9.65M

Шепард Фейри - мастер трафаретной печати

1.

Шепард Фейри - мастер
трафаретной печати
Курганевич Ю.В.

2.

Шепард Фейри
Шепард Фейри - американский современный художник,
активист и основатель компании «OBEY Clothing»,
родился 15 февраля 1970 в Чарлстоне, городе штата
Южная Каролина в США. Там же и вырос, где с детства,
по его словам, увлекался рисованием, раскрашиванием
и конструированием. Учителя средней и старшей школы
Фэйри поощряли его заниматься искусством, и он
провел два лета в Школе искусств Северной Каролины.
Фейри рассчитывал поступить там в колледж, но был
исключен из летней программы за нарушение правил,
но это дало возможность провести последний год в
качестве пансионера в новой художественной школе в
Калифорнии, Idyllwild Arts Academy, которая приняла его
на основании портфолио его работ. Сейчас это одна из
трех
лучших
школ-пансионов
США,
специализирующихся на образовании в области
искусства.

3.

Шепард Фейри
Из Idyllwild Фейри поступил в Школу дизайна РодАйленда (RISD) в Провиденсе, где среди его учителей
были иллюстраторы Крис Ван Оллсбург и Дэвид
Маколей, чьи книги он читал в детстве. Этот город оказал
на художника большое культурное влияние благодаря
своему культурному разнообразию и космополитичности,
утонченным и умным обществом.
Именно в RISD Фейри впервые серьезно занялся
историей искусств, где обратил внимание на наскальные
рисунки Ласко, религиозную иконографию и портретную
живопись эпохи Возрождения, которые произвели на него
впечатление. Но больше всего Фейри взволновало
современное искусство и то, как оно буквально говорило
со
зрителем.
Ему
нравилось,
что
картины
импрессионистов,
которые
были
такими
революционными в свое время, теперь висели в
кабинетах врачей в качестве плакатов.

4.

У Андре Великана есть толпа

5.

6.

7.

В 1990-е Шепард Фейри создавал и другие
работы,
применяя
простую
технику
шелкографии. Его искусство поднимало тему
политики, войны, социальных и экологических
проблем. Сам он называл свои постеры
пропагандой. И действительно, в плакатах
было
заметно
влияние
русского
конструктивизма и поп-арта: прямые линии,
четкие шрифты, несколько основных цветов,
известные медийные образы. Почти в каждом
постере появлялись фирменные отсылки
к примелькавшемуся Гиганту: упрощенное
лицо, надписи «Giant» и «Obey». Например,
в 1995 году он изобразил Гиганта в стиле
Энди Уорхола и подписал картину: «Андре
Уорхол».

8.

В 2010-х годах Шепард Фейри продолжал
активно сотрудничать с крупными музеями,
галереями, корпорациями. Еще в 2000-е годы
он
успешно
занимался
коммерческим
дизайном: основал собственную линию одежды
с маркой Obey, сотрудничал с adidas и Levi’s,
с группами The Black Eyed Peas и Smashing
Pumpkins. Один из последних его проектов
с брендами — дизайн лимитированной серии
часов Hublot Big Bang Meca-10 Shepard Fairey.
Популярность и заработанные деньги Фейри
использует для продвижения своих идеалов.
Он
транслирует
идеи
о
равноправии,
пацифизме, о важности проблем экологии.

9.

На стиль и подачу Фейри повлияло многое увиденное и
услышанное им. Он был увлечен музыкой, особенно панком и хипхопом - эти жанры способствовали зарождению панк-эстетики
Фейри, которому понравилась идея трения между культурными
изменениями и технологической эволюцией, порождающей
искусство, и то, как они были повторно смешаны в работах Марселя
Дюшана, с которым его в последствии будут сравнивать критики.
В Лос-Анджелесе на творчество Шепарда Фейри оказала влияние
выставка в Музее современного искусства Лос-Анджелеса (MOCA)
“Поп-музыка с ручной росписью: американское искусство
переходного периода 1955-1962”, на которой были представлены
работы Джима Дайна, Джаспера Джонса, Роя Лихтенштейна,
Клааса Ольденбурга, Роберта Раушенберга, Ларри Риверса,
Джеймса Розенквиста, Эдварда Раша и Энди Уорхола — всех
художников, которые привели веские аргументы в пользу искусства,
которое непостижимым образом смешало артефакты популярной
культуры. Это событие, определило направление, в котором
дальше стала развиваться работа Фейри.

10.

В поле его зрения попал не только русский авангард,
но и китайская пропаганда, кубинское искусство
и даже логотип гестапо. В 2007 году художник Марк
Валлен в разгромной статье назвал искусство
Шепарда Фейри плагиатом, а куратор Джош Макфи
добавлял, что подозревает, что Фейри много лет
прибегал к книге «Prop Art» Гэри Янкера, сборник
из 1000 политических плакатов, саркастически
отмечая, что художник использовал, каждое второе
изображение из этой книги в своих работах.
Некоторые критики выступали в защиту Фейри,
утверждая, что многие мировые шедевры опирались
на чужое искусство . В любом случае образы
в творчестве Шепарда Фейри — это зачастую
переработанные
чужие
фотографии,
рисунки
и картины, к которым он добавляет разные символы.

11.

12.

В то же время Фейри совершенствовал стиль
портретной живописи, которая всего работах часто
носила политический характер. Одна из известнейших
работ художника, Плакат Обамы “Надежда”, который
Фейри сделал независимо от кампании Обамы,
впоследствии
стал
классикой
политического
имиджмейкинга.
В
2008
году
Фейри
создал
действительно сильный политический символ предвыборный портрет Барака Обамы с подписью
«Hope» («Надежда»), используя цвета американского
флага: синий, красный и белый. У цветового решения
есть еще одна трактовка: в США синий считается
цветом
демократов,
а
красный
ассоциируется
с республиканцами. В знаменитой речи 2004 года
будущий президент заявил, что «специалисты любят
разделять Америку на синие и красные штаты», но «нет
либеральной Америки и консервативной Америки —
есть Соединенные Штаты Америки». В плакате контур
создан именно объединением красного и синего цветов.
English     Русский Правила