Похожие презентации:
Звук в стакане
1.
Государственное бюджетное профессиональное образовательноеучреждение "Уральский химико-технологический колледж"
Работу выполнил
Студент группы МТО-01
Горшкалёв Антон
Губаха 2023
2.
ВведениеНи одно торжество не обходится без древней традиции – чокаться бокалами с
напитком. Это является знаком дружеского гостеприимства, внимания и
уважения. Вы когда-нибудь задумывались, почему издается звук при ударе
бокалов? Почему он всегда разный – то тихий, то звонкий, а порой можно
услышать нотки приятной мелодии.
Однажды, помогая маме сервировать стол, я случайно ударил вилкой о стоящие
бокалы и услышал знакомые ноты из музыкальных произведений. Мне стало
интересно узнать о таком явлении как звон бокалов, понять причину отличий
звуков.
Целью проекта является изучение воспроизводимых с помощью бокала звуков.
Задачи:
• Изучить литературу по теме исследования;
• Изучить использование бокалов, в качестве музыкального инструмента;
3.
1.История стеклянных музыкальныхинструментов
Музыкальные инструменты изготавливают
из различных материалов: металла, дерева,
кожи, пластика. Но существуют ли
инструменты из знакомого нам стекла?
Стеклянных инструментов совсем не много,
к ним относятся стеклянная арфа, веррофон,
стеклянная гармоника и стеклянная флейта.
В начале 17 века человек научился
создавать из стекла тонкие изделия и
заметил, что если провести пальцем по
краю влажного бокала, то появится
тянущийся звук.
Так появился инструмент «Стеклянная арфа»
- она состояла из 30 или 40 бокалов
наполненных разным количеством воды.
4.
2.Основы стеклянной грамотыОбъяснить природу звучания бокалов может такая наука, как физика.
При трении пальца о бокал создаются звуковые волны – одно из физических
явлений, которое требует отдельного изучения.
На практике, для воспроизведения звука с помощью бокала необходимо знать
следующие особенности:
- лучше «поют» бокалы из простого тонкого стекла;
- руки должны быть чистыми, без малейших следов жира;
- звук зависит от скорости скольжения пальца по краю бокала;
- высота звука может быть «настроена» с помощью определенного количества воды
в бокале. Чем больше в бокале воды, тем ниже звук и наоборот.
Если в тонкий бокал налить подкрашенную чернилами воду, а потом попытаться
сыграть на нем, вода начнет повторять рисунок волн, идущий от пальца ко дну
бокала.
5.
3. Развитие науки о звукеПонять и изучить звук люди стремились с
незапамятных времен. Греческий ученый и
философ Пифагор, живший две с половиной
тысячи лет назад, ставил различные опыты
со звуками. Он впервые доказал, что низкие
тона в музыкальных инструментах присущи
длинным струнам. Пифагор установил связь
между высотой тона и длиной струны или
трубы, издающей звук. При укорочении
струны вдвое, звук ее повысится на целую
октаву. Открытие Пифагора положило
начало науки об акустике.
В IV в. до н.э. Аристотель первый правильно
представил, как распространяется звук в
воздухе. Он сказал, что звучащее тело
вызывает сжатие и разрежение воздуха и
объяснил эхо отражением звука от
препятствий.
6.
4. АкустикаСпособность человека воспринимать упругие колебания, слушать их отразились в
названии учения о звуке - акустика. Вообще человеческое ухо слышит звук только
тогда, когда на слуховой аппарат уха действуют механические колебания с частотой не
ниже 16 Гц но не выше 20 000 Гц. Соответственно этому механические колебания с
указанными частотами называются звуковыми, или акустическими. Колебания же с
более низкими или с более высокими частотами для человеческого уха неслышимы.
7.
5. Звуковые характеристикиЧеловеческое ухо наиболее чувствительно к звукам с частотой от 1 000 до 3 000 Гц.
Наибольшая острота слуха наблюдается в возрасте 15-20 лет. С возрастом слух ухудшается.
У человека до 40 лет наибольшая чувствительность находится в области 3 000 Гц, от 40 до
60 лет - 2 000 Гц, старше 60 лет - 1 000 Гц.
В пределах до 500 Гц мы способны различить понижение или повышение частоты даже
1 Гц. На более высоких частотах наш слуховой аппарат становится менее восприимчивым к
такому незначительному изменению частоты. Так, после 2 000 Гц мы можем отличить один
звук от другого только, когда разница в частоте будет не менее 5 Гц. При меньшей разнице
звуки нам будут казаться одинаковыми.
8.
6. Распространение звука, звуковыеявления
9.
7. Опыты7.1.Опыт «Зависимость высоты звука от толщины
и формы бокала»
Научно доказано, что высота звука зависит
от толщины и формы бокала. Я захотел
убедиться в этом опытным путем.
Мне потребовались бокалы различной
толщины и формы, а также простая
питьевая вода.
Бокалы я расставил на столе на небольшом
расстоянии друг от друга, затем взяла
палочку и начала потихоньку стучать по
каждому из них. Четкий и звонкий звук
исходил из бокала, сделанного из тонкого
стекла. Бокал с толстыми стенками издавал
более низкий и глухой звук.
10.
7.2.Опыт «Угадай мелодию»Для проведения опыта я использовал 8 одинаковых по форме и размеру
бокалов, налив в них определённое количество воды. Для настройки тона
каждого бокала я регулировала количество воды - подливала или убавляла. С
помощью палочки воспроизводила звук и выстраивала бокалы на слух в нужном
мне порядке.
11.
ЗаключениеЗвук «поющего» бокала несравним со звуками других музыкальных
инструментов. Перед игрой музыкальных инструментов созданных из
стекла невозможно устоять – это неземное и волшебное звучание.
Благодаря техническому развитию, каждый из нас может послушать
уникальную виртуозную игру профессионалов на «поющих» бокалах
в своем телефоне или компьютере. Удивительно, но данной игре не
обучают в музыкальных школах. Все имеющиеся знания получены из
личного опыта конкретных людей.