15.17M
Категория: ИскусствоИскусство

Моралите «Замок стойкости»

1.

Моралите́
(франц. moralitе́, от лат. moralis –
нравственный, моральный)

2.

3.

4.

5.

6.

Дидактика (поучение) - принцип моралите

7.

8.

Чертеж сооружения типа шапито для моралите
«Замок стойкости». Около 1440 года.
Этот рисунок был приложен к рукописи
неизвестного автора и описывает
представления-моралите XV века: в
центре круга расположен замок со рвом и
башнями; вокруг замка указаны места
для аллегорических персонажей: Бога,
Мира, Дьявола, Плоти и Алчности, перед
замком — место для Человека. Силы
добра и зла борются за обладание
Человеком: Ангел спасает Человека при
помощи Исповеди и Раскаяния и
укрывает за стенами замка; замок
осаждается Дьяволом, применяющим
лестницы и тараны. Каждый из грехов
побеждается соответствующей ему
добродетелью. Добро побеждает. Хор
поет хвалу.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Одно из наиболее знаменитых английских моралите - пьеса "Всякий Человек"- драматизует
не всю человеческую жизнь, но лишь последние предсмертные часы расчета с нею; в
монологах главного действующего лица перспективно освещается и вся его
предшествующая история. Назидательная тенденция, как во всех моралите, проявляется в
наставлениях к Человеку - развивать свой характер и своевременно обуздывать страсти.
Это произведение, отмеченное глубокой
серьезностью и почти трагическое по своему
колориту. На чрезвычайную распространенность
этого моралите в Нидерландах указывает то, что его
основную тему запечатлел также художник Питер
Брейгель в одном из своих рисунков. Всякий
Человек изображен здесь в облике нидерландского
горожанина; он тщетно ищет самого себя среди
тюков с товарами, бочек и ящиков, среди наук и
искусств, в деревне и на войне; перед ним зеркало с
надписью: "Познай самого себя".

15.

16.

Каждый из названных персонажей жалуется, что жить стало очень трудно. Появляется
Время. Оно одето сперва в красное платье, что должно означать Мятеж, а затем выходит в
полном вооружении, олицетворяя собой Войну, и наконец появляется в бинтах и
изорванном плаще. На вопрос, "кто его так разукрасил",
Время отвечает:
Клянуся телом, вы слыхали,
Какого сорта люди стали.
Меня так сильно избивали,
Что Время вам узнать едва ли.
На сцену выходит персонаж Люди, он
отвратителен. Время говорит, что оно
изменится только тогда, когда улучшатся
Люди. Время и Люди скрываются и через
мгновение появляются уже обновленные. Они
сажают себе на плечи Торговлю, Ремесло и
Пастуха, пляшут и поют:
Вы слишком долго прозябали,
Теперь вам надо процветать.

17.

18.

19.

Распространенные во многих нидерландских городах камеры риторов основой своего
репертуара имели моралите, в которых очень остро трактовались современные злободневные
проблемы.
Зародившись в виде религиозных братств, камеры риторов в
XV веке порвали связь с духовенством и превратились в
вольные городские союзы, активно участвовавшие в
освободительной борьбе нидерландского народа против
испанских поработителей. Камеры риторов были связаны
между собой и периодически съезжались на состязания.
Первая олимпиада была устроена в 1496 году в Антверпене,
куда собралось двадцать восемь камер.
На таких олимпиадах камеры получали какой-нибудь общий
морально-риторический вопрос, и каждая организация
отвечала на него специально сочиненной и разыгранной
пьесой. Эти ответы резко расходились с католическим
вероучением и часто навлекали на риторов гнев испанских
властителей. Так, одной из причин разгрома испанцами
города Гента (1539) было крамольное выступление камер.
Современник писал: "Игры риторов стоили жизни многим тысячам людей". Герцог Альба
казнил в числе прочих революционных деятелей и главарей театральных организаций.
Камеры риторов были закрыты в 1606 г.
English     Русский Правила