2.28M
Категория: ИскусствоИскусство

История развития абстрактного искусства

1.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВЫ
Кишинёвский Государственный Педагогический Университет им. «Иона Крянгэ»
Центр Непрерывного Образования
Учебная программа: Изобразительное искусство
Алла Катан
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО ИСКУССТВА
Работа по дополнительной квалификации
Научный руководитель:
Лагаева Татьяна, преподаватель университета
Кишинэу, 2023г.

2.

Данное исследование имеет следующую структуру:
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.1. Что такое абстракция, этапы развития абстракционизм.
1.2. Основоположник абстрактного искусства, теория В. Кандинского и их влияние на
искусство.
1.3. Виды абстрактного искусства.
1.4. Где применяется абстрактное искусства.
ГЛАВА 2. АБСТРАКЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.
2.1. Учебно-тематический план.
2.2. Проведение анализа уроков художественного воспитания по теме ,,Абстракция как
средство эстетического развития учащихся – главный инструмент учителя”.
2.3 Технологические аспекты в выполнении абстрактной композиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
БИБЛИОГРАФИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЯ.

3.

Актуальность темы исследования
Актуальность темы исследования заключается в отсутствии
освещенности данного вопроса как в отечественном, так и в западном
искусствопознании. Тема взаимосвязи подходов этих художников не была
рассмотрена ранее с учащимися начальных классов.
Выбор данной темы был связан с повышенным интересом автора к
истории развития абстрактного искусства и методам изображения
абстракции, которые способствуют развитию у учащихся абстрактного
мышления, углублению знаний о истории развития абстрактного
искусства, сформирование умение отражать эмоции в изображении,
сформирование восприимчивость к красоте цвета и формы, развитию
способности замечать прекрасное, необычное в природе.

4.

Цели исследования
1.
Проанализировать историю развития абстрактного искусства
2.
Разработать методические рекомендации, способствующие
творческому развитию учащихся, связанное с лучшим
восприятием абстракции
3.
Изучить приемы и методы как выразительное средство
абстрактного искусства
4.
Выявить основные направления абстрактного искусства, их
особенности и область применения

5.

Задачи исследования:
выполнить обзор истории развития абстракционизма;
исследовать пути развития абстракционизма: лирическую и геометрическую
абстракции;
изучить теоретические проблемы цвета в абстрактном искусстве;
выполнить анализ изученного с учащимися.
рассмотреть видение учащихся через их творчество;
на основе выполненных анализов понять усвояемости информации учащимися.

6.

Что такое абстракция, этапы развития
абстракционизм
Абстракциони́зм (лат. abstractus —«отвлечённый»,
беспредметное искусство) — направление в
искусстве 20 века, в котором вместо изображения
реальности используется система чисто формальных
элементов, таких как линия, плоскость, цветовое
пятно и отвлечённая конфигурация. Абстрактное
искусство проявлено не только
в живописи и скульптуре, но и во всех остальных
видах искусства, в первую очередь в музыке.
Абстрактный язык в искусстве появился в древности,
о чём свидетельствуют абстрактные орнаменты на
поверхностях древнейших артефактов. До сих пор
дискуссионным остаётся вопрос, что появилось
раньше, абстрактное или реалистическое искусство.
Наиболее ярким представителем абстрактного искусства
является российский художник Василий Васильевич Кандинский
(1866-1944).

7.

Абстрактное искусство есть стремление к Абсолюту,
освобождение от догм фигуративности, изображения
окружающего. А это, по словам Кандинского, лишь
потворство материальным потребностям, и главным
становится не поиск смыслов, идей и тем, а лишь форм
выражения, что является деградирующей тенденцией. «Что»
в искусстве отпадает само собою.
Остается только вопрос, «как» этот предмет передается
самим художником. Этот вопрос становится «Credo» (Символ
веры). Искусство обездушено».
Немного разобравшись с понятием абстрактного искусства,
стоит перейти к рассмотрению его зарождения и развития.
Версий происхождения абстракционизма в современном
искусствознании достаточно много. Наиболее
аргументированной предстает версия появления
абстракционизма вследствие стилевых модификаций
предшествующих модернистских течений: импрессионизма,
фовизма, кубизма, экспрессионизма.
В 1940-х картина мира искусства снова изменилась.
Представители «старой школы» ушли из жизни, с
наступлением войны многие художники эмигрировали в
США. Начался новый этап развития абстрактного
искусства – абстрактный экспрессионизм, ставший
последним направлением модернизма.

8.

Основоположник абстрактного
искусства, теории В. Кандинского и
их влияние на искусство
Многие исследователи склонны считать именно Кандинского
основоположником абстракционизма. Вероятнее всего это связано
с тем, что абстрактные работы Кандинского начала 1910-х годов
не стали единичными экспериментами. Художник осознанно
разрабатывал философию абстрактного искусства и язык его
выражения.
Став автором первого трактата об абстрактном творчестве,
Кандинский «точнее, чем кто-либо другой из художников
определил вероятные контуры будущего развития искусства»,
более того, его произведение «О духовном в искусстве» одним из
первых обозначило вопросы символики цвета, его
психологического воздействия и звучания. Таким образом,
первые два десятилетия 20 века, благодаря Кандинскому, можно
назвать этапом становления абстрактного искусства.
Так на рубеже первых двух десятилетий века
Кандинский впервые создал абсолютно абстрактное
произведение. Параллельно с этим он оформлял свои
взгляды, идеи и размышления в виде трактата «О
духовном в искусстве», изданном в 1911 году.

9.

С самого начала параллельно Кандинскому
разрабатывал свой художественный язык Пит
Мондриан, еще одна значительная фигура в развитии
абстрактного искусства.
В конечном счете, взгляды этих двух художников
сильно отличались друг друга и привели к разделению
внутри абстракционизма на лирическую и
геометрическую абстракции. И Кандинский, и
Мондриан «рассматривают материальную
действительность как укрывающую «универсальное»,
сущностное начало» и поэтому отказываются от нее.
Далее художники идут различными путями.
В 1915 году Мондрианом все же были написаны
статьи, поясняющие его методы. Эти тексты по своей
сути стал теоретическим обоснованием
неопластицизма – направления, созданного
Мондрианом и группой «Де Стейл». Серия текстов
вышла под общим названием «Неопластицизм в
живописи».
,,Композиция с цветными плоскостями и серыми
линиями” 1918 год.

10.

Еще одним значительным художником в развитии
абстракционизма стал основатель супрематизма
Каземир Малевич.
В его наследии, как и в наследии Кандинского и
Мондриана, помимо практического подтверждения
значимости его экспериментов и поисков остались
также теоретические сочинения об искусстве,
беспредметности, к которым в последующем
обращались многие художники 20-21 веков.
Его активный творческий путь начался на рубеже
первых двух десятилетий прошлого века. Пройдя
через совместную деятельность и выставки в таких
объединениях как «Бубновый валет», «Ослиный
хвост», художник в 1913 году вступил в группу «Союз
Молодежи»,

11.

Виды абстрактного искуства
Криволинейное абстрактное искусство.
Цветное или светлое абстрактное искусство.
Геометрическая абстракция.
Эмоциональное или интуитивное абстрактное искусство.
Минималистский абстракционизм.

12.

Где применяется абстрактное искуство
Живопись не обладает абсолютным патентом на абстракцию. Она встречается повсюду в нашей
повседневной жизни. Абстрактное мышление защищает нас от переизбытка полученной
информации.
Картина.
Ковёр.
Обои.
Текстиль.
Предметы декора.
Настенная абстракция.

13.

Глава 2 Абстракция как средство эстетического развития учащихся.
Дети любого возраста с огромным удовольствием играют с
цветом, смешивают краски, высветляют их и затемняют, наносят
на лист бумаги произвольные цветовые пятна. Все это привело
меня к решению, что на занятиях по изобразительной
деятельности, нужно использовать не только обычные темы
для рисования, но и чередовать их с абстрактными. Такими,
например, как: блог занятий «Музыка и живопись», «Мои
сновидения», «Настроения и чувства» и др. Иногда на занятиях
мы с детьми выполняем коллективное упражнение, на развитие
фантазии и воображения. Мы берем лист бумаги, фломастеры и
импровизируем. Кто-то проведет линию и передает другому, а
тот, в свою очередь по своему продолжив ее - третьему и т.д.
Кто-то, что-то закрасит, другой нарисует необычный узор или
фигуру и пустит лист дальше по кругу. В результате возникает
коллективное произведение абстрактных форм и, как правило,
удивительно красивое.

14.

Учебно -тематический план.
План:
Орг. момент – 1 мин.
Вступительная беседа - 5 мин.
Формирование новых знаний–
20мин.
Практическая работа 15 –мин.
Подведение итогов – 5 мин.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Объяснение темы
3.Выполнение практической
работы.
5.Контрольно-оценочный этап
6.Рефлексия. Подведение итогов
урока.
7.Домашнее задание

15.

Проведение анализа уроков художественного воспитания по теме «Абстракция как средство
эстетического развития учащихся – главный инструмент педагога».
Выше указанные уроки, хорошо продуманны и
выполнены методически верно. Уроки прошли на
высоком профессиональном уровне, видна в системе
работа учителя. В игровой форме повторили
изученное и подвели итоги урока. При помощи
презентации были даны новые понятия, грамотно и
исчерпывающе и доступно объяснён новый материал.
Практической части урока объяснено поэтапное
выполнение работ. Практическая работа выполнялась
под музыкальное сопровождение. Выставка работ и
оценочные листы позволили оценить всех учащихся.
Рефлексия проведена грамотно и верно, цели урока
достигнуты.

16.

Технологические аспекты в выполнении абстрактных композиций.
Что необходимо знать учащимся начальных классов
для написания абстрактных рисунков? Может
показаться, что для рисования достаточно
безграничной фантазии, но это не совсем так. Изучить
теорию цвета все-таки придется. Достаточно знать
базовые понятия, принципы смешивания красок и их
сочетания: насыщенность, малонасыщенность, теплые
и холодные, основные и дополнительные,
противоположные и родственные цвета.
Посмотрите на цветовой круг. Оттенки,
расположенные друг напротив друга – это те самые
противоположные цвета. оттенков.(приложение 3)
Если обратить внимание на внешний край
цветового круга, вы увидите, что все цвета
как будто бы сгруппированы по 3: оттенки
желтого, красного, синего и зеленого. В
итоге получилось 4 группы, а цвета каждой
из них и называют родственными. ) Принцип
основных и дополнительных цветов состоит в
следующем: в процессе рисования
используют 1 основной цвет, а другие 2-3 - в
качестве дополнительных.

17.

Литература
1. Остролуцкая О.А. Коллаж как средство развития творческих способностей
студентов, обучающихся по специальности дизайнер-отделочник. ГБПОУ
Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж . 2016.
[посещение: 26.02.2023] Available from: URL: https://nsportal.ru/npospo/arkhitektura-i-stroitelstvo/library/2016/11/04/kollazh-kak-sredstvo-razvitiyatvorcheskih

18.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
Ведь самое главное для учителя - поддержать то, что заложено в ребенке самой
природой - фантазию, воображение. Данное исследование показало, что
использование методов и приемов для абстракции, целесообразно и актуально на
уроках рисования. Выполнение абстрактных рисунка с применением пятнографии,
кляксографии, ниткографии, стилизации имеет ряд преимуществ и способствуют:
1.
Повышению уровня восприимчивости к визуальному материалу
2.
Формированию умений отражать эмоции, чувства, настроение в изображении
3.
Развитие творческих способностей и повышению самооценки
4.
Арт- терапевтический эффект, связанный с проработкой подавленного
настроения.
5.
Умение свободно выражать свои мысли и чувства
6.
Развитие как личности, его абсолютного мышления, творческого воображения и
фантазии
Практические занятия с учащимися подтвердили интерес к абстракции и
целесообразность применения абстракции в учебном, художественном процессе в
средней школе.

19.

Благодарю!!!
Работу выполнила Алла
Катан.
English     Русский Правила