236.79K

Личность и семья. В.В. Набоков «Машенька». А.Н. Арбузов «Жестокие игры». Тема 5

1.

Тема 5. Личность и семья.

2.

План
• В.В.Набоков. «Машенька».
• А.Н.Арбузов. «Жестокие игры».

3.

Владимир Набоков – русский писатель, поэт,
переводчик и энтомолог, открывший
несколько новых видов бабочек. Был
талантливым преподавателем русской и
мировой литературы, перевел «Евгения
Онегина» на английский язык. До переезда в
Америку был известен под псевдонимом
Сирин.
Ему пришлось дважды доказывать свой
талант: первый раз – в эмиграции, завоевывая
своё «место под солнцем» новой русской
прозы, а второй – в Америке, стремясь
запечатлеть своё имя в истории англоязычной
литературы.

4.

В эмиграции
• Сразу после Октябрьской революции семья решила
незамедлительно переехать в Крым.
• Однако уже весной 1919 года Набоковы спешно покидают
полуостров и отправляются в далёкую Германию.
• Затем Набоков поступил в Кембриджский университет в Англии.
• В 1926 году он дописал свой первый роман «Машенька.

5.

Америка
• В Германии в 1933 году к власти пришли национал-социалисты во
главе с Адольфом Гитлером. Семья была вынуждена покинуть
Берлин и бежать в Америку.
• В 1960 году известный писатель переехал в Швейцарию. Там он
жил и работал до конца своих дней.

6.

История создания романа «Машенька»
• Роман «Машенька» был написан в 1926 г.
• Роман, как и более ранние произведения, написан под
псевдонимом Сирин.

7.

Литературное направление и жанр
• Роман посвящён жене Набокова, который женился в 1925 г.
• «Машенька» - первый роман Набокова, в котором формируются
особая набоковская проблематика, композиция, система образов,
повторяющиеся в последующих романах.

8.

Тематика, проблематика, конфликт
• Тема романа – прощание и окончательный разрыв эмигранта с
родиной, потеря надежды на возвращение в прошлое.
• Проблематика тоже связана с эмигрантской жизнью (проблема
отсутствия денег, работы, но главное – жизненной цели).
• Конфликт романа строится на контрасте исключительного - и
обыденного, обычного; подлинного, истинного – и ложного.

9.

Сюжет и композиция
• Эпиграф к роману – цитата из «Евгения Онегина» Пушкина. В
романе чётко прослеживаются пушкинские мотивы. Самый явный
из них – повторные отношения с былой возлюбленной, которая
выходит замуж не по любви.
• Название романа – это имя главной героини, но героиня – не
нынешняя Машенька, не Машенька из молодости героя, а
нынешние воспоминания о Машеньке из прошлого.

10.

• Действие настоящего в романе занимает 7 дней.
• В воскресенье Ганин знакомится с Алферовым, застряв с ним в лифте
русского пансиона в Берлине, в котором живет три месяца.
• В ночь с понедельника на вторник Ганин в показанной Алферовым на
фотографии жене узнаёт свою первую любовь.
• Со вторника по пятницу, четыре дня, которые Ганин назовёт лучшими в
своей жизни, длится роман-воспоминание героя с Машенькой.
• В ночь с пятницы на субботу, уже напоив Алферова и отправившись на
вокзал встречать Машеньку, Ганин передумывает уезжать.

11.

Ретроспекция – важнейший
композиционный приём романа.
Ретроспективная часть начинается в 3 главе. Ганин вспоминает себя
16-летним, выздоравливающим после тифа.
Точкой отсчёта для хронологии романа становится год свадьбы
Алферова и Машеньки. Они поженились в Полтаве в 1919, через
год Алферов бежал и прожил в эмиграции 4 года.
Роман Ганина и Маши начался 9 лет назад, в 1915 г.

12.

Лев Глебович Ганин- главный герой
романа.
• В его образе есть автобиографические черты Набокова.
• Алферов отмечает, что имя Ганина обязывает, оно требует
«сухости, твёрдости, оригинальности».
• Ганин жил в пансионе 3 месяца. Он приехал год назад и не
гнушался никакой работой: на фабрике, официантом, статистом в
фильме.
• В судьбе Ганина поворотным стал эпизод в кино, когда он увидел
себя самого на дальнем плане в роли статиста. Он понял, что сам
превратился в тень, статиста, его любовь к Людмиле
«механическая».

13.

• Впоследствии читатель узнаёт из откровений Ганина Подтягину,
что тот живёт по подложному польскому паспорту, имеет другую
фамилию.
• Ганин показан как молодой человек, очень изменившийся с
эмиграцией.
• Ганин в прошлом – человек действия.
• Вновь переживая старый роман, Ганин снова стал энергичным и
деятельным, но это внутренние действия.

14.

Машенька
• В портрете Машеньки нет ничего примечательного: прелестные
бойкие брови, смугловатое лицо, подёрнутое тончайшим
шелковистым пушком, подвижный картавый голос, ямочка на
открытой шее.
• Ганин вспоминает, что прошлая любовь к Машеньке не была
идеальной.

15.

Алферов
• Знакомство читателя с Алферовым начинается с запаха и звука. У
него бойкий и докучливый голос, тёплый вялый запашок не
совсем здорового мужчины.
• Затем появляется портрет: светлые редкие волосы, золотистая
бородка, что-то лубочное, слащаво-евангельское в чертах.
• Алферов – математик, который «на числах, как на качелях, всю
жизнь прокачался». Эта самохарактеристика объясняет отсутствие
в нём душевности и интуиции.

16.

Алферов – антагонист Ганина, антигерой.
• Это пошляк, так ненавидимый Набоковым в жизни и вводимый
им во все художественные произведения.
• Пошляк – посредственный конформист, который любит
производить впечатление и быть под впечатлением,
«псевдоидеалист, псевдострадалец и псевдомудрец».

17.

Людмила – «ложная» возлюбленная
Ганина.
• Её портрет дан глазами Ганина, который её почти ненавидит.
• Фальшива не только внешность девушки, искусственна вся
Людмила целиком. Она ложно чуткая, не замечает, что Ганин не
любит её.
• Трёхмесячный роман с Людмилой для Гагина – «трудный обман,
ночь без конца»

18.

Клара
• Людмиле противопоставлена её подруга Клара, соседка Ганина.
• Она влюблена в Ганина и могла бы составить его счастье, но
герою не нужны эти отношения, поэтому Клара – несостоявшаяся
возлюбленная.

19.

Подтягин – русский небезызвестный поэт
• Если для Ганина Берлин – этап, ступень, то для Подтягина – тупик,
остановка. Он предчувствует свою смерть.
• Подтягин становится символом не сумевшей пережить
эмиграцию России.
• У Подтягина полное и гладкое лицо, седая щёточка под нижней
губой, отступающий подбородок, умные ясные глаза с ласковыми
морщинками.
• Подтягин считает свою прожитую жизнь выброшенной даром.

20.

Художественное своеобразие
• Все имена героев имеют литературные источники. Например, у
Подтягина Антона Сергеевича чеховское имя сочетается с
пушкинским отчеством, а смешная фамилия намекает на его
собственное бедственное положение и его незначительную роль
в русской литературе.
• Алферов бесконечно ошибается, произнося имя главного героя.
Непознанность имени говорит о непознанности человека, ведь
Алферов так и не узнал о роли Ганина в жизни собственной жены.
• Подтягин, наоборот, хорошо чувствует главного героя,
догадывается о его новой влюблённости.

21.

• Надушенное письмо ненавистной Людмилы, превращённое
Ганиным в клочья и выброшенное из окна, противопоставлено
бережно хранимым на дне чемодана вместе с крымским
браунингом старым письмам от Машеньки.

22.

Образ Машеньки как символ далекой
родины в романе.
• Образ Машеньки и образ Родины сливается в романе воедино.
• Неслучайно в сознании Ганина возникают картины русского
пейзажа.
• Воспоминания в романе составляют основу повествования,
именно они выражают главную тему, обозначают всю
проблематику романа.
• Сама Машенька так и не появилась в романе. Она существовала
лишь в сознании Ганина и в постоянном ожидании Алферова. Она
словно счастье, для Ганина – потеряна, а для Алферова –
несбыточна.

23.

Алексей Николаевич Арбузов
• Родился 13 (по новому стилю 26) мая 1908 года в Москве. О своих
родителях он оставил отнюдь не лучшие воспоминания.
• Когда случились февральские события 1917 года, старший
Арбузов вдруг вспомнил о своей прежней семье и неожиданно
вернулся к взрослым детям от первого брака.
• Мать Алексея после ухода мужа из дома тяжело заболела. Ей
стало не до сына.
• Попал в колонию для трудновоспитуемых. Оттуда его в 1921 году
забрала к себе в Петроград мамина сестра – Вера Савич. Она-то
первой и привила ему интерес к театру.

24.

• Одну из первых пьес «Класс» Арбузов сочинил в 1930 году. За неё
сразу ухватились несколько коллективов. Но молодой драматург
приоритет отдал Ленинградскому красному театру, где пьеса почемуто получила совсем другое название: «Большая жизнь».
• Как считал Афанасий Салынский, Арбузов поначалу писал пьесыотклики. Он думал не столько о героях, а о том, как бы первым
отозваться на индустриализацию, создание колхозов, строительство
московского метро, мичуринские опыты и т.д.
• На волне первого успеха Арбузов поспешил сочинить новую комедию
«Дальняя дорога» о московских метростроителях. В театрах её также
приняли весьма благосклонно.

25.

• Арбузов не скрывал, что «Таню» он писал во многом под Марию
Бабанову, которая работала в Московском театре революции.
• Спас Арбузова режиссёр Андрей Лобанов. Он предложил Театру
революции своё прочтение «Тани», утвердив на главную роль
Бабанову. Однако Бабанова не захотела быть слепой
исполнительницей воли драматурга и режиссёра. Она потом
призналась, что в пьесе ей страшно не понравилась вторая часть.

26.

• В молодости Арбузов часто страдал от того, что его вещи
ставились где угодно, но только не в его театре.
• Первые пьесы для нового театра рождались из импровизаций.
Артисты играли какие-то этюды, а Арбузов с приятелями
превращал услышанное в некие тексты.
• Однако вскоре между друзьями возникло какое-то
недопонимание.
• Премьера «Города на заре» состоялась 5 февраля 1941 года в
клубе на Малой Каретной улице.

27.

• Арбузов к тому времени уже успел жениться во второй раз. Новой
его избранницей стала Анна Богачёва.
• В начале июня 1941 года Арбузов с Богачёвой уехали в дом
отдыха ВТО в Крым. Там-то они и узнали о войне.
• Уже в 1943 году Арбузов написал пьесу «Домик в Черкизово»,
которую хотел поставить новый московский театр молодёжи в
клубе завода «Каучук». На главную роль, естественно, позвали
жену драматурга – Анну Богачёву.

28.

• Первыми «Годы странствий» поставили в 1954 году в Театре
имени Ленинского комсомола С.Гиацинтова и В.Соловьёв. Однако
критикам ни пьеса, ни спектакль не понравились.
• Критики обвинили драматурга в потакании индивидуализму.
• Однако начиная с середины 1950-х годов Арбузов как художник
явно стал слабеть.
• Не сделала революции в русском театре и другая пьеса Арбузова
«Мой бедный Марат», написанная ещё в 1964 году.

29.

• Чем сильней росла популярность Арбузова, тем меньше
драматургу хотелось вступать в конфликты с властью. У него
появилась новая тактика – стремление сглаживать острые углы.
• Возможно, свою роль сыграли и перемены в личной жизни
Арбузова. В 1965 году он ушёл из семьи и женился в третий раз на
актрисе Театра имени Ленинского комсомола Маргарите
Лифановой.

30.

Нравственная проблематика пьесы
А.Н.Арбузова «Жестокие игры»
• Алексей Арбузов написал в 1978 году пьесу «Жестокие игры»,
анализируя становящуюся все более острой проблему цинизма и
равнодушия молодого поколения. Тема обретала актуальность в
театре и кино советского периода.
• Не менее важен аспект душевной деликатности: в пьесе четко
прослеживается призыв проявлять осторожность к человеку.

31.

Сюжет пьесы, главные действующие лица
• Основных действующих персонажей в пьесе три товарища –
Терентий, Кай и Никита, а также примкнувшая к ним Неля.
• Каждый представленный персонаж не является тщательно
проработанным характером, автор обозначил их в некотором
смысле точечно. Так обыгрывается особая объемность действия,
для чего применяются оригинальные и характерные для того
времени способы.
• Всё действие пьесы разыгрывается в трехкомнатной квартире
главного героя, Кая.

32.

Вопросы, которые ставит перед читателем
автор, следующие:
1. Как сохранить собственную человечность?
2. Каким человеком нужно быть, чтобы не потерять человеческие
черты?
3. Является ли возвращение человечности архаикой в
современном обществе?

33.

• На первом плане пьесы «Жестокие игры» выставлен
животрепещущий вопрос о «не доигранном» детстве, когда
главные персонажи не получили достаточного количества
родительской любви, внимания и нежности.
• Обида на мир взрослых четко прослеживается при прочтении
всей пьесы.
• Главным вопросом пьесы, как видно из ее названия, является
вопрос жестокости.

34.

• Первые несколько действий в «Жестоких играх» разворачиваются
в Москве, в старом доме на Тверском бульваре, в несколько
запущенной трехкомнатной квартире, в которой обитает
двадцатилетний парень Кай Леонидов.
• Выбор такого имени для него не случаен. Герой арбузовской
пьесы и на самом деле напоминает холодного мальчика из
известной сказки Андерсена.
• Неожиданно на его пороге появляется девушка Неля, которая
намерена у него поселиться на некоторое время.
• За крышу над головой девушка готова выполнять у Кая всю работу
по дому.

35.

• Автор переносит действие пьесы в Западную Сибирь, в поселок
нефтеразведочной экспедиции, где живет Мишка и куда он
возвращается от Кая.
• Неля, обиженная Никитой, внезапно исчезает из дома Кая и
отправляется именно к Мишке в Сибирь. Неля — находка для
Маши, потому что она, в отличие от Земцовой, любит детей.
• В Москве же только после исчезновения Нели заметили, каким
ценным она для них была человеком.

36.

• Неля добрая и заботливая, но проявляет жестокосердие, украв
Машиного ребенка. Сбежавшая из Сибири вместе с Лесей Неля
неожиданно пробуждает в душе Никиты жалость.
• У Терентия очень напряженные отношения с отцом, который
всячески хочет заслужить расположение сына, раскаявшись через
много лет после содеянного.
• Между Каем, Никитой и Терентием нет настоящей дружбы.

37.

• Отношение родителей к Неле, к Каю, отца к Терентию, Маше
Земцовой к Мишке, самих ребят друг к другу, Нели к
украденному ребенку и его матери — все это жестокие игры. Эти
игры очень опасны и губительны для человека, они разрушают
его, лишают нравственной сущности его существование.
English     Русский Правила