18.95M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Искусство Новгорода и Пскова XI – XV века

1.

ИСКУССТВО НОВГОРОДА И ПСКОВА XI – XV ВВ.

2.

В XII в. «Господин
Великий Новгород»
был одним из
крупнейших городов
Европы. Ему
принадлежали
северные земли от
Балтики и Ледовитого
океана до Урала.
Новгородские купцы
торговали с
Византией, Кавказом,
Волжской Булгарией,
странами Западной
Европы.

3.

Важные даты:
В 9 веке Новгород основан как объединение поселков
трех племен: чудское, славянское, мерянское
1136 г. изгнание князя Всеволода Мстиславича, после
чего новгородцы сами избирали себе князя
1156 г.- самостоятельное избрание новгородского
Архиепископа
1478 г. – победа московского князя Ивана III над
новгородцами, подчинение Новгорода Москве

4.

5.

6.

7.

Аполлинарий Васнецов. «Прошлое Великого Новгорода», 1901 г.

8.

Васнецов Аполлинарий (1856-1933) НОВГОРОДСКИЙ ТОРГ XVII ВЕКА 1908-1909

9.

Аполлинарий Михайлович Васнецов –
Варяжские корабли в Великом Новгороде. 1902

10.

XI век - век Трех Софий
после Киева каменные Софийские соборы были возведены в Новгороде и Полоцке.
Софийский собор в Киеве (XI в.)
Софийский собор в Новгороде (XI в.)
Появление трех однотипных в своей
основе Софийских соборов подчеркивало
политическое и культурное единство
Руси, духовную связь с Византией.
Софийский собор в Полоцке (XI в.)

11.

Софийский собор в Новгороде (1045–1050)
5-нефный храм с широкими галереями и
лестничной башней. Однако он
несколько проще: вместо 13 глав здесь 5,
вместо двух лестничных башен одна и
один пояс галерей. В покрытиях
полукруглые закомары чередуются с
треугольными завершениями
(«щипцами») и сводами в четверть
окружности.
Внутреннее пространство расписано
фресками.
Своеобразна и кладка собора: зодчие
использовали дешевый и удобный
местный материал – известняковую
плиту, а кирпич– плинфа использовался
только для арок и сводов.

12.

Двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия», оборот «Святой Георгий» Успенский cобор
Московского Кремля, Москва, Россия

13.

Апостолы Петр и Павел XI в. Историкоархитектурный музей-заповедник, Новгород
Икона «Спас Златая риза», середина XI в. 242×148 см
Успенский собор Московского Кремля, Москва.

14.

Георгиевский собор Юрьева монастыря в
Новгороде заложен в 1119 гг.

15.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

16.

17.

Храмы Новгородской школы более приземистые, как будто вросшие в землю.
Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо. У новгородских храмов ниже
купол, барабан и апсида. Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские
украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал.

18.

Новгородское искусство 13 – 14 веков
Новгород не знал того ужаса, каким монгольское
нашествие явилось для городов Приднепровья,
Владимиро-Суздальской земли и Рязанской. Новгород
платил дань татаро-монголам. Общая беда, разорение,
отразились и на нем.
Пока остальная Русь принимала на себя беспощадный
удар с востока, Новгород противостоял шведам и
немецким «псам-рыцарям» (ливонский орден).
Конечно, это сковало творческие силы Новгорода, но он
остался хранителем русской культурной традиции.
С конца 13 в. наблюдается некоторое оживление и новый
расцвет новгородского зодчества.

19.

Церковь на Липне близ Новгорода,1292 г.

20.

Церковь Федора Стратилата на Ручье
1360-1361 гг

21.

Новгородский кремль
Новгородский
кремль - Детинец
был заложен князем
Ярославом и
является
древнейшим из
сохранившихся в
России кремлем. Он
расположен в самом
центре города, на
левом берегу
Волхова.
Сохранившиеся
кирпичные стены и
башни кремля
возведены в самом
конце XV века, в 1484
– 1490гг

22.

Церковь Иоанна Предтечи на Опоках (Ивана на Опоках). 1127 г.

23.

церковь Спаса-Нередицы под Новгородом
С середины XII в. каменным
строительством в новгородской земле в
основном руководят боярство, купечество,
горожане. Возводятся небольшие
четырестолпные храмы, являющиеся
приходской церковью или домовым храмом
богатого боярина.
Типичной для этого времени является
церковь Спаса-Нередицы под Новгородом
(1198) разрушенная фашистами и ныне
восстановленная. Это небольшой храм
поражал мощью и монументальностью. Его
внутреннее пространство, погруженное в
полумрак, казалось сдавленным толстыми
стенами, тяжелыми массивными столбами,
нависающим над головой бревенчатым
накатом хоров. Интерьер расписан
фресками, которые сделаны в 1199 г. Они
покрывали все стены.

24.

Псковская архитектура
Зодчество Пскова до XIV в. целиком относится к кругу новгородской
архитектуры. Лишь с отделением Пскова от Новгорода и
становлением его политической самостоятельности начала
формироваться собственно псковская архитектура.

25.

Псковская школа
Это одна из местных школ
собор Мирожского монастыря
собор Ивановского монастыря
русского средневекового
искусства; сложилась в Пскове и
его владениях в период
феодальной раздробленности.
Ранние постройки из плинфы и
камня сохраняют связь с
архитектурными традициями
новгородской школы (собор
Ивановского монастыря, до 1243),
в то же время отличаясь по
конструктивному решению
типа крестово-купольного храма
(собор Мирожского монастыря).

26.

Основной тип
приходского храма
сложился к концу 14 в.
(известен по
памятникам 15 в.) –
кубический, 4столпный, 3-апсидный,
с пониженными
угловыми частями
храм имел одну главу и
многоскатное
покрытие.
Церковь_Михаила_Архангела_(Кобылье_Городище)

27.

Троицкий собор
Крупнейшим памятником псковского зодчества
второй половины XIV в. был не дошедший до нас
Троицкий собор, созданный в 1365–1367 гг. на
старой основе здания XII в.
особенности композиции храма конца XII в.:
ярусность объема,
пониженная западная часть (нартекс),
притворы с трехлопастными фасадами и
подчеркивавшие динамику здания пучковые
пилястры.
Угловые своды в четверть окружности были
опущены, так что центральные закомары фасадов
резко поднимались кверху. Постамент под
барабаном высоко поднимал главу, имевшую
сравнительно небольшой размер.
Позже к восточным углам собора примкнули
симметричные приделы в виде маленьких

28.

В XV в. был разработан
также тип небольшого
бесстолпного храма с
барабаном, опирающимся на
пересекающиеся
цилиндрические арки.
Трифона церковь в Напрудном в Москве. Около 1492

29.

Придел
К храмам пристраивались приделы
— либо специально выделенная
часть основного здания
храма, либо пристройка
(обычно с южной или
северной стороны) для
размещения
дополнительного алтаря
с престолом для
богослужений.

30.

Притвор
Притво́р — пристройка перед
входом в храм (то же, что прона́ос у
греков, передняя проходная часть
античного храма). Может
устраиваться с западной, южной и
северной сторон храма. Обычно
отделяется от храма стеной с дверным
проемом.

31.

Паперть
Па́перть - крыльцо, или внешний
притвор — непокрытая кровлей
площадка перед внутренним
притвором храма, на которой в
первые века христианства стояли
плачущие и кающиеся.

32.

Звонница
Звонница, в отличие от колокольни,
которая представляет собой
сооружение башенного типа, может
иметь в плане вытянутый
прямоугольник, являться
стенообразным сооружением или вовсе
быть надстройкой на стене храма.
Вместе с многопролётными
звонницами храмы составляли
живописный асимметричный ансамбль.

33.

От второй половины XV в. хорошо
сохранилась небольшая
четырехстолпная церковь Успения
в Мелетове (1461–1462). Ее средняя
апсида–полукруглая, а боковые –
прямоугольные.
При повышенных подпружных
арках средние членения фасадов
сильно приподняты, и плоские
пощипцовые покрытия образуют
такую же сложную систему, как у
Троицкого собора.

34.

Оборонительные сооружения
В XIV–XV вв. псковичи значительно
чаще строили оборонительные, чем
культовые сооружения. Вытянутая
узкой полосой вдоль границ с Литвой
и рыцарским Ливонским орденом
псковская земля нуждалась в
постоянном укреплении своих
рубежей.

35.

Изборская крепость
Одной из сильнейших
каменных крепостей был
Изборск (1330, перестройки
XV в.), и сейчас поражающий
суровым величием стен и
башен. Крепость сложена из
известняка, имеет 6 башен,
занимает площадь около 15
тыс. м2, является
выдающимся памятником
древнерусского зодчества.
Мощные укрепления
Изборска защищали Псков от
нападения немецких
рыцарей.

36.

Псковский кремль
Крупнейшей работой стало
расширение укреплений самого
Пскова. С 1393 по 1452 г. все
деревянные укрепления
центральной части города –
древнего детинца, который
псковичи называли Кромом, –
были заменены каменными
стенами. Быстрое расширение
территории города
сопровождалось постройкой
новых оборонительных линий.
К XVI в. общее протяжение
крепостных стен Пскова
достигло 9 км.

37.

Вопросы для повторения
Какие отличия между киевской Софией и
новгородской?
Чем отделано внутреннее пространство?
Кто руководит строительством в Новгороде с
середины XII в.?
Какие храмы были в результате возведены?
Какой материал использовали в
строительстве храмов?
вместо 13 глав здесь 5, вместо двух лестничных
башен одна и один пояс галерей.
фресками
боярство, купечество, горожане
четырестолпные храмы, являющиеся приходской
церковью или домовым храмом богатого боярина
известняк

38.

Вопросы для повторения
Почему новгородцы отказались от
декоративных рельефов?
Какой основной тип приходского храма
сложился к концу 14 в. в Пскове?
Какой тип небольшого храма был разработан в
XV в.?
Какие сооружения псковичи значительно чаще
строили чем культовые а XIV–XV вв.?
Как называли древний детинец псковичи?
из известняковой плиты выполнить их было трудно
кубический, 4-столпный, 3-апсидный, с
пониженными угловыми частями храм
имел одну главу и многоскатное покрытие
тип небольшого бесстолпного храма с
барабаном, опирающимся на
пересекающиеся цилиндрические арки
оборонительные
Кром

39.

Источники
http://pskovmir.edapskov.ru/index.php?flag=0&page=1&q=Псковская+шк
ола+зодчества
https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/093/996.htm
http://mesherskiy.ru/?item=aad241de-bce3-4bc8-81dbfa62ed4ddc69&termin=10e54d0a-27b8-4ea3-8b9a-bb5ec008b7ef
http://studbooks.net/582724/istoriya/goroda_kreposti_pskovskoy_zemli_xiii_v
ekov
История русского искусства: 1 т.–М.: Изобраз. Искусство, 1991, С. 44–
49.
English     Русский Правила