1.49M
Категория: ИсторияИстория

Дворянские усадьбы Большой Покровской

1.

ДВОРЯНСКИЕ
УСАДЬБЫ БОЛЬШОЙ
ПОКРОВСКОЙ

2.

Вступление
■ Добро пожаловать на наши увлекательные экскурсии! Мы рады приветствовать
вас в нашем уникальном мире, где история и культура соединяются с
приключениями и открытиями. Здесь вы узнаете много интересного и
необычного о достопримечательностях, архитектуре, истории, которые делают
наш город неповторимым.

3.

Инструктаж
■ Маршрут будет пешим
■ На пути маршрута у нас будет 2 остановки
■ В конце маршрута мы сможете купить сувениры

4.

Дворянское собрание
■ Дом дворянского собрания (Дом культуры им. Свердлова) — памятник
градостроительства и архитектуры в историческом центре Нижнего Новгорода. Построен в
период классицизма в 1822—1826 годах. Автор проекта — нижегородский губернский
архитектор И.Е Ефимов
■ После издания указа о вольностях, нижегородское дворянство начало проводить съезды и
мероприятия в недостаточно удобных помещениях. Известный архитектор Михаил
Коринфский был приглашен сделать проект нового здания, однако его планы были
отвергнуты Академией художеств. В конце концов, в 1822 году был начато строительство
здания Дворянского собрания, которое несколько раз перестраивалось и было
использовано для проведения многих культурных мероприятий, включая концерты,
выставки и спектакли. По окончании революции 1917 года здание использовались для
различных целей.
■ Дом дворянского собрания является значительным памятником архитектуры русского
классицизма. Архитектурно-художественное решение основного здания, построенного в
1820-е годы, определило его расположении на пересечении двух старинных
улиц. Четырёхколонный портик ионического ордера, выступающий прямо на площадь,
изначально перекликался с почти аналогичным портиком располагавшегося напротив дома
генерала П. Б. Григорьева. Расположенная сбоку шестиколонная лоджия на высоком
белокаменном цоколе, перекликалась с колоннадой балкона дома военного губернатора.
Таким образом здание было вписано в существовавшую застройку и не разрушало
сложившийся архитектурный ансамбль данной части города[3][1].

5.

6.

Усадьба трубецких
■ Напротив этого здания находится памятник революционеру Я.Свердлову. Когда-то на
этом месте была усадьба князей Трубецких, где родился будущий декабрист Сергей
Трубецкой (в 1848 г. усадьба сгорела).
■ Сергей Петрович Трубецкой – один из ключевых участников декабристского восстания, который
так и не явился в нужный момент на площадь. Будущий революционер родился в 1790 году в
Москве, в семье знатных дворян.
■ Трубецкой был участником Отечественной войны 1812 года, а также активно ходил в
Заграничные походы, где прославился своей доблестью. Сразу после завершения военных
действий, Сергей Петрович вернулся в Россию, стал членом масонского клуба. После,
сформировал собственные тайные общества: Союз Спасения и Союз Благоденствия. Этим дело
не окончилось, он также написал вторую часть свода законов – будущую Конституцию Союза
Благоденствия.
■ Благодаря ему, при содействии Н. Муравьева и Е. Оболенского, было создано Северное общество
декабристов. Но его взгляды на будущее России отличались умеренностью – он был сторонником
конституционной монархии.
■ Но на восстание декабристов он не явился, поскольку посчитал его неготовым. Его отправили в
ссылку на Забайкалье, куда за ним отправилась и его верная супруга. Умер С. П. Трубецкой в
1860 году.

7.

8.

Доходный дом Юсуповых
■ При генеральном межевании территории Нижнего Новгорода в 1784 году угловой участок
на улице Большой Покровский при спуске к Лыкову мосту получили князья Юсуповы. В
начале 1847 года тайный советник Б. Н. Юсупов принял решение построить на этой земле
каменный двухэтажный дом со сводчатыми подвалами. Поручение о строительстве было
передано его нижегородскому доверенному — крестьянину Тихону Павлову, который
обратился к городовому архитектору Л. В. Фостикову с просьбой разработать проект здания
■ Архитектурный стиль здания — эклектика с элементами классицизма. Отличительные
черты: горизонтальные пояски, развитый карниз, арочное обрамление окон, цветовая
гамма из сочетания охры и белых деталей[5].
■ Конструкция здания бескаркасная с продольными и поперечными несущими стенами.
Перекрытия подвала сводчатые. Стены выложены из кирпича. Окна арочные с кирпичными
перемычками. Конструкция крыши вальмовая скатная с деревянными стропилами[5].
■ Князь Борис Николаевич Юсупов (1794—1849) — гофмейстер двора, осознавал
себя властелином во владениях князей Юсуповых и особо значимой личностью в
Петербурге и Москве. Друзей выбирал не по их состоянию и значимости а за
доброту и честность, сам отличался независимостью, прямотой, простотой. Он
осуждал чрезмерные траты на удовольствия и роскошь (сказалось влияние его
матери княгини Т.В. Юсуповой), а также распутнический нрав его отца, его
прижимистость на дела благотворительности.

9.

10.

Окружной суд

процессе перепланировки Нижнего Новгорода эпохи русского классицизма в конце XVIII
века на месте будущего Окружного суда был выстроен двухэтажный каменный дом вицегубернатора, обращённый фасадом в семь окон на улицу Большую Покровскую. С правой
стороны от него, был возведён деревянный одноэтажный с мезонином флигель. В начале
XIX века по проекту архитектора И. И. Межецкого главный дом был расширен в сторону
бывшей Дворянской улицы. За строениями располагался большой хозяйственный двор, а
за ним сад. В 30-х годах XIX века в доме жил военный губернатор до переезда в новое
здание, построенное в Нижегородском кремле. В 1833 году в здании произошла
историческая встреча А. С. Пушкина с губернатором М. П. Бутурлиным. К началу 1890-х
годов старые казённые здания обветшали и их разобрали с целью возведения Окружного
суда[1].
■ Главный фасад суда выполнен в стиле эклектики и органично включён в окружающую
застройку, что особенно появилось по отношению к зданию Дворянского собрания, так как
архитектор активно использовал приёмы построения эпохи русского классицизма. Декор
остальных фасадов являлся чисто утилитарным. Историк нижегородской архитектуры Ю.
Н. Бубнов отмечал, что «фасады здания окружного суда представляют собой редкий для
этого времени пример стилизации под русский классицизм». Особую живописность зданию
придавали ограда с коваными решётками, калиткой и воротами, отделявшая дворик с
садом от улицы[1].

11.

12.

Дом декабристов Белавиных
■ Дом одноэтажный с мезонином. Деревянный, оштукатуренный, стоит на каменном цоколе.
В плане прямоугольный. С северо-восточного фасада соединён переходом с домом № 40
(литер А). Выстроен в канонах русского классицизма[1].
■ Главный фасад симметричен. По центру в простенках расположены пилястры с
завершениями в виде спаренных кронштейнов, подчёркивающих главную ось. По сторонам
расположены лопатки без завершений. В центре сохранилась часть профилированного
фриза венчающего карниза[1].
■ . Василий Иванович Белавин входил в состав тайной организации декабристов, он имел
поручение создать в Н. Новгороде местную управу Союза Благоденствия. Ему как
руководителю управы был вручен один экземпляр «Зеленой книги». С.П. Трубецкой
показал на следствии, что в конце 1818 года В.И. Белавин сообщил ему о приеме в
общество 5-ти или 6-ти человек, но кого именно, он не помнит. На вопрос следственной
комиссии, как долго продолжалась деятельность Белавина, Трубецкой отвечал, что не
знает этого и «во время встречи с ним в Петербурге в 1821 году о делах тайного общества
он Белавина не спрашивал, а сам Белавин ему лично не говорил». С.П. Трубецкой
убеждал следствие, что В.И. Белавин вышел из общества.

13.

14.

Усадьба Улыбышевых
■ В 1850-х годах участок под этим домом принадлежал учителю нижегородской гимназии
Садокову и его супруге Наталье — дочери Улыбышева. В 1853 году супруги начинают
строительство нового двухэтажного дома с мезонином.
■ Когда дом был уже готов, выяснилось, что денег на его отделку и выплату казне годовой
части долга (Садоковы брали ссуду у государства) нет. Деньги внёс Улыбышев, он же
достроил особняк – двухэтажное здание с окнами арочной формы и лепниной – головами
львов по всему фасаду.
■ С 1854 года Александр Дмитриевич поселился в доме, прославив его не только на всю
Россию, но и далеко за пределами родины. Дело в том, что здесь регулярно устраивали
знаменитые концертные вечера — звучала музыка Моцарта, Гайдна, Бетховена. Улыбышев
не только сам исполнял первую скрипку в квартетах, но и приглашал исполнителей из
Москвы.
■ Сенатор М.П. Веселовский так характеризовал Александра Дмитриевича: «Во главе
нижегородской музыкальности стоял, бесспорно, Александр Дмитриевич Улыбышев… Это
был коренастый, невысокого роста мужчина, с курчавыми, с проседью волосами,
красноватым цветом лица, темными очками на глазах и голосом, внятным до того, что он
слышался среди публики в громадном зале…»
■ В доме русского критика бывали многие знаменитости, неслучайно музыкальный кружок
Улыбышева стал известен за границей.

15.

16.

ЗАВЕРШЕНИЕ
Спасибо, что были с нами сегодня. Я надеюсь,
что вы получили от экскурсии не только новые
знания, но и удовольствие. Если у вас есть
какие-то вопросы, не стесняйтесь задавать их.
Мы всегда готовы с удовольствием на них
ответить.
English     Русский Правила