Похожие презентации:
Основные идеологические течения в современном мире. Либерализм и неолиберализм. Консерватизм и неоконсерватизм. Лекция 13
1.
Лекция 13.Основные идеологические
течения в современном мире.
Либерализм и
неолиберализм.
Консерватизм и
неоконсерватизм.
2.
ОСНОВНЫЕИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ
ТЕЧЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
3.
Либерализм и неолиберализм4.
Либерализм(от лат. liberalis — свободный) —
это первое в историческом плане
оформившееся идеологическое
учение.
5.
Либерализм возникв XVII — XVIII вв.,
в период разрушения феодализма
и установления буржуазных
общественных отношений.
6.
Либерализм в идейном планеопирался
на политическую философию
английских просветителей
Т. Гоббса (1588—1679),
Дж. Локка (1632—1704),
А. Смита (1723—1790) и др.
7.
По мере становлениябуржуазного строя
либерализм широко
распространился
в Западной Европе,
став здесь к середине XIX века
доминирующей идеологией.
8.
Основные политические идеилиберализма
1. концепция естественного права —
признает всех людей равными от
природы и обладающими от рождения
естественными — неизменяемыми и
неотъемлемыми — правами (право на
жизнь, свободу, равенство и др.);
9.
2. теория общественного договора —обосновывает договорной характер
отношений между государством и
индивидом, считает возникновение
государства результатом соглашения
между людьми;
10.
3. теория разделения властей —обосновывает организацию
государственной власти, обеспечивающую
независимость трех ветвей политической
власти (законодательной, судебной и
исполнительной), каждая из которых при
этом не является неограниченной;
4. концепция правового государства —
провозглашает главенство закона во всех
сферах общественной жизни.
11.
Основные принципы либерализма1. индивидуализм — приоритетом обладает
личность, человек (его индивидуальные
интересы, потребности и права), а не общество и
государство;
2. свобода — эта высшая ценность, признаваемая
первичной по отношению к другим правам и
ценностям человека; право на свободу (так же,
как и другие естественные права и свободы
личности — право на жизнь, частную
собственность и т.д.) признается священным и
неотчуждаемым;
12.
3. равноправие — граждане равны передзаконом, в своих гражданских и
политических правах и свободах, имеют
равные возможности, однако способы и
результаты реализации такого равенства
(доходы, социальное положение и т.д.) могут
быть разными;
4. толерантность, плюрализм — принятие
множественности мнений, убеждений,
верований и уважительное отношение к ним;
13.
5. согласие — выстраиваниеполитических отношений на стремлении
к достижению консенсуса, а не на
насилии;
6. конституционализм — признание
верховенства закона (в частности,
Конституции как основного закона
государства), а также основополагающего
значения принципов демократии,
парламентаризма;
14.
7. рационализм — вера в способностьчеловеческого разума правильно
осмыслить и переустроить общественную
жизнь; разум — первичен, чувства и
эмоции — вторичны;
8. антиэтатизм — разграничение сфер
деятельности государства и гражданского
общества, невмешательство государства в
общественную жизнь;
15.
9. свобода рынка и конкуренции —признание оптимальным регулятором
экономических отношений свободного
рынка товаров, труда, услуг, капиталов;
10. свобода совести — право граждан
исповедовать любую религию,
формулировать свои нравственные
обязанности и пр.
16.
Ключевым принципомлиберализма
является индивидуализм,
главной ценностью — свобода.
17.
Эти идеи проецируются наразличные сферы жизни —
политическую, социальную,
экономическую и т.д.
18.
В политической сфереони воплощаются
через признание человека,
который индивидуально
свободен и обладает
достоинством,
эпицентром общественнополитической жизни.
19.
В социальной — через признаниеабсолютной ценности человеческой
личности, равенства всех людей,
неотчуждаемости (неотъемлемости)
естественных прав и свобод личности
и их приоритета перед правами и
интересами общества и государства.
20.
В экономической — через пропагандуидей свободного рынка,
ничем не ограниченной конкуренции,
предпринимательства.
В юридической сфере — через
провозглашение правового равенства
граждан и верховенства законов.
21.
Либерализм впервые в историиполитической мысли
- наделил личность фундаментальными,
неотъемлемыми правами и утвердил ее в
качестве главного элемента политической
системы,
- отделил индивида от общества и государства,
ограничил конституционно и
институционально сферу действия и
полномочия государства в его взаимодействии с
гражданским обществом и личностью.
22.
Неолиберализм23.
Поскольку эффективность идеологииопределяется по ее способности
адекватно и оперативно реагировать
на происходящие в обществе изменения,
то любая идеология,
претендующая на востребованность
общества, не может быть
застывшей и неизменной.
24.
Кроме того, реальная жизнь,политическая практика
позволяют обнаружить в идеологиях
некоторые противоречия,
которые необходимо устранять.
25.
Так, в идеологии либерализма политологиотмечают такие несоответствия
(противоречия), как:
1) ограничение вмешательства государства
в частную жизнь граждан и одновременно
необходимость поддержания
общественного порядка;
2) сложность совмещения демократии и
индивидуальной свободы,
индивидуальных свобод и общественной
морали, патриотизма и универсальных
(общечеловеческих) ценностей и т.д.
26.
Эти факторы обусловилиэволюцию традиционного
(классического) либерализма
и формирование
в середине XX века
нового направления —
неолиберализма.
27.
Многие исследователив качестве начальной точки
возникновения неолиберализма
называют 20-30 гг. XX века
и связывают утверждение новых идей
в либеральной идеологии
с учением английского экономиста
Д.М. Кейнса (1883—1946)
и «новым курсом» Ф.Д. Рузвельта
(1882—1945).
Почему называются именно эти имена?
28.
Дело в том, что когда в мире разразилсямировой экономический кризис 1920-30-х гг.
(Великая депрессия)
Кейнс отверг основополагающий и до этого
неоспоримый принцип классической
либеральной традиции «Laisez Faire» — принцип
невмешательства, обращенный к государству
(«Не вмешивайся»!).
Одним из первых он заявил, что
для выхода из депрессии необходимо
целенаправленное и энергичное вмешательство
государства, которое должно прийти на помощь
рыночным механизмам.
29.
А 32-й президент США ФранклинД. Рузвельт, который возглавлял США во
время мирового экономического кризиса,
с целью выхода из этого масштабного
бедствия с начала 1930-х гг.
провозгласил систему мер оздоровления
экономики — так называемый
«новый курс», заключавшийся в активном
регулировании государством экономических
процессов вопреки идеям классического
либерализма.
30.
Поскольку «новый либерализм»стремился адаптировать традиционные
ценности либерализма
к экономическим и политическим реалиям
второй половины XX века с учетом
происходящих в обществе изменений,
то некоторые принципы «классического
либерализма» были скорректированы,
дополнены новыми идеями.
31.
Неолиберализм попытался соединитьбазовые ценности либерализма
(права и свободы граждан)
с принципом сильного правового
государства —
гаранта соблюдения прав и законов и
поддержания общественного порядка.
32.
Кроме того, неолиберализм попробовалсовместить принципы индивидуальной
свободы, рыночной конкуренции и
неприкосновенности частной
собственности
с признанием ответственности общества
за экономическое благополучие граждан
(защита наименее социально обеспеченных
слоев населения и др.).
33.
Неолиберализмпризнал ограниченными
возможности рынка
как единственного регулятора
экономических и общественных
отношений.
34.
Он по-новому осозналобщественно-политическую, социальную и
экономическую роль государства
и выступил за увеличение его регулирующей
функции в обществе, расширение
государственного вмешательства
как в общественно-политическую
(поддержка плюралистических форм
организации и осуществления государственной
власти, демократизации процедуры принятия
управленческих решений и др.),
так и в экономическую жизнь
(через налоги, государственную собственность,
бюджет, планирование и т.д.).
35.
Таким образом, и сегодняиндивидуализм, рационализм, антиэтатизм,
плюрализм
остаются наиболее характерными чертами
либеральной идеологии.
Однако неолиберализм
более терпимо относится к государственному
вмешательству, акцентирует внимание на
проблемах равенства и справедливости,
на значении этических требований
к политическому поведению граждан.
36.
Постлиберализм37.
Новейшие тенденциизападной политической мысли
связаны с очередным
переосмыслением идей либерализма.
38.
Причем критика либерализмавозникла внутри самого
этого идеологического течения,
питается его противоречиями и направлена
на решение проблем,
либо порожденных либеральной политической
практикой, либо оставшихся неразрешимыми
со времени, предшествовавшего политическому
воплощению либерализма.
Эта критическая тенденция
получила название «постлиберальной».
39.
Наиболее ярким представителемпостлиберального мышления
является британский социолог и
социальный теоретик
Джон Грей (род. 1948),
профессор Лондонской
школы экономики.
40.
Свои идеи он изложил в труде«Поминки по просвещению»,
в котором
решительно отвергает либерализм
в связи с невозможностью
применения классического
либерализма к социальнополитическим реалиям
пост-биполярного мира.
41.
Дж. Грей считает, чтодемонтаж биполярной системы
с распадом СССР не расчистил путь
к установлению либеральной модели
в глобальном масштабе,
а спровоцировал
системный кризис самого либерализма.
42.
Он называет либерализм«полным банкротом».
Он отвергает фундаментальные
принципы либерализма
(универсальные права человека,
примат индивидуального выбора,
безальтернативность свободного рынка,
равенство возможностей, толерантность)
в их претензии на всеобщую применимость
(универсальность).
43.
Он отвергает статус либерализмакак политической истины
для всех народов,
либеральные политические институты —
в качестве ориентира
для развития стран и народов.
44.
Что же позволяет Грею настаиватьна крахе либерализма?
Он считает, что весомым
контраргументом в отношении
либерализма является сама
историческая действительность,
с которой мы столкнулись по итогам
падения биполярного мира.
45.
Эта действительность разрушает надеждына преодоление национальных,
религиозных, культурных и других
различий, на их постепенное
выравнивание или маргинализацию.
В политической жизни общества
преобладают этнические,
националистические и
фундаменталистские силы, и это наводит
на мысль об ошибочности идеологии
либерализма, — считает Дж. Грей.
46.
Тем не менее, он уверен, чтонужно разделить либерализм как
конкретную политическую практику,
имеющую локальный успех,
исторически составившую важнейший
компонент цивилизационной
идентичности Европы и Америки, и
либерализм как претензию
на универсальность и политическую
истину для всех народов.
47.
Дж. Грей отмечает, чтопредрасположенность
к культурным различиям —
изначальное свойство,
присущее человечеству.
48.
Но какая же политическая формаможет быть признана
наиболее приемлемой и адекватной
реалиям сегодняшнего дня?
С точки зрения Дж. Грея, такой
универсальной формы не существует.
49.
Единственный и самый общий принцип,на который может быть ориентирован
политический процесс в контексте
культурного плюрализма, — это
обеспечение мирного сосуществования
автономных культурных образований,
различных культурных традиций.
50.
Как этого достичь?Через правовое признание различных
(составных) сообществ и их разной юрисдикции,
что позволит приверженцам различных
культурных традиций обеспечить их отражение
в правовых порядках, которым они должны
подчиняться, не прибегая к сепаратистским
действиям, неизбежным там,
где единое государственное образование
устанавливает унифицированный
правопорядок.
51.
Таким образом,в рамках постлиберальной тенденции
все больше утверждается
установка на многополярность,
являющуюся базовым компонентом
современного мира.
52.
По мнению идеологапостлиберализма Дж. Грея,
на смену
универсалистскому либерализму
приходит либерализм «агональный»,
который допускает наличие
конкурирующих, но при этом
равноправных общественных
проектов.
53.
Роль либеральной идеологиив общественной жизни
Именно это идеологическое течение
способствовало выработке и утверждению
универсальных, общечеловеческих ценностей
(свобода, равенство перед законом и др.),
которые обусловили коренное изменение в
массовых политических воззрениях во многих
странах мира, легли в основу многих
национальных идеологий.
54.
Консерватизм инеоконсерватизм
55.
Если в либерализмеглавной ценностью является свобода,
то в консерватизме
(от лат. conserve — сохраняю, охраняю) —
сохранение и поддержание исторически
сложившихся форм государственной и
общественной жизни,
традиционного социального порядка,
ценностных устоев, воплощенных в семье,
нации, религии, собственности.
56.
Консерватизм зародилсяв конце XVIII — начале XIX вв.
как реакция на события Великой
Французской революции (1789—1799),
на провозглашенные ею идеи свободы,
равенства, братства и попытки
радикального переустройства жизни
общества, следствием которых стала
трансформация социальной и
политических систем Франции,
уничтожение монархии.
57.
Многие люди в разных странахвосторженно приветствовали
революцию и ее идеи,
они видели в ней начало новой эры
в истории человечества.
Но не все разделяли такое мнение.
Были и те, кого потрясли революционные
события и сопровождавшее их насилие.
58.
В их числе — английский мыслительЭ. Берк (1729— 1797),
французские общественные деятели
Ж. де Местер (1753—1821)
и Л. де Бональд (1754—1840),
которые в своих работах изложили
комплекс идей и принципов, ставших
впоследствии основой политической
идеологии и практики консерватизма.
59.
Эти мыслители,признанные теоретиками консерватизма,
считали противоестественным
радикальное переустройство общества и
отдавали предпочтение
идеям преемственности
(необходимости сохранения традиционного
уклада политической жизни, связанного
с монархическим правлением).
60.
Французский писательШатобриан (1768—1848)
в 1818 году стал издавать газету
«Консерватор», в которой излагались
взгляды Э. Берка и Ж. де Местра.
Считается, что именно он впервые и
употребил термин «консерватор».
61.
Основные идеи и принципыконсерватизма
1. традиционность — уважительное и
бережное отношение к обычаям,
традициям, прошлому как к основе
единства поколений и стабильности в
обществе;
2. нравственный абсолютизм — признание
нравственных идеалов и ценностей
неизменными и не зависящими от воли
человека;
62.
3. отрицание неизбежности социальногопрогресса — признание незыблемости
сложившегося естественным образом порядка
вещей и институтов, лежащих в основе
стабильного социального порядка, — семьи,
религии, морали и частной собственности;
4. приоритет преемственности перед
нововведениями — допущение только
постепенного, эволюционного и
ненасильственного изменения уклада
общественной жизни и политического
устройства;
63.
5. порядок — общество можетсуществовать только в том случае,
если государство установит в нем
закон и порядок;
6. патернализм — государство
(подобно отцу семейства) должно
опекать индивида и контролировать
его;
64.
7. приоритет государства над личностью —государственные ценности ставятся выше
индивидуальных интересов;
8. иерархичность, отрицательное
отношение к идее равенства —
консерватизм не приемлет социального
равенства исходя из естественной
иерархии, элитарного характера
управления;
65.
9. пессимизм в оценке человеческой природы,скептицизм в отношении человеческого разума
— признание ограниченности возможностей
человеческого разума и познания общества в
силу несовершенства человеческой природы;
отрицание субъективной воли в регулировании
общественной жизни;
10. ограничение вмешательства государства в
регуляцию общественных отношений, замещение
его в этой функции такими факторами, как
религия, мораль, традиция, способными к более
полному отражению социального многообразия;
отрицание договорной теории происхождения
государства.
66.
Центральными в идеологииконсерватизма выступают
идеи сильного государства,
подчинения личности
обществу и государству,
иерархичность общества и
элитарный характер управления.
67.
Базовыми ценностямиконсерватизма являются
порядок, стабильность и
традиционализм.
68.
Свобода человека определяетсяего обязанностями перед
обществом, государством,
возможностью приспособиться
к его требованиям.
69.
Принципы индивидуализма,равенства, рационализма
отвергаются консерваторами
как антиценности, способные
разрушить целостность
человеческого сообщества.
70.
Принципы частнойсобственности, рынка и
свободного предпринимательства
консерваторы считают
естественным результатом
развития общества.
71.
Политический порядокопирается
на постепенный реформизм и
поиск компромисса,
который является гарантией
сохранения порядка и
установления социальной
гармонии.
72.
Политические проблемыконсерваторы рассматривали
под углом религии и морали;
преобразования связывали
с духовным преображением человека,
его способностью поддерживать
ценности семьи, церкви и
нравственности.
73.
Неоконсерватизм74.
Как и либералы,консерваторы на определенном этапе
столкнулись с необходимостью
пересмотра ряда положений
своей идеологии.
К этому их подтолкнули
социально-политические и
экономические изменения в мире
во второй половине 1970-х гг.
75.
На формирование нового направленияидеологической мысли — неоконсерватизма
— сильное влияние оказали либеральные
ценности.
В числе сторонников неоконсерватизма можно
назвать австрийского экономиста и философа
Ф. Хайека (1899—1992), испанского философа и
социолога Хосе Ортега-и-Гассета (1883—1955),
известных политиков
Р. Рейгана (1911—2004), М. Тэтчер (1925—2013),
Ж. Ширака (род. 1932) и многих других.
76.
Неоконсерватизм попытался увязатьновые для себя, а по сути —
базовые либеральные ценности
(защита прав и свобод, свобода
предпринимательства и рыночных
отношений, правовое государство,
парламентаризм, политический и
идеологический плюрализм и др.),
которые он вобрал в себя,
с традиционными
(семья, религия, патриотизм).
77.
Как считают эксперты,такой ассимиляции либеральных
идей в рамках неоконсерватизма
способствовало то, что
на протяжении длительного времени
консерваторы и либералы
вынужденно держали «единый
фронт» против идеологии социализма.
78.
В то же время неоконсерватизмвыступил против
чрезмерной толерантности
современного либерализма,
усматривая опасность
в мультикультурализме и
неконтролируемой иммиграции.
79.
Неоконсерватизм сохранил твердуюприверженность следующим принципам:
1. уважение к сильному государству,
которое выступает гарантом обеспечения
законности и порядка, целостности
общества;
2. уважение к ценностям семьи, религии,
морали, частной собственности, которые
являются неприкосновенными и
незыблемыми;
80.
3. отрицание экономического исоциального равенства людей
(равенство возможностей,
но не равенство результатов.);
4. признание строгой иерархии
общества, определяющей место
человека в соответствии с его
статутом;
81.
5. признание необходимости ограничениявмешательства государства в экономику и
одновременно усиления его влияния в
политической сфере, в деле поддержания
законности, порядка и моральных устоев;
6. требование взаимного доверия и
взаимопомощи граждан и государства для
поддержания социального порядка.
82.
Таким образом,неоконсерваторы по-прежнему отдают
предпочтение сильной власти и
сильному государству,
способному стоять на страже
частной собственности,
прав и свобод человека,
однако они признают необходимость
его вмешательства в управление
обществом, ограничивая
его конституционными и
моральными нормами.
83.
Преодолев присущее им изначальнонедоверие к демократии,
неоконсерваторы стали сторонниками
элитарной демократии, считая возможным
сочетание демократического
политического устройства с элитарным
политическим руководством,
с возможностью формировать
профессиональную политическую элиту и
выдвигать к власти достойных людей,
выходцев из различных социальных групп
(меритократия).
84.
Меритократия (от лат. meritus — достойный идр.-греч. κράτος — власть, правление) —
«власть достойных», формирование правящего
класса по принципу компетентности
(знаниям, способностям, интеллекту)
независимо от социального происхождения и
финансового достатка; термин впервые
употребил английский социолог М. Янг
(1915—2002) в антиутопии
«Возвышение меритократии, 1870-2033» (1958)
по аналогии и в противоположность понятиям
«аристократия» и «демократия»).
85.
Неоконсерваторы признаютбедность и несправедливость злом и
считают необходимым создание в обществе
системы социального самообеспечения и
проведение осторожных и ограниченных
социальных реформ.
При этом индивид может опираться
не только на свои собственные силы,
но и на солидарную поддержку сограждан.
86.
Таким образом, важнейшимидля неоконсерваторов являются:
1) духовные приоритеты семьи и религии
(прочная семья, высокая нравственность,
культура, духовность);
2) принципы социальной стабильности,
моральной взаимоответственности и
взаимопомощи гражданина и государства;
3) идеи крепкого государственного
порядка, уважения права.
87.
Сохраняя внешнюю приверженностьрыночному хозяйствованию,
привилегированности отдельных
страт и слоев,
они ориентируются на сохранение в
обществе универсальных нравственных
законов, без которых невозможно
экономическое и техническое развитие
общества.
88.
При этом основная ответственностьза сохранение этих нравственных начал
ложится на самого индивида,
который должен рассчитывать
на собственные силы и локальную
солидарность семьи, ближнего окружения,
что позволит поддерживать в индивиде
жизнестойкость, инициативу и
одновременно препятствовать
превращению государства
в «дойную корову».
89.
Государство же берет на себя заботыо сохранении целостности общества,
обеспечении законности и правопорядка,
развитии институтов гражданского общества,
сохранении сбалансированных отношений
природы и человека.
Очевидно, что наиболее предпочтительным
вариантом политического модели, способной
реализовать такие взаимоотношения государства
и гражданина, является демократия.
Однако неоконсерваторы с недоверием относятся
к чрезмерной демократии и настаивают
на усилении управления обществом.
90.
Роль консервативной идеологиив общественной жизни
Многие ученые считают консерватизм
идеологией, не имеющей идеала
общественного устройства
и лишь выступающей в защиту наличных,
проверенных опытом и временем,
устоявшихся образцов, способов жизни,
ценностей, признаваемых всеобщими и
универсальными.
91.
Однако невозможно отрицатьнесомненные положительные черты
и позитивное социальное значение
консерватизма, позволяющего обеспечить
стабильность общества и его
эволюционное развитие.
92.
Консервативная идеология,изначально возникшая как антипод
либерализма, востребована обществом и
продолжает удерживать в политической
жизни общества крепкие позиции.
При этом в соответствии со своими
собственными постулатами она
постепенно эволюционирует, откликаясь
на происходящие в обществе изменения.