Похожие презентации:
Ткацкие переплетения
1. ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ
2. Все ткацкие переплетения подразделяются на четыре класса:
1) простые (гладкие) переплетения, придающиеткани гладкую однородную поверхность;
2) мелкоузорчатые переплетения с узорами из
мелких фигур, образованных видоизменением,
усложнением и комбинированием гладкого
переплетения;
3) сложные переплетения, образующиеся из
нескольких систем основных и уточных нитей;
4) крупноузорчатые переплетения, образующие
на ткани разнообразные крупные узоры; в
простых
крупноузорчатых
переплетениях
рисунки создаются одной основой и одним
утком, в сложных - несколькими системами
основных и уточных нитей.
3. Классификация ткацких переплетений
4.
Графическое изображение переплетения нитейткани называется рисунком переплетения.
Зарисовка ведется на клетчатой бумаге, на
которой каждый вертикальный ряд клеток
соответствует основной нити,
горизонтальный— уточной. Каждая клетка
представляет собой пересечение основной нити
с уточной. Если в этом пересечении сверху
лежит основа, т. е. основное перекрытие,
клетку закрашивают, при уточном перекрытии
клетку оставляют незакрашенной
5. Графическое изображение переплетения нитей ткани
6.
Для образования рисунков требуетсяразличное количество основных и
уточных
нитей.
Число
нитей,
образующих
законченный
рисунок
переплетения, называется раппортом
переплетения R. Различают раппорт по
основе
Ro,
определяемый
числом
образующих его основных нитей, и
раппорт по утку R0, определяемый
числом уточных нитей.
7. Простые (главные) переплетения
Отличительной особенностью всехпростых
переплетений
является
следующее:
1) раппорт по основе всегда равен
раппорту по утку;
2) каждая основная нить переплетается
с каждой уточной нитью в раппорте
только
один
раз.
8.
9.
Полотняноепереплетение
является
самым
распространенным.
Им
вырабатываются
хлопчатобумажные
ткани: ситцы, бязи, бельевые и многие
платьевые
ткани,
большая
часть
льняных тканей (полотно, парусина,
бортовка), а также многие ткани из
натурального шелка и химических
волокон. Реже полотняное переплетение
используется для шерстяных тканей.
10.
11.
Чемменьше
раппорт
саржевого
переплетения, тем чаще связи, больше
слитность ткани и жестче ее структура.
При выработке плотных тканей обычно
применяют саржевые переплетения с
большим раппортом, образующим более
крупный
рубчик.
С
увеличением
раппорта
саржевого
переплетения
прочность
ткани
уменьшается.
12.
13.
Атласное переплетение придает тканигладкую
блестящую
поверхность
благодаря редким изгибам основных и
уточных
нитей.
Лицевая
сторона
атласного переплетения состоит из
настилов основных нитей. Каждая
основная нить только один раз в
раппорте проходит под уточной нитью.
14.
15.
В сатине (уточном атласе), наоборот,лицевая сторона ткани образуется из
уточных нитей, которые только по
одному разу в раппорте на изнанке ткани
проходят под основной нитью.
16.
Сатиновымпереплетением
вырабатывают
большую группу хлопчатобумажных тканей,
называемых сатином.
В
шелковой
промышленности
большое
распространение имеет атлас. В этом случае на
ткацком станке ткани обычно вырабатывают
лицевой стороной вниз.
Для шерстяных гребенных тканей, поверхность
которых должна быть матовой, атласное
переплетение применяется очень редко; иногда
вырабатывают
сатиновым
переплетением
шерстяные суконные ткани, подвергающиеся
сильной
валке
и
ворсовке.
17. Мелкоузорчатые ткацкие переплетения
Переплетения, относящиеся к классумелкоузорчатых, подразделяют на два
подкласса: производные гладкого класса
и комбинированные переплетения.
18.
К производным простых переплетенийотносятся переплетения, получаемые
видоизменением
и
усложнением
полотняного, саржевого и атласного
переплетений. В большинстве случаев
производные переплетения сохраняют
признаки,
характерные
для
переплетений,
из
которых
они
образованы, но их раппорт по основе не
всегда равен раппорту по утку. К
производным полотняного переплетения
относятся репс и рогожка.
19. Репсовые переплетения
образуютсяпутем усиления (удлинения) основных
или уточных перекрытий полотняного
переплетения. При этом несколько нитей
основы или утка переплетаются как
одна нить, в результате чего раппорт
рисунка увеличивается по усиливаемой
системе. Различают репс основной и
уточный.
20. репс основной или поперечный
21. В основном репсе
основные нити могут перекрывать две,три и более уточных нитей, создавая на
ткани поперечный рубчик. Поверхность
ткани в этом случае образуется из
настилов основных нитей, уток же
остается внутри и не виден ни с лицевой,
ни с изнаночной стороны.
22. репс уточный или продольный
23. В уточном репсе
уточные нити перекрывают несколькоосновных, рубчик при этом получается
продольным.
В
зависимости
от
количества
перекрываемых
нитей
ширина рубчика может меняться.
24.
В тканях репсового переплетениясистема нитей, образующая длинные
перекрытия, создающие застил, должна
быть
из
более
тонких,
легко
изгибающихся
нитей
и
иметь
повышенную плотность с тем, чтобы
полностью
закрывать
нити
противоположной
системы,
более
толстые, редко расположенные.
25. рогожка
26. Рогожка
представляет собой двойное или тройноеполотняное
переплетение,
образованное
усилением
(удлинением)
перекрытий
одновременно по основе и по утку (рис. 1-10, в).
Для получения шашек правильной формы
необходимо, чтобы ткань по основе и утку имела
одинаковую плотность и нити были одинаковой
толщины. При одинаковом направлении крутки
по основе и утку шашки выделяются рельефнее.
Благодаря более длинным перекрытиям ткань
может быть выработана с большой плотностью,
сохраняя мягкость.
27. Производные саржевого переплетения
более разнообразны. К ним относитсясаржа усиленная, сложная, ломаная,
обратная и др. Усиленная саржа
получается при увеличении длины
одиночных перекрытий саржи простого
класса. По сравнению с простой
усиленная саржа имеет более отчетливые
и широкие диагоналевые полосы. С
увеличением числа нитей раппорта
ширина полос возрастает.
28. Усиленным саржевым переплетением
вырабатываютбольшинство
хлопчатобумажных тканей одежной группы и
некоторые
платьевые
ткани.
Широкое
применение усиленная саржа имеет при
выработке
шерстяных,
костюмных
и
пальтовых тканей.
29. саржа усиленная
30. Сложная или многорубчатая саржа
образует на ткани рубчики различнойширины. Сложная саржа может иметь на
лицевой стороне ткани основной или
уточный застил.
31. саржа сложная
32. Ломаная саржа
строится на базе простой, усиленной илисложной саржи с изменением направления
диагоналей, в результате чего образуется
узор в виде зубцов. Различное отражение
света саржей, имеющей наклон диагонали
вправо и влево создает на ткани
продольные полосы.
Излом диагонали может быть по основе
или по утку через произвольное
количество нитей.
33. саржа ломаная
34. обратная саржа
Разновидность ломаной саржи представляетсобой обратная саржа, отличающаяся от нее
лишь тем, что диагонали, имеющие различное
направление, смещены относительно друг
друга на несколько нитей так, что в смежных
полосах напротив основных перекрытий
приходятся уточные нити и напротив
уточных— основные, благодаря чему полосы
выделяются с большей четкостью.
35. обратная саржа
36. Комбинированные переплетения
К комбинированным переплетениямотносятся
креповые,
рельефные,
просвечивающие, а также переплетения,
образующие на ткани продольные и
поперечные полосы, клетки и др.
Креповые
переплетения
образуют
мелкозернистую поверхность, которая
имитирует эффект, создаваемый нитями
креповой крутки в шелковых тканях.
37.
Для усиления связи между основными иуточными нитями к каждому основному
перекрытию добавляется еще одно или
несколько дополнительных перекрытий
При такой структуре уточные нити
лучше
закреплены,
что
особенно
необходимо для тканей, подвергаемых
начесу.
Усиленным
сатином
из
хлопчатобумажных
тканей
вырабатывают молескин и некоторые
хлопчатобумажные сукна.
38. Производное атласного переплетения — усиленный сатин (уточный атлас)
39. Креповые переплетения
могут быть получены на базе простыхпереплетений различными способами.
40.
Креповое переплетение образовано на базевосьмиремизного сатина путем добавления
к каждому основному перекрытию еще
четырех основных перекрытия.
41.
Креповое переплетение получено методомсовмещения переплетений. На площади
раппорта саржи 1х1/2х1 строится независимо
от него другое переплетение — сатина с
раппортом У5 = 3х, в результате чего
получается креповое переплетение.
42.
Креповыепереплетения особенно
широко
применяются
при
изготовлении
платьевых,
хлопчатобумажных, шерстяных и
шелковых тканей.
43. Вафельное переплетение
44. Вафельное переплетение
образует на ткани выпуклые, рельефныерубчики, идущие круто вверх. Базовым
переплетением
для
образования
диагонали служит сложная саржа, сдвиг
которой по вертикали равен 2 или 3.
45. Диагоналевое переплетение
46. Диагоналевое переплетение
47. Диагоналевое переплетение
может быть также образовано на базеуточного атласа путем добавления к
каждому
основному
перекрытию
дополнительных, определенным образом
расположенных,
перекрытий.
Диагоналевым
переплетением
вырабатывается
шароварная
и
мундирная
диагональ,
а
также
некоторые другие ткани.
48. Диагоналевое переплетение
образуетна
поверхности
ткани
выпуклые продольные рубчики. В
каждом
раппорте
переплетения
получаются два рубчика. На рис. 1-16, а
показан
рисунок
рубчикового
переплетения, а на рис. 1-16,6 — его
разрез
вдоль
уточных
нитей.
Рубчиковым
переплетением
вырабатывают хлопчатобумажные и
шелковые ткани под названием пике.
49. Рубчиковое переплетение (ложное пике)
а — канвовый рисунок;б — разрез вдоль уточных нитей
50. Рубчиковое переплетение (ложное пике)
вырабатываются обычно с небольшимиплотностями и представляют собой
легкую
прозрачную
ткань,
имитирующую ажурную. Применяют эти
ткани для летних платьев и летних
мужских сорочек.
51. Ткани просвечивающих переплетений
52. Ткани просвечивающих переплетений
получаютсочетанием
нескольких
различных
переплетений.
Чтобы
сочетающиеся переплетения образовывали
полосы с достаточно четким контуром,
уточные перекрытия одной полосы должны
граничить с основными перекрытиями
другой
полосы.
Часто
для
такого
переплетения берут сочетание основной и
уточной саржи, атласа и сатина.
53. Продольно- и поперечнополосатые переплетения
В зависимости от последовательности чередования переплетенияполоски могут идти вдоль или поперек ткани и иметь большую
или меньшую ширину.
54. Продольно- и поперечнополосатые переплетения
Тканисложных
переплетений
вырабатывают из нескольких систем
основных и уточных нитей, которые в
процессе формирования ткани образуют
несколько слоев, располагающихся один
над другим. К сложным относят
двойные, ворсовые и перевивочные
(ажурные) переплетения.
55. Ткани сложных переплетений
Двойные переплетения могут бытьдвухлицевые, мешковые и двухслойные.
56. Двойные переплетения
являются простейшими в группе двойныхпереплетений; для их образования требуется
одна основа и два утка или же две основы и
один уток. Наличие второй системы основных
или уточных нитей позволяет вырабатывать
ткани, имеющие на лицевой и изнаночной
сторонах различные переплетения и пряжу
различного качества и цвета.
57. Двухлицевые (полутораслойные) переплетения
58. Двухлицевое (полуторослойное) переплетение
Если ткань имеет два утка, то дляверхнего утка берется переплетение,
образующее на лицевой стороне уточный
настил, а для нижнего утка —
переплетение,
при
котором
уток
выявляется в основном на изнанке.
59.
а —с соединением полотен по краям;б — со сменой слоев по рисунку
60. Мешковые переплетения:
Приэтом
переплетения
должны
располагаться так, чтобы нижний уток
не был виден на лицевой стороне ткани,
а верхний — на изнанке. Для этого
нижний уток может располагаться
поверх основы только в местах,
закрываемых длинными перекрытиями
верхнего утка
61.
Двухлицевыепереплетения
дают
возможность увеличивать толщину и вес
материала
и
применяются
при
выработке
тканей
типа
драпа.
Мешковые переплетения образуются
двумя системами основных и двумя
системами уточных нитей. Получаются
два самостоятельных, расположенных
одно над другим, полотна. Эти полотна
соединяют только по краям или по
рисунку.
62.
Часто двухслойными переплетениямиобразуют очень толстые, тяжелые ткани,
в которых для верхнего полотна
используют более высококачественную
пряжу, а для нижнего изнаночного —
менее качественную, дешевую. Таким
образом, можно увеличить толщину и
теплозащитные свойства ткани без
значительного ее удорожания. Кроме
того, лицевая сторона и изнанка ткани
могут иметь различный рисунок
переплетения и цвет.
63.
представляет разновидность двухслойной ткани.Для его образования требуются две основы или
два утка. Лицевая сторона такой ткани имеет
полотняное переплетение. Рельефный рисунок
на ткани создается благодаря тому, что нижняя,
коренная, основа,располагаясь по контуру узора
над нитями верхнего утка, оттягивает их вниз,
образуя углубление, как у ватного стеганого
одеяла. Рисунки тканей пике могут быть очень
разнообразны.
Переплетением
пике
вырабатывают ткани для детских изделий,
покрывал и др.
64. Переплетение пике
65. Разрез ткани переплетения пике
имеют на своей поверхности ворс,образованный из разрезанных волокон
(разрезной ворс) или из нитяных петель
(петельный ворс). Ворс можно получить
при
разрезании
уточных
нитей
(уточноворсовые ткани) или основных
нитей
(основоворсовые
ткани).
Разновидностью ворсовых тканей являются
махровые ткани с петельным, чаще
двусторонним, ворсом из основных нитей.
66. Ткани ворсовых переплетений
Ткани с уточным ворсом вырабатываетхлопчатобумажная
промышленность.
Хлопчатобумажные ворсовые ткани,
называются полубархат, вельвет-корд и
вельвет
67.
Ткани с ворсом из основы вырабатываетшелковая
промышленность
на
двухполотных саморезных станках и на
станках с прутками. При образовании
двухполотного бархата две коренные
основы переплетаются каждая со своим
утком, создавая два самостоятельных
полотна. Ворсовая основа переходит из
верхнего полотна в нижнее и обратно,
связывая полотна между собой. Нож
самореза движется между полотнами,
разрезает нити ворсовой основы и
разделяет полотна на две самостоятельные
ткани.
68.
а — уточноворсовоепереплетение до и после
разрезания ворсовых
нитей;
6 — основоворсовое
переплетение, полученное
по двухполотному способу;
в — основоворсовое
переплетение до и после
разрезания ворса,
полученное по прутковому
способу.
69. Разрез ворсовых переплетений
Прутковым способом получаютоднополотные ворсовые ткани с разрезным
или петельным ворсом. При подъеме нитей
ворсовой основы в зев закладывают пруток
(рис. в). После того как петлю закрепляют
последующие прокидки коренного утка,
пруток вытаскивают. Для получения
разрезного ворса на конце прутка имеется
нож, разрезающий петли при вытаскивании
прутка.
70.
Для ворсовой основы используютискусственные и синтетические волокна,
а также шерсть. С ворсом из основы
вырабатывают такие ткани, как бархат,
плюш, искусственный мех. Бархат имеет
короткий ворс (до 2 мм), ворс у плюша
длиннее; еще более высокий ворс (10 мм
и более) имеет искусственный мех.
71.
Махровыепереплетения
образуют
на
поверхности ткани петли большей или
меньшей высоты. По сравнению с петлями
ворсовых тканей петли махровых тканей
менее равномерны и располагаются наклонно
под различными углами к поверхности ткани.
Махровые переплетения образуются без
прутков при помощи особого механизма,
регулирующего движение батана. Махровые
ткани
хорошо
впитывают
влагу
и
применяются для полотенец, купальных
халатов и др.
72.
применяют при выработке прозрачных —ажурных тканей. Для образования переплетения
необходимы две системы основных нитей —
основа стоевая Ос, ажурная, или перевивочная,
основа Оп и один уток. Стоевые нити служат
основанием,
около
которого
происходит
перевивка ажурных нитей. Перевивочные
переплетения очень разнообразны, они могут
образовывать на ткани различные узоры с
одиночной и групповой перевивкой.
73. Перевивочные переплетения
74. Перевивочное или ажурное переплетение
называются переплетения, создающие наткани
узоры
из
разнообразных
орнаментов,
фигуры
которых
образованы
сочетанием
различных
переплетений. Ткани крупноузорчатых
переплетений вырабатывают на ткацких
станках с жаккардовыми (лицевыми)
машинами,
отчего
иногда
ткани
называют жаккардовыми.
75. Крупноузорчатыми
Некоторые крупноузорчатые переплетенияимеют очень большие раппорты. Число
различно переплетающихся основных нитей в
раппорте ограничивается числом крючков
лицевой
машины
и
может
достигать
нескольких сотен нитей. В некоторых
рисунках раппорт переплетения повторяется
по ширине ткани несколько раз, но бывают
рисунки, раппорт переплетения которых
занимает всю ширину ткани. Раппорт по утку
является неограниченным и в отдельных
случаях может состоять не только из
нескольких сотен, но даже тысяч нитей.
76.
Простые крупноузорчатые переплетенияобразуются из одной основы и одного
утка.
Такими
переплетениями
вырабатывают некоторые шелковые,
хлопчатобумажные и шерстяные ткани
для женских платьев, шелковые и
полушелковые подкладочные ткани,
камчатные
полотенца,
салфетки,
скатерти
и
др.
Сложные
крупноузорчатые переплетения образуют
узор на ткани из нескольких систем
основных и уточных нитей. Различают
двухлицевые, двухслойные и ворсовые
крупноузорчатые переплетения.
77.
Крупноузорчатоепереплетение
ткани
для
платьев, мебельные и некоторые другие
декоративные ткани с разнообразными узорами.