Похожие презентации:
Искусство как форма культуры. Понятие искусства. Художественный образ в искусстве
1. ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ------------------------
Искусство как форма культурыПонятие искусства
Художественный образ в искусстве
Преподаватель – к.филос. н., доцент
Оболенская Ольга Николаевна
2.
Искусство – одна из форм культурыCultia – возделывание, обработка;
Сolare – возделывать, обрабатывать.
Cultura – развитие, воспитание,
образование /Цицерон/
----------------------------
Cultura contra natura
(Демокрит)
3.
ОпределениеКультура – это совокупность
материальных и духовных
ценностей, созданных и
создаваемых человеком в процессе
жизнедеятельности
------------------Два основных компонента культуры:
1. Предметный мир (материальная культура)
2. Духовная культура
(религия, мифология, философия, этика,
искусство, наука, образование и др.)
4.
определениеИскусство – это вид творческой
деятельности, в которой
объединяются познание мира в
художественных образах,
создание объектов,
воплощающих духовное,
идейное содержание в
материале (слово, музыка,
танец, краски, пластические
формы)
5.
Понятие «искусство»-----------------
Arts - (лат.) прибавление к
природе
Искусство основано на двух
принципах:
- Мимезис (греч.) –подражание
- Самовыражение художника
Рембрандт
портрет Саскии
6. Классификация видов искусства по их развитию в пространстве и времени:
-Временные (динамические) – музыка,литература
- Пространственно-динамические
или синтетические, зрелищные –
театр, цирк, балет, кино, эстрада
- Пространственно-пластические
живопись, графика, скульптура, фото,
архитектура, ДПИ, дизайн
7. Пространственно-пластические виды искусства –
это такие искусства,произведения которых имеют
предметный характер,
создаются путем обработки
вещественного материала,
существуют в пространстве,
но не изменяются во времени
8. Пространственно-пластические искусства разделяются на:
К. Коровин «Гурзуф»- Изобразительные –
живопись, графика,
скульптура, фото
А. Гауди Дом Мила
- Неизобразительные
или конструктивные
архитектура, ДПИ, дизайн
9.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:СТИЛЬ – общность образной системы,
выразительных средств искусства, творческих
приемов художника.
НАПРАВЛЕНИЕ в искусстве носит духовный,
социальный характер, отражает ведущие идеи,
эстетические взгляды общества, отношение
искусства к действительности.
ЖАНР - область искусства, ограниченная
определенным кругом тем, предметов
изображения, отношением автора к предмету.
10.
Виды жанров в искусстве:- портрет
- пейзаж
- натюрморт
- исторический
- батальный
- бытовой
- мифологический
- сказочно-былинный
- анималистический
- карикатура
11.
«Искусство – это зеркало эпохи» Леонардо да ВинчиЗолотой век русского искусства
Серебряный век русского искусства
12.
Воздействиепроизведений искусства
на общественное мнение
В. Пукирев «Неравный брак»
И. Крамской «Незнакомка»
И. Крамской «Христос в пустыне»
13. «Юдифь» Джорджоне (XVI в.) «Юдифь» Густав Климт (XX в.)
Отражениеэпохи в
одном и том
же образе
«Юдифь» Джорджоне (XVI в.)
«Юдифь» Густав Климт (XX в.)
14. субъективный характер создания одного и того же образа
И. Репин «Иван Грозный и сынего Иван 16.11.1581 г.»
В. Васнецов «Иван Грозный»
15. А. Рылов «Зеленый шум»
изображение природы всегда несетна себе отпечаток личности
художника
----------------------------------
И. Левитан
«Над вечным покоем»
А. Рылов
«Зеленый шум»
16. В. Ван Гог «Подсолнухи»
В художественномобразе одушевленными
становятся и
неодушевленные
предметы
К. Петров-Водкин
«Натюрморт с селедкой»
Б. Неменский
«Память земли Смоленской»
17. Художественный образ в искусстве представляет человека в многообразии его характеристик
Д. Веласкес «Портрет ПапыИннокентия Х»
К. Сомов
«Портрет Александра Блока
18. Художественный образ как аллегорический символ
К.М. Чюрлёнис«Дружба»
Ф.Гойя
«Колосс»
19. Единство эмоционального и рационального в художественном восприятии
Мирон «Дискобол»Одилон Редон «Ночь и день» суггестивное искусство
20.
новаторство в искусстве и его истокиКубизм
Импрессионизм
Концептуализм
Дадаизм
Вермеер. «Вид Делфта» XVII в
Маорсель Дюшан
Ф. Сурбаран «Натюрморт с
лимонами и апельсинами» XVII в.
П. Сезанн
«Натюрморт
с луковицами»
Руссо «Пейзаж с мостиком»
Инсталляция
Кавамота «Стулья» Ольденбург «Витрина»
Клод Моне
«Бульвар
Капуцинок в
Париже»
П. Пикассо «Домик в саду»
И.Кабаков «Проишествие в
музее»
21. Искусство как способ удовлетворения эстетических потребностей Одно из свойств искусства – вызывать катарсис (греч. очищение)
У.Уотерхаус«Моя сладкая роза» («Душа розы»)
Ф. Лейтон
«Пылающий июнь»
22.
Тема: Происхождение искусства.Искусство первобытного общества
23.
Марселино Саутуолло (Испания)1868 г. – открытие Альтамирской
пещеры (дл. 270 м., центральный зал – 18х6 м)
с 1878 по 1889 - научное исследование
пещеры археологами Мадридского ун-та
24.
Периодизация первобытного искусства1. Палеолит (Древнекаменный век) 40-12 тыс. до н.э.:
нижний - средний - верхний
- Мезолит (Средне-каменный век) 12-10 тыс. до н.э.
- Неолит (Ново-каменный век) 10-4 тыс. до н.э.
- Энеолит (Медно-каменный век) 3 тыс. до н.э.
2. Эпоха бронзы 2 тыс. до н.э.
3. Эпоха железа 1 тыс. до н.э.
Пещеры Франции (150): Фон де Гом, Ласко,
Нио, «Три брата», Монтеспан, Монтиньяк и др.
В Испании – 125 пещер; в Италии – 21 и т.д.
В России – Капова пещера в Башкирии (Урал)
25. Влияние политеизма на первобытное искусство
Тотемизм - вера в сверхъестественное родство человекас каким-либо видом животных, рыб, насекомых;
Анимизм (анима – дух, душа) – вера в существование
сверхъестественных сил в виде духов;
Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам,
которым приписывалась сверхъестественная сила.
Магия – действие, основанное на вере человека в свои
способности оказывать влияние на сверхъестественные
силы природы.
26.
Общая характеристикапервобытного искусства:
СИНКРЕТИЗМ (слитность, нерасчлененность) – тесное
переплетение искусства п/о со всеми существующими
формами культуры и искусства: религией, мифологией и т.п.;
БЕЗЛИЧНОСТЬ – отсутствие авторского начала;
коллективное творчество;
КОНСЕРВАТИВНОСТЬ – художественные образы
первобытного искусства как вариации традиционной темы;
ЗООМОРФНОСТЬ изображения – преобладает изображение
животного; зооморфный вид искусства даже в
антропоморфной скульптуре Венер.
27. Эволюция первобытной живописи: отпечатки рук; линеарный рисунок («макароны»)
28. Эволюция первобытной живописи: контур штриховка
29. Эволюция первобытной живописи: цветовое пятно
Изображение бизонов вАльтамирской пещере
30. Эволюция первобытной живописи: схематизация одноцветных изображений, повествовательность и динамичность
31. петроглифы – «каменные письмена»
УралНорвегия
скалы Кабыстана
Азербайджан
Горный Алтай
32. СКУЛЬПТУРА - палеолитические Венеры
Виллендорф(Австрия)
село Костёнки
(Воронежская обл.,
Россия)
рельеф стоянки
Лоссель (Франция)
33. Мегалитические сооружения - менгиры:
Мегалитические сооружения менгиры:село Корносовка (Украина)
Де Шам Долен
(Бретань, Франция)
34. Мегалитические сооружения – Дольмены («стол-камень»)- древнейшие гробницы
Сев. КавказГеленжик
35. Мегалитические сооружения: кромлехи («круг-камень»)- древнейшие Святилища Солнца
Стоунхендж- Эвбери
Великобритания
36.
Ирландский курганНью Грейдж
37. История искусства
Искусство Древнего мира.Древний Египет
38.
Периодизация историиискусства Древнего Египта
-
- Ранний период (4-3 тыс. до н.э.);
-
- Древнее царство (3-2 тыс. до н.э.);
-
- Среднее царство (2-1 тыс. до н.э.);
- Новое царство (1 тыс. – 725 г. до н.э.)
-
-
- Поздний период (725-332 г. до н.э.)
39.
Источники по искусствуДревнего Египта
Розеттский камень
(найден 15.07.1799 г ок. г. Розетта).
Поход Наполеона 1798/99 гг.
40.
Влияние религии.Боги Древнего Египта
АМОН – создатель богов и людей; явился в образе гуся.
РА – верховный бог и бог солнца. (Амон-Ра)
ОСИРИС – владыка загробного мира; сын богини
Земли Гебы и бога Неба Нут.
СЕТ – бог пустыни и соленой воды.
ИЗИДА – богиня-мать, богиня мудрости; жена Осириса.
ХАТОР - покровительница природы.
ТОТ - бог-создатель календаря, счета, письменности,
покровитель архивов и библиотек, автор «Книги
мертвых».
БАСТ - богиня любви, радости и веселья.
АНУБИС – проводник душ умерших в загробный мир.
Рождение бога
солнца Ра
- из лотоса;
- от Священной
коровы
/«Книга Мертвых»/
41.
Значение составляющих души человекаАХ- воплощение имени человека
БА – душа, которая оставляла тело человека после
смерти и воспарялась на небо на Суд Осириса
КА – жизненная сила, человека, его духовный
двойник, гений-хранитель, гробница – вместилище
Ка.
42. Культ мертвых Анубис участвует в мумификации, Маат – богиня истины, порядка и справедливости, изображение психостасии
канопыБогиня Маат
- психостасия
43. Архитектура египетских гробниц
мастабапирамида Джосера в Саккаре
62 м. (арх. Имхотеп)
44. Пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Менкаура (Микерина) в Гизе (Каир)
ПирамидыХеопса – 146,6 м.
Хефрена – 136,5 м.
Микерина – 66 м.
Строительство пирамиды Хеопса
по Геродоту
Подъемные машины
по Геродоту
45.
Длина = 73,5 м.Высота = 21 м.
Лик фараона
Хефрена – 5 м.
- Сфинкс
(Абу эль Хол –
«Отец ужаса»)
Скальные гробницы
в Бени-Гасан
46.
Храмовая архитектура:Наземные храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке
пилоны
Дорога сфинксов
Храм в
Карнаке 134 колонны
выс. 23 м.
Храм в
Луксоре –
всего 151
колонна.
47.
Египетские храмы: полускальныехрам царицы Хатшепсут в Дейир-эль-Бахри
-----------------
В XV в. до н.э. храм
именовался Джесер Джесеру
(«Священнейший из
священных»)
48. Египетские храмы: скальные (храм Рамзеса II Великого в Абу-Симбел)
Храмы Рамзеса II и царицы НефертариАбу – отец,
симбел – колос;
Абу-Симбел – «отец хлеба» - назв. скалы
49. Изобразительное искусство Египетский канон (правило)– строго установленная система для каждого типа изображения, обеспечивающая
соразмерность частей композицииРахотеп и Нофрет
статуя
Хефрена -
Фронтальность, симметрия,
каноничность
Рельеф «Зодчий Хесира» –
образец совмещения фасового и
профильного изображения
50. Египетский канон Плита Нармера
Ритуальная плита фараона Нармера1 династии (IV тыс. до н.э.)
Черно-зеленый шифер, 64 см.
Создана в ознаменование объединения
Нармером Верхней и Нижней долин
Нила.
- Головы богини
Хатор – символ
плодородия и
процветания
Египта
- Фигуры 2 гепардов
– символ объединения
Нижнего и Верхнего
Египта
51.
Фасно-профильное изображениеЯрусная композиция
Египетский
канон в
изобразительном
искусстве
Прием наложения
силуэтов и
совмещения
иероглифических
надписей с
изображением --
52. Амарнское искусство период правления Аменхотепа IV (Эхнатона)
Бюст НефертитиЭхнатон и Нефертити с детьми
Рельеф «Плакальщицы»
(ск. Тутмес)
53.
Живописные росписи стен гробниц- роспись «Сцена с
арфистками»;
- «Удод, сидящий на
ветке»;
- «Кошка, охотящаяся
среди зарослей
папируса».