2.30M
Категория: ИскусствоИскусство

Пейзажи. Особый взгляд художника. Взгляд Леонардо

1.

Пейзажи. Особый взгляд
художника
Взгляд Леонардо

2.

Пейзажи, как бессловесно-прекрасные картины
между сном и явью, как пример взгляда Леонардо
• "Примеры, которые мне приходят в голову, все как один относятся к
пейзажам, причем к таким, которые соответствуют безлюдным,
бессловесно-прекрасным, тревожащим картинам, посещающим нас
между явью и сном".
Петер Хандке «Учение горы Сен-Виктуар»
Леонардо да Винчи был действительно простым человеком, но не
упрощенным. Его уникальность была обусловлена упрощением его
мышления, иногда почти элементарным, которое позволяло ему
“наблюдать” и “видеть” вещи.
Биография Леонардо (Португалия)
• Мир Леонардо не был сложным для понимания, он становился
сложным только в том случае, если речь шла о “трудном мышлении”,
неправильном подходе, предвзятости или глупости: ничто из этого не
служило его мышлению, а лишь простоте видения.
Биография Леонардо (Португалия)

3.

Зрение
• Истина, которую достигает живописец,
самостоятельно обнимающий первую истину этих
тел
• Обычный человек смотрит, но не видит
• Находить в плоских зеркалах своего учителя (на
нём - истинная картина)
• Хороший живописец должен писать две главные
вещи: человека и представление его души.
• Ум живописца должен быть подобен зеркалу,
которое всегда превращается в цвет того предмета,
который оно имеет в качестве объекта, и
наполняется столькими образами, сколько
существует предметов, ему противопоставленных

4.

Поль Валери про зрение
Человек есть не что иное, как наблюдательный пост, затерянный в просторах
необъяснимого. Внезапно он обнаруживает, что погружен в безмысленность, в неизмеримое, непроницаемое; и всё сущее кажется ему
бесконечно чуждым, случайным, неуловимым. Собственная рука
представляется ему неким чудовищем.
"Большинство людей гораздо чаще видит рассудком, нежели глазами. Вместо
цветовых поверхностей они различают понятия... Воспринимать им
свойственно скорее посредством слов, нежели с помощью сетчатки, и так
неумело они подходят к предметам, так смутно представляют радости и
страдания разборчивого взгляда".
Универсальный человек тоже начинается с пассивного созерцания, но
постоянно подпитывается увиденным. Он возвращается к упоению
индивидуальным инстинктом и к переживаниям, дарованным малейшими
проявлениями реальности, когда мы наблюдаем их во взаимосвязи...
Осознавать свои мысли, поскольку это действительно мысли, означает
осознавать их равенство или однородность, чувствовать, что все подобные
сочетания правомерны, естественны и что метод заключается в том, чтобы
уметь возбуждать их, отчетливо различать и стараться понять их смысл.
Читать в своём уме. Осознанный мыслительный процесс. Эта окончательная
ясность
Подлинные ценители произведения – те, кто его созерцанию, в нём самом и в
себе, отдаёт столько же страсти и столько же времени, сколько их нужно
было, чтобы его создать.
Однако поэзия есть то, что пересказать невозможно.

5.

Поль Валери о поэтическом мире и поэтическом состоянии
• Музыка, живопись, архитектура – это разнообразные формы,
соответствующие разнообразным чувствам. Однако среди этих
средств производства и воспроизводства поэтического мира…
самым древним, самым непосредственным и самым сложным
является язык.
• Человек искал и находил способы, чтобы закрепить или
воскресить по своему желанию самые прекрасные и самые
возвышенные состояния собственной души, воспроизводить,
передавать, веками сохранять формулы своего вдохновения,
экстаза, своего внутреннего отклика.
• Нужно пройти от ноля до ноля. – И это есть жизнь. – От
бессознательного и неощутимого до бессознательного и
неощутимого. Этот переход невозможно увидеть воочию,
поскольку он совершается от видимого к невидимому, пройдя
от невидимого к видимому.
• Отстранённый взгляд на вещи, взгляд человека, который не
узнаёт, человека не от мира сего, где глаз – граница между
бытием и не-бытием, - свойство мыслителя.

6.

CURIOSITÀ, как первый признак мастера своих возможностей Леонардо
«Гениальность – это привычка, которую некоторые усвоили».
Поль Валери
«Трубачи и пересказчики чужих произведений»
Леонардо да Винчи
Хорошо знаю, что некоторым гордецам, потому что я не начитан, покажется, будто они
вправе порицать меня, ссылаясь на то, что я человек без книжного образования. Глупый
народ! Не понимают они, что, как Марий ответил римским патрициям, я мог бы так
ответить им, говоря: «Вы, что украсили себя чужими трудами, вы не хотите признать за
мною права на мои собственные». Скажут, что, не будучи словесником, я не смогу
хорошо сказать то, о чем хочу трактовать.
Не знают они, что мои предметы более, чем из чужих слов, почерпнуты из опыта,
который был наставником тех, кто хорошо писал; так и я беру его себе в наставники и во
всех случаях на него буду ссылаться.
Хотя бы я и не умел хорошо, как они, ссылаться на авторов, гораздо более великая и
достойная вещь — при чтении [авторов] ссылаться на опыт, наставника их наставников.
Они расхаживают чванные и напыщенные, разряженные и разукрашенные не своими, а
чужими трудами, а в моих мне же самому отказывают, и если меня, изобретателя,
презирают, насколько более могли бы быть порицаемы сами — не изобретатели, а
трубачи и пересказчики чужих произведений.
Curiosita: Опора на опыт, на желание осознать необычным образом или по личным
причина
ЛЮБОПЫТСТВО
Желание, привычное или эпизодическое, осознать что-то необычным образом или по
личным причинам: c. знать, знать, видеть; дразнить, удовлетворять c. чей-то.

7.

Основы мастерства Леонардо
CURIOSITA - искать личное восприятие. Желание, привычное или эпизодическое, осознать
что-то необычным образом или по личным причинам
«Точно так же как железо ржавеет от неупотребления и как застойная вода гниет и
разлагается, а на морозе превращается в лед, так и ум наш растрачивается понапрасну,
если мы не найдем ему должного применения». (Леонардо да Винчи).
• DIMOSTRAZIONE - Проявление чувства или расположения души к кому-либо.
Проявление теплоты и сочувствия. Как противоположность – настаивание на своём
самом правильном мнении.
«Самый жестокий обман, от которого страдают люди, – это обман, проистекающий из
их собственных мнений». (Леонардо)
• SENSAZIONE - Каждое состояние сознания, вызванное внешним или внутренним по
отношению к субъекту стимулом: ощущения тактильные, зрительные, звуковые; ощущение
удовольствия, боли.
«Обычный человек смотрит, но не видит, слушает, но не слышит, прикасается, но не
осязает, ест, но не ощущает вкуса, передвигается, но не чувствует своего тела, вдыхает
воздух, но не обоняет ни дурных запахов, ни благовоний, и говорит, не думая…»
(Леонардо да Винчи)
• SFUMATO – исчез в дыму. В живописи процедура светотени, которая отменяет линию контура,
чтобы получить максимальное взаимопроникновение между фигурой и атмосферой:
характерна, прежде всего, для стиля Леонардо да Винчи.
• ARTE-SCIENZA – уравновесить слово и образ
Сам Леонардо писал: «Изучайте науку искусства и искусство науки»
• CORPORALITA - Природа и внешний вид тела. Вещность
• CONNESSIONE – объединение, интеграция. Тесный союз между двумя или более вещами;
соединение.

8.

Дом, в котором родился Леонардо да Винчи

9.

10.

Леонардо да Винчи «Долина реки Арно»

11.

Ли Чэн (919-967) – художник эпохи Сун (Древний Китай)

12.

Эдвард Хоппер Деревья и дорога

13.

Эдвард Хоппер Интерьер квартиры с зеркалом
English     Русский Правила