Похожие презентации:
Общая характеристика и особенности этапа развития науки
1.
2.
Общая характеристика и особенности этапа развития науки• Средневековое мировоззрение стремилось к
всеохватывающему знанию, которым может обладать
только Творец. Отправное понятие – слово. Слово
выступало и как орудие творения и как орудие постижения
мира. Понятия отождествлялись с их объективными
аналогами. Овладение понятиями → исчерпывающее
знание о действительности, т.к. она производна от понятий.
Значит, надо исследовать их, особенно в Священном
писании. «Видимые вещи» воспроизводят «вещи
невидимые», т.е. являются их символами. Есть иерархия
вещей в зависимости от близости к Богу.
3.
Представители научного этапа• Главным инструментом познания являлась логика Аристотеля. Вообще, средневековая философия находилась под
сильным влиянием философии Аристотеля. Он «вернулся» в Европу через арабские переводы и в латинизированной
форме преподавался во всех университетах примерно с середины XIII века. Основные идеи метафизики Аристотеля
определяли цели и задачи познания, его содержание, средства и методы. В частности, главной задачей исследования
природы было не изучение свойств ее реальных объектов, а выявление их сущностей и целей. Данная методологическая
установка исключала ориентацию на проведение экспериментов.
• У. Оккам (1285—1349 гг.) сформулировал теорию двойственной истины, согласно которой разум ориентируется на
рациональность, логическую очевидность, а вера — на аксиологические ценности, мораль. Разум и вера —
ассиметричны: вера не должна влиять на процесс научного познания, а разум не может вмешиваться в дела веры. Данное
утверждение впоследствии стало парадигмальным принципом научного сообщества не только в Новое время, но и в
более поздние исторические периоды.
• Дальнейшее развитие логика Аристотеля получила в работах известнейших логиков того времени — Петра Испанского (по
его книгам логика преподавалась в течение 3-х веков) и Раймонда Луллия. Р. Луллий считал, что Аристотелеву логику —
логику доказательств, надо дополнить логикой открытий. Он создал механизм, основанный на идее формализации
логических действий с помощью специально сконструированных знаков. Фактически это была первая логическая машина;
она помогала свести простейшие дедуктивные заключения к чисто механическому процессу.
4.
Основная научная проблематика этапа• Одной из главных обсуждаемых проблем на протяжении всех Средних веков была проблема
соотношения веры и разума. Ее варианты решения с течением времени менялись — от
безоговорочного примата веры до уважительного отношения к разуму.
• II в. Верую, потому что абсурдно (Тертуллиан).
• IV—V вв. Если не поверите, то и не поймете (Августин).
• XI в. Верю, чтобы понимать (Ансельм).
• XII в. Понимаю, чтобы верить (Абеляр).
• XIII в. Вера не вытесняет разум (Аквинский).
• XIV в. Вера и разум должны быть отделены друг от друга (Оккам).
• Другая обсуждаемая проблема — проблема универсалий — отразила борьбу между реалистами и
номиналистами. В отличие от реалистов (А. Кентерберийский, Ф. Аквинский), утверждавших, что
общее существует реально и оно выражается в понятиях, номиналисты (И. Росцелин, У. Оккам)
считали, что в мире есть только единичные, чувственно воспринимаемые вещи. Общие понятия, с
точки зрения номиналистов, представляют собой лишь имена, знаки, слова, термины для
обозначения сходных в каком-то отношении вещей.
5.
Методология (методы познания) научного этапа• В период Средневековья историческая мысль находилась
под влиянием богословия. Соответственно и методология
основывалась на провиденциализме – религиозноидеалистическом воззрении, которое объясняло все
события, как результат борьбы божественного и
дьявольского, а первопричиной всех событий видело волю
божественного провидения.
6.
Особенности средневековой науки• она выступает как совокупность правил, в форме
комментариев,
• тенденция к систематизации и классификации знаний,
• компилятивный характер,
• созерцательность,
склонность
к
абстрактному
теоретизированию, отказ от опытного познания, признание
превосходства универсального над уникальным.
7.
Значение научного этапа• Итак, Средневековье нельзя рассматривать как период сплошных «темных веков».
Конечно, для современного человека средневековая наука выглядит довольно необычно с
ее громоздкими абстрактно-спекулятивными рассуждениями, опорой на богословие,
разрозненными эмпирическими поисками. В эмпирических науках Средневековье
демонстрирует зависимость от авторитетов, игру воображения и преимущественный
интерес ко всему диковинному. Тем не менее все эго — тоже своеобразное
рационалистическое устремление. Средневековая наука не только сберегла многие
античные достижения, но и двинулась вперед, построив университетскую систему и создав
предпосылки для новоевропейской науки.
• Сегодня Средневековье «реабилитировано» в истории науки. Многое сделали для этого, в
частности, П. Дюгем и А. Койре, доказывая, что мыслителями Средневековья была
подготовлена почва для нового естествознания. Кроме того, многие исследователи считают,
что именно под влиянием христианского вероучения (а именно под влиянием учения о
Воплощении), догматика которого была разработана на христианском Востоке еще на заре
Средневековья, были созданы условия для преодоления идущего из Античности разрыва
между сферой умопостигаемого и сферой чувственно данного.