Похожие презентации:
Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики. Лекция №7
1.
Лекция №7:«Обзор русской поэзии второй половины XIX века.
Идейная борьба направлений «чистого искусства» и
гражданской литературы. Стилевое, жанровое и
тематическое разнообразие русской лирики второй
половины XIX века».
2.
План:1.Обзор русской поэзии второй половины XIX века.
2. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и
гражданской литературы.
3. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской
лирики второй половины XIX века
4. Литература
3.
Обзор русской поэзии второй половины XIX века.После смерти Пушкина и Лермонтова,
В.Г. Белинский в статье
утверждал А.И. Герцен,
«Взгляд на русскую литературу 1843 года»:
«русская поэзия онемела».
«После Пушкина и Лермонтова трудно
быть не только замечательным, но и
каким-нибудь поэтом».
4.
Многие из талантливых русских лириков (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет,Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Майков) начинали свой путь в
конце 1830-х – начале 1840-х гг. Это было время, весьма
неблагоприятное для лириков и для поэзии.
В 1850-е гг. поэты, казалось бы, преодолели равнодушие
читателей. Но интерес к поэтическому слову вскоре угасает, и
новые книги А.К. Толстого, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Ф.И.
Тютчева, А.А. Фета привлекают внимание разве что критиков и
немногочисленных любителей поэзии.
5.
Хотя поэты второй половины XIX века не могли преодолеть равнодушие читателей к лирике изаставить напряженно ожидать их поэтические сборники (как ждали, например, новые романы
И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Л. Толстого), однако, они заставили петь свои
стихотворения.
В числе самых известных – «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Затворница»,
«Вызов» Я.П. Полонского, «О, говори хоть ты со мной», «Две гитары, зазвенев…» А.
Григорьева, «Средь шумного бала», «То было раннею весною…» А.К. Толстого, «Коробейники»
Н.А. Некрасова и многие, многие другие стихотворения русских поэтов второй половины XIX
века.
6.
Своеобразие эстетических позиций, особенное понимание назначения поэта и поэзииразводят русских лириков в разные «станы» (по словам А.К. Толстого):
«гражданская поэзия», цель которой – «толпе напоминать, что бедствует народ» (Н.А.
Некрасов), и
«чистая поэзия», призванная воспеть «идеальную сторону» бытия.
К «чистым» лирикам относили Ф. Тютчева, А. Фета, Ап. Майкова, А.К. Толстого, Я.
Полонского, Ап. Григорьева. Гражданская поэзия была представлена Некрасовым.
7.
Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданскойлитературы.
«Идея чистой поэзии есть идея некоего недостижимого образца, некоего абсолютного предела влечений,
усилий и возможностей поэта...»
(Поль Валери)
Концепция "чистого искусства" ("искусства ради искусства") и гражданская поэзия получили
распространение в русской литературе в середине XIX века (60-80-е гг.).
Основные темы: любовь, красота, природа, искусство, человеческие чувства, "прелесть бытия".
Концепция: поэзия для избранных; литература должна развивать в человеке чувство прекрасного, она
самодостаточна, ей не нужно ни политическое, ни социальное содержание (поэт не должен вмешиваться в
дела "бренного мира").
Девиз: "Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв".
Яркие представители поэзии "чистого искусства":
А.А. Фет, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев, А.К. Толстой.
8.
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ противопоставлена "чистому искусству". Онахарактеризуется тем, что основные её темы связаны с общественной жизнью, относятся к
защите интересов народа. Гражданский поэт - это глашатай общественных настроений и
чувств, размышляющий о происходящих событиях, о судьбе Родины, указывающий на
неприглядные картины народной жизни, призывающий к борьбе.
Основные темы: страдания народа, социальная несправедливость, нищета - все
пороки российского общества XIX века.
Концепция: литература должна быть злободневной, отражать общественные
проблемы, помогать в их решении - привлекать к ним внимание читателей,
пробуждать гражданские чувства.
Девиз: "Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан!"
Яркие представители гражданской лирики: Н.А. Некрасов, А.Н. Плещеев, И.С.
Никитин.
9.
Поэзия развивалась в двух направлениях — пушкинское и гоголевское. Романтики XIXвека (особенно А.С. Пушкин) провозглашали независимость ее от власти и народа, считали
поэта творцом, которого вдохновил Бог. Противоположную точку зрения на искусство
гражданского направления обосновал Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» (начало седьмой
главы). Он сопоставил творца «искусства для искусства» и писателя-обличителя.
10.
"Я никогда не мог понять, чтобы искусствоинтересовалось чем-либо помимо красоты"
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна —
любовь.
11.
Внимая ужасам войны,При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Год написания: 1855-1856
12.
Литературный процесс второй половине 19 века в целом характеризуется развитиемжанра романа во всем разнообразии его видов – это и роман- эпопея («Война и
мир»), социальный роман («Господа Головлевы», написанный М. Е. СалтыковымЩедриным), политический роман (например, роман Н. Г. Чернышевского «Что
делать?»), психологический роман (романы Ф. М. Достоевского). Роман является
центральным эпическим жанром этой эпохи.
Для поэзии второй половины 19 века с одной стороны характерным является
развитие и обогащение традиций романтизма, а с другой – большое влияние русской
прозы, романов Достоевского и Толстого, с их тонким, глубоким психологическим
анализом характера человека. Вторая половина 19 века характеризуется
становлением самобытной национальной литературы. Общий характер произведений
поэтов этого периода развития русской литературы заключается в следующем:
внимание к крестьянскому и купеческому быту интерес к народному языку внимание
к отечественной истории утверждение идеала добра, красоты и любви
«проповедование» любви как высшего назначения человека развитие гражданской
поэзии. Творчество каждого поэта не укладывалось в рамки прямолинейных схем
13.
Как отмечает исследователь В.С. Бабаевский: «Русская поэзияXIX века, как цельное при всем структурном и хронологическом
разнообразии, явление духа народа, не укладывается строго в
границы столетия. Последнее десятилетие, 1890-е годы,
принадлежат уже по своей сути, модернизму. Можно сказать, что
для русской поэзии XX век начался в 1892 году. Поэзия К.М.
Фофанова и С.Я. Надсона связала два века русской поэзии
“золотой” и “серебряный”».
14.
Литература:1. Н.Некрасов "Кому на Руси жить хорошо", "Мороз-воевода" (из "Мороз, Красный
нос"), "Мужичок с ноготок" (из "Крестьянские дети"), "Тройка", "Размышления у
парадного подъезда", "Зеленый шум", "В дороге", "Перед дождем", "Славная осень!"
(из "Железная дорога"), "Вчерашний день часу в шестом...", "Я не люблю иронии
твоей..."
2. А. Толстой «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Как здесь хорошо и
приятно…». «Земля цвела. В лугу, весной одетом…», «Если б я был богом
океана…», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо…»
3. А.Фет «Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь!..», «Как мошки зарею…
Кот поет, глаза прищуря…», «Лесом мы шли по тропинке единственной…»,
«Вечер», «Пчелы», «Я пришел к тебе с приветом…», «Я долго стоял неподвижно…»,
«Шепот, робкое дыханье…»