начинает
поиск нового языка, новых форм.
Жанрами, которые выходят на первый план,
становятся социально-психологическая
драма и историко-документальная драма.

8.

Особенности драматургии
В пьесах Константина Симонова, Николая
Погодина, Афанасия Салынского и других
авторов показываются важные для
истории события.
Авторы сосредоточены на показе
сильных характеров, цельных натур,
людей с ярко выраженной гражданской
позицией.
В центре конфликта обычно
драматический выбор героя между
общим и частным, общечеловеческим и
эгоистическим.
Николай Погодин

9.

Малый театр, Москва
Война в таких пьесах показывается
сквозь призму человеческого
сознания, нравственных ценностей.
Драматурги всё больше отходят от
публицистичности.

10.

Афанасий Салынский

11.

Спектакль по пьесе
«Барабанщица»
Нина – советская подпольщица,
разведчица, которой предстоит
выявить фашистских агентов в уже
освобождённом городе.

12.

«Героиня — среди своих, в
освобождённом, ликующем
городе вынуждена жить и
бороться, временно
сохраняя личину изменницы
и предательницы».
Афанасий Салынский

13.

Спектакль по пьесе
«Барабанщица»
В пьесе поднимаются проблемы
веры и неверия в человека,
показываются последствия
чрезмерной подозрительности.

14.

Спектакль по пьесе
«Барабанщица»

15.

Всё чаще в драматургии обращали внимание на
проблемы повседневной жизни обычных людей.
Авторы стремились поставить персонажей в узнаваемые
обстоятельства. Усиливается и интерес к молодому
современнику, к его реальной жизни, к его чувствам.

16.

Александр
Володин
Эдвард
Радзинский
Виктор
Розов

17.

Н. С. Хрущёв в театре «Современник»
В период «оттепели» драматурги получают ещё больше
свободы. «Железный занавес» приоткрылся, и на советскую
драматургию начинает влиять зарубежный театр.

18.

Театральное искусство развивалось в тесной
связи с поэзией.
На сцене театров разыгрывались представления,
основой для которых были стихи Маяковского,
Есенина, Евтушенко, Вознесенского.
Спектакль «Послушайте»
в Театре на Таганке

19.

Спектакль «А зори здесь
Тихие» в Театре на Таганке
Произведения Ю. Трифонова, В. Шукшина,
Б. Васильева и др. прозаиков становятся
основой для театральных постановок.

20.

В 1960-е гг. появилось такое
явление, как
«вампиловский театр».
Александр Валентинович
Вампилов

21.

Александр Валентинович
Вампилов родился в 1937 г.
Александр Пушкин
(1799–1837)

22.

Вампилов считал своей родину
деревню Аларь (Иркутская
область).
Музей Вампилова в
Аларском районе

23.

А. Вампилов с матерью,
бабушкой и братьями
Вскоре после рождения
мальчика его отца расстреляли
по обвинению суда-тройки.

24.

А. Вампилов в детстве

25.

А. Вампилов в юности

26.

«Ничего, кроме
литературы, я не хочу
изучать больше
школьной
программы...»
Александр Вампилов

27.

Первые пьесы
После школы Александр поступил на
филологический факультет. На пятом
курсе он стал сотрудником газеты
«Советская молодёжь». Вскоре начали
появляться его первые рассказы.
К драматургии Вампилов обратился в
25 лет. Первой попыткой стала его
пьеса «Двадцать минут с ангелом».
В 1964 г. была написана большая пьеса
«Прощание в июне», а через год –
комедия «Старший сын».

28.

Пьесы Вампилова
считались слишком
неформатными,
художественные
руководители театров
требовали переписать
пьесы в соответствии
со своим видением.

29.

Олег Ефремов
Олег Ефремов, который в то время
руководил театром
«Современник», позже признается,
что увидеть гениальность
молодого автора мешали
«стереотипно устроенные наши
собственные мозги».

30.

Театр драмы в Клайпеде
Пьеса «Прощание в июне» была
поставлена Клайпедским
драматическим театром. Вскоре пьесу
поставили ещё в 8 советских театрах.

31.

Москва по-прежнему была
недоступна для Вампилова.
Пьесу «Утиная охота» запретили
для постановки в столице.

32.

Театр русской драмы в Риге

33.

Могила А. Вампилова

34.

Памятник Вампилову
в Иркутске
Александр Вампилов написал 4
многоактные пьесы и несколько
одноактных. Вышло всего 2 его книги.
Однако его называли новым Чеховым.
Считается, что «вампиловский театр»
определил развитие драматургии на
годы вперёд.

35.

Особенности
«вампиловского
театра»:
1. Смесь драмы, мелодрамы и
комедии.
В пьесах Вампилова драматическое
признание может обернуться
фарсом, комические и
драматические моменты тесно
сплетены и перерастают друг в
друга.

36.

Особенности
«вампиловского
театра»:
2. Концепция «негероических героев».
У персонажей нет ни особой
нравственной силы, ни твёрдой
гражданской позиции. У них есть лишь
возможность улучшить самих себя,
попытаться изменить себя и свою
жизнь.
Они не сражаются со внешними
врагами – они сражаются со своей
собственной непорядочностью.

37.

Вампилов показывает, что
нравственное преображение
обычного человека возможно.

38.

Постановка пьесы
Вампилова «Старший сын»
Студент Бусыгин обманывает
семейство Сарафановых,
представляясь старшим
сыном Андрея Григорьевича.

39.

Но постепенно обманщик становится
опорой для членов семьи, решает их
проблемы и вступается за них.
Постановка пьесы
Вампилова «Старший сын»

40.

Постановка пьесы
Вампилова «Старший сын»
Лучшие черты в характере
Бусыгина берут верх: он
становится Сарафанову
настоящим сыном.

41.

У героев Вампилова всегда есть
некий нравственный ресурс,
возможность для изменения.
Кадр из экранизации пьесы
«Старший сын»

42.

Особенности
«вампиловского
театра»:
3. Александр Вампилов внёс многое и в
строй пьесы, и в ремарки.
В пьесе «Утиная охота» действия
разворачиваются нелинейно. Большая
часть пьесы – это воспоминания
главного героя.
Действие разворачивается в разных
локациях и в разное время.
Кроме того, автор делает портретные
зарисовки героев.

43.

«Зилову около тридцати лет, он
довольно высок, крепкого сложения;
в его походке, жестах, манере
говорить много свободы,
происходящей от уверенности в
своей физической полноценности.
В то же время и в походке, и в
жестах, и в разговоре у него сквозят
некие небрежность и скука,
происхождение которых
невозможно определить с первого
взгляда».

44.

Александр Вампилов открыл
зрителю мир сложных, многомерных
персонажей, проявил внимание к
семейному быту, к столкновению
старого и нового.

45.

Драматург показал,
что современные
нравственные выборы
и конфликты могут
быть не менее
острыми и
увлекательными, чем
в античных драмах.

46.

После смерти драматурга его пьесы стали
популярными.
English     Русский Правила