32.32M
Категория: ПсихологияПсихология

Экзистенциальная психология взрослости

1.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ВЗРОСЛОСТИ
[email protected]
© Е.Е.Сапогова, 2021

2.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Взросление, взрослость, зрелость.
2. Экзистенциальная психология как
методология взрослого возраста.
3. Основные тенденции взросления и взрослости.
4. Взрослость в контексте жизненного пути личности.
5. Восприятие времени жизни во взрослости.
6. Устремленность к духовному. Система экзистенциальных
ожиданий.
7. Рефлексия и осознание процессов индивидуальной жизни.
8. Я-концепты и Я-метафоры взрослости.
9. Лиминальность и лиминальные периоды взрослой жизни.
10. Самодетерминация и самопроектирование во
взрослом возрасте.
11. Кризис среднего возраста.
12. «Синдром невзросления» .

3.

ЧТО
МОЖНО
ПОЧИТАТЬ

4.

О ЧЁМ Я ДУМАЮ, КОГДА ГОВОРЮ
О ВЗРОСЛОСТИ?
• Что такое взрослость и каково её место в
структуре человеческой жизни?
• Чем взрослый отличается от невзрослого? –
Каковы базовые характеристики взрослой личности?
Почему
методология
анализа
возрастов
взросления оказывается недостаточной для анализа
взрослости? Какой должна быть другая методология?
• «Забота о себе». Взрослый человек как творец и
распорядитель собственной жизни.
• Возможные факторы, меняющие понимание
сущности
взрослого
возраста
и
отношение
современных поколений к собственному взрослению.
• Действительно ли все хотят быть взрослыми? «Бегство от взрослости» и «синдром невзросления».
• Процессы «прекариатизации» и «поколение ЯЯЯ».
• Перестаём ли мы быть взрослыми? Когда? «Кризис среднего возраста». Взрослость и зрелость.

5.

ВЗРОСЛЕНИЕВЗРОСЛОСТЬЗРЕЛОСТЬ
Это пересекающиеся этапы онтогенеза, имеющие диффузную
границу. В современной психологии взросление рассматривается
как процесс, результатом которого является способность активно
выстраивать собственное бытие определенным, индивидуально
специфическим образом, т.е. взрослость. Взрослость
рассматривается как с позиции субъективных переживаний
человека, способного адекватно осознавать себя, свои цели и
достижения, так и со стороны социальной значимости и
социального признания ее характеристик. Можно быть взрослым, но
не зрелым, и наоборот. Зрелость часто рассматривается как
заключительная фаза, интегральная «вершина» взрослости, ее итог.

6.

ОПЫТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ЗРЕЛОСТЬ
Опыт активного управления собственной жизнью.
Опыт совершения прецедентных жизненных поступков.
Опыт осуществления психологических вкладов в
жизнь других людей.
Опыт осуществления ответственных выборов.
Опыт бытия идентификационным образцом для
других.
Опыт герменевтического осмысления собственного опыта.
Опыт выхода за рамки нормативного (что «может быть»).
Опыт преодоления страха быть объектом вторжения других
личностей и зависимости.
Опыт самоподдержки.

7.

Что такое взрослость?
Рабочее определение.
Взрослость – наиболее продолжительный (между 23-25
и 60-65 годами) период жизни человека, связанный с меньшей
зависимостью от физического созревания, и большей - от
когнитивного развития и социоэкономического статуса,
характеризующийся
социальной
активностью
и
личностной продуктивностью, высоким уровнем
адаптивности к текущим социокультурным хронотопам,
преодолением зависимости и способностью принимать на себя
ответственность за управление собственной жизнью (и
жизнью других), возможностью делать осознанные
выборы, совершать поступки и деяния, а также
появлением тождества человека самому себе,
выраженностью и экстраполяцией чувства «Я» и
наличием
собственной
жизненной
философии
(мировоззрения) и принятого им самим жизненного
стиля.

8.

Экзистенциальная психология направление в психологии,
исходящее из
уникальности отдельной
жизни человека, несводимой
к общим схемам. Её
центральной фигурой
выступает «человек
живущий», его жизненный
мир, рефлексия, переживания
в отношении смыслов и
ценностей своего существования,
ответственности и возможностей
самоосуществления
в бытии.

9.

ФАКТОРЫ, ИЗМЕНИВШИЕ
ТРАДИЦИОННЫЙ ОБРАЗ ВЗРОСЛОСТИ
1.Психологические последствия Первой и Второй
мировых и последующих войн: осознание
хрупкости и временности человеческого
существования, иное отношение к времени жизни,
становление нового образа человека,
ответственного за собственное существование.
2.Развитие индустриального и постиндустриального
общества, крупные прорывы в технологическом этосе
цивилизации, сопровождающиеся как увеличением
свободы и самореализации, так и нарастанием
консумеристских тенденций, отчуждения,
«овеществления» и «омассовления» личности.
3.Социокультурные трансформации в обществе: отказ молодых
поколений следовать традиционным укладам жизни,
расширение границ проявления индивидуальности, поиск новой
идентичности, смыслов и ценностей.

10.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛИВШИЕ
ПРОБЛЕМНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1) крушение традиционного субстанционального образа
человека и признание того факта, что у человека нет
фиксированной природы и он может воплощать свою
человеческую сущность в любой форме;
2) изменение образа науки: в XX в. в центре внимания
оказались процессы недетерминированные и
самодетерминированные, к которым можно отнести
существование человека;
3) изменение статуса ценностей: уже в начале XX в. было
обнаружено, что объективных оснований у традиционных
ценностных систем нет, и предметом анализа стали
субъективные критерии ценности и истинности,
которые личность создаёт себе сама.

11.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
1. Человек
открыт.
2. Человек
существует в
мире.
3. Человек жив
не только в
биологическом
смысле.
4. Человек
обладает
рефлексивностью
сознания.
5. Человек
осмысляет свой
опыт.
6. Человек
открыт
не только
фактичному,
но и возможному.
7. Человек сам
определяет себя.

12.

МЕТОДЫ АНАЛИЗА
И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ВЗРОСЛОСТИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ
МЕТОД: анализ жизненного
пути человека
МЕТОД «ОБОСНОВАННОЙ
ТЕОРИИ»:
концептуализация новых
психических феноменов
КЕЙС-СТАДИ: детальный
анализ единичных случаев
«бытия взрослым»
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ
МЕТОД: изучение
собственных переживаний
человека
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ
МЕТОД: анализ
особенностей взросления
и взрослости в разных
культурах
ДИСКУРС-АНАЛИЗ:
изучение языка и текстов,
используемых взрослым
людьми для самоописаний и
самоинтерпретации

13.

Понятия, определяющие
характеристики взрослого человека
1. «Массовый человек» (Х.Ортега-и-Гассет)
2. «Личностный выбор» (С.Кьеркегор)
3. «Самоактуализация» (А.Маслоу)
4. «Самость» (К.Г.Юнг)
5. «Социальный интерес» (А.Адлер)
6. «Эго-интеграция» (Э.Эриксон)
7. «Экзистенция» (Ж.-П.Сартр)
8. «Жизненный смысл» (В.Франкл)
9. «Проприум» (Г.Олпорт)
10. «Плодотворная и неплодотворные
ориентации характера» (Э.Фромм) и мн. др.

14.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ВЗРОСЛОЙ ЛИЧНОСТИ (ПО Г.ОЛПОРТУ)
1.ШИРОКИЕ ГРАНИЦЫ «Я»:
активность, распахнутость в мир;
свобода для удовлетворения своих
интересов; вовлеченность во множество
социальных связей; включенность во
все, что кажется значимым,
конгруэнтность миру
2.СПОСОБНОСТЬ К ИСКРЕННИМ
И ПОЗИТИВНЫМ
МЕЖЛИЧНОСТНЫМ
ОТНОШЕНИЯМ: действенная любовь
к близким; толерантность к другим;
эффективность общения
3.САМОПРИНЯТИЕ, ОТСУТСТВИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ:
уважение к себе, контроль за своими
воздействиями на других
4.РЕАЛИЗМ В ВОСПРИЯТИИ
РЕАЛЬНОСТИ И ПРИТЯЗАНИЯХ:
отсутствие эскапизма, самообманов и
приукрашиваний, трезвость в оценках
5.СПОСОБНОСТЬ К
САМОПОЗНАНИЮ И ЧУВСТВО
ЮМОРА: стремление к полноте
самопознания, саморазвитие,
терпимость к критике, умение
посмеяться над собой, принятие своих
достоинств и недостатков
6.НАЛИЧИЕ ЦЕЛЬНОЙ
ЖИЗНЕННОЙ ФИЛОСОФИИ:
способность выделять главное и
сущностное в своей жизни, наличие
целей, системы ценностей и
собственных принципов

15.

Новообразования взрослого возраста
(с позиций экзистенциального подхода)
Социальная востребованность: желание
быть нужным, «инвестировать» себя
в жизни других
Переживание чувства самодетерминации
и самоорганизации, свободы
и управления собственной жизнью
Чувство «необходимости себя»,
переживание истинности собственного
жизненного пути
Закрепление себя во времени, желание
«остаться в памяти потомков»
«Забота о себе»: стремление воплотить
себя во всей полноте потенций
и возможностей
Выработка индивидуального
жизненного стиля, желание быть
самобытным, «самостным»
Построение системы собственно
выведенных жизненных принципов,
ценностей и смысловых ориентаций,
следование им
и отстаивание их
Осознание и оценка собственных
границ, пределов самовоплощения
«Авторство» собственной жизни:
жизнетворчество, способность к
построению жизненной стратегии и
адекватным собственным целям
жизненным выборам, поступкам и
деяниям

16.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВО ВЗРОСЛОСТИ
1. Взрослым человек начинает чувствовать себя намного раньше, чем этот статус
признается за ним обществом и чем он становится обладателем взрослых черт.
2. Психологическое содержание взрослости минимально зависит от
хронологического возраста и психофизиологических характеристик и
максимально- от конкретных обстоятельств жизни личности.
3. Взрослость переживается как положительное и ценностное чувство.
4. Для взрослого человека характерна тенденция к личностной экспансии.
5. Отчетливее всего взрослость проявляется в профессиональном развитии.
6. Категория взрослости тесно связана с категориями смысла, жизненной
стратегии и жизненного проекта.
7. Взрослость связана с осознанным построением жизненной транспективы.
8. Взрослость создает собственную среду развития и ориентирована
преимущественно на себя.
9. Для взрослости характерно стремление к высшему, духовному,
надличностному.
10. Во взрослости формируется потребность и обретается способность к
нравственной саморегуляции.
11. Взрослость предполагает ответственность за себя и намерение принять
ответственность за других.
12. Взрослость характеризуется самобытностью личности, индивидуальным
жизненным стилем.

17.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ВЗРОСЛОСТИ
1. Я – не Я (Мир)
2. Я – Другой (Ты, Мы, Он, Они)
3. Я – Мое (принадлежащее мне)
4. Я – Я (автокоммуникация)

18.

ВРЕМЯ ЖИЗНИ И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ
XIX-XX вв.: появление философских исследований представленности времени в
сознании, автобиографии, жизненных проектах личности; идея отделения времени от
абсолюта и перемещения его во внутренний мир человека; связывание временного,
событийного и личностного планов жизни. Появление психологии жизненного пути.
20-30 гг. XX в.: работы Ш.Бюлер, связавшие временные аспекты существования
человека, биографические характеристики и творческое самоосуществление.
40-е гг. XX в.: введение С.Л.Рубинштейном понятия субъекта жизни и указание на
потенциальную возможность человека управлять ходом и качеством собственной
жизни. В работах К.А.Абульхановой-Славской показано, что жизненный путь – не
просто сцепка событий, а ментальный конструкт, зависящий от активности, желаний,
направленности конкретной личности.
60-е гг. XX в.: Б.Г.Ананьев сформулировал тезис о жизненном пути как истории
становления личности в определенном социуме и человеке как современнике
определенной эпохи и сверстнике определенного поколения. В работах Н.А.Логиновой
рассмотрена категория события и ее связи с личностными особенностями человека.
70-е гг. XX в.: И.С.Кон вводит понятия нормативных событий и поворотных пунктах
индивидуального развития.
80-е гг. XX в.: в работах А.А.Кроника исследован психологический возраст личности в
контекстах жизненной перспективы.
90-е гг. XX в.: исследования К.А.Абульхановой-Славской и Т.Н.Березиной пространства
личностной организации времении, введение понятия временной перспективы
(транспективы).

19.

СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ
Субъективное восприятие
времени жизни – это образнокогнитивное отражение таких
характеристик существования
человека, как его длительность,
содержательная и качественная
наполненность, скорость
протекания, последовательность
составляющих жизнь
происшествий, случаев, событий.
Осознание конечности жизни и
неизбежности смерти во взрослом
возрасте заставляет личность
больше заботиться об отведенном
ей времени, чем в предшествующих возрастах, организовывать,
планировать и направлять жизнь в желаемую сторону.

20.

ВРЕМЯ ЖИЗНИ КАК ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ
1. Жизнь человека протекает во времени, поэтому рассматривается
внутри индивидуального человеческого бытия.
2. Время наполнено событиями, имеющими смысл для человека.
3. Человек принимает участие в построении своей жизни и несет
ответственность за принимаемые в ней решения.
4. Результативность жизни зависит от совокупности внешних
возможностей и от собственной активности человека.
5. Жизнь имеет смысл и наполнена ценностями разного уровня.
6. События жизни связаны между собой и детерминируют друг
друга.
7. Время жизни осознается и переживается личностью, через его
сознание преломляются его скорость и количество в связи с
жизненными событиями.
8. Время жизни имеет личностный смысл для человека, жизнь
оценивается как приносящая (не приносящая) удовлетворение,
как трудная (легкая), подлинная (неподлинная).

21.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ
ЖИЗНИ ВО ВЗРОСЛОСТИ
Самым значимым моментом
осознания времени жизни становятся
характер протекания и событийная
наполненность жизни.
Актуальным становится
переживание количества времени,
отведенного на жизнь
Скорость его течения
воспринимается как увеличившаяся.
Внимание концентрируется на
действительно важных вопросах.
Значимым становится вопрос
управляемости временем. Жизнь
начинает воспринимается как
целое и трудное для человека.
Значимыми категориями
становятся наличие смысла,
ценности в жизни и переживание
её подлинности, аутентичности
в каждый конкретный момент
проживания.

22.

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ
Стихийно-обыденный тип: личность плывет по течению в
своей жизни, находясь в зависимости от «доставшихся»
обстоятельств, не пытается организовать свою жизнь, заполняя
ее «текучкой», не стремится предвосхищать или предотвращать
возможные происшествия; она безынициативна.
Функционально-действенный тип: личность активна и
эффективна лишь в отдельные периоды жизни и только в
ограниченных сферах (часто – в общественной, почти никогда – в
профессиональной); у нее нет «жизненной линии», она действует
ситуативно, обычно потому что «так надо действовать» или «так
сегодня действуют все».
Созерцательно-пролонгированный тип: личность активна лишь
на словах и бесплодными мечтаниями напоминает Манилова, она
пассивно и прожектерски относится к бегущему времени
собственной жизни, и не имеет активно осуществляемых планов и
перспектив – «день прошел, и ладно».
Созидательно-преобразующий тип: личность активно
планирует и организует время собственной жизни, подчиняя
его своим текущим смыслам, связывая с долгосрочными и
кратковременными перспективами будущего; она творчески
«овладевает» временем.

23.

УСТРЕМЛЕННОСТЬ ВЗРОСЛОЙ ЛИЧНОСТИ
К ДУХОВНОМУ ИЗМЕРЕНИЮ ЖИЗНИ
1. Формулировка жизненной цели, разработка жизненного проекта.
2. Фиксация событий экзистенциального опыта.
3. Создание собственной среды развития.
4. Принятие собственноручно определенного жизненного задания, «миссии».
5. Приобщение к духовным аспектам жизни, осознание «спиритуализации
жизни».
6. Обнаружение надличностной логики собственной жизни, формирование
субъективной онтологии.
7. Поиск смысла и появление экзистенциальных ожиданий к жизни.

24.

СУБЪЕКТИВНАЯ ОНТОЛОГИЯ
Субъективная онтология - это отражение индивидуального полагания наиболее
общих (прецедентных) оснований для любой рефлексируемой темы, в том числе
для интерпретации человеком того, что и почему с ним происходит, является ли
это благом или неблагополучием в контексте его «действительности». Отвечая по
сути на вопрос, что значит «быть», онтология способствует субъективации, в ходе
которой человек осмысливает (по сути, конституирует) себя, и требует как
когнитивного понимания происходящего, так и перевода самоощущений в
решение практических задач самоизменения. Это делает ее важной составляющей
«заботы о себе» ‒ стратегии субъективации, стремления совершать
определенные усилия по обретению собственной аутентичности.

25.

РЕШИМОСТЬ И САМОЗМЕНЕНИЯ
Субъективная онтология позволяет человеку осознавать,
упорядочивать и объективировать собственный жизненный путь,
снижая тем самым «тревожность бытия», помогая совладать с
жизненными трудностями и реализовать то, что М. Хайдеггер называ
решимостью, а также актуализировать тот модус существования,
который дает возможность человеку принадлежать самому себе,
экзистировать аутентично, не превращая ни себя, ни других просто в
средство достижения неких целей. Решимость не тождественна
решительности,
она проистекает из
собственного жизненного
проекта личности, а не просто
из ситуативного расчета. Именн
внутренняя решимость приводи
к действиям по самоизменению
рождает непреклонность в том

26.

ОНТОЛОГЕМА
Онтологема – теоретическая
идея (идеологема), заданная
индивидуальному
мышлению
изначально
и лежащая
в основе
некоего устоявшегося в культуре и транслируемого посредством
социализации и инкультурации комплекса социальных практик.
Онтологемы не выводятся персонально опытным путем, не
доказываются, а воспринимаются и принимаются человеком как
ментальные прецеденты, по отношению к которым бессмысленно
задавать вопрос «почему?». Любая онтологема содержит в себе
многочисленные импликации, разворачиваемые в логику, этику, а
главное — в «личную философию» субъекта.

27.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОНТОЛОГЕМЫ И
ФОКУСЫ САМОИНТЕРПРЕТАЦИЙ
СУДЬБА
СВЕРШЕНИЯ
СВОБОДНАЯ
ПОСТУПКИ
ВОЛЯ
СЛУЧАЙНОСТЬ
ПРОИСШЕСТВИЯ

28.

ОНТОЛОГЕМЫ И ФОКУСЫ САМОИНТЕРПРЕТАЦИИ
При
доминировании
в сознании
онтологемы
свободной воли
самоинтерпретация строится
преимущественно как
логическое
объяснение
собственных
поступков.
Если человек
верит в
предопределенность всего
судьбой, то в
фокусе
оказываются
жизненные
свершения
(судьба сама
«свершается»и
«ведет»
человека).
Если для
человека всем
властвует
случай, случайность,
то жизнь
оказывается
совокупностью
непредвиденных,
непредсказуемых
происшествий.

29.

ОНТОЛОГЕМА СУДЬБЫ В САМОИНТЕРПРЕТАЦИИ
В
Е
Р
А
В самоинтерпретации подчеркивается
имманентность связи человека и мира,
неизбежность неких жизненных
событий. Рассказ о себе включает
неминуемые возвращения в покинутые
жизненные точки, повторяющиеся
происшествия и пр., как если бы всё это
было закреплено невидимой, но
абсолютной причинно-следственной
связью. Здесь можно говорить о
главенстве веры в некое семантическое
единство мироздания, не принуждающей
человека действовать, но требующей
созерцания, погружения, растворения в
универсуме, осознанного переживания
своей общности с надличностным.

30.

ОНТОЛОГЕМА СВОБОДНОЙ ВОЛИ В САМОИНТЕРПРЕТАЦИИ
М
Ы
Ш
Л Жизнеописание строится как совокупность эпизодов,
упорядоченных в соответствии с целенаправленным
Е движением личности к некоей осознаваемой цели. Она
содержит подробности выводов, заключений, замыслов,
Н принятия волевых решений, построения планов, оценок
возможностей и достижений, где человек активно устраняет
И жизненную неопределенность, внося в жизнеописание нужную
структуру. Самоинтепрпретации обычно
Е смысловую
когнитивны и фактологичны, в них отражен результат активной
работы мышления.

31.

ОНТОЛОГЕМА
СЛУЧАЙНОСТИ
В САМОИНТЕРПРЕТАЦИИ
В центре самоинтерпретации оказывается
некое происшествие (череда происшествий),
содержащих использованную или упущенную
возможность, вне собственных побудительных
действий человека повлиявших на его жизнь
и/или личность в трагическую (хамартии) или
счастливую (кайрос) сторону. Личность больше
апеллирует к интуиции, к некоему на миг
раскрывшемуся ему надличностному знанию,
усмотренному и «схваченному» или
пропущенному, не понятому и не
использованному как ресурс жизни.
И
Н
Т
У
И
Ц
И
Я

32.

Экзистенциальные ожидания во взрослости
Ожидание Иного
Ожидание
Встречи
Ожидание
Завтра
Ожидание
Перехода
Ожидание
Необычного
Ожидание
Подлинного
Ожидание
Случайности
Ожидание
Направления
Ожидание Знака
Ожидание Подтверждения
Собственной Достоверности

33.

Забота о себе
как экзистенциальный феномен
«Забота о себе» есть своеобразная
экзистенциальная направленность
взрослого субъекта на самого себя –
на изменение своего бытия в
процессе познания и самопознания,
внутреннее стремление совершать
определённые усилия по
«самоочеловечиванию», обретению
собственной аутентичности.

34.

«ЗАБОТА О СЕБЕ»:
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Платон говорил об
«озабочении собой»
как о своеобразной
«технике себя»,
обращающей
сознание к своему носителю и
позволяющей человеку
трансформировать себя.
Сенека говорит о том, что
воля человека может быть
направлена им на самого
себя, и его истинное желание
- желание самого себя.
В философии
стоицизма
ключевой темой
«заботы о себе»
является тема
«самодостаточности» и интенсификации
связей с самим собой.
В христианской «заботе о себе»
ключевой темой становится
спасение от существования–к–
смерти путём онтодиалога с
Другим.
В конфуцианстве концепт «жэнь/человечность»
среди прочего содержал важный аспект
постоянного «превозмогания себя» на пути
самосовершенствования.

35.

«ЗАБОТА О СЕБЕ»:
СОВРЕМЕННЫЕ КОНТЕКСТЫ
В философско-психологических изысканиях XX вв.
сходные тезисы обнаруживаются в идеях:
- самоактуализации А. Маслоу;
- самодетерминации М.К. Мамардашвили;
- «полюсе субъекта» Х. Плеснера;
- обретении личностной подлинности через принятие и осуществление смыслов
каждого конкретного момента жизни в концепции В. Франкла;
- «не–алиби в бытии» М.М.Бахтина;
- само=бытности В.И. Слободчикова;
- «заботливости» человека, его «решимости быть самим собой» и принятии
«препорученной ему задачи» у М. Хайдеггера и в Dasein-анализе;
- рассмотрении личности как «per se» в персонологии Е.Б. Старовойтенко и
В.А. Петровского,
- «жизнетворчестве» Д.А.Леонтьева,
- «авторстве жизни» Н.А. Низовских,
- личностного выбора «желаемых Я», в том числе - «выбора роста» С. Мадди и
вслед за ним Г.В. Иванченко.
«Забота о себе» в смысловом плане перекликается с «отвагой быть» П. Тиллиха,
современными исследованиями личностного потенциала, идеями позитивной
психологии.

36.

ЗАБОТА О СЕБЕ (по М. ФУКО)
- Всё то, что человек способен отрефлексировать как
необходимое именно и только ему, совершаемое
исключительно «ради самого себя», для жизни своего духа.
- Принятие человеком своего существования как
собственной задачи.
- Своеобразная «техника себя», позволяющая человеку
трансформировать себя, изменять своё бытие и
добровольно принимать на себя самообязательства.
- Деятельное, «участное» отношение к себе и своей жизни.
- Технология производства субъективности, стратегия
субъективации, смысл которой в том, что человек должен
создать собственный модус самообладания, свободно
изобрести, построить себя.

37.

Содержание феномена
«заботы о себе»
Сердцевину «заботы о
себе» составляет выбор
такого продуктивного
способа существования,
который субъект
соотносит со своей
аутентичностью.
«Забота о себе» имплицитно
включает в себя идею
перехода от Я-наличного к
желаемому Я-иному в ходе
осознания «исходной
онтологической нужды
человека – подлинно быть» .
Заботясь о себе, человек
конструирует, верифицирует
и утверждает своё «Я»,
фактически,
порождает его как
смысловую систему.
«Забота о себе» связана с
внутренним «поставлением
себя перед собственными
глазами, узреванием себя» и
постановке вопросов о себе:
что я есть как я? что для
меня значит быть собой?,
зачем я делаю то, что делаю?

38.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ЛОГИКА
ЖИЗНИустойчивый персональный
когнитивно-эмоциональный
конструкт (фрейм) сознания, в
котором «срастаются» реальность,
ценность и смысл (или: процессы
объяснения, понимания и
истолкования самого себя),
отражающий принятый личностью
способ самодетерминации и
самоорганизации и выраженный в
форме ответа на вопрос «Зачем/почему
я делаю то, что делаю?»

39.

«Строительный материал» для выбора
экзистенциальной логики
Реальные
жизненные эпизоды
(некоторые случаи,
происшествия)
Яркие
персональные
переживания
Воспоминания,
образы
сновидений
Ассимилированные
идентификационные образцы
«Забота о себе»
Зачем я
делаю в
жизни
то, что
делаю?
Варианты ответов =
экзистенциальные
логики жизни
Отдельные идеи и
мысли, которые
человек считает
«своими»
Усвоенные
культурные
прецеденты
Семейные
апокрифы
Факты значимого
взаимодействия
с другими

40.

Экзистенциальные логики жизни
7. Холистическая
жизнь: «Живу так,
потому что так
устроен мир»
6.
Вероятностновозможностная
жизнь:«Почему
бы и не
попробовать
жить так?»
1. Функциональногомеостатическая жизнь: «Живу,
удовлетворяя свои потребности»
Зачем я
в жизни
делаю
то, что
делаю?
5. Осмысленная жизнь:
«Живу, делая то, что для
меня действительно важно»
2. Индуцированноимперативная
жизнь: «Живу
так, потому что
жизнь заставила»
3.Стереотипно
-нормативная
жизнь: «Живу
так, как
принято»
4. Хронотопическая
жизнь: «Живу так,
потому что сейчас все
так живут»

41.

Функциональногомеостатическая жизнь
«Живу, удовлетворяя свои
потребности»:
человек сводит жизнь по преимуществу к
распознаванию своих потребностей и
«сканированию» реальности на предмет их
объективации и удовлетворения. Своими
чувствами и действиями он откликается на
регулярно вспыхивающие потребности,
находя смысл в поиске и/или изобретении
способов их удовлетворения.
Системообразующая смысловая единица –
«поддержание “психологического
гомеостаза”» как некоторого условного
равновесия между «внутренним» и
«внешним».

42.

Индуцированно-императивная жизнь
«Живу так, потому
что жизнь заставила»:
человек делает нечто и «жертвует» этому
жизнь, поскольку для этого был или есть
сильный стимул, индуцирующий,
вменяющий определенное поведение,
ограничивающий возможность личного
выбора (инвалидность, статус беженца,
уход за тяжело больным близким
человеком и т.п.).
Системообразующая смысловая единица
– «делать, что должно, и будь, что
будет». Поскольку здесь присутствует
«экзистенциальное принуждение»,
человек вынужден ограничивать свою
жизнь, даже если это ведёт к
«уносимости в “никтовость”», по
М.Хайдеггеру.

43.

Стереотипно-нормативная
жизнь
«Живу так, как
принято»:
человек «плывёт по течению» – не выходит
своей жизнью за границы воспроизведения
«классических» схем и стереотипов,
усвоенных в социализации и
очерчивающих общепринятый вариант
жизненного пути.
Системообразующая смысловая единица –
«следовать заданному образцу». Это –
довольно экономный способ жизни,
который обеспечивает достижение
социально одобряемых результатов при
простом следовании образцу, испытанному
многими поколениями.

44.

Хронотопическая жизнь
«Живу так, потому что
сейчас все так живут»:
следование клише и шаблонам текущего
хронотопа, формирующимся в нём
образцам и ожиданиям.
Системообразующая смысловая единица –
«быть как все сейчас». Такая жизнь часто
приобретает процессуальный характер,
утрачивая значимые только для данной
личности ценностно–смысловые и целевые
константы и следуя за модой, трендом,
меняющимся современным укладом («у
меня должно быть всё то же, что и у
других», «не хочу выделяться, делаю, как
все»).

45.

Осмысленная жизнь
«Живу, делая то, что для
меня действительно важно»:
человек ставит хорошо продуманные,
ориентированные на себя и обоснованные
цели, следует выбранным принципам,
действует определённым образом,
поскольку связывает со всем этим некие
значимые последствия в индивидуально
выстраиваемой системе отношений «Я–
Мир». Системообразующая смысловая
единица – «следовать тому, что считаю
значимым».Это довольно цельный, очень
индивидуальный образ жизни,
позволяющий личности стимулировать и
отстаивать собственное развитие –
«отливать жизнь по себе»
(П.А. Флоренский).

46.

Вероятностно-возможностная жизнь
«Почему бы не попробовать
жить так?»:
человек демонстрирует постоянные
уклонения от нормативного и одобряемого
построения жизненного пути в пользу
обретения нового опыта, открытия
неизвестных ранее жизненных
возможностей.
Системообразующая смысловая единица –
«искать иное, становиться иным»,
усложняя собственную организацию и
добровольно принимая ответственность
за «авторство» жизни. Человек всё время
«раскачивает лодку жизни», даже с риском
вывалиться из неё, в поисках отыскания
такого пути, который был бы максимально
конгруэнтным его текущему
самоосмыслению.

47.

Холистическая жизнь
«Живу так, потому что
так устроен мир»:
человек строит свою жизнь, осознавая себя
как часть, «сколок», микрофрагмент
универсума, «вброшенный» в
обстоятельства данной реальности и
должный свершать в ней свой жизненный
путь по всеобщим законам мироустройства.
Системообразующая смысловая единица –
«быть частью всеобщего целого,
исполнять предназначенное». Это –
довольно редко выбираемый способ жизни,
тем не менее, и ему находятся косвенные
автобиографические свидетельства.

48.

СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ Я–
КОНЦЕПТОСФЕРЫ ВЗРОСЛОГО СУБЪЕКТА
1. УРОВЕНЬ «Я»НАСТОЯЩЕГО.
2. УРОВЕНЬ
ДИНАМИЧЕСКОГО «Я».
3. УРОВЕНЬ БУДУЩИХ
(ВОЗМОЖНЫХ ) «Я».
4. УРОВЕНЬ
ИДЕАЛИЗИРОВАННЫХ «Я».
5. УРОВЕНЬ
ИЗОБРАЖАЕМЫХ «Я».
6. УРОВЕНЬ
ФАНТАСТИЧЕСКИХ «Я»
И «Я»-МЕТАФОР.

49.

Понятие лиминальности
Понятие лиминальности,
лиминальных фаз жизни,
лиминальных состояний
восходит к англ. «limit» —
«предел» и лат. «limen» —
«порог».
Введено в гуманитарные науки
А. ван Геннепом и В. Тёрнером.
Обозначает своеобразное
внутреннее переживание,
сходное «стоянию на
пороге/границе», когда
следующим шагом, следующим
выбором может стать либо
возвращение на исходные
жизненные позиции, либо
продвижение вперед – к новизне,
но также - в неизвестность и
неопределенность.

50.

Лиминальные периоды
- такие граничные фазы жизни, когда
изменяющийся во времени человек под
влиянием определённых, субъективно
усмотренных в течение собственной жизни
условий осуществляет значимый
исключительно для него экзистенциальный
переход от одного свершившегося и
«завершенного» для него фрагмента жизни
к другому (от «Я–наличного» к
«Я–иному»), воспринимаемому
качественно иным и требующим
самопреодоления, приложения
внутренних психических усилий,
самоизменения и иногда даже
«поступания».

51.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВХОЖДЕНИЮ
В ЛИМИНАЛЬНОСТЬ
4.
1.
Поиск и желание утвердиться Приходящее во взрослом возрасте
в собственной идентичности осознание «необходимости себя»
Образующаяся во взрослом возрасте
Нарастание духовных, идеальных
аспектов в процессах самоосознавания система экзистенциальных ожиданий
2.
3.

52.

Социально-психологические факторы,
провоцирующие вхождение
в лиминальность
1. Ненасильственное радикальное
сокращение всей жизни или ее
больших фрагментов
2. Насильственное радикальное
сокращение жизни или ее частей
6. Социальное падение
7. Хроническое преодоление
препятствий
3. Умножение этапов жизненного
цикла
8. Появление внутренних
микроциклов в целостном течении
жизни
4. Деформация целостного течения
жизни
9. Захваченность жизни «не своими»
целями
5. Социальный «лифтинг»
10. Сверхисполненность жизни

53.

Лиминальность как экзистенциальнопсихологический феномен
Намеренное стремление свернуть
с ранее проложенного пути,
выстроить для себя
другой вариант жизни, реализация
своей свободы
Открытие для себя поля
возможностно-вероятностных
вариантов жизни для выбора,
возможность мысленного
экспериментирования
Самостоятельное подведение
смысловой черты под прожитым
фрагментом жизни
Принятие на себя ответственности
за выбор иного варианта жизни
и «себя-Иного»
Решение вопросов мотивационно–
целевого («не знаю, для чего жить
дальше») или смыслового («не
знаю, зачем вообще жить дальше»)
характера
Осознание потребности в
ассертивности, жизнетворчестве
и управлении своей жизнью
«Забота о себе» (М.Фуко),
построение и реализация
собственной субъектности
Устремлённость к главному и
значимому именно для самого
себя, желание осознать своё
предназначение

54.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ
ЛИМИНАЛЬНОСТИ
1.Разлад с самим собой.
2. «Экзистенциальное
экспериментирование».
3. «Смысловая
амплификация».
4. Поиск прецедентов и
самомоделирование.
5. Ощущение
управляемости жизнью и переживание своей свободы и
самобытности.
6. «Экзистенциальная маргинальность».
7. «Малое самоубийство».

55.

СМЫСЛОВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЛИМИНАЛЬНОСТИ
(СМЫСЛОУТРАТА, ВЫГОРАНИЕ)
1. Переживание пустоты и бессмысленности жизни в увеличивающемся количестве
ситуаций, скука, «усталость от жизни», неудовлетворенность даже очень желанными
достижениями и приобретениями, общий негативный фон существования.
2. Утрата ощущения объективной значимости собственных намерений и
деятельности; недостаточная осознанность и четкость собственных устремлений;
трудность в переводе намерений в конкретные цели, наличие только краткосрочных
целевых перспектив, не образующих значимых иерархий.
3. Сужение диапазона и масштабности мотивов, приводящее к фрагментации
жизнедеятельности.
4. Преобладание потребностной регуляции над ценностной, ориентация только на
удовлетворение привычных повседневных потребностей и соответствие поведеняи
социальным нормам.
5. Формирование убеждений, отражающих переживание невозможности нахождения
и реализации новых смыслов, снижение рефлексии, побуждающей к
жизнетворчеству.

56.

НАСТУПЛЕНИЕ
ЛИМИНАЛЬНОСТИ
1. При окончании определенного дела,
насыщенного для субъекта эмоциями и
смыслами и потребовавшего времени,
усилий и даже жертв.
2. При наступлении определенного долго и сильно ожидаемого
экзистенциального события.
3. При необходимости сделать важный для дальнейшего течения жизни выбор,
насытить смыслами определенный жизненный проект.
4. При внутреннем признании своей несостоятельности в осуществлении
реализуемой жизненной стратегии и поиске нового «режима жизни».
5. При субъективно переживаемом нежелании «жить по-старому», поиске
жизненной новизны.
6. При переживании специфических, индивидуально окрашенных ожиданий к
жизни, ни одно из которых до настоящего момента не оправдывалось.
7. При переживании своеобразного акта «экзистенциального любопытства» интереса к чужим моделям жизни и их примеривания на себя.

57.

ТРЁХЧАСТНАЯ СТРУКТУРА
ЛИМИНАЛЬНОГО ПЕРИОДА
1. Фаза деконструкции —
намеренное разотождествление
(и, возможно, даже
деструкция) «Я» с самим
собой, с прежней
реализованностью,
«состоялостью» и
определённостью.
2. Фаза реконструкции состоит в
экспериментирующем инвестировании
жизненных ресурсов в новое «Я», в
обновленную личностную целостность.
3. Фаза конгруэнции - построение
конкретных контуров выборов и действий:
то, что выбрано в качестве
«привлекательного будущего» приводится в
соответствие с имеющимися
возможностями.

58.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛИМИНАЛЬНОСТИ
1. Особая форма
развития смысловой
системы личности.
3. Акт
жизнетворчества.
4. Потенциирование
собственной жизни.
2. Акт индивидуальной
свободы.
5. Акт
субъектности и
самодетерминации.

59.

Условия, способствующие
преодолению лиминальности
Собственная внутренняя
активность личности
Возможность поместить
значимые моменты
жизни в индивидуальносмысловую перспективу
Способность к
экзистенциальному
моделированию и
экспериментированию.
Знание
социокультурных
прецедентов
Коррекировка идеального
проекта и выбор новой
смысловой доминанты
Опора в самом себе для реализации
осознанных потенциалов развития

60.

САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ
Самопроектирование – виртуальное представление собственного
будущего в виде цепочки достигаемых целей и связанных с ним
последующих личностных изменений. Оно помогает отысканию
своего подлинного «Я» и выполняет следующие функции:
1) функция социального
легендирования;
2) функция
психоэмоциональной
компенсации;
3) функция построения
квазижизней;
4) прецедентная функция;
5) игровая функция.

61.

ЧТО ТАКОЕ КРИЗИС?
Кризис (др.-греч. κρίσις - решение, поворотный пункт) – фаза
переворота, переходного состояния, перелома в течении какого-то
процесса, состояния, действия,
нарушающая его устоявшийся
ход. В это время существующие
средства и возможности для его
преодоления становятся
недостаточными, из-за чего
возникают непредсказуемые
ситуации и проблемы.
Хотя почти всегда это состояние
временное и неустойчивое, оно
требует от человека значительных
усилий для совладания с ним.

62.

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
КОНТЕКСТЫ ПОНИМАНИЯ КРИЗИСОВ
Неожиданное осложнение привычных обстоятельств
жизнедеятельности человека;
необходимость изменения модели привычного поведения,
требующая от личности бóльшей активности.
Острое состояние конфликта (внутриличностного,
межличностного, межгруппового), сопротивления, стресса.
Возможность для
изменений и
развития человека,
пространство для
его личностного
роста:
- оперативное пополнение
жизненного опыта;
- расширение диапазона
ролевого взаимодействия;
- поиск и освоение новых
адаптационных ресурсов.

63.

«…Человека преследует не то, что он сделал,
а то, чего он не сделал. Что мог бы, по
крайней мере, пытался сделать, но не
сделал…»
(Д. Янчар, «Этой ночью я её видел»)

64.

«КРИЗИСНАЯ» ТЕРМИНОЛОГИЯ
Критическое состояние индивидуального бытия
Психотравмирующая ситуация
Кризис идентичности
Кризис
здоровья
Кризис
автономии
Кризис становления личности
Кризис
самореализации
Стрессогенная
ситуация
Кризис значимых отношений
Жизненная
нестабильность
Критический период
развития
КРИЗИС
Критический возраст
Меняющее
жизнь
событие
Экстремальная
ситуация
Кризис
жизненной
ошибки
Терминальный
кризис
Жизненный кризис

65.

ТИПОЛОГИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ
(по В.Н. ЗАИКЕ)
1) по критерию личностного развития:нормативные (возрастные)
и ненормативные кризисы;
2) по критерию продолжительности: кратковременные
микрокризисы, долгосрочные кризисы);
3) по критерию результативности: конструктивные и
деструктивные кризисы;
4) по деятельностному критерию: кризис операционального
аспекта жизнедеятельности («не знаю, как жить дальше»),
кризис мотивационно-целевого аспекта («не знаю, для чего
жить дальше»), кризис смыслового аспекта («не знаю, зачем
вообще жить»);
5) по критерию глубины переживаний: поверхностные, средние
и глубокие кризисы;
6) по критерию детерминированности (кризисы, вызванные
одним событием, и интегральные многомерные кризисы,

66.

НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
КРИЗИСОВ В СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Кризис
рассматривается
как закономерное
возрастное явление
Кризис осмысляется
как нормативное
социальнопсихологическое
явление
Кризис изучается как
индивидуальное
преодоление сложной
жизненной проблемы
Новая отрасль психологического
знания – кризисная психология

67.

КРИЗИСЫ КАК ЗАКОНОМЕРНОЕ ВОЗРАСТНОЕ
ЯВЛЕНИЕ
Кризисы понимаются как кризисы развития (возрастные
кризисы) – закономерные и необходимые разрывы в ходе
развития, связанные с накоплением до известного предела
количественных изменений и их переходом в новое качество:
● неизбежны, т.к. являются внутренней необходимостью
развития, следствием его диалектического характера, в котором
чередуются эволюционные (стабильные) и революционные
(критические) фазы;
●осуществляются скачком, сопровождаемым возникновением
новых качеств и свойств на фоне внешних негативных симптомов
(упрямства, негативизма, конфликтности и т.п.);
● кратковременны, полностью не преодолеваются никакими
специальными условиями воспитания;
● являются пространством апробации, тренировки новых
характеристик личности.

68.

ТРЕХЧАСТНОЕ СТРОЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ
КРИЗИСОВ (по Л.С.ВЫГОТСКОМУ)
2. Критическая фаза
Обострение
противоречий
между средой и
переживанием
ребенком среды
1.
Апогей
проявлений
противоречия,
негативная
симптоматика
поведения
Разрешение
противоречия
через
образование
новой
социальной
ситуации
развития
3.
Посткритическая
фаза
Предкритическая
фаза
Нормативное течение любого кризиса

69.

КРИЗИСЫ КАК НОРМАТИВНОЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Кризисы связываются с решением/нерешением личностью
нормативных жизненных задач, закономерно встающих перед
ней на каждом возрастном этапе. Решение переводит
личность в следующий этап развития и открывает новые
задачи, нерешение тормозит
развитие и оказывается
инвалидизирующим,
кризисным моментом.
Жизненная задача – связанная
с историко-культурными
контекстами система
ожиданий социума к
личности и система санкций,
применяемых к тем, кто не смог
справиться с их решением.

70.

НОРМАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ
РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ: профессиональное
развитие, создание семьи, направленность
на получение новых знаний, высокая
активность в созидании нового.
СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ:
интенсивная работа,
наличие новых идей и
продуктивность в
профессиональной сфере, а также
воспитание детей.
ЗРЕЛОСТЬ: профессиональная активность,
стабильность, хранение и передача опыта,
уверенность в себе, требование быть образцом для
подражания как для своей возрастной когорты,
так и для молодых.

71.

ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК НОВООБРАЗОВАНИЕ
НОРМАТИВНОГО КРИЗИСА
Каждому кризису соответствует определенная структура эгоидентичности, связанная с задачами развития личности. Решение
возрастных задач изменяет структуру эго-идентичности.
Эго-идентичность – внутреннее чувство целостности,
устойчивости, непрерывности и самобытности собственного Я, а
также уверенность в собственной значимости для других.
Так, новообразованием и критерием окончания кризиса перехода к
взрослости является достижение эмоциональной зрелости.
Новообразованием кризиса перехода к средней взрослости –
принятие себя,осознание ценности «быть собой», гибкость в выборе
направлений саморазвития.
Новообразование кризиса перехода к зрелости –
самодостаточность (сила эго), определяющая независимость
личности в реализации жизненных целей, линии жизни, в сфере
отношений.

72.

КРИЗИС КАК ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ
СЛОЖНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ
Кризисы есть состояния индивидуального преодоления
неожиданно возникшей проблемной ситуации,
● с которой человек не сталкивался в прошлом опыте;
● которая возникает, если переживаемые события
создают потенциальную угрозу удовлетворению
значимых потребностей;
● создают проблему, от которой личность не может
уйти, но которую не может разрешить в обозримое
время привычными способами.
Переживание и преодоление кризиса схоже с
переживанием и преодолением стресса.

73.

ТЕОРИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ ДЖ.ЯКОБСОНА
Первая группа - это кризисы,
связанные с деформацией
структуры Эго. В качестве
кризисных факторов
выступают: болезнь, утрата
значимых предметов, потеря
социального статуса,
деформация социальных
связей, нравственные
изменения, приобщение к
духовным практикам,
неподготовленное участие в
этнических ритуалах и т.п.
Вторая группа – кризисы,
связанные с невозможностью
реализации основных тенденций
личности. Кризисными могут
стать следующие факторы:
быстрый социальный лифтинг,
непреодолимая нищета, разрыв
между притязаниями и
имеющимя социальным
статусом, когнитивная
интоксикация, стремительные
личностные изменения и т.д.

74.

СТАДИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ
(по ДЖ. КАПЛАНУ)
1. Первичный рост напряжения,
стимулирующий привычные способы
решения проблем.
2. Дальнейший рост напряжения в условиях,
когда эти способы оказываются
безрезультатными.
3. Мобилизация всех внешних и внутренних
ресурсов.
4. Тревога, депрессия, беспомощность и
безнадежность, дезорганизация личности.
Кризис может закончиться на любой стадии,
если опасность исчезает или обнаруживается
решение проблемы.

75.

ПЕРЕЖИВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО КРИЗИСА
СТРАХ
СОСТОЯНИЯ «БЕЗУМИЯ»
ОДИНОЧЕСТВО
СИМВОЛИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ

76.

ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО КРИЗИСА
5. ЗАВЕРШЕНИЕ
КРИЗИСА
4. УРОК
3. КУЛЬМИНАЦИЯ
1. ОБЫДЕННАЯ ЖИЗНЬ
2. ЗОВ

77.

ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННЫХ КРИЗИСОВ – новая
область психологического знания, признающая
кризисы неотъемлемой частью человеческого
бытия, их системный, интегральный характер,
способный охватывать не только отдельные фазы, но
и всю жизнь человека. Одним из её оснований
выступает экзистенциальная психология. В отличие от
клинически ориентированной кризисной психологии
в ней было показано, что в моменты кризиса жизнь
проживается человеком с особой плотностью и
интенсивностью, именно тогда ему представляется
возможность взять свою экзистенцию на себя, внести
в жизнь новые смыслы, изменить способ
индивидуального бытия, отношение к себе, к миру, к
сущностным человеческим дилеммам.

78.

КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОГО ВОЗРАСТА
Кризис среднего возраста
Кризис пожилого возраста
1. Возникает на волне обладания
человеком всей полнотой развития всех
психических функций.
2. В 30-35 и даже в 40 лет человек,
каким бы он ни был, имплицитно
воспринимается и психологически
примыкает к поколению целевых
«образцов», чья деятельность
определяет социальный прогресс,
инновационные направления развития
общества и является его актуальным
ресурсом.
3. До 35-40 лет личность
функционировала, в основном
наращивая запас актуального
когнитивно-эмоционального опыта и
имея за плечами социокультурный тыл
в лице старшего поколения.
1. Появляется на фоне субъективного
переживания и объективного угасания
психических и физических функций.
2. После 50-55 лет, хочет человек того или
нет, он постепенно начинает вдвигаться в
когорту «наставников», «учителей»,
«авторитетов», задача которых – упрочение
универсальных социальных традиций,
верификация и приращение их за счет
опыта индивидуально прожитой жизни.
3. К 60-65 годам личности приходится
одновременно и пополнять, и расходовать
социокультурный ресурс, рассчитывая уже
только на себя (и даже общество уже не
подгоняет и не принуждает его развиваться
и меняться, как это делалось в первичной
социаизации).

79.

традиционно его психологическое содержание связывают с
периодом упорядочивания и переоценки опыта на жизненной
дистанции от 30–35 до 45-50 лет, сопровождаемыми целым
спектром тревожно-негативных переживаний, рождающих такие
метафоры повседневных дискурсов, как «сороковые–роковые»,
«перевал на жизненном пути», «ревизия жизни», «вскакивание в
последний вагон» и др.

80.

Девальвация
ранее
значимых
отношений
26. КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
<
Беспокойство
в отношении
индивидуального
будущего
Обесценивающая
переоценка
всего ранее
достигнутого
Страх
утраты
родителей
ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Осознание
своей
смертной
природы
Духовные искания,
поиск смыслов
жизни

81.

Кризис среднего возраста:
взгляд снаружи
1. Обладание всей полнотой развития психических функций.
8. Эмоциональная
устойчивость,
рационализм,
консерватизм.
7. Переживание
свободы и известной
предоставленности
самому себе.
2. Достаточное
количество
энергии и времени
жизни.
3. Запас жизненного и
экзистенциального
опыта.
4. Смена отношения
к себе, восприятия себя
как полноценного
участника передовых
социальных процессов.
6. Освобождение от
ограничений и
условностей
первичной
социализации.
5. Наличие зрелой рефлексии, способствующей более
целостному и критичному восприятию себя.

82.

КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
КАК ОСОЗНАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ СЕБЯ
Переход через
«зазор» между
первичной и
вторичной
социализацией
Действие
первичной
социализации
заканчивается и
вторичная
должна быть
инициирована
самой
личностью
Постепенное
замещение
процессов
идентификации
процессами
индивидуации
Частичное
разотождествление с «Яналичным» и
обретение/
построение
нового
тождества
самому себе

83.

СМЫСЛ КРИЗИСА СРЕДНЕГО
ВОЗРАСТА ДЛЯ ЛИЧНОСТИ
Перед кризисом
После кризиса
1. Экзистенциальный
ориентир личности:
выстраивание
социокультурного сходства
со своим окружением,
становление человеком
своего хронотопа, своего
поколения, своей
социальной группы и пр.
2. Удостоверение в том, что
«Я есть», осознание
«полноты себя».
3. Решение задачи
«набирать себя» из разных
идентификаций.
1. Экзистенциальный ориентир
личности: вычленение себя из
общего, осознание своей
подлинности, построение
самобытности.
2. Определение того, какой
именно «Я есть», создание новых
оснований для самого себя с
опорой на жизненный и
экзистенциальный опыт.
3. Инициация перехода к
саморазвитию как становлению
«именно этим» - решение задачи
«собрать себя как самобытное
целое».

84.

Преодоление кризиса среднего возраста
Переход от «Я–наличного» (выстроенного по канонам первичной
социализации) к «Я–иному» (к осознаваемой субъектом полноте себя)
может осуществляться при трансформации самого себя по пяти осям:
1) от уже освоенных способов «ресурсной»
жизни к необходимости персонального
жизнетворчества;
2) от преимущественного следования
усвоенным стандартам, ценностям и нормам
к свободной самодетерминации;
3) от исполнения заложенного родительской
социализацией сценария к авторскому
жизненному проектированию;
4) от социально–ролевой
«распахнутости» к поиску подлинности;
5) от социального «собственничества»
к социальной «отдаче» (осознанию
франкловского «ради чего/кого жить»
вместо обыденного «как…»).

85.

КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
КАК ПЕРЕХОД ОТ ВЗРОСЛОСТИ К ЗРЕЛОСТИ
Если до кризиса среднего
возраста человек —
взрослеющий и взрослый, то,
преодолев его, он становится
зрелым.

86.

ПАРАДОКС СОВРЕМЕННОЙ ВЗРОСЛОСТИ
Детство,
отрочество
Юность,
молодость
Взрослость
Удлинение периода
взросления
молодых поколений
Отсутствие необходимости взрослеть
Зрелость
Старость
«Бегство от старости» старших
поколений

87.

СИНДРОМ
ПИТЕРА
ПЭНА:
1) «эмоциональный паралич»
(неадекватность и
заторможенность эмоций);
2) «страусиная политика»
(отсутствие прочных
социальных привязанностей,
податливость любому влиянию,
слабая развитость моральных
представлений);
3) зависимость от матери (смесь
раздражения и чувства вины во
взаимоотношениях с ней);
4) зависимость от отца (смесь
желания близости с отцом и
переживания неполноценности
при сравнении с ним);
5) сексуальная зависимость
(инфантильность, «мачизм»).

88.

«Поколение скуки»: «янгэдалты»,
«кидалты», «бумеранги», «миллениалы», поколение
«ЯЯЯ»
1. Девальвация отношения к труду как таковому,
и даже – отрицательное маркирование
необходимости трудиться и зарабатывать
трудом.
2. Абсолютизация случая, везения, вероятности,
«подстерегание» случайности в противовес
конкуренции, соревновательности.
3. «Отелеснивание», материализация жизни:
сведéние духовного к материальному.
4. Навязчивая сексуализация жизни.
5. Торопливость и непродуманность в
реализации ситуативных жизненных планов при
отсутствии долгосрочных перспектив.
6. Нарциссизм, «селфизм».
7. Незаполненность внутреннего мира,
отсутствие самоконцепции.
8. Самооправдание, чувство внутренней свободы
от правил и ценностей, по которым живут
другие.

89.

«Кризис невзросления» в молодости в
цифрах (по С.Баранскому и др.) - 1
1. Расстройств нарциссического круга в поколении 25-35-летних в три раза
больше, чем в поколении 55-летних. Также чаще переживаются депрессии.
2. У 40% есть безосновательная уверенность в том, что вне зависимости от
личного вклада и достигнутых результатов карьерный рост не должен
замедляться; они рассчитывают на повышение и социальный лифтинг каждые два
года.
3. 100%-ная одержимость славой, желанием во что бы то ни стало быть на виду,
превратить себя в «брэнд». Для этого готовы быть на вторых ролях «в обойме»
известного человека, «купаться в лучах его славы», но не «тратить себя» и
начинать собственное дело, принимая на себя труд, риск и ответственность.
4. 60% присуща необоснованная самоуверенность, они считают себя «крутыми» и
«продвинутыми» без специальных знаний и образования и страдают
демагогическим резонерством.
5. 60% демонстрируют леность (в том числе душевную), самопотакание, готовы к
тому, чтобы «кинуть» партнеров, если подвернётся удачный случай («так
получилось, ничего личного»).
6. 60% зациклены на собственной потребностной сфере и гневливы при
невозможности получить что-то прямо «здесь-и-теперь».

90.

«Кризис невзросления» в молодости в
цифрах (по С.Баранскому и др.) - 2
7. 60% прозаично материалистичны в действиях и отношениях, ищут лишь
сиюминутную выгоду, откровенно корыстны, узко прагматичны; среди них нет
«бессеребренников», работающих «за идею».
8. 100%-ная зависимость от технологий: ничего не помнят точно и не знают
наверняка; в случае необходимости прибегают к «викизнаниям», не проверяя их;
почти все неважно говорят и пишут на родном языке и почти никакую
информацию не читают больше 30 секунд, а только «сканируют» и «копипастят».
9. Если поколение, родившееся в 60-70-х гг. хранит в альбомах свадебные,
школьные, армейские и др. фотографии, то в портфолио 95% 30-35-летних
хранятся почти только фотографии самих себя (часто откровенные, эпатажные,
сделанные ими самими и выложенные в социальных сетях «на продажу» зарабатывать хотя бы «лайки»); тенденция «усилить» себя, фиксируя и выставляя
напоказ чуть ли не каждый свой шаг (FitBit) и местоположение (Foursquare).
10. 80% демонстрируют сниженный уровень гражданской активности,
«растяжимую толерантность», подменивая участие в политической жизни
стремлением «потусоваться», «засветиться», «отметиться», не прогнозируя
последствий и принимая любые идеи.

91.

«Кризис невзросления» в молодости в
цифрах (по С.Баранскому и др.) - 3
11. В 60% случаев - плохое осознание социальных дистанций и когортных
границ: нерефлексивно чувствуют себя равными любому человеку и часто ведут
себя с ним бестактно и фамильярно, даже не понимая этого.
12. 75%-ный горизонтальный инфантилизм: живут не столько под влиянием
взрослых, книг, сколько под влиянием знакомых одногодков (к тому же часто
плохо знакомых, поскольку общение не выходит за границы сетевого.
13. 100%-ная зависимость от коммуникации: наличие сообщений на телефоне
проверяется беспрерывно, телефон не выключается даже ночью; многие
испытывают синдром фантомной вибрации) и постоянная потребность в
одобрении («лайках»).
14. 50%-ное падение уровня креативности, на смену которому приходят
откровенный плагиат и репродуктивность.
15. 100%-но плохая ориентация в себе и других, особенно в тех
характеристиках других людей, которые не лежат непосредственно на
поверхности, нежелание глубоко вникать в особенности других, поверхностнео
оценивание друг друга.

92.

Основные социально-психологические тенденции
«новой взрослости»
Тенденция к избеганию
принятия на себя
ответственности за течение
и психологическое содержание
собственной жизни:
1) процессуальность
существования; 2) имитация,
тяготение к символическому
маркированию признаков взрослого
статуса; 3) усеченный характер
жизненных транспектив; 4)
переживание любого момента
своего существования как
ситуативного, временного,
неокончательного, ни на что не
влияющего (стратегия «carpe diem»
- «лови день»); 5) охотное
«делегирование» себя другим;
6) восприятие себя как «товара».
Массовый и
затяжной
характер
«диффузии
идентичности»:
1) спутанность и отсутствие
полноценной рефлексии собственных
идентификаций, ролевая сумятица;
2)нежелание смешивать свою
идентичность с идентичностью
других; 3) эгоцентризм, 4) неумение
содержательно интегрироваться в
продуктивные социальные
практики, 5) конформизм,
6) эмоциональное равнодушие,
7) поверхностность в
межличностных отношениях,
8) страх перед самим собой и др.

93.

Некоторые личностные
последствия «новой взрослости»
1. «Одинокая толпа»: состояния привычной покинутости, заброшенности,
неоцененности, предоставленности самому себе, одинокого отчаяния.
2. «Рядом, но не вместе»: отсутствие переживания заботы и внимания к себе,
ответное избегание какой бы то ни было глубины межличностных отношений.
3. «Коммуникативная безучастность»: отсутствие желания инвестировать
собственную личность в других, иногда даже в собственных детей.
4. «Неосознаваемое невмешательство»: нежелание иметь и демонстрировать
собственную позицию в чём бы то ни было.
5. «Виртуализация»: стремление жить не «здесь–и–теперь», а где–нибудь «там–и–
тогда», создание выдуманных, нереалистичных самообразов (в Интернете).
6. «Летаргия чувств»: слабое ощущение самого себя и нарастание депрессивных
трендов в самопереживаниях — такому человеку, как кажется, нигде нет «своего»
места, он ощущает себя «живым» только тогда, когда реальность вокруг него
сама приходит в движение, запущенная стимулом извне, а не изнутри личности.
7. «Реакции примыкания»: стремление следовать за любым успешным лидером.
8. «Соответствовать, чтобы не утратить»: более или менее осознанный
конформизм, мотивируемый страхом перед необходимостью что-то менять.
9. «Обесценивание и маркирование»: ориентация на принцип «иметь, а не быть».
10. «Коллективный субъект»: страх перед субъектностью, нежелание отличаться.

94.

ОБОБЩЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
«НОВОГО ВЗРОСЛОГО»
Это человек 30–35 лет,
относящий себя к среднему
классу, обычно не состоящий
в браке и не имеющий
собственности и капитала,
работающий по большей
части в офисе («офисный
планктон»), со средним (иногда даже высоким) IQ, но при
этом сохраняющий типично подростковый образ жизни и
увлечения (дорогие и часто бесполезные, купленные ради
гламура и паблисити, гаджеты, модные виды спорта,
компьютерные игры, современная музыка и литература без
выраженных предпочтений, мультфильмы, манга, фэнтези,
фильмы в жанре экшн, социальные сети и т.п.).

95.

Эмпирический подход к осмыслению старости:
• как сделать старость активной;
• как дольше сохранить трудоспособность, здоровье,
социальную активность;
• как сохранить яркость восприятия, остроту мышления, качество
памяти и т.д.;
• как повысить уровень адаптации к меняющимся условиям жизни;
• как бороться с признаками
физиологического старения, увядания.

96.

Экзистенциальный подход к осмыслению старения:
• установка на принятие старости вместо «борьбы» с ней,
• рассмотрение старения, старости в индивидуально-смысловой
перспективе всей жизни личности,
• отказ от противопоставления старости молодости и взрослости
и определения её через то, что человек утрачивает;
• понимание её как самостоятельного полноценного периода
жизни личности, определение её через возрастнопсихологические
приобретения,
• наличие в сфере
ментальности общества
позитивно
осмысленного
«концепта старости».

97.

ОСНОВНОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ
НОВООБРАЗОВАНИЕ СТАРОСТИ
Появление возможности
экзистенциального обзора
индивидуального бытия,
панорамного и целостного взгляда на
жизнь →
смена масштаба восприятия
собственного «Я» →
понимание смыслов собственной
осуществлённости →
принятие и примирение с
имеющейся личностной данностью и
однозначной свершённостью
индивидуального прошлого →
поднятие над свершившимся или
обнаружение линий возможной
«коррекции» →
озможность снова опредметить и
осмыслить своё существование.

98.

Бытие старым:
другие значимые
образования
старости
• Поиск ресурсов для
жизни не столько в
социальном окружении,
сколько в самом себе;
• осознание жизни как
надличностного
экзистенциального
блага;
• освобождение от
чувства «собственной
нужности»: завершение
начатого и принятие
несбывшегося;
• новое чувство свободы:
«освобождение
пространства жизни для
других» и обращение к
Иному.

99.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ПЕРЕЖИВАНИЕ СТАРЕНИЯ
И СТАРОСТИ
• Развитие человека продолжается и в
старости, но если до сих пор он
смотрел на мир через призму
самого себя и своих достижений в
мире вокруг него, то сейчас он
видит себя глазами мира и
обращается вовнутрь, к своему
жизненному опыту.
• По Э.Эриксону, в старости возможно либо
обретение интегративности - целостности личности, либо
переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не
так, как хотелось.
• На этой стадии развития к человеку приходит мудрость как отстраненный
интерес к жизни как таковой перед лицом смерти.
• Окончание жизненного цикла порождает также «последние вопросы», и человек
неизбежно оказывается перед лицом новой редакции своей идентичности,
которую можно зафиксировать формулой «Я есть то, что меня переживет».
На переживание благополучия заметно влияет продолжаемая трудовая
деятельность, возможности реализовать творческие потенции. Снижение
общения обостряет проблему одиночества. После 60 лет болезненно осознаётся
процесс социального отчуждения стариков от последующих поколений.

100.

Сценарии старения:
принятие старости ↔ бегство от старения
Осмысление жизни как
целого → понимание
неизбежности смерти
каждого из нас и тех,
кого мы любим; свободы
сделать нашу жизнь такой, какой
мы хотим; нашего
экзистенциального одиночества
(изоляции); отсутствие какого-либо
безусловного и самоочевидного смысла
жизни (бессмысленность), если его не
строить самостоятельно → осознание
своего статуса как статуса «человека
завершившегося» → принятие себя
старым → овладение собой и ситуацией
→ поиск новых модусов существования.
Неспособность или
невозможность осмыслить свою
жизнь как целое перед лицом
смерти → страх перед
смертью как результат не
осуществившейся
жизни →
желание
как можно
дольше
не стареть →
бегство от
старости,
непринятие
себя
старым.

101.

Признаки начала старения →
первые внутренние перестройки
Появление переживания предоставленности самому
себе («можешь, но уже не должен») → принятие на
себя новых экзистенциальных обязанностей при
отсутствии внешней необходимости.
Усиление созерцательной позиции, учащающиеся
моменты ментального «исключения» себя из
обязательной вовлечённости в бытие → обращение к
самому себе.
Ситуативные «спотыкания» об изменяющущся
жизнь → учащающиеся переживания
экзистенциального одиночества («эта новая жизнь не для меня, для других»).
Смена масштаба в восприятии себя и своей жизни →
упорядочивание и амплификация жизни.
Новые отношения со временем: прошлое становится
реальнее, будущее – схематичнее → высвечивание и
обновление собственных смыслов.

102.

Осознание и принятие себя старым:
• рефлексия своей самобытности →
осознание пределов своей
самоосуществимости;
• овладение собой – таким, как есть,
принятие себя как данности и придание
этой данности ценности → новый
уровень аутентичности;
• инкубирование в себе фрагментов
«своей» (ушедшей, уходящей)
реальности в форме воспоминаний
(«прошлое переживается как
настоящее»), переживание себя
соразмерным ушедшей, прошлой жизни
в большей степени, чем новой →
тенденция к универсализации,
трансформация себя и своей жизни в
символ.

103.

КРИЗИС СТАРЕНИЯ
(КРИЗИС ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА) -
переход от поздней зрелости (50-55 лет)к пожилому возрасту (6065 лет), наступление и длительность которого во многом зависят от
индивидуальных параметров жизни личности (событий, ценностей,
стратегий, установок, последствий совершённых или
несовершённых поступков и т.п.). Фокусом его анализа становится
субъективное осознание этого перехода, взятое в индивидуальной
жизненно-смысловой перспективе.

104.

КРИЗИС СТАРЕНИЯ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
1. Чувство предоставленности самому себе и осознание
необходимости добровольного принятия на себя своеобразной
экзистенциальной обязанности самому решать, быть ли
началом, продолжением или концом собственной жизненносмысловой реальности.
2. Пересмотр собственной жизни в сравнении с явленной в акте
утраты близких и ровесников завершенностью жизни.
Появление новой экзистенциальной перспективы с моментами
самоотчуждения («мир…без меня»).
3. Ситуативные «спотыкания о жизнь» («не для меня…») с
вопросами «зачем?», «надо ли?» и внутренними ответами
«незачем», «уже не надо». Осознание принадлежности своему времени.
4. Переживание необходимости очертить индивидуальный жизненный горизонт и
установить «полуоткрытые» (вероятностно-возможностные) жизненные фреймы.
5. «Открытие», что при всей множественности жизненных вариантов некоторым
интенциям и проектам человека не суждено осуществиться в принципе. Исчезновение из
жизненной транспективы «доминанты дали».
5. Понимание принципиальной незавершённости жизни вместе с осознанием нескончаемой
открытости жизни в потенциально возможное. Усиление «мужества жить», рождение
новых, непривычных жизненных порывов.
6. Осознание, что желаемая полнота жизни должна иницироваться самим субъектом.

105.

КРИЗИС ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА:
ВЗГЛЯД ИЗВНЕ
1. К 60-65 годам социальная среда значительно меньше претендует на роль
непосредственного «указателя направления» развития, т.к. активность и психические
возможности человека перестают быть актуально востребованными обществом, а
«вросший» в социальную среду субъект уже давно идентифицирован с ее ключевыми
концептами и моделями.
2. Человеку приходится искать ресурсы для продолжения жизни уже не столько в
требованиях и запросах социальной среды, сколько в самом себе как её части, то есть
решать задачу не адаптации к реалиям жизни, а обогащения ее собой. Речь идёт о поиске
символического и экзистенциального содержания собственного существования,
нахождению своего места в мироздании и т.д.
3. Постепенно удаляясь от реальности внешней, человек углубляется в реальность
внутреннюю. Совладание с кризисом может иметь результатом как дезорганизацию
личности, так и её новую интеграцию с осознанием продолжающейся жизни как
надличностного экзистенциального блага. Новая интеграция предполагает иную концепцию
индивидуальной жизни, другой образ «Я», новые смыслы и т.д.
4. Человеку, достигшему зрелости, уже не надо ничего в
обязательном порядке доказывать миру, искать внешнего
подтверждения своей ценностности, он становится более
автономным от социальной оценки, и ничто извне может и не
побуждать его к иницированию новых способов жизни. Остаются
внутренние импульсы, исходящие от самой личности.

106.

КРИЗИС СТАРЕНИЯ КАК ПЕРЕХОД
ОТ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОТКРЫТОГО ГОРИЗОНТА
ЖИЗНИ К ЕГО ОСОЗНАННОЙ ОГРАНИЧЕННОСТИ
Осознание
принципиальной
незавершенности
жизни, сколько
бы она ни
длилась, и
необходимости
самому провести
«линию
горизонта».
Принятие
собственной
жизни как
завершающейся
и нуждающейся
в подведении
итогов.
Принятие уже
реализованных
смыслов своего
бытия как
правильных и
единственно
возможных;
принятие себя
как данности и
ценности.
Обретение свободы
быть и оставаться
самим собой на
пути к
универсализации,
слиянию «Я» и
«Мира»,
обогащению Мира
опытом своей
жизни.

107.

СОВЛАДАНИЕ С КРИЗИСОМ СТАРЕНИЯ:
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
1
3
«Преодоление
отчаяния» путём
установления
ретроспективной
«исполненности»
смыслов жизни.
Амплификация
жизненных
событий с
учетом
смыслов и
последствий
временных
дистанций.
2
4
Переосмысление прошлого
опыта и принятие его как
правильного, единственно
возможного, а потому
приемлемого как «там-итогда», так и «здесь-исейчас».
Овладение собой – таким, как
есть, принятие себя как
данности и придание этой
данности ценности.
Переживание этого овладения
как свободы и глубочайшей
аутентичности: личность
утверждается в своей самости,
в своей свободе оставаться
собой.
5
Осознание
себя
субъектом
надежды.

108.

АВТОБИОГРАФИРОВАНИЕ КАК
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
1. Автобиографирование выступает как
метадеятельность по отношению к
собственному сознанию (особый герменевтический - режим работы
сознания), связанная с субъективной
смысловой амплификацией событий и
происшествий жизни личности.
2. Личностная герменевтика есть комплексная
функция самосознания взрослой личности,
посредством которой совершаются
процессы самоинтерпретации,
самопонимания, самоудостоверения,
самодетерминации, самоорганизации.
3. Она стимулируется нарастающей когнитивной сложностью субъекта, его
столкновением с жизненными вопросами и обстоятельствами, для которых не
найдено аналогий и клише в семиотических ресурсах социализации; изживанием не
оправдавших себя правил, идей, идентификационных образцов; рефлексией
уникального опыта жизни, особенно его несовпадения, отклонения от привычных и
«ожидаемых» сюжетов и сценариев.

109.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ –
это отрефлексированная цепочка жизненных
событий, соотнесённых смысловым и ценностным
образом с личностью развивающегося во времени,
изменяющегося в меняющемся мире человека.

110.

СЕМИОТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ
ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В АВТОБИОГРАФИИ
1. Реальные жизненные происшествия:
нормативные и ненормативные . Сценарии.
2. Социокультурные прецеденты.
3. Собственные рефлексии, переживания,
интерпретации, заключения и выводы,
извлеченные из опыта.

111.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
Экзистенциальный профиль
Биографическая канва
Жизненный проект
Оценка самовоплощенности

112.

ЖИЗНЕННО-СМЫСЛОВАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ЖИЗНЕННЫЙ
И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Жизненный опыт
- комплекс в той или иной мере
упорядоченных и доступных
сознанию воспоминаний,
переживаний,
представлений и выводов,
извлечённых из происшествий
общего с другими повседневного
существования. Его образуют
происшествия, случаи,
участником или свидетелем
которых был человек. В каком-то
смысле этот опыт
противопоставлен субъекту
(субъект-объектные отношения).
Его единицы – биографемы.
Экзистенциальный опыт
- комплекс персонально значимых
концептов, семантически соотнесённых с
самой личностью и созданных как
индивидуально значимое обобщение
содержания и смыслов неких уникальных
жизненных событий и обстоятельств,
случившихся с человеком и раскрывших
свои значения только ей. Он образуется
из тех же эпизодов, что и жизненный, но
уже в ходе совершения внутренней
геременевтической работы - путём
придания им статуса события,
насыщения личностными смыслами и
превращения в составные части себя
(субъект-субъектные отношения). Его
единицы -автографемы.

113.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
ПРИСТРАСТНОСТЬ: отбирается
лишь то, что «затрагивает за живое» и
кажется имеющим к человеку
непосредственное отношение
ОСМЫСЛЕННОСТЬ: единицы
этого опыта всегда истолкованы
субъектом, понятны ему, «говорят ему
о нём»
АМПЛИФИЦИРОВАННОСТЬ: к
этому опыту всегда «примешан» сам
субъект со своей точкой зрения,
системой отношений
УПОРЯДОЧЕННОСТЬ: единицы
опыта всегда упорядочены, образуя
связную цепочку событий,
смоделированный самим субъектом
«жизненный путь»
ПЕРСОНАЛЬНОСТЬ: субъект
склонен отождествлять его с самим
собой, считать его своей жизнью
СИМВОЛИЧНОСТЬ: этот опыт
имеет обобщенное значение для
субъекта как символ его «Я» или его
жизни в целом
САМОБЫТНОСТЬ: на его основе
личность оказывается способной
выводить собственные законы жизни
(«отливает жизнь по себе»), он призван
подчёркнуть уникальность и
значимость единичной жизни
СЕМИОТИЗИРОВАННОСТЬ: опыт
истолковывается в индивидуальных
семантиках личности, часто понятных
только ей самой

114.

ФУНКЦИИ
АВТОБИОГРАФИРОВАНИЯ
1. Функция потенциирования
2. Верифицирующая функция
3. Функция самоудостоверения
4. Позитивирующая функция
5. Эмоциональноидентифицирующая
функция

115.

СОБЫТИЙНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
САМООПИСАНИЙ
«РАЗВИЛКИ (ВЫБОРЫ)»
«ВСТРЕЧИ (ПЕРСОНАЖИ)»
«ХАМАРТИИ»
«ПИК-ПЕРЕЖИВАНИЯ» (по А. Маслоу)
«СУДЬБОНОСНЫЕ ВОПРОСЫ»
«НАРРАТИВНЫЕ КОНСТАНТЫ»
ЖИЗНЕННЫЕ «УРОКИ»
«СТИЛИЗАЦИИ»
«ИСПЫТАНИЯ (КРИЗИСЫ)»

116.

«ВЕЩНЫЕ» ЕДИНИЦЫ
САМООПИСАНИЙ
Одежда
«Моё»
Дом
Интерьер
Символы
самости
Быт
Артефакты
Реликвии
Символы
детства
Предметы
с запахами и
звуками
Локусы
и «топосы»
Еда

117.

Персонажные составляющие
самообъективаций
Родственники
«Дарители»
Соперники
Близкие
«Символы»
Учителя
«Образцы»
Незабываемые
Другие
Провокаторы
Статусные
Исповедники
Лиминальные
Спасители
Последователи
Потусторонние
Прототипы

118.

Модусы жизни
1. Жизнь
как процесс
постоянных
утрат
5. Жизнь как
трикстерство
10. Жизнь как
хранение
2. Жизнь
как процесс
постоянного
приобретения
6. Жизнь как авантюра,
приключение, экстрим
3. Жизнь как
испытание
7. Жизнь как
долг
4. Жизнь как
геройство
8. Жизнь как
любовь
11. Жизнь
как вера
12. Жизнь как
жертвенность
9. Жизнь как
странничество

119.

7. УРОВНИ САМОПОНИМАНИЯ
И САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
6
5
4
Уровень
наррации
Уровень
самолегендирования
Уровень
метафоризации
(символизации)
собственного «Я»
Уровень
осознания
личностной
подлинности
Уровень
презентируемой
другим
самобытности
Уровень
ориентировки
на прецеденты
1
2
3

120.

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
ПЕРСОНАЛЬНОГО ТЕЗАУРУСА
Биографемы единицы фиксации
непосредственного
жизненного опыта
субъекта.
Значение – единая
для данной
культуры
привычная
ассоциативная
связь между
знаком и
предметом
обозначения.
Автографемы –
единицы фиксации
экзистенциального
опыта субъекта.
Смысл –
персонально
установленная и
значимая для
конкретного
человека связь
между знаком и
предметом
обозначения.
Мифологемы –
обобщенные,
символические
единицы фиксации
экзистенциального
опыта.
Символ – условный
знак, имеющий
собственное
содержание, но
одновременно
выражающий
значимые для данной
личности идеи и связи.
English     Русский Правила