540.23K
Категория: ЛитератураЛитература

Структурное многообразие архисюжета

1.

2.

Мини-сюжет – «укороченный» вариант архисюжета,
избавленный от характерных деталей и излишеств.
Отличается простотой и экономичностью, при
одновременном сохранении атрибутов классики.
Антисюжет – поворачивает классическую структуру в
обратном направлении, вступая в противоречие с
традиционными формами и даже высмеивая саму идею
формальных принципов.

3.

Классическая структура
(архисюжет)
Это история, завершающаяся полным и
необратимым изменением, в центре которой
находится активный главный герой,
противостоящий главным образом внешним
силам и добивающийся желаемого на
протяжении длительного времени в рамках
постоянной и причинно-обусловленной
вымышленной реальности.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Открытая и закрытая концовки
Если кульминация истории оставляет без ответа один
или два вопроса и некоторые неудовлетворенные
эмоции, то речь идет об открытой концовке.
Если в кульминационный момент истории происходит
полное и необратимое изменение, даются ответы на
все вопросы, поднятые в фильме, и удовлетворяются
все эмоции, возникшие у зрителей, то это закрытая
концовка.

11.

Внешний и внутренний конфликт
• В архисюжете особое внимание уделяется внешнему конфликту. Хотя
его персонажи нередко подвержены сильным внутренним
противоречиям, на первый план выходит их борьба с другими
людьми, социальными институтами или какими-либо силами,
существующими в материальном мире. В мини-сюжете, напротив, у
главного героя могут быть достаточно сильные разногласия с семьей,
обществом и окружением, однако главное внимание уделяется тем
битвам, которые бушуют в его мыслях и чувствах.

12.

Один или несколько главных героев
• В центре повествования классически рассказанной истории, как
правило, один главный герой – мужчина, женщина или ребенок. На
протяжении всего экранного времени доминирует одна основная
история, а главный герой играет в ней самую важную роль. Однако
если сценарист разбивает фильм на несколько небольших историй,
своего рода подсюжеты, в каждом из которых есть свой главный
герой, то стремительное развитие архисюжета замедляется и
возникает вариант мини-сюжета, ставшего столь популярным в 1980-х
годах.

13.

Активный и пассивный главный
герой
• Единственному главному герою архисюжета, как правило, присущи
активность и энергичность: он осознанно стремится к осуществлению
своего желания через постоянно обостряющийся конфликт и
изменение. Главного героя мини-сюжета нельзя назвать инертным, но
он зачастую лишь реагирует на происходящее и достаточно пассивен.
Обычно эта пассивность компенсируется сильной внутренней
борьбой.
• Пассивный главный герой внешне не проявляет активности, но
стремится решить свои внутренние проблемы, вступая в конфликт с
противоречивыми чувствами и особенностями собственного
характера.
• Активный главный герой в погоне за мечтой предпринимает
действия, вступая в прямой конфликт с людьми и окружающим его
миром.

14.

Линейное и нелинейное время
Действие архисюжета начинается в определенный момент, эллиптически
развивается на протяжении более или менее длительного временного
промежутка, после чего заканчивается. Если в фильме используются короткие
ретроспективные эпизоды («обратные кадры»), то они представлены таким
образом, чтобы зрители могли расположить события истории в правильном
порядке. Антисюжет, напротив, нередко разделен на смещенные во времени
фрагменты, что усложняет, если не делает невозможным, понимание
происходящего в какой-либо линейной последовательности. Годар однажды
заметил, что, согласно его эстетике, фильм должен иметь начало, середину и
конец… но не обязательно именно в таком порядке.
История, которая беспорядочно перескакивает с одного момента времени на
другой или слишком запутывает временную последовательность, и зрители не
могут понять, что происходит раньше, а что – потом, излагается в нелинейном
времени.
История с «обратными кадрами» или без них, в которой события выстраиваются
в последовательности, понятной зрителям, излагается в линейном времени.

15.

Причинность и случайность
• Причинность управляет историей, где мотивированные
действия приводят к определенным последствиям, которые, в
свою очередь, становятся причиной других действий и тем
самым соединяют различные уровни конфликта в единую
цепь эпизодов, которая завершается общей кульминацией,
демонстрирующей взаимозависимость жизненных явлений.
• Случайность управляет вымышленным миром, где
немотивированные действия приводят в движение события,
не вызывающие каких-либо последствий, и, таким образом,
разделяют историю на неоднородные эпизоды, что приводит
к открытой концовке, которая отражает существование,
лишенное логической связи.

16.

Постоянная и непостоянная
реальность
• Непостоянная реальность – это обстоятельства, которые
нарушают порядок расположения различных форм
взаимодействия, и в результате эпизоды истории
непоследовательно перемещаются из одной
«реальности» в другую, создавая ощущение абсурдности
происходящего.
• Постоянная реальность – это вымышленные
обстоятельства, определяющие формы взаимодействия
между персонажами и их миром, которые остаются
неизменными на протяжении всей истории, придавая ей
осмысленность.

17.

Изменение и статичность
Если провести воображаемую линию между мини-сюжетом и антисюжетом, то
выше расположатся истории, в которых жизненные обстоятельства претерпевают
явные изменения. Однако в пределах мини-сюжета изменение может быть
практически незаметным, так как происходит на самом глубоком уровне
внутреннего конфликта: фильм «Мужья» (Husbands), например. Иногда изменение
в антисюжете разрастается до размеров мирового анекдота: «Монти Пайтон и
Священный Грааль» (Monty Python and the Holy Graal). Однако в обоих случаях дуга
истории и жизнь меняются – в лучшую или худшую сторону.
Истории, располагающиеся ниже этой воображаемой линии, пребывают в
состоянии покоя, и в них отсутствует дуга изменения. К концу фильма значимые
условия жизни персонажа остаются практически такими же, какими были вначале.
История постепенно превращается в описание, будь то отображение
правдоподобия или абсурдности. Я называю такие фильмы бессюжетными. Они
предоставляют некую информацию, задевают наши чувства и обладают
собственными риторическими или формальными структурами, но историю не
рассказывают. Следовательно, не попадают в треугольник истории и в ту сферу,
которая объединяет все, что может быть отнесено к категории «повествование».
English     Русский Правила