Софисты и Сократ
Как объяснить существование
Платон Обоснование идеализма
(от гр. «akra polis» — «верхний город») — городская крепость стран Древнего мира.
«Да ты чурбан, коли Афин не видывал; осел – коли, увидев, не пришел в восторг; верблюд – коли покинул их по своей воле».
Рабовладельческая демократия
Софистами (от др.-греч. σοφιστής — «умелец,  знаток, мастер») 
Софисты: старшие и младшие
Цель деятельности софистов -
софисты развили прежде всего
А.Ф. Лосев пишет:
Для этого
В центре внимания софистов находились вопросы
Платон:
Просветительская миссия софистов
Софисты
Итак
Вечная слава Афин !
Однако!
Почему?
Редукция (сведение, упрощение) Горгия система препятствий, которая не позволяет истине пробиться к человеку
Вывод!
В итоге
Релятивизм
Протагор
Вывод:
Не существует и правильного поведения
Моральный кризис
Чтобы в таком деле иметь успех, нужно было знать ряд практических приемов:
Софизм
СОКРАТ
Сократ
Лосев А.Ф.
СОКРАТ
Софисты провозгласили невозможность достижения истины
Сократ:
Почему существует множество мнений
Только тогда,
Истина -
В отличие от софистов он считал, что
Задача философии —
Майевтика
Диалектика —
По Сократу, диалектика
ИРОНИЯ
Ирония Сократ
Важнейшая заслуга Сократа в том, что
Цель философии Сократа -
Аристотель
М. Хайдеггер. Введение в метафизику
Учение о морали
для Сократа
рационалистическая линия в этике
«Женитесь обязательно; если вам попадется хорошая жена, вы будете счастливы. Если плохая – станете философом»
Корни платоновского идеализма Сократ
Завершение периода натурфилософии. Обращение к идеальному
2.90M
Категория: ФилософияФилософия

Софисты и Сократ

1. Софисты и Сократ

2. Как объяснить существование

множества философских систем (позиций)
предшествующих мыслителей
Кто же прав?
Где истина?

3. Платон Обоснование идеализма

Абдеры
Элея
Афины
Эфес
Милет

4.

Афинский Акрополь

5. (от гр. «akra polis» — «верхний город») — городская крепость стран Древнего мира.

6.

7. «Да ты чурбан, коли Афин не видывал; осел – коли, увидев, не пришел в восторг; верблюд – коли покинул их по своей воле».

8.

Статуя Афины, богини
войны и мудрости –
покровительницы
города, названного в ее
честь.

9.

10. Рабовладельческая демократия

V в. до н. э. -“золотой век” афинской
демократии, или, по имени одного из ее
вождей, “век Перикла”.

11.

Перикл –
античный
афинский
военный и
политический
лидер. Он
отстранил от
власти
аристократию и
положил начало
«золотому
веку» Афин

12. Софистами (от др.-греч. σοφιστής — «умелец,  знаток, мастер») 

Софистами (от др.-греч. σοφιστής —
«умелец, знаток, мастер»)
называли тогда философов, которые
искусству
обучали
спорить,
доказывать, выступать в суде и
народном собрании.

13. Софисты: старшие и младшие

Протагор
Горгий
Гиппий
Продик
Антифонт,
Алкидамант и
Критий

14. Цель деятельности софистов -

Цель деятельности софистов подготовка к
политической
деятельности

15. софисты развили прежде всего

искусство аргументации,
искусство побеждать противника в
споре

16. А.Ф. Лосев пишет:

«Мы не ошибемся, если скажем, что
только софисты впервые заговорили в
Греции о силе слова и построили
теорию этой силы»

17. Для этого

они обращаются
к анализу человеческого
сознания
и изучают способы
воздействия на него.

18.

т.е. осуществляется переход от
рассмотрения природы к
рассмотрению
сознания.

19.

Поэтому софисты обращаются
от математики и "физики« к
исследованию самого человека

20. В центре внимания софистов находились вопросы

права и политики,
морали,
приемы доказательств и
ораторского искусства.

21. Платон:

Софисты это "купцы", "кто скупает
знания и, переезжая из города в город,
обменивает их на деньги».
Софист- это "что-то вроде торговца
или разносчика тех припасов, которыми
питается душа»

22.

Софисты брались обучать
желающего любой
мудрости.
были учителямиуниверсалами

23. Просветительская миссия софистов

24. Софисты

«работали прежде всего для
того, чтобы сообщить
результаты науки массе,
приспособить их к ее
потребностям».
В. Виндельбандт

25. Итак

Греческая софистика, несомненно, есть
греческое Просвещение, т.к. их
историческая миссия состояла именно в
«сообщении результатов науки массе».

26.

27.

28. Вечная слава Афин !

«До афинян не было народа, у
которого научная образованность
была бы общественной силой, нет
после этих афинян народа, у
которого она перестала бы быть
таковой».
Ф. Ницше

29. Однако!

Софисты учили убедительно доказывать
свою точку зрения
независимо от того
истинна она, или нет

30. Почему?

31. Редукция (сведение, упрощение) Горгия система препятствий, которая не позволяет истине пробиться к человеку

Истина
Сознание –
активный
искажающий
фактор
Язык
Другое
сознание

32. Вывод!

Универсальной истины нет
Следовательно владеть истиной может
не только мудрец, но и каждый
отдельный человек.

33. В итоге

отрицается существование объективной
истины (релятивизм),

34. Релятивизм

направление в философии,
утверждающее относительность
знания

35. Протагор

“Мера всех вещей – человек,
существующих, что они существуют, а
несуществующих, что не существуют”.
(«какой мне кажется вещь, такова она
для меня и есть, а какой тебе, такова
она, в свою очередь, для тебя» Платон)

36.

разъяснения Платона в диалоге
"Теэтет" :

37.

… если наше знание определяется
исключительно чувственным
восприятием, а значит оно субъективно,
то объективной характеристики
предмета не существует, а только такая
характеристика имела бы значение для
всех познающих..

38. Вывод:

мнение
человека есть мера
истины

39. Не существует и правильного поведения

Можно вести себя как угодно
А как?
Как выгодно, так и
поступай

40. Моральный кризис

Если никто не знает, как жить
правильно, то каждый может поступать
так, как считает нужным

41.

софистика породила пустословие, стала
“учением” о том, как защищать или
опровергать любое положение.

42. Чтобы в таком деле иметь успех, нужно было знать ряд практических приемов:

использование тавтологий (веревка
есть вервие простое),
игра словами, которым не дано
определения, и,
применение логически порочных
рассуждений, так называемых
софизмов.

43. Софизм

ложное умозаключение,
которое, на первый взгляд,
кажется верным.

44. СОКРАТ

45. Сократ

1. Обращение к человеку и его мышлению
2. Обращение к измерению этического
3. Роль познания
Познай самого себя
Я знаю, что ничего не знаю
(Проблематизируются сами процедуры
познания, т.е. из чего само мышление
складывается)
4. Что есть Знание? Чем мы руководствуемся в
своем Знании?

46.

Пифия
произносит
предсказание
дельфийского
оракула

47.

«Мудр Софокл, мудрей Еврипид, а
мудрее всех Сократ».

48.

Сократ <…>
представляет собою фигуру,
может быть,
самую интересную
в древней философии,
а также и
всемирно-историческую
личность.
Ибо
Гегель.
«Лекции по истории
философии».
главный поворотный пункт
духа,
обращение его к самому себе,
воплотился в нём
в форме
философской мысли.

49.

философский интерес Сократа
сосредоточивается на вопросах о том,
1)что такое сознание и
2) что такое человек

50. Лосев А.Ф.

Херефонт, один из ближайших и пылких друзей Сократа, отправился в священный город Дельфы к оракулу
Аполлона и вопросил бога, есть ли на свете кто-нибудь мудрее Сократа. Ответ пифии предания толкуют по-разному.
Или пифия изрекла, что никого нет мудрее Сократа. Или же она сказала: «Софокл мудр, Еврипид мудрее, Сократ же
— мудрейший из всех людей».
Такое признание исключительной мудрости у человека, который говорил о себе: «Я знаю то, что я ничего не
знаю», — глубоко подействовало на Сократа, и он стал будто одержим идеей учить своих сограждан истинному
знанию, так как считал, что есть «одно только благо — знание, и одно только зло — невежество». Слава Сократа
превзошла популярность софистов. Те учили искусству спора ради самого спора, невзирая на истину и часто даже
нарочито противореча ей и черное делая белым. Софисты эффектно демонстрировали свою ученость, отнюдь не
отличаясь глубиной познаний, но зато они открыто восхваляли себя, как, например, Гиппий из Элиды или Фразимах,
горделиво важничали, как Протагор или Горгий, окруженные учениками и поклонниками.
Сократ тоже вечно был окружен любопытными почитателями, друзьями и учениками. Но он учил бескорыстно, сам
подавая пример скромности в житейском обиходе. В беседе он поглубже запрятывал свое знание предмета и
внешне казался ровней какому-нибудь неопытному собеседнику, заодно с которым он пускается в поиски истины.
Сократ не был спорщиком, как софист, он был диалектиком, то есть мастером выяснять суть предмета посредством
вопросов и ответов в непринужденной беседе (греч. dialegomai — беседую). Столкновение мыслей, отбрасывание
ложных путей, выбор наводящих вопросов, постепенное приближение к правильному знанию Сократ шутя называл
«повивальным искусством», духовным рождением идеи, вспоминая, наверное, ремесло своей матери, помогавшей
роженицам.
К Сократу шли те, кто глубоко и искренне пытался докопаться до правильного знания, но шли и любопытные,
привлеченные его славой. Здесь были и старые и молодые. Сократ дружил с философами-пифагорейцами, своими
однолетками Симмием и Кебетом. Надежнейшим другом был его сверстник Критон, совсем уже не философ, а
просто добрый и благородный человек. У него были друзья в разных концах Греции, в Фессалии, Фивах, Мегаре,
Элиде. Евклид из Мегары во время войны пробирался в Афины по ночам под страхом смерти, чтобы послушать
Сократа. Федон из Элиды, попавший в плен и обращенный в рабство, был выкуплен при содействии Сократа и стал
его ближайшим учеником. Иные, как Херефонт, Аполлодор, Антисфен, Аристодем или Гермоген, были
восторженными поклонниками Сократа, готовыми ради него бросить все блага жизни.

51.

Познай самого себя
(γνώσι σεαυτον)
Надпись на стене
храма Аполлона в Дельфах,
Сократ
(469-399
до н.э.)

52.

По Сократу, философия
должна заниматься не
рассмотрением природы, а
человеком

53. СОКРАТ

выступает с резкой критикой
софистики и,
в первую очередь, ее релятивистских
установок.

54. Софисты провозгласили невозможность достижения истины

целью любого интеллектуального спора в таких условиях являлось
достижение победы через демонстрацию своего превосходства в
умении «риторически убедительно аргументировать»,
а задачей педагогики в области методологии – разработка и обучение
приемам (широкого спектра – от логических и риторических до
психологических), которые позволят эффективнее добиваться этих
конкретных сугубо прагматических и эмпирически-ситуативных целей.

55. Сократ:

каждый человек может иметь своё
мнение

56. Почему существует множество мнений

и множество философских позиций
предшествующих мыслителей, что особенно
не устраивало софистов!

57.

58.

Потому что каждому удается воспроизвести
какой-то фрагмент действительности!

59.

Необходимо разоблачить претензии каждого
на обладание единственно верной картины
КАК?
Сталкивая позиции каждого в диалоге

60. Только тогда,

1-ый шаг - рассматривая предмет
(явление) со всех сторон, можно
воспроизвести полный набор его
качеств
2 шаг – выявить такое качество –
существенное качество – без которого
эта вещь существовать не сможет

61. Истина -

Истина это то, что делает предметы
такими, какими они есть на
самом деле

62. В отличие от софистов он считал, что

истина, так же, как Солнце в
небе может быть только одна.
Она едина для всех,
общеобязательна и объективна,
то есть существует вне нас и
независимо от наших желаний.

63. Задача философии —

Задача философии —
Понять, что представляет собой это
конкретное явление или предмет, то
есть прийти к постижению его
существенного качества
– сущности - истины

64.

Истину можно открыть
только используя
специальный метод

65.

Сркрат называл его
майевтикой —
повивальный метод, который помогает
родиться истине

66.

Применить его
можно только в
диалоге

67. Майевтика

Диалектика и критика
ирония

68. Диалектика —

Диалектика —
(от греч. dialektike (techne) —
искусство вести беседу, спор) —
это методика преодоления
противоречия в споре

69. По Сократу, диалектика

это искусство и правила ведения спора,
направленного на достижение объективной
истины путем выдвижения, столкновения,
противоборства различных мнений по
обсуждаемому вопросу

70. ИРОНИЯ

это скрытая насмешка над самоуверенностью
тех, кто мнит себя «многознающим».
Задавая вопросы, Сократ заводил мудреца в
тупик, и тогда
тот, понимая, что что смешон или что его
мысли не имеют
отношение к реальности, был готов сообща
искать истину.

71.

Самое
позорное невежество –
думать, что знаешь то,
чего не знаешь?
Платон.
«Апология Сократа».
Сократ
(469-399)

72.

«Я знаю, что ничего не знаю, но многие не
знают и этого»
узнать
Сократ пытался вызвать у человека
стремление к истине.

73. Ирония Сократ

сравнивал себя с
оводом,
который больно жалит спокойно
пасущуюся на лугу лошадь, не давая
ей стоять на месте, медленно тучнеть
и жиреть.

74. Важнейшая заслуга Сократа в том, что

недостаточно что-либо утверждать,
нужно доказать, опровергнув
противоположные доводы

75. Цель философии Сократа -

найти понятие.
поэтому он и оказался мудрее всех.

76. Аристотель

«две вещи можно по
справедливости приписывать
Сократу—доказательство
через наведение и общие
определения»

77. М. Хайдеггер. Введение в метафизику

Правда, обыденный рассудок полагает, что
знанием обладает тот, кто больше не
нуждается в учении, потому что он уже
выучился. Нет, знающий только тот, кто
понимает, что он должен все время учиться,
и кто на основании этого понимания постиг
прежде всего, что он всегда может учиться.
Это намного труднее, чем обладать
знаниями.

78.

Философ не предлагает
готовых ответов, он всего
лишь помогает
сориентироваться в
поисках истины

79. Учение о морали

нравственным человек может быть только
тогда, когда знает, что такое добродетель.

80.

"Никто не хочет причинять себе вреда,
поэтому всё дурное делается невольно. Ибо
дурной человек сам наносит себе вред: он не
сделал бы этого, если бы знал, что дурное
дурно. Поэтому дурной человек дурён только
по заблуждению; если вывести его из
заблуждения, то он по необходимости станет
хорошим".

81. для Сократа

знание и мораль оказываются
неразделимыми.
«Того, кто познал хорошее и
плохое, ничто уже не заставит
поступать иначе, чем велит
знание, и разум достаточно
силен, чтобы помочь человеку».

82. рационалистическая линия в этике

добродетель — это знание, дурное — это
незнание.
Основные добродетели для Сократа — это
сдержанность,
мужество,
справедливость.

83.

• Человек и сознание
как фокус
философского
интереса («Познай
самого себя»)
• Постижение истины,
как цель
человеческого
существовани
• Сократический метод:
Сократ
(469-399)
майевтика
(диалектика,критика,
ирония)
• Добродетель как
знание блага

84. «Женитесь обязательно; если вам попадется хорошая жена, вы будете счастливы. Если плохая – станете философом»

85.

Джозеф
Хеллер
Сократ и
Ксантиппа

86. Корни платоновского идеализма Сократ

Жак Луи Давид «Смерть Сократа» (1787 г.)
Корни платоновского идеализма
Сократ
Жак-Луи Давид.
Сократа».
: «»Непознанная жизнь не стоит того, чтобы «Смерть
быть прожитой».

87.

• умереть за правду и этим
содействовать тому, чтобы она
укрепилась в людях
(Эпиктет В чем наше благо. /Римские стоики. С. 215)

88.

• Но все вы помните: в дни молодости, когда я
сражался с оружием за великий город Афины,
мне не раз угрожала смерть. И никогда я не
прибегал к бесстыдству и трусости. А ведь на
войне, как в суде, так легко убежать от смерти.
Надо только бросить свое оружие и обратиться с
мольбой к преследователям. Надо только забыть
себя и согласиться делать что угодно... Нет,
избегнуть смерти не трудно, труднее избегнуть
человеческого падения. Оно настигает быстрее
смерти. И вот меня, человека старого и оттого
медлительного, легко настигла стремительная
смерть. А вот моих обвинителей, людей молодых
и проворных, настигло то, что бежит быстрее
смерти, — человеческое падение...
• Эдвард Радзинский Сократ

89. Завершение периода натурфилософии. Обращение к идеальному

Проблема понятий или проблема идей
• где существуют идеи?
• как существуют идеи?
• определимы ли идеи?
English     Русский Правила