3.06M
Категория: ЛитератураЛитература

А. Твардовский. «Василий Теркин»: замысел, история создания, народно-поэтическая основа

1.

Шестнадцатое мая
Классная работа
А. Твардовский. «Василий Теркин»: замысел,
история создания,
народно-поэтическая основа

2.

1941-1945 гг. –
поэма
«Василий
Теркин. Книга
про бойца» самое известное
произведение
Твардовского.

3.

«Василий Тёркин» «Книга про бойца без начала
и конца».
«Война

подвиг
русского народа».
всего

4.

5.

В
1939 году Твардовский был призван в
армию, участвовал в походе в Западную
Белоруссию. Затем был уволен в запас, но
вскоре призван был уже в офицерском
звании.
В1941 году
с началом ВОВ приступил к
работе над поэмой «Василий Тёркин». Её
жанровая
характеристика
была
необычной. «Книга про бойца» была
задумана как лирико-публицистический
ДНЕВНИК,
в
котором
на
основе
хроникального военного сюжета
были
отражены чувства и мысли автора,
единого со всем народом.

6.

Текст поэмы создавался в течение всей войны.
В нём 30 глав, разделённых на три части.
Первые 11 глав - это картины первых месяцев
войны(отступление, плен, ранения и гибель
солдат, остающиеся в оккупации деревни).
В следующих ДВЕНАДЦАТИ главах(2 часть)
воспроизводится страшная картина «второго
лета» войны.
В Третьей части показано освобождение
занятой врагом страны.

7.

8.

Сюжет и композиция
поэмы
Сюжет поэмы -
ХРОНИКАЛЬНЫЙ, его
развитие следует за
ходом военных
действий.
Все главы не только
части поэмы, но и
отдельные
произведения
Экспозиция поэмы вторая глава «На
привале».

9.

Сюжет и композиция
В главе «На привале» даётся характеристика
главного героя и места действия.
При этом глава имеет и самостоятельное значение
как картина «привала в полку, усталом от похода».
Множество деталей обрисовывают быт отступающей
пехоты: лес, дождь, грязь, костёр, мокрые шинели,
каша в полевой кухне, краткий сон на сырой земле,
часовые, мокнущие на постах, разговоры, сны,
мысли и воспоминания.

10.

Сюжет и композиция поэмы
Развитие боевых действий начинается с
ЧЕТВЁРТОЙ главы. Кульминация - глава
«Поединок».
Вторая часть начинается с
главки «От автора».
Цель - воплощение
ПРАВДЫ войны.

11.

Глава «Гармонь»

12.

Во ВТОРОЙ части поэмы рассказ ведётся от лица
автора.
Автор и РАССКАЗЧИК , и ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ.
Авторский взгляд позволяет масштабно представить
КАРТИНУ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Главы – «Кто стрелял?», «О герое», «О любви»,
«Смерть и воин».
Действие ТРЕТЬЕЙ части возвращает читателя к тем
местам, где проходил «первый взвод» в начале поэмы.
Комопзиция поэмы - КОЛЬЦЕВАЯ.
Последняя главка «От автора» завершает поэму
.

13.

Глава «Два солдата»

14.

Василий Тёркин
Война для Тёркина -
поставленная ВРЕМЕНЕМ
труднейшая задача,
необходимость.
Тёркин - ПАРЕНЬ хоть куда,
работник на все руки. У него
и ранение, и контузия, и
опыт потерь.
Достоинство русской натуры
выявляет национальная
БЕДА.

15.

Василий Тёркин
«Главный
геройотражение
народного идеала человека: он и
герой,
и мастер на все руки, и
балагур, и музыкант, и в душе поэт.
В поэме видна непосредственная
связь героя с судьбой народа в
особый период, когда решается
СУДЬБА СТРАНЫ».

16.

Василий Тёркин
Неброские черты русского пейзажа(ЛЕСА, ПОЛЯ,
КАНАВЫ, БОЛОТА,ЗИМНЯЯ СТУЖА И
ЛУГОВАЯ ГУСТАЯ ТРАВА ЛЕТОМ) тревожат
сердце Тёркина.
Всё возвращает к мыслям о мирной жизни.
ТЁРКИН особенно остро воспринимает
РАЗРУШИТЕЛЬНУЮ СИЛУ ВОЙНЫ.
ГЕРОЙ во всём находит положительную,
юмористическую сторону. Старается передать
окружающим свою ВЕРУ в ТОРЖЕСТВО ДОБРА И
СПРАВЕДЛИВОСТИ.

17.

Глава «Кто стрелял?»

18.

Иван Бунин о поэме
«Это поистине РЕДКАЯ
книга : какая свобода,
какая чудесная удаль,
какая меткость,
точность во всём и
какой необыкновенный
народный солдатский
язык- ни сучка, ни
задоринки, ни единого
фальшивого ,
готового, то есть
литературно- пошлого
слова»
English     Русский Правила