Похожие презентации:
Защита Отечества — долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Тема №26
1.
ВОЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР1
Общественно-государственная
подготовка
Тема № 26
Защита Отечества — долг и обязанность
гражданина Российской Федерации.
Мировоззренческие, нравственные и
духовные основы сознательного служения
Отечеству.
2.
Учебные вопросы2
1. Защита Отечества – долг и обязанность
гражданина Российской Федерации.
2. Военная присяга – клятва воина на
верность Родине.
3.
Список литературы3
1. Волковский Н.Л. История информационных
войн. ч. 1,2. СПб.: Изд. «Полигон», 2003.
2.
Морально-психологическое
обеспечение
деятельности подразделений ВС РФ. ч. 1. Под
общ. Ред. В.Ю. Новожилова. СПб.: СПВИ ВВ
МВД России, 2011.
3. Конрад Н.И. Искусство войны.М.: Изд.
«Эксмо», 2011.
4.
Учебный вопрос № 1Защита Отечества – долг и обязанность
гражданина Российской Федерации
4
5.
Учебный вопрос № 15
Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека.
Человек имеет обязанности перед семьей (семейный долг), коллективом и
товарищами (товарищеский долг) и т. д.
Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед
Отечеством. В каком бы виде долг не проявлялся, он всегда связан с
общественными
интересами
и
потребностями
людей.
Осознание каждым членом коллектива
общественных обязанностей как своих
личных, четкое их претворение в жизнь и
есть выполнение общественного долга.
Без этого невозможна полноценная жизнь
любой организации, коллектива, семьи, да и
каждого отдельного человека.
Воинский долг - это нравственно-правовая
норма
поведения
военнослужащего.
Воинский долг определяется требованиями
общества,
государства
и
назначением
Вооруженных Сил.
6.
Учебный вопрос № 16
Суть воинского долга заключается в защите государственного суверенитета и
территориальной целостности Российской Федерации, обеспечении безопасности
государства, отражении вооруженного нападения, а также выполнении задач в
соответствии
с
международными
обязательствами
страны.
Поскольку воинский долг представляет собой единство правового и
нравственного требований общества, то без благородной моральной основы он
теряет свое значение, превращается в обязанность наемника перед работодателем.
Выполнение долга дает ответ на главные вопросы нравственной характеристики
личности.
Александр Васильевич Суворов - национальный герой
России, великий русский полководец, не потерпевший
ни одного поражения в своей военной карьере (более
60 сражений), один из основоположников русского
военного искусства.
"Доброе имя есть принадлежность
каждого честного человека; но я заключал доброе имя
мое в славе моего Отечества, и все деяния мои
клонились к его благоденствию".
7.
Учебный вопрос № 17
СТАТЬЯ 59
1. Защита Отечества является долгом и
обязанностью гражданина Российской
Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации
несет военную службу в соответствии
с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в
случае, если его убеждениям или
вероисповеданию
противоречит
несение военной службы, а также в
иных установленных федеральным
законом случаях имеет право на
замену
ее
альтернативной
гражданской службой.
8.
Учебный вопрос № 18
Что побудило
миллионы советских
людей встать на защиту своего Отечества?
В чём разница между понятиями «долг» и «обязанность»?
Долг – внутреннее, принимаемое добровольно
моральное обязательство.
Очереди добровольцев в военкоматах
22 июня 1941г
Обязанность – это то, что подлежит обязательному,
безусловному выполнению.
9.
Учебный вопрос № 19
Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в
себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению
Вооруженных Сил. В чём это выражается?
1. Как в прошлые времена, так и теперь состояние армии и качество решения
стоящих перед нею задач во многом определяют судьбу народа и государства. Опыт
истории подтверждает справедливость истины о том, что народ, не желающий
содержать свою армию, неизбежно будет кормить чужую.
Вооруженные Силы охраняют мирный, созидательный труд граждан нашего
общества, их покой и национальные интересы государства.
2. В армии особенно велика цена ошибки, нарушения или преступления.
Страшными и разрушительными могут быть последствия профессиональной
некомпетентности и халатности. Это вызвано тем, что выполнение служебных
обязанностей военнослужащими, как правило, связано с использованием оружия и
боевой техники.
10.
Учебный вопрос № 110
3. Выполнение воинского долга может потребовать от военнослужащего большого
риска и даже жертвы собственной жизнью. Самопожертвование - есть отказ от
себя во имя других. Это личностный выбор, высочайший нравственный подвиг.
Его не способен совершить человек внутренне слабый и порочный.
Наше Отечество всегда была богато героями. Благодаря своим подвигам, они
обрели бессмертие.
4. Воин - как никто другой нуждается в сохранении высоких нравственных
идеалов и ответственности. Подрыв этих идеалов лишает воина нравственной
мотивации его ратного труда, и превращает его в простого наемника. Армия без
высоких нравственных идеалов не только теряет способность защищать
Отечество, но становится силой, опасной для своего собственного народа.
Поэтому так важно добиваться, чтобы воинский долг становился личным
убеждением. Только тогда он будет исполняться добросовестно и безукоризненно.
Только в этом случае вчерашние школьники станут настоящими защитниками
Родины.
11.
Учебный вопрос № 111
Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно
исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.
По-человечески просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга
трижды Герой Советского Союза летчик - ас А.М. Покрышкин:
“Самым главным, самым
священным для меня был
всегда долг перед Родиной. Я
не
останавливался
перед
трудностями,
если
они
вставали на моем пути. Не
хитрил
ни
перед
своей
совестью,
ни
перед
товарищами. В бою старался
как можно лучше выполнить
поставленную
задачу,
...
нанести врагу как можно
больший урон”.
12.
Учебный вопрос № 112
Воинский долг - это, прежде всего, выражение внутренней, идейной убежденности
в необходимости самоотверженно служить Отечеству, надежно его защищать,
добросовестно изучать военное дело.
Добросовестное изучение военного дела, прежде всего, предполагает:
- глубокое усвоение и неукоснительное выполнение требований военной присяги и
воинских уставов, поддержание крепкой воинской дисциплины и
организованности;
- качественное освоение штатного оружия и техники, эффективных приемов их
использования с целью успешного выполнения учебно - боевых задач своего
подразделения и части;
- формирование навыков и качеств, способствующих стойкому перенесению
трудностей воинской службы, способности сохранить в самых сложных условиях
боевую активность, смелость и решительность;
- четкое знание и неукоснительное выполнение своих функциональных
обязанностей.
Если сказать кратко, то добросовестно изучить военное дело - значит добиться
высокого профессионализма в ратном труде, стать мастером в своей воинской
специальности.
13.
Учебный вопрос № 113
Кодекс чести российского воина формировался в служении Отечеству. "В службе
честь" - вот наиглавнейший завет Петра I, вошедший в плоть и кровь российского
офицера
и
солдата.
Издавна считалось, что воинская честь - это главная добродетель солдата. Она
заставляет его быть требовательным к самому себе, избавляет его от трепета перед
возможной смертью или увечьем, делает саму мысль о пощаде, дарованной
врагами
невыносимой.
Для российского солдата бесчестье всегда было страшнее смерти. Это помогало
ему проявлять невиданную в мире стойкость и выносливость.
Военная история всех стран и народов не знает подвигов, способных сравниться с
подвигами защитников Брестской крепости и Смоленска, Москвы и Ленинграда,
Киева и Керчи, сотен других городов и населенных пунктов в годы Великой
Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
Честь российского военнослужащего неотделима от его благородства по
отношению к окружающим, в том числе и по отношению к поверженному
противнику и его населению. Ни российский, ни советский солдат никогда не
позволяли себе тех бесчинств, актов вандализма и зверств, которые чинили на
оккупированной территории хваленые солдаты Наполеона и немецко-фашистские
варвары. Жители европейских городов встречали наших воинов с цветами и
радостью, что являлось признанием их высоких моральных качеств.
14.
Учебный вопрос № 114
Воинский долг и честь предполагают, чтобы каждый российский воин:
глубоко
осознавал
личную
ответственность
за
защиту
Родины;
- имел ясные представления о высоком смысле военной службы, о жизненно
важном значении боевой готовности и необходимости ее повышения;
- был всегда готов в морально - психологическом и физическом отношении к
преодолению повседневных трудностей, к ведению боевых действий в условиях
применения
современных
средств
вооруженной
борьбы;
- мастерски владел вверенной техникой и оружием, поддерживал их в готовности к
эффективному
боевому
применению;
- строго соблюдал военную присягу, воинские уставы, был дисциплинированным,
проявлял
высокую
организованность
и
четкость
в
работе;
- был непримирим к несправедливости и лжи, активно участвовал в общественной
жизни
подразделения,
части
(корабля);
- твёрдо знал свои задачи, умело их выполнял, четко и быстро действовал по
установленным
сигналам
боевой
готовности;
- дорожил боевой славой Вооруженных Сил, честью Боевого Знамени, своим
званием российского солдата, чтил боевые традиции армии и флота, своего
соединения, части (корабля), подразделения.
15.
Учебный вопрос № 2Военная присяга –
клятва воина на верность Родине
15
16.
Учебный вопрос № 216
Военная присяга
• Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно
присягаю на верность своей Родине –
Российской Федерации.
• Клянусь свято соблюдать её Конституцию и
законы, строго выполнять требования
воинских уставов, приказы командиров и
начальников.
• Клянусь достойно выполнять воинский долг,
мужественно защищать свободу,
независимость
и конституционный строй России, народ и
Отечество.
17.
Учебный вопрос № 217
В народной памяти хранится множество пословиц и поговорок о военной
присяге. Вот лишь некоторые из них:
- Принял присягу - от нее ни шагу;
- Верность присяге - закон победы;
- Присягой сила воина в огне боев
удвоена;
- Присяга бойца - за Родину стоять до
конца;
- Для российского солдата все слова
присяги святы;
- Верность присяге рождает героев.
18.
Учебный вопрос № 218
Родоначальником присяги, как и многих других российских военных традиций,
был Петр Первый, лично участвовавший в подготовке ее текста. “Каждый военный
человек, - говорилось в нем, - должен приводиться к крестному целованию приносить присягу, верно служить и всем в послушании и покорении быть”.
При Петре I воины клялись “служить верно и послушно; во всем поступать так,
как честному, верному, послушному, храброму и неторопливому солдату быть
надлежит”.
По воинскому уставу Петра I присяга должна была приноситься солдатами “при
полку или роте, при распущенном знамени”. Присягающий обязан был, произнося
текст присяги, «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с
простертыми двумя большими перстами».
Если было много молодых солдат, то они поднимали только
руку перед лежащим Евангелием и повторяли текст присяги
вслед за читающим, после чего целовали Евангелие. После
принесения присяги в строю, присягающие подписывали
индивидуальные клятвенные обещания или «присяжные
листы».
Церемония торжественной клятвы с давних пор
обставлялась как праздник части с соблюдением заведенных
воинских ритуалов.
19.
Учебный вопрос № 219
В 1735 году в царствование Анны Иоанновны присяга принималась под развернутым
знаменем.
При Екатерине II рукописный до этого текст присяги было велено напечатать в Воинском
артикуле. С этого момента в практике принятия присяги в Русской армии появляются печатные
формы Военной присяги.
Император Павел I изменил ритуал принятия присяги, а также статус знамени. До этого оно
оставалось обычным табельным имуществом со сроком годности. Павел I ввёл принцип
вечности знамён: отменил табельные сроки выдачи знамён, за каждым полком утвердил свои
знамёна, в устав полевой пехотной службы включил главу об освящении новых знамён и отдаче
старых. Кроме того, на знамёнах начали делать надписи за отличия в сражениях.
«Всех воинских чинов, определяющихся в службу или удостоенных повышения в оной, какого
бы чина и звания не были, приводить к присяге всякой раз не иначе как под знамёнами,
наблюдая при этом, чтобы приводимый к присяге, имея распростёртую в верх руку, другою
держался бы за знамя». Знамя выступает как святыня, на которой клянутся, как на Евангелии.
Ритуал присяги под знаменем прочно утвердился в армейской жизни и просуществовал до
1917 года.
Император определил новый порядок вступления в боевой строй и самого знамени. Именно с
этого времени возникла красочная и глубокая по смыслу церемония «прибивки Знамени», когда
полученное полотнище прибивали к древку по очереди несколько участников церемонии.
Старший по чину забивал верхний из наживленных гвоздей, затем молоток передавался
следующему по старшинству, последний гвоздь забивал рядовой. Таким образом, знамя
символически объединяло всех членов воинского коллектива – от генерала до рядового.
Молоточек, которым забивались знаменные гвозди (зачастую он был сделан из серебра),
становился полковой реликвией.
20.
Учебный вопрос № 220
Текст присяги менялся в соответствии с развитием общества, изменением
законодательства. Но ни смена руководства страны, ни даже государственного
строя не затронули ее главного смысла - торжественной клятвы ценой своей
крови и самой жизни защищать интересы народа, Отечества и государства.
Текст ныне действующей военной присяги был впервые утвержден Законом
РФ “О воинской обязанности и военной службе” в феврале 1993 года и вошел в
новый текст Закона принятый Государственной думой 6 марта 1998 г.,
одобренный Советом Федерации 12 марта 1998 г. и подписанный Президентом
РФ 28 марта 1998 года.
У жизни нет черновиков. Она нами “пишется сразу набело”. Армейская служба эта важнейшая страница жизни многих настоящих мужчин - серьезное
испытание души, нервов, тела. Поэтому надо стремиться, чтобы служба каждого
воина вызывала у него, у его родных и близких чувство гордости за достойно
выполненный перед Отечеством долг.
21.
21-Изучить материал занятия по теме № 26.
- Доработать конспекты лекций.
- Подготовиться к опросу.