Похожие презентации:
Русская философия
1.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯк.ф.н. доцент Загайнова В.И.
2.
Проблемы периодизации истории русскойфилософии
I. Пролог (период предфилософии), который распадается
на 3 этапа:
Философская мысль Киевской Руси (IX-XII вв.);
Философская мысль Московской Руси (XV-XVII вв.);
Философская мысль Петровской Руси (эпоха Петра
Великого – 1689-1725 гг.).
II. Собственно философский этап, в котором выделяют
3 периода:
С середины XVIII в. (1755 г.- открытие Московского
университета) до 70-х годов ХIХ в.;
Возникновение систем в конце ХIХ в. – первое
десятилетие ХХ столетия;
Период c 1917 г. – настоящее время.
3.
Основные черты русскойфилософии
сильная подверженность религиозному влиянию, особенно
православию и язычеству;
специфическая форма выражения философских мыслей –
художественное творчество, литературная критика, публицистика,
искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической
несвободной и жестокой цензурой);
органицизм, целостность, стремление почти всех философов
занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом
актуальных проблем;
панморализм, большая роль проблем морали и нравственности;
конкретность, практическая ориентированность философских идей,
которые укрепляли дух в сложных жизненных ситуациях, были
понятны простому народу;
широкое распространение в массах, понятность простому народу;
русская философия принципиально онтологична, главное внимание
она отводит не познанию, не идее, а бытию.
4.
Основные проблемы русской философииПроблема человека – антропоцентризм
Космизм (восприятие космоса как единого
целостного организма)
Проблемы морали и нравственности
Проблемы выбора исторического пути развития
России – между Востоком и Западом (сугубо
специфическая проблема русской философии)
Проблема общественного устройства, социальной
справедливости
Проблема будущего
Проблема несовместимости внутренней свободы с
подчинением внешней необходимости и выход на
идею правового нигилизма
5.
Русская философия6.
Ранняя русская философия(период ее зарождения и раннего
христианства).
Период зарождения древнерусской философии и
раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII
вв. (соответствует эпохе от возникновения
Древнерусского государства – Киевской Руси до
времени феодальной раздробленности и монголотатарского завоевания).
Основными темами ранней русской философии были:
моральные и нравственные ценности;
объяснение христианства, попытки соединить его с
язычеством;
государство;
право;
природа.
7.
Ранняя русская философия(период ее зарождения и раннего
христианства).
Наиболее ярких представителей философии
Иларион (основное произведение – «Слове о
Законе и Благодати», в котором
популяризируется и анализируется христианство,
его роль в настоящем и будущем Руси).
Владимир Мономах (основное произведение –
«Поучение», своеобразный философский
морально-нравственный кодекс, где даются
поучения потомкам, анализируются проблемы
добра и зла, мужества, честности, стойкости, а
также другие морально-нравственные вопросы).
8.
Иларион «Слово о законе иблагодати»
Владимир Мономах
Выдающиеся образцы нравственно-этических
поучении
9.
Русская философия XII – XVII вв.Период борьбы за освобождение от монголотатарского ига, становления и развития
централизованного Русского государства
(Московской Руси) как в истории, так и
философии приходится на XIII – XVII вв.
Главными темами, характерными для данного
периода философии, являлись:
сохранение русской духовности;
христианство;
борьба за освобождение;
устройство государства;
познание.
10.
Русская философия XII – XVII вв.Среди видных философов данного периода:
Сергий Радонежский (XIV в. – философбогослов, основными идеалами которого
были сила и могущество, универсальность и
справедливость христианства;
консолидация русского народа, свержение
монголо-татарского ига.
Филофей (XVI в.) – также занимался
вопросами христианского богословия,
отстаивал идею преемственности
христианства («Москва – Третий Рим») по
линии Рим – Константинополь – Москва.
11.
Идеогема «Москва – третий Рим»12.
Русская философия XVIII вДва этапа :
1. Философия эпохи петровских реформ
(творчество Феофана Прокоповича, В.Н.
Татищева, А.Д. Кантемира).
2. материалистическая философия (середина и
вторая половина XVIII в).
Основной направленностью философии была
социально-политическая:
вопросы устройства монархии, императорской
власти, ее божественности и нерушимости.
прав императора (казнить, миловать, самому
назначать наследника и других).
войны и мира.
познания, нравственных ценностей и др.
13.
Основные представителиматериалистического направления
М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником
механистического материализма. Им была заложена
материалистическая традиция в русской философии. Также
Ломоносовым была выдвинута атомическая
(«корпускулярная») теория строения вещества, согласно
которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из
мельчайших частиц («копрускул», то есть атомов) –
материальных монад. Отношение М.В. Ломоносова к Богу –
деистическое. С одной стороны, он допускал наличие БогаТворца, но, с другой стороны, не наделял Его
сверхъестественной силой и возможностями. В философии
Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали,
нравственности.
На последовательно материалистических позициях стоял А.Н.
Радищев (1749-1802). Помимо обоснования
материалистических начал бытия большое внимание Радищев
уделил социально-политической философии. Ее кредо –
борьба самодержавия, за народовластие, правовую и
духовную свободу, торжество права.
14.
Проблема исторического бытия России15.
Проблема исторического бытия России16.
Проблема исторического бытияРоссии
17.
Проблема исторического бытия России18.
Проблема исторического бытия России19.
Проблема исторического бытия России20.
Философия всеединства Соловьева В.С.21.
Философия всеединства Соловьева В.С.Основные идеи.
Центральным понятием его философии является
всеединство.
Всеединство - это единство и целостность всего
существующего
Всеединство можно рассмотреть в нескольких аспектах:
онтологическом, гносеологическом, практическом,
аксиологическом.
Онтологический аспект всеединства. Единство Бога,
человека и космоса.
Так, гносеологическое единство выступает в единстве
трех видов знания: эмпирического (науки),
рационального (философии) и мистического (религии).
Аксиологический аспект. Единство Истины, Красоты и
Добра.
Практический аспект. Единство общества, государства и
церкви.
22.
Философия всеединства Соловьева В.С.Основной идеей его религиозной философии была СОФИЯ — Душа Мира,
понимаемая как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с
земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и,
одновременно, замысел Бога о мире.
Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется
представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
ТЕОСОФИЯ— дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез
научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного
знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признаёт
идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через
прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное,
растительное, животное, человеческое и Божье.
ТЕУРГИЯ — дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против
моральной нейтральности науки. В её основе лежит культивирование
христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
ТЕОКРАТИЯ — дословно власть Бога. «Теократическую миссию» Соловьёв
возлагал на Россию, при этом сохраняя симпатии католицизму. Теократия
заключается в «истинной солидарности всех наций и классов», а также в
«христианстве, осуществленном в общественной жизни».
На философию Соловьёва оказали большое влияние идеи русского религиозного
мыслителя Н.Ф. Федоров. Соловьёв считал Федорова своим «учителем и отцом
духовным», называл гениальным мыслителем
23.
Соловьев о роли РоссииВыдвинул идею о России как «третьей
силы», свободной от недостатков и
ограниченностей двух других —
«восточной» (чрезмерно подчиняющей
личное начало общему) и «западной»
(утверждающей чрезмерную
независимость частного от общего).
Третья сила должна «примирить
единство высшего начала с свободной
множественностью частных форм и
элементов».
24.
Философия Н.А. Бердяева25.
Философия Н.А. БердяеваОсновные идеи:
Центральной проблемой философии Бердяева является человек.
Человек – это загадка как личность. Индивид – это
натуралистическая категория. Личность – это независимость от
природы и общества.
Человек является носителем самых высоких духовных качеств:
религиозных, нравственных и эстетических.
Духовное начало в человеке имеет трансцендентное основание.
Сознание и самосознание связаны с божественном духе.
Человека рассматривает через проблему свободы.
Свобода первична по отношению ко всему бытию. Свобода
находится в душе человека.
Существует 3 вида свободы: первичная, иррациональная,
рациональная свобода (исполнение долга).
Большое внимание уделяет проблеме творчества. Творчество –
активная деятельность человека в окружающем мире. Человек
должен осуществить «восьмой день творения».
26.
Бердяев о РоссииРоссия огромный «Востоко-Запад», где
встречаются два культурно-исторических типа.
Душа России антиномична.
В России всегда преобладала женственность. В
русской истории не было рыцарства, и поэтому
не прошла Россия через закал и дисциплину
личности, через культуру личной чести… Все
мужественное было как бы не русским,
заграничным…Россия – средоточение
противоречий: с одной стороны она мятежная, с
другой для нее характерны смирение и
покорность… (Бердяев Н.А. Судьба Росссии)
27.
Русский космизм28.
Русский космизм как своеобразное умонастроение возникает вРоссии во 2-й половине XIX в. Это течение в философии было
представлено целым рядом блестящих умов, таких как Вл.Соловьев,
Н.Федоров,
П.Флоренский,
Н.Лосский,
Вл.Вернадский,
К.Циолковский, А.Чижевский.
Это течение не было школой в ее научном понимании. Это было
именно умонастроение широких кругов русской демократической
интеллигенции.
Вот основные черты этого умонастроения:
1)Человек — составная часть Природы;
2) Человека и Природу не следует противопоставлять друг другу, а
рассматривать их надо в единстве;
3) Человек и все, что его окружает, — это частицы единого,
Вселенной. И в этом контексте не так уж важно то, что у одних это
Бог, а у других Вселенная. Поэтому не случайно, что к течению
русского космизма были близки многие естествоиспытатели и ученые
(Циолковский, Менделеев, Сеченов).
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Вопросы для самоконтроляНазовите основные черты русской философии.
Проблема периодизации русской философии.
В чем специфика метафизики всеединства В. С. Соловьева?
Раскройте антропологическую сущность философии Н. А.
Бердяева.
Охарактеризуйте космизм как философское течение.
Дайте общую характеристику русской историософской
традиции.
Обозначьте философско-исторические идеи западников.
Славянофилы о месте России во всемирной истории.
Охарактеризуйте философские идеи мыслителей русского
зарубежья.
Обозначьте новые тенденции в философских исследованиях
современной России.
35.
Литература по темеАлексеев, П. В. Философы России ХIХ-ХХ столетий. Биографии, идеи,
труды / Мос. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова / П. В. Алексеев. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М., 2002. – 1152 с.
Билаонова, М. Ю. Проблема идеала как общественной ценности и ее
отражение в русской философии: науч. изд / М. Ю. Билаонова. –
Йошкар-Ола, 2005. – 114 с.
Зеньковский, В. В. История русской философии: в 2-х т. /
В. В.
Зеньковский. – Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 544 с.
Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. – М.:
Высш. шк., 1991. – 559 с.
Пурынычева, Г. М. У истоков отечественных научных традиций: М.В.
Ломоносов / Г. М. Пурынычева //Исторический процесс: истоки,
перипетии, перспективы. Вып. 11. – Йошкар-Ола. – 2012. – С. 47-53.
Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред.
А. П.
Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М., 2003. (Гл. XVII. Русская философия).
Шишкина, В. И. История русской философии (ХI-нач. ХХ вв.) / В. И.
Шишкина, Г. М. Пурынычева. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 1997.
– 264
с.