10.50M
Категория: ИсторияИстория

Русь VIII - X вв

1.

2.

Прародина славян до сих пор точно
не определена. Большинство
ученых считает, что она находилась
в районе от реки Одер до рек
Днепра и Дуная. Под давлением
германцев, кочевников и
природных условий в V в. н. э
началось расселение и разделение
славян на: южных,
западных и восточных.

3.

Основные племена
Расселение восточных славян
Кривичи
Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины. Главные центры — Полоцк, Изборск, Смоленск
Вятичи
Междуречье рек Оки, Клязьмы, Волги. Назывались в честь своего князя Вятко.
Ильменские словене
Вокруг озера Ильмень, в бассейне рек Волхов, Ловать, Мста, в верховьях реки Мологи. Главные центры — Ладога, Новгород
Радимичи
По реке Сож и бассейн реки Сула. Назывались в честь первого князя Радима.
Древляне
По реке Припять. Главный город — Искоростень на реке Уж
Дреговичи
Между реками Припять и Березина. Главный город — Туров на Припяти
Поляне
По берегам реки Днепр и низовьям его притоков от устья Припяти до Роси. Главный центр — Киев
Уличи
Нижнее Поднепровье, Побужье и на берегах Чёрного моря
Тиверцы
По реке Днестр (или Тивер) и близ устья Дуная
Северяне
По среднему течению реки Днепр и по реке Десна. Главный центр со временем — Чернигов
Полочане
Берега реки Полоти, бассейн Западной Двины. Главный город — Полоцк
Белые хорваты
Северная часть западных склонов Карпат. Обитали вокруг города Перемышль на реке Сан.
Дулебы (позднее бужане,
волыняне)
На территории Западной Волыни, к югу от реки Буг, верховья реки Припять

4.

«(859). Варяги из заморья взимали
дань с чуди, и со словен, и с мери, и с
кривичей. А хазары брали с поля, и с
северян, и с вятичей по серебряной
монете и по белке от дыма.»
Славянские племена, жившие на
северо западе, создали союз с финноугорскими племенами. Задачей союза
было избавление от варягов.

5.

(862). Изгнали варяг за море, и не
дали им дани, и начали сами собой
владеть, и не было среди них
правды, и встал род на род, и была у
них усобица, и стали воевать друг с
другом. И сказали себе: «Поищем
себе князя, который бы владел нами
и судил по праву». И пошли за море к
варягам, к руси. Те варяги
назывались русью, как другие
называются шведы, а иные норманны
и англы, а еще иные готландцы, – вот
так и эти. Сказали руси чудь,
словене, кривичи и весь: «Земля
наша велика и обильна, а порядка в
ней нет. Приходите княжить и владеть
нами».

6.

И избрались трое братьев со своими родам, и
взяли с собой всю русь, и пришли,
и сел старший, Рюрик, в Новгороде,
а другой, Синеус, – на Белоозере,
а третий, Трувор, – в Изборске.
И от тех варягов прозвалась Русская земля.

7.

К IX веку сформировалось два центра: Новгород на севере и Киев на юге.
В Новгороде правил Рюрик (862 - 879), а после его смерти Олег (879 – 912).
В Киеве правили Аскольд и Дир с 864. «И отправились по Днепру, и когда
плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это
городок?». Те же ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые
построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим
дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя
много варягов и стали владеть землею полян».
В 882г. «выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов,
чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с
кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа.
Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего.
И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и
Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и
сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе,
спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де
«мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к
родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все
остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и
не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это
сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира.
И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать
городам русским».

8.

«Олег начал ставить города и установил дани
словенам, и кривичам, и мери, и установил
варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен
ежегодно ради сохранения мира, что и давалось
варягам до самой смерти Ярослава.
В год 6391 (883). Начал Олег воевать против
древлян и, покорив их, брал дань с них по черной
кунице.
В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и
победил северян, и возложил на них легкую дань,
и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я
враг их» и вам (им платить) незачем».
В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам,
спрашивая: «Кому даете дань?». Они же
ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не
давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу
по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал
Олег над полянами, и древлянами, и северянами,
и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.»

9.

«Щит над воротами Царьграда»
Худ. Ольшанский Б.М.
Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество
варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и
северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев.. И с этими всеми пошел
Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к
Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и
начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и
разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних
иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и
много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И
когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки
же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим
тебе дань, какую захочешь». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12
гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.
И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал
Греческой земли. И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег
дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань
для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для
Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по
этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. «Когда приходят
русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы,
пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть
устраивают им баню – сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть
берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно».

10.

«В год 913 после Олега стал княжить Игорь. И
затворились от Игоря древляне по смерти Олега.
В год 914 пошел Игорь на древлян и, победив их,
возложил на них дань больше Олеговой.»
В 941 году князь Игорь совершил неудачный
поход на Византию. В 943, собрав большое войско,
он вновь пошел на Византию и добился подписания
договора.

11.

В IX – XII веках сохраняли свою
самостоятельность от Киевского князя, но
обязаны были выступать в поход по призыву
князя и платить дань полюдье.
Полюдье
ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани

12.

В год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки
Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем,
князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал
их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней
дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань,
пошел он в свой город. Когда же шел он назад, – поразмыслив,
сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и
похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой
частью дружины вернулся, желая большего богатства.
Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем
своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все
стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех
нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять?
Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне,
выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его,
так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его
у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.

13.

После смерти мужа княгиня Ольга жестоко расправилась с
древлянами. Была сожжена столица древлян город Искоростень,
уничтожены многие старейшины.
После усмирения древлян княгиня Ольга проехала по всем
владениям и установила точные размеры дани. «В год 6455
(947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по
Мсте погосты и дани и по Луге – оброки и дани».
По замыслу Ольги, в каждой земле нужен был центр, в
который люди сами свозили бы дань. Такие центры называли
погостами. Они укреплялись, в них развивалась торговля,
строились храмы. Постепенно погосты становились городами.
Главным на погосте был тиун – сборщик налогов. Тиуны
становились княжескими наместниками, и вели строгую
отчетность по сбору дани.
Княгиня Ольга совершила поездку в Византию, где приняла
христианство.

14.

964 – 972гг.

15.

Это был князь-воин. Всю свою жизнь он провел в походах. Святослав не любил прибегать к хитростям, собираясь в
поход он посылал гонца со словами "Иду на вас!"
Первый свой поход он совершил в землю вятичей и покорил их, затем пошел на хазар и захватил главный их город
Саркел (Белую Вежу). Покорил также косогов и ясов (народы Северного Кавказа), захватил земли на восточном берегу
Азовского моря. Эти земли получили название Тмутаракань.
Совершил Святослав и поход в Болгарию в 967г. Земли Болгарии очень понравились Святославу, он даже хотел на
Дунай в Переславец перенести столицу государства.
Уезжая на Дунай в 970г. Святослав поделил русскую землю между сыновьями: Ярополк княжил в Киеве, Олег в
Древлянской земле, а Владимир в Новгородской.
Византийский император Иоан Цимисхий, боясь укрепления Святослава в Болгарии выступил против него.
Начались сражения с греками, они изгнали руссов из Переславца. Основные войска Святослава были сосредоточены
в Доростоле. Битва под Доростолом была упорная. День уже склонялся к вечеру, но не было ясно, кто же победил.
Император разбил лагерь под Доростолом и началась двухмесячная осада города.
Греки установили метательные снаряды у стен города, метали с них тяжелые камни, пытаясь разрушить стены. Русские
ночью делали вылазки, уничтожали снаряды, добывали продовольствие, наводя в греческом стане переполох.
У осажденных не хватало продовольствия, после каждого выхода в поле русские силы таяли, и Святослав решил
заключить мир. Он встретился на берегу Дуная с Иоаном Цимисхим и был заключен мир в 971г.
Пока Святослав воевал в Болгарии на русские земли не раз приходили печенеги, однажды чуть не овладели Киевом.
Киевские бояре упрекали Святослава: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул...".
Возвращаясь на Родину, остатки войска Святослава вынуждены были зимовать в устье Днепра. Весной они поплыли
вверх по Днепру. У порогов, где нужно было перетаскивать суда берегом, на них напали печенеги. В жестокой сече
Святослав был убит. Существует легенда что печенежский вождь Куря из черепа Святослава сделал чашу и на пирах
пил из нее вино.
Так закончил свою жизнь в 972г. Святослав.

16.

17.

Вскоре, как пишет летописец, брат восстал на брата. Ярополк пошел войной на Олега, который на охоте убил
сына Свенельда (воеводы Ярополка).
Олег, узнав что брат идет на него войной вышел навстречу. Произошла битва, в которой Олег проиграл и
вынужден был спасаться бегством в город Овруч. У городских ворот на мосту князя нечаянно столкнули в ров и
он погиб. Ярополк узнал о гибели брата после взятия Овруча. Олега похоронили близ этого города. Древлянская
земля была присоединена к Киеву.
Узнав о завоевании древлянской земли и гибели брата Владимир бежал к варягам, а Ярополк подчинил и
Новгород.
Через два года Владимир вернулся с дружиной в Новгород, прогнал посадника Ярополка и объявил о войне.
После взятия Полоцка и женитьбы на полоцкой княгине Рогнеде, Владимир двинул войска к Киеву и окружил
его. Ярополк бежал из Киева в Родню, Киев покорился Владимиру. В Родне начался голод и Ярополк по совету
воеводы Блуда решил покориться брату. Он приехал в Киев, но был убит в княжьем тереме.

18.

980 – 1015гг.

19.

Став Великим князем Владимир стал собирать землю. Ему
пришлось воевать с поляками, которые захватили Червенские
города: Перемышль, Червень и др. Усмирил вятичей, которые
хотели отложиться от даней. Покорил ятвягов, живших в
верховьях Немана. Воевал с волжскими болгарами и победил
их.
В центре Киева по указу Владимира были поставлены
идолы всех богов, которым поклонялись народы Руси. Перед
идолами после походов и в дни празднеств совершались
обряды, приносились жертвы,

20.

В Киев приезжали проповедники от магометан, иудеев, греков и римлян, и рассказывали о своих
верах, склоняя Владимира к принятию веры. Владимир внимательно всех выслушивал, а потом собрал
бояр и горожан посоветовавшись с ними решил Владимир послать выборных испытать чья вера
лучше. Десять человек, выбранных для этого побывали у болгар, у немцев, им не понравилось у них
богослужение. Прибыв в Царьград и побывав на литургии в храме Святой Софии посланцы пришли в
восторг. Это все они передали Владимиру и он решил принять христианство.

21.

Владимир решил завоевать веру и пошел на
Херсонес (Корсунь), богатый купеческий город
в Тавриде (Крыму), который поставлял хлеб в
Грецию.
Херсонесцы
обороняли
город,
хотя
Владимир грозился простоять три года под
городом. Но в городе нашелся предатель,
который подсказал как можно оставить город
без воды. Водопровод был перекопан и город
остался без воды. Жажда заставила
осажденных сдаться.
Владимир послал послов к греческим
императорам Василию и Константину с
требованием отдать за него их сестру Анну, в
противном
случае
он
пойдет
на
Константинополь.
Цари
ответили,
что
отдадут
сестру, если Владимир крестится.
Вскоре
прибыли на кораблях Анна и священники.
Владимир был крещен и обвенчан с Анной
Херсонесским епископом. Уезжая
из
Херсонеса Владимир взял иконы, сосуды и
священников, оставив Херсонес грекам.

22.

По возвращении в Киев Владимир крестил сыновей и вельмож своих. Потом были уничтожены идолы языческих
богов и совершено крещение киевлян в водах Днепра. Жители Киева, знакомые с христианством, с радостью
принимали новую веру.
Новгородцы, в отличие от киевлян, не желали принимать новую веру. Владимир Святославович послал на север
воевод Путяту и Добрыню, которым только «мечом и огнем» удалось покорить Новгород.

23.

И сказал Владимир: "Плохо то, что у нас мало крепостей
вокруг Киева".
И стали строить крепости по рекам Десне, Остру,
Трубежу и по Суле и по Стугне. В землях Словен,
Кривичей, Чуди и Вятичей были набраны дружинники
("лучшие мужи") и отправлены в эти новые города.
Владимир поступил так потому, что была постоянная
война с печенегами. Он воевал с ними и побеждал их".

24.

ВНУТРЕННЯЯ
ПОЛИТИКА
980 Г. – ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕФОРМА (установка идолов языческих богов)
980 – ПОЛОЧАН
ПОХОДЫ ПРОТИВ
981 – 982 ВЯТИЧЕЙ
984 – РАДИМИЧЕЙ
988 – КРЕЩЕНИЕ РУСИ
СТРОИТЕЛЬСТВО ДЕСЯТИННОЙ ЦЕРКВИ
НОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (лествичная система – назначение сыновей
в порядке старшинства в русские земли)
СТРОИТЕЛЬСТВО ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ РУБЕЖЕЙ

25.

В
Н
Е
Ш
Н
Я
Я
П
О
Л
И
Т
И
К
А

26.

27.

Много приходилось воевать Владимиру, защищая землю. Походы всегда
заканчивались веселыми пирами, на которые приглашались лучшие
люди, и для народа накрывались столы и ставились бочки с квасом и
медом. Для больных и нищих еда и питье развозились по городу.
Народ очень любил Владимира. Об этом свидетельствует множество
былин, в которых Владимира называют Красным Солнышком.
English     Русский Правила