9.77M
Категория: ИскусствоИскусство

Метод унификации и агрегатирования в дизайн - проектировании (лекция 4.2)

1.

ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДИЗАЙНПРОЕКТИРОВАНИЯ
Кандидат архитектуры, доцент кафедры
коммуникационного дизайна, руководитель мастерской
визуальной среды НГУАДИ
ТИХОВ Владислав Германович

2.

Лекция 4.2. Метод унификации и агрегатирования в дизайнпроектировании
В начале 70-х годов прошлого
века
стали
говорить
о
«традиционном»

«прототипном»
и
«новом»
дизайн-проектировании.
В
книге
Дж.
Джонс
«Инженерное и художественное
конструирование», Москва, 1972
описаны 35 современных методов
проектирования
(включая
экономические и технические). В
теории и практике усилился
переход системным методам
анализа и дизайн-проектирования
на основе ориентации не на
форму, как таковую, а на свойства
предмета его содержание.
В настоящее время дизайнпроектирование
по
формирование
средовых
объектов и систем строится на
основе принципов унификации и
агрегатирования.
Унификация ведет к сокращению
неоправданного
многообразия
изделий и их элементов.
Основы принципов унификации
и агрегатирования
раскрыты в
докторской диссертации Грашина
А.А.
«Методология
дизайнпроектирования
элементов
предметной
среды
(Дизайн
унифицированных
и
агрегатированных объектов) в 2004
году.
Современное
человечество
немыслимо
без
стандарта.
Унификация(стандартизация)
и
агрегатирование выступают сегодня
как специфический предметный
язык.

3.

Исторический опыт использования унификации в дизайне
Если обратиться к истории, то
можно усмотреть ряд примеров,
которые характеризуют данное
явление.
Знаменитый венский стул. Его
создатель Михаэль Тонет впервые
ввел
унификацию,
как
конструктивный
и
формообразующий
язык
в
мебельное производство с целью
массового изготовления стульев
на все потребительские вкусы.
Этот язык имел первоначально в
своем составе минимум исходных
унифицированных
элементов
(семь единиц). Стул явился
основой для
модификации
предметного ансамбля в виде
кресла и дивана. В итоге были
созданы два десятка наборов
мебели, в более
чем десяти
исполнениях.

4.

Исторические примеры применения метода унификации
Еще
в
Древнем
Египте
использовали
типизацию
и
унификацию
как
систему
относительных
размеров.
Впервые эту систему описал
Витрувий. Принцип состоял в том,
что по одному основному размеру
главного
элемента
устанавливались все остальные
размеры детали, а также размеры
всех остальных деталей.
Проведенная
работа
по
достижению
взаимозаменяемости
основных
узлов и деталей на предприятиях
фирмы Форда в США в начале ХХ
века
позволила
достичь
значительного
успеха
в
производстве
и
реализации
автомобилей.

5.

Исторические примеры применения метода унификации
Еще один типичный пример:
шедевр древнего Зодчества –
Московский
Собор
Покрова
(Василия Блаженного), который
также можно отнести к числу
сугубо
оригинальных
и
уникальных сооружений, сложен
из кирпичей 18 типов, в то время
как известное сооружение –
Церковь Вознесения и Звонница в
с. Коломенское построено всего
из 5-9 типов.
В древней Японии продавались
со складов строительные детали
для жилых домов и иных
построек с унифицированными
размерами,
что
позволяло
привести объемы в соответствие
с исходным модулем - тотами
(циновок). Шаку – 30, 3 см, кен – 6
шаку – 1,83 м.
Модульной
системе в Японии уже 600 лет.

6.

Метод унификации и агрегатирования в дизайне

7.

Метод унификации и агрегатирования в дизайне

8.

Исторические примеры применения метода унификации
Еще один весьма уникальный
пример:
после
гражданской
войны в 1918 году, когда встала
проблема
восстановления
железнодорожного
транспорта,
оказалось, что почти каждый
паровоз
представлял
собой
уникальное
инженерное
сооружение. Паровозный парк
состоял из 100 модификаций.
Примечательно, что на одном
паровозе надо было иметь почти
столько же ключей, сколько и
гаек.
С переходом на промышленное
производство
(необходимость
замены узлов и деталей в случае
их ремонта) встала проблема
сократить
их
число
до
практически
необходимого
минимума.

9.

Метод унификации и агрегатирования в дизайне
Унификация
постоянно
расширяет сферу своих объектов,
распространяется
на узлы и
механизмы,
достигая
такого
уровня, когда функционально
разные изделия конструируются
из
одних
и
тех
же
унифицированных
узлов.
Возникает новая качественно
новая форма стандартизации –
метод агрегатирования.
Таким образом унификация –
рациональное сокращения числа
видов, типов и размеров изделий
одинакового
функционального
назначения.
Агрегатирование – «метод
проектирования
изделий,
разнообразных по назначению, из
ограниченного
количества
элементов
многократного
использования
(агрегатов)
путем
изменения характера соединений и
пространственного
сочетания
этих
элементов».
С позиций дизайна унификация это
своеобразный
предметный
язык
формирования предметного мира исходя
из принципа его расчленения на
составные
части
(алфавит)
и
комбинирование из них тех или его
фрагментов.
Развитие
этих
методов
формообразования
связано
с
использованием принципа «модуля» –
агрегаты – модули. Конструктивный,
размерный модуль.
Антропометрический («человеческий»)
размерный модуль – объединение всех
отношений,
соразмерных
человеку,
установление сетки для геометрической
совместимости
элементов – сути
дизайна.

10.

Метод унификации и агрегатирования в дизайне
В связи с агрегатированием,
следует остановиться на таком
понятии, как «набор-конструктор»
или просто «конструктор».
В
методике
проектирования
дизайн-программ
принцип
конструктора рассматривается как
один из важнейших принципов
морфологической трансформации
Конструктор

некая
трансформирующаяся
структура,
состоящая
из
определенной
номенклатуры
базовых
конструктивов,
унифицированных
(стандартизированных) для всего
множества функционально значимых
трансформ.
Сегодня можно выделить 3
основных типа унифицированных
комплексов :
- технический комплекс;
- функциональный комплекс;
- средовой комплекс.
Технический комплекс – совокупность
предметов, в основе которой лежит принцип
технической или типологической (отраслевой)
родственности этих предметов ( например:
комплексы
мебели,
сложных
бытовых
приборов
(холодильников,
пылесосов,
радиоэлектроники,
станков
строительнодорожных машин и т. д.).
Функциональный комплекс – совокупность
предметов, в основе которой лежит принцип
предметного
обеспечения
какой-либо
функциональной
системы
или
службы
деятельности (например: комплексы для
промышленного
предприятия,
службы
транспорта (аэрофлота, ж/д служба и т.д.),
торговой, коммунальной службы и т.д.
Средовой комплекс – совокупность
предметов, элементов, цветографики и других
структурных элементов, в основе которых
лежит
принцип
средового
единства
(например:
предметно-пространственная
среда жилища, цеха предприятия, вокзала,
городской среды)

11.

Технический унифицированный комплекс-конструктор

12.

Функциональный унифицированный комплекс-конструктор

13.

Средовой унифицированный комплекс-конструктор

14.

Средовой унифицированный комплекс-конструктор

15.

Средовой унифицированный комплекс-конструктор

16.

Средовой унифицированный комплекс-конструктор

17.

Средовой унифицированный комплекс-конструктор

18.

Метод унификации и агрегатирования в дизайне
Целесообразно
создавать
многопредметные
комплексыконструкторы,
которые
могут
превращаться из наборов элементов
типологически родственных изделий
в наборы элементов, из которых
возможно создавать изделия и их
совокупности нескольких (разных)
типологических групп (например: из
одного
конструктора
получать
изделия для обеспечения не одного,
а
нескольких
функциональных
процессов, осуществлять в той или
иной пространственной среде. Такие
конструкторы
можно
назвать
средовыми конструкторами.
Например: дизайн-прогамма по
созданию
развивающейся
предметно-пространственной среды
для детей были созданы средовые
конструктивы, из которых возможно
было
формировать
различную
мебель для школ, дошкольных
учреждений и игровых комплексов.

19.

Метод унификации и агрегатирования в дизайне

20.

Средовой унифицированный комплекс-конструктор

21.

Средовой унифицированный комплекс-конструктор

22.

Дизайн унифицированных промышленных изделий
English     Русский Правила