1.74M
Категория: МузыкаМузыка

Неизвестный Г. Свиридов "О России петь - что стремиться в храм..."

1.

Неизвестный Г.Свиридов
"О России петь - что
стремиться в храм..."

2.

Георгий Васильевич
Свиридов
Родился 16 декабря 1915, Фатеж, Курская
губерния — умер 6 января 1998, Москва.
Русский советский композитор,
пианист, общественный деятель. Один из
основоположников и ведущих представителей стилевого направления «новая
фольклорная волна».
Народный артист СССР (1970). Герой
Социалистического Труда (1975).
Лауреат Ленинской
премии (1960), Сталинской премии
первой степени (1946),
двух Государственных премий
СССР (1968, 1980) и Государственной
премии РФ (1994).

3.

Биография
Георгий Свиридов родился в Фатеже. Его отец был
почтовым служащим, а мать — учителем. Отец,
Василий Свиридов,
сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб,
когда сыну было 4 года.
В 1924 году семья переехала в Курск, где Георгий
продолжал учиться в начальной школе. С девяти лет
учился играть на своём первом музыкальном
инструменте — рояле. Но вскоре юного Свиридова
заинтересовала балалайка. Учась подбирать на слух,
демонстрировал такой талант, что был принят в
местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по
1932 год учился в музыкальной школе (ныне Детская
школа искусств №1 им. Г. В. Свиридова) у В.
Уфимцевой и М. Крутянского. По совету последнего в
1932 году переехал в Ленинград, где занимался по
классу фортепиано у И. Браудо и по классу
композиции у М. Юдина в Центральном музыкальном
техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное
училище имени М. П. Мусоргского), который окончил
в 1936 году. С 1936 по 1941 годы учился в Ленинградской
консерватории в классе композиции П. Рязанова и Д.
Шостаковича. В 1937 году был принят в Союз
композиторов СССР.

4.

Творчество
Свои первые сочинения композитор написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл
лирических романсов на стихи А. С. Пушкина.
Пока учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941 год, экспериментировал с разными
жанрами и разными типами композиции. Написал Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939),
Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных инструментов (1940). Его стиль
значительно менялся на ранних этапах его творчества. Первые произведения были написаны в
стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков.
Позже многие сочинения
писались под влиянием его учителя Д. Шостаковича, но также,
например, в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному
языку П. Хиндемита.
Начиная с середины 1950-х годов, обрёл свой яркий самобытный стиль и старался писать
произведения, которые носили исключительно русский характер.
В 1964 году написал музыку к фильму «Метель» по прозе А. Пушкина. В том же 1964 году первым
из композиторов написал кантату на стихи Б. Пастернака «Снег идёт», в которой всего на двух
нотах нарисовал завораживающую музыкальную картину тихого снегопада за окном. Музыка
композитора долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались
грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические
мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер.
Композитор продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. Мусоргского,
обогащая его достижениями XX столетия.

5.

Награды и звания
Герой Социалистического Труда (1975) — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и
в связи с шестидесятилетием со дня рождения
Народный артист РСФСР (1963)
Народный артист СССР (1970)
Ленинская премия (1960) — за „Патетическую ораторию“ на слова В. В. Маяковского
Сталинская премия первой степени (1946) — за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1945 год
в области музыки (Произведения малых форм) — за трио для фортепиано, скрипки и виолончели
Государственная премия СССР (1968) в области литературы, искусства и архитектуры (в области музыки и
концертно-исполнительской деятельности) — за „Курские песни“ для хора и оркестра»
Государственная премия СССР (1980) в области литературы, искусства и архитектуры — за концерт для хора
«Пушкинский венок»
Государственная премия Российской Федерации (1994) в области литературы и искусства (в области музыкального
искусства) — за «Песнопения и молитвы» для большого смешанного хора
Премия Президента Российской Федерации (1997) в области литературы и искусства
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995) — за создание высокохудожественных произведений
отечественной культуры и выдающийся вклад в мировое музыкальное искусство
Четыре ордена Ленина (1965, 1971, 1975, 1985)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Орден Свободы 2-й степени (Албания, 1954)
Ордена и медали иностранных государств
Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства
Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»
Почётный гражданин Курска (1982)
Почётный гражданин Москвы (1997) — в связи с празднованием 850-летия основания города Москвы, за
выдающиеся заслуги перед городом и гражданами Москвы
Почётный доктор СПбГУП (с 1996)

6.

Сочинения
Вокальные произведения (оратории, кантаты, хоры)
6 романсов на слова А. С. Пушкина («Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая
под Ижоры») (1935)
7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938). Музыкальная комедия «Настоящий жених» (1939). 3 романса на стихи А. А. Блока (1941)
«Песни странника», вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана (1941—1942)
Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)
Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)
Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954—1955, не окончена)
Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бёрнса в переводах С. Я. Маршака (1955)
Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1957)
5 хоров для смешанного хора без сопровождения (1958)
«Слободская лирика». Семь песен на слова А. Прокофьева и М. Исаковского (1958) «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959)
«Мы не верим!» для голоса, хора и оркестра на слова В. В. Маяковского (1960)
Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи А. А. Блока (1961—1963,
исп. 1969)
«Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина (1964)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идёт» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи А. А. Блока (1965)
Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф. И. Тютчева (1965)
«Весенняя кантата» для хора и оркестра на слова Н. А. Некрасова (1972)
Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)
Кантата «Ода Ленину» на слова Р. И. Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
Отчалившая Русь. Поэма на слова С. А. Есенина, для баритона и фортепиано (1977). Гимны Родины для хора (1978)
25 хоралов для баса и фортепиано (1939—1979). «Пушкинский венок» для хора (1979)
«Ночные облака», кантата на слова А. А. Блока для смешанного хора a cappella (1979)
10 романсов на слова А. А. Блока (1972—1980). «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
«Песни безвременья», концерт для хора a cappella на слова А. А. Блока (1980—1981)
«Петербург» на слова А. А. Блока, вокальная поэма (1995)
«Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения) (1994)
Вокальный цикл «Смоленский рожок» (слова разных советских поэтов, разные годы)
Музыка к драматическим спектаклям: «Русские люди» К. М. Симонова (1942, Ленинградский театр драмы им. А. Пушкина, Новосибирск), «Отелло»
У. Шекспира (1944, там же) и др.

7.

Инструментальные произведения
7 маленьких пьес для фортепиано (1934—1935)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937)
Камерная симфония для струнного оркестра (1940)
Соната для скрипки и фортепиано (1941, черновые наброски)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1942, сохранился не полностью либо
не завершён)
Соната для фортепиано. Памяти И. И. Соллертинского (1944)
Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1944, 2-я ред. 1944—
1945)
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1945, 2-я ред. 1955)
Двенадцать пьес для фортепиано (Партита, 1946)
Семь пьес для фортепиано (Партита фа минор, 1957)
Альбом пьес для детей. Для фортепиано (1957)
Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и
струнных, 1964)
«Маленький триптих». Для симфонического оркестра (1964)
Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М.
Швейцера — тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час.
Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)
Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1974; первая
публикация 1978)
Симфония (год неизвестен; первое исполнение — 23.09.2016)

8.

23 сентября 2005 года в Курске был открыт первый памятник
композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где
Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
В родном городе композитора Фатеже 16 декабря 2005 года был
открыт мемориальный дом-музей композитора.
Общественное движение «Россия Православная»
учредило памятную медаль «Наше наследие» имени Георгия
Васильевича Свиридова для награждения за достижения в
области музыкального искусства, творческую деятельность,
направленную на поддержку и развитие отечественной культуры.
Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л. Г.
Карачкина назвала открытый 14 октября 1982 года астероид N
4075 в честь Г. В. Свиридова 4075 Sviridov. Астероид N 5093,
открытый в ту же ночь, был назван ею 5093 Svirelia в честь жены
композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер (1925—1998).
Имя «Георгий Свиридов» носит Airbus A320 Аэрофлота (б/н VPBDK).
C 2001 года в Курске раз один раз в три года проводится
Всероссийский конкурс вокальной музыки имени Г. В.
Свиридова.
C 2005 года раз в два года проводится Международный конкурс
юношеского исполнительского искусства имени Г. В. Свиридова.
В конкурсе участвуют представители возрастных категорий от 10
лет до 21 года. Номинации конкурса для солистов и ансамблей:
фортепиано, скрипка, виолончель, фортепианный дуэт,
камерный ансамбль с участием фортепиано (дуэты, трио,
квартеты, квинтеты).
В 2005 году, в Санкт-Петербурге, на территории Гуманитарного
университете профсоюзов, на аллее Почётных докторов открыт
бронзовый бюст композитора. Скульптор А. Чаркин.
На домах, где жил композитор, в Москве и Курске открыты
мемориальные доски
Национальный Свиридовский фонд и Свиридовский институт
возглавляет сын сестры композитора, кандидат искусствоведения,
заслуженный деятель искусств России Александр Сергеевич
Белоненко.
Память

9.

Тема Родины в
творчестве
Г.В.Свиридова
О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным
быть!

10.

В декабре 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения Г.В.Свиридова. Время озаряет имя
Георгия Васильевича. Мы понимаем, что его музыка созвучна нашему времени.
Итак, что же это за музыка, которая для соотечественников и для зарубежных слушателей со
временем более отчетливее олицетворяет Россию, ее историю и современность?
Темы свиридовского творчества так или иначе связаны с широко трактуемой темой Родины,
которая освещает и подчиняет себе все другие:
Россия и ее история;
природа;
обычаи;
судьба личная и народная;
искусство и его этическая роль;
а так же тема революции - грандиозного трагического перелома,;
тема поэта и его предназначения. Поэта как голоса и совести своего народа, как наиболее
совершенное и высокое выражение черт национального характера.
Нетрудно заметить, что эти темы всегда были в центре внимания русских классиков,
писателей, художников, композиторов.

11.

В 50-е годы в творчестве композитора
сложились все основные черты стиля
композитора, которые затем лишь
варьировались, по существу оставаясь
устойчивыми и неизменными. Основные
черты эволюции схематично можно
представить так: от многотемности – к
сосредоточенности на одной главной идеи;
от многожанровости – к двум любимым
жанрам: хоровому и камерно-вокальному;
от разностильности- ко все более цельному
национальному стилю. Свиридов
продолжает и развивает заветы русских
классиков, прежде всего Глинки и
кучкистов. По прошествии лет мы все
больше убеждаемся, что Г.Свиридов вслед
за ними отстаивает искусство высокой
этической пробы с его культом добра и
красоты, высокой простоты и ясности.
Обратимся к отзывам французских
музыкантов.
«Редко музыка так глубоко уходила
корнями в родную землю и национальную
культуру. Свиридов- духовный наследник
Мусоргского, и его музыка-песнь любви
вечной России.

12.

В песнях, романсах, отдельных частях крупных
хоровых сочинений Свиридов пользуется простыми
традиционными формами: двух и трехчастными,
особенно куплетными, которые, однако, творчески
развивает. Благодаря постоянной, пронизывающей
все произведение вариативности его формы
становятся сквозными, и чаще всего итогом
выступает последний раздел или куплет.
Композиция кантатно-ораториальных сочинений, а
также поэм занимают совершенно особое место в
творчестве композитора. Эта музыка новаторская,
гибкая, каждый раз иная, но имеющая прочные
народно-национальные традиции, например,
хоровая миниатюра«О, родина, счастливый и
неисходный час!» из поэмы «Отчалившая Русь» на сл.
Есенина.
Прекрасны и волнующи слова, обращенные к Родине
И. Северянина:
О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
Они выражают видение не только поэта, но и
великого нашего современника, композитора
Г.В.Свиридова, все творчество которого –
музыкальное приношение России.
English     Русский Правила