Похожие презентации:
Функциональные стили. Занятие 2
1.
Функциональныестили
(занятие 2)
2.
Учебные цели.—Расширить, углубить и обобщить знания учащихся по данной
теме;
—прививать учащимся навык выделения общей для каждого
функционального стиля задачи и развивать умение её
грамотной реализации;
—учить стилистическому анализу текста;
—воспитывать внимание не только к языковым, но и к
внеязыковым стилеобразующим факторам;
—развивать мышление, расширять словарный запас
обучающихся, работая с разными видами текста.
3.
План занятия:1.Функциональные стили. Понятие о стиле
речи.
2. Художественный стиль.
3. Функции художественного стиля и его
специфические особенности. Отбор
языковых средств.
4.Стилистический анализ текста.
4.
Стилистический анализтекста.
Уровни:
1. Содержательный (цель)
2. Лексический.
3. Морфологический.
4. Синтаксический
5.
(1) Моя жизнь сложилась так, что я навсегда остался самоучкой. (2)Хорошо это или плохо? (3) Не знаю. (4) Во всяком случае, я ни о чем не
жалею. (5) Ибо занимаясь самостоятельно своим образованием «на
ощупь», потом все более и более целенаправленно и целеустремленно, я
в конце концов нашел свою настоящую любовь, которая заполнила меня
всего без остатка, стало смыслом и целью моей жизни, - ИСТОРИЮ. (6)
Образование чрезвычайно важно в становлении личности. (7) Однако в
моём представлении образован не тот, кто получил аттестат зрелости или
диплом института, а тот, кто всю жизнь непрестанно учится. (8) Бывает
так: встретишься с учёным и убедишься - хам, а поговоришь с
водопроводчиком и видишь в нём аристократа духа.(9) Интеллигентность,
на мой взгляд, определяется благородством натура, добротой,
отзывчивостью души, стремлением помочь ближнему. (10) Значимость
личности сегодня в обновляющемся обществе возросла. (11) Думаю, что
человек обязан оставаться самим собой, не растворяться в коллективе, а,
напротив, должен стремиться именно выделяться…
В. Пикуль
ТЕКСТ 1.
6.
(1) Процесс формирования языковых семейтесно связан с расселением человечества по
земному шару. (2) Наиболее близкие между
собой языки обычно встречаются у соседних
народов, связанных общностью происхождения.
(3) В некоторых случаях имеется сходство
языков и у народов, расположенных далеко друг
от друга (например, у малайцев и мальгашей,
венгров и манси, якутов и турок и т. д.). (4)
Однако в далеком прошлом народы, говорящие
на этих языках, также жили в близком соседстве
и разобщились лишь после переселения одного
из них в новый район обитания.
ТЕКСТ 2.
7.
Художественныйстиль речи
Особенности
художественного стиля
(лекция)
Подготовила: Вандышева В.В.,
ст. преподаватель кафедры
ФОиЖ
8.
Русский язык! Тысячелетия создавалнарод это гибкое, пышное,
неисчерпаемо богатое, умное,
поэтическое и трудовое орудие своей
социальной жизни, своей мысли,
своих чувств, своих надежд, своего
гнева, своего великого
будущего.
А. Н. Толстой
9.
Русский язык — язык, созданный дляпоэзии, он необычайно богат и
примечателен главным образом
тонкостью оттенков.
П. Мериме
10.
Русский язык — это прежде всегоПушкин — нерушимый причал
русского языка. Это Лермонтов, Лев
Толстой, Лесков, Чехов, Горький.
А.Н. Толстой
11.
Понятие и особенностихудожественного стиля речи
Художественный стиль — функциональный стиль
речи, который применяется в художественной
литературе. Текст в этом стиле воздействует на
воображение и чувства читателя, передаёт мысли и
чувства автора, использует всё богатство лексики,
возможности разных стилей, характеризуется
образностью, эмоциональностью речи.
Художественная литература - вид искусства,
использующий в качестве единственного материала
слова и конструкции естественного языка.
12.
Общая характеристикаЭто самый богатый стиль речи, т.к. он
вбирает в себя все остальные. В нём
наиболее ярко отражается общенародный
язык во всём его многообразии и богатстве,
он становится явлением искусства,
средством создания художественной
образности.
В этом стиле наиболее широко
представлены все стороны языка:
словарный состав со всеми прямыми и
переносными значениями слов,
грамматический строй со сложной системой
форм и синтаксических типов.
13.
Функции художественногостиля
Эстетическая функция = создание
художественных образов.
Художественный стиль, используя
разнообразные языковые средства, создаёт
образы, вызывающие в читателе
эмоциональный отклик, доставляющие
эстетическое наслаждение, заставляющие
сопереживать.
Воздействие на читателя
14.
Сфера примененияЭстетическая сфера общения
Духовная жизнь общества
Используется в художественных
произведениях
Сфера общения: словеснохудожественное творчество.
15.
Основные задачивысказывания
Образное описание событий
Передача впечатлений
Выражение чувств автора
Воздействие на чувства читателя
16.
Отличительные стилевыечерты
Образность
Конкретность
Выразительность
Эмоциональность
Авторская индивидуальность
17.
Признаки стиля:образность,
широкое использование изобразительно -
выразительных средств языка,
использование средств всех стилей,
все средства подчиняются
ЭСТЕТИЧЕСКОЙ функции,
использование лексики публицистического
(разговорного) стиля
18.
Разновидности языкахудожественной литературы
Прозаическая речь
Стихотворная речь
19.
«Литературный язык» и«язык художественной
литературы»
Существуют различия между понятиями «литературный
язык» и «язык художественной литературы».
Литературный язык
Язык художественной литературы
1. Это образцовый, нормированный язык, прошедший
длительную обработку в текстах авторитетных
мастеров слова.
1. Характеризуется образностью и широким
использованием изобразительно-выразительных
средств.
2. Сложился постепенно, в течение нескольких
столетий. Особенности: устойчивость, стабильность,
высокая социальная престижность (обслуживает все
сферы человеческой деятельности).
2. Фонетика, лексика, грамматика литературного языка
и языка художественной литературы одни и те же, но в
языке художественной литературы используются и
элементы диалектной и профессиональной речи,
и просторечие, и жаргонизмы.
3. Нормы литературного языка - это общие правила
произношения и написания слов, их изменения и
соединения друг с другом. Они закреплены в
грамматиках, словарях, справочниках и охраняются
законом.
3. Язык художественной литературы предназначен для
создания художественных, поэтических образов,
эмоционально-эстетического воздействия.
20.
Отличительные языковыечерты художественного стиля
речи
В языке художественной речи
всеобъемлюще отражаются и словарный
состав, и грамматический строй речи во
всём богатстве и многообразии.
Являясь частью литературного языка, язык
художественной литературы вместе с тем
выходит за его пределы, поскольку включает
в себя и языковые средства, находящиеся за
рамками современного русского
литературного языка: диалектизмы,
просторечия, жаргонизмы и т.д.
21.
Языковые средстваКонкретные слова: не птицы, а грачи, скворцы, ласточки и т.д.;
не сказал, а напомнил, предупредил, посоветовал.
Слова в переносном значении: море огней, спит земля.
Эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительноласкательными суффиксами: берёзка, ключик, звёздочка,
серенький; б) с суффиксом –оват- (-еват-): сладковатый,
синеватый.
Глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала
действия (зацвёл сад).
Глаголы настоящего времени вместо прошедшего. (Ходил я за
грибами. Вдруг вижу…)
Предложения вопросительные, побудительные.
Предложения восклицательные.
22.
Основные жанры художественногостиля
(по родам литературы)
Эпос- роман, повесть, рассказ, очерк,
новелла, поэма, басня
Лирика- стихотворение, поэма, элегия, песня,
послание
Драма- трагедия, драма, комедия,
мелодрама, водевиль, трагикомедия.
23.
Взаимосвязь стилей речиХудожественный стиль речи нередко
включает в себя, в зависимости от
задач текста, разговорный,
публицистический, а иногда
официально-деловой и научный.
Этот стиль при необходимости
вбирает в себя средства всех других
стилей, которые подчиняются главной
функции художественного стиляэстетической.
24.
Изобразительно-выразительныесредства языка
Тропы- это обороты речи, в
которых слово или выражение
употреблено в переносном значении.
В основе всех тропов (за
исключением метонимии) лежит
сравнение, сопоставление двух
явлений с целью пояснения одного
при помощи другого.
25.
ГиперболаЧрезмерное преувеличение свойств
предмета
Пример: Устал до смерти
26.
ЛитотаНепомерное преуменьшение свойств
предмета
Пример: мальчик с пальчик
27.
ИронияСкрытая насмешка
Пример: отколе, умная, бредёшь, ты,
голова?
28.
МетафораПереносное значение слова,
основанное на уподоблении одного
предмета или явления другому по
сходству или контрасту
Пример: шёпот волн, день помрачнел.
29.
МетонимияСлово или выражение, употреблённое
вместо другого, так как между
обозначаемыми предметами есть
связь
Пример: я всю тарелку съел = я съел
весь суп; город спит = все люди спят.
30.
АллегорияИносказание, изображение
отвлечённого в конкретном образе
Пример: лиса в басняхаллегорическое воплощение
хитрости; заяц- трусости и т.д.
31.
ЭпитетКрасочное определение
Пример: вольный ветер; золотые руки.
32.
СравнениеСопоставление двух предметов,
явлений с целью пояснения одного из
них при помощи другого
Пример: французы двинулись, как
тучи.
33.
ПерифразаЗамена слова или словосочетания
оборотом речи, в котором указаны
признаки неназванного предмета.
Пример: северная столица, город на
Неве – С.Петербург
34.
ОлицетворениеПеренесение свойств человека на
неодушевлённые предметы и
отвлечённые понятия
Пример: утёс плачет в пустыне; зима
злится.
35.
СинекдохаНазывание целого через его часть или
наоборот.
Пример: Стокгольмы и Босфоры; все
флаги в гости будут к нам.
36.
ТропыФигуры речи
Звуковые
средства
выразительности
Изобразительные
возможности
лексики
Изобразительные
возможности
синтаксиса
аллегория,
аллитерация,
гротеск,
гипербола,
ирония,
литота,
метафора,
метонимия,
олицетворение,
перифраза,
синекдоха,
сравнение,
эпитет.
анафора,
антитеза,
бессоюзие,
градация,
инверсия,
многосоюзие,
параллелизм,
риторический
вопрос,
риторическое
обращение,
умолчание,
элипсис,
эпифора.
Звукопись,
звукоподражание,
аллитерация,
ассонанс.
Антонимы,
контекстные
антонимы,
диалектизмы,
жаргонизмы,
заимств.
слова,
книжная
лексика,
неологизмы,
окказионализмы,
омонимы,
просторечия,
синонимы,
контекстные
синонимы,
фразеологизмы,
устаревшие слова,
термины,
экспрессивная
разговорная
лексика.
Ряды
однородных
членов
предложения,
предложения с
вводными
словами,
многосоюзие,
бессоюзие,
диалогичность
изложения,
парцеляция.
37.
Жанры художественной речи:эпический (античная литература);
повествовательный (романы, повести, рассказы);
лирический (стихи, поэмы);
драматический (комедия, трагедия).
38.
ЖанрыЖанры
Эпические Лирические ЛироДраматические
эпические
(басня
(элегия
(баллада (драма
былина
мадригал
поэма)
комедия
миф
романс
трагедия)
новелла
послание
повесть
эпиграмма
рассказ
ода и др.)
роман
сказка и др.)
39.
40.
ПРИМЕРСтарая яблоня
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчел и ос, завистливых и злых…
Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
Молодая старость у других!
И. Бунин
41.
«Отчего люди не летают? Яговорю, отчего люди не летают
так, как птицы? Знаешь, мне
иногда кажется, что я птица.
Когда стоишь на горе, так и
тянет лететь. Вот так бы
разбежалась, подняла руки и
полетела. Попробовать нешто
теперь?»
А. Островский «Гроза»
42.
«В белом плаще с кровавымподбоем, шаркающей кавалерийской
походкой, ранним утром
четырнадцатого числа весеннего
месяца нисана в крытую колоннаду
между двумя крыльями дворца Ирода
Великого вышел прокуратор Иудеи
Понтий Пилат».
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
43.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬХудожественный стиль речи является важным
элементом русского языка. Он позволяет человеку
выражать свои чувства и мысли, эстетически
воздействовать на читателя
От художественного стиля необходимо отличать
язык художественной литературы.
Язык художественной литературы – язык
художественного произведения, в
основе которого – художественный
стиль с иностилевыми вкраплениями
44.
В обычных ситуациях, при свободном владенииязыком человек, не задумывается над словесной формой
выражения своей мысли — она выстраивается
автоматически. Совсем не так с речью художественной.
Она для нас не только носитель информации, но и сама
информация. Подбор слов, грамматических форм и
конструкций, даже звуков не менее важен, чем тема
разговора. В литературе мы ищем не столько содержания
речи, сколько саму речь. Художника ведёт чутьё. Он
напряжённо ищет такие созвучия слова, предложения
которые точно выражают именно то, что он думает и
чувствует. В художественном тексте основное творческое
усилие переносится с того, что сказано, на то, как сказано;
глубину неповторимость и силу. Читая художественное
произведение, ощущаешь себя соавтором.
(По Л.Кац)
45.
Язык, великолепный наш язык!Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
К. Бальмонт
46.
«Русский народ создалрусский язык – яркий, как
радуга после весеннего
ливня, меткий, как стрелы,
певучий и богатый,
задушевный, как песня над
колыбелью».
А. Толстой
47.
Нам дан во владениесамый богатый, меткий,
могучий и поистине
волшебный русский язык.
К. Паустовский
48.
Благодарю завнимание!