Похожие презентации:
Рельефная резьба по дереву
1.
• На становление и развитие плоскорельефнойрезьбы значительное влияние оказала
абрамцево-кудринская резьба, о которой
упоминалось выше, и творчество В.
Ворноскова, о котором мы тоже уже говорили.
Плоскорельефная резьба позволяет резчику
реализовывать различные замыслы, воплощая
их в композициях, изображающих не только
растительность, но и животных, птиц и
человека. Техника этой резьбы отличается
трудоемкостью и предполагает наличие не
только богатого набора резчицкого
инструмента, но и соответствующего опыта и
определенного уровня мастерства.
2.
Плоскорельефная резьба по дереву• Плоскорельефная резьба
• При выполнении плоскорельефной резьбы
изображение располагается в одной
плоскости, при этом рельеф, разнообразный
по рисунку и композиции, выявляется
своеобразно. Для этого фон, окружающий
элемент или орнамент, выбирается или
углубляется. В результате рельеф проступает
более выпукло и отчетливо (рис. 84).
3.
4.
• Рис. 84. Орнаментальная полоса, выполненнаяв технике плоскорельефной резьбы
• Секреты между строк
• Можно ли исправить ошибки, допущенные при
вырезании фигуры?
• Для этого и предусматривается определенный
запас материала. В противном случае сделать
это невозможно. Но в некоторых случаях
можно, например, удлинить руку за счет
увеличения ее изгиба в локте (конечно, если
позволяет композиция). Если нужно укоротить
руку, уменьшают изгиб в локтевом суставе.
5.
• Плоскорельефная резьба представленанесколькими разновидностями,
отличающимися техникой исполнения. Это
резьба с заоваленным контуром, с
подобранным фоном и подушечным фоном
(рис. 85).
6.
7.
• Рис. 85. Разновидности плоскорельефнойрезьбы: а – с заоваленным контуром; б – с
подобранным фоном: 1 – чеканка фона; 2 –
порезка уголком; 3 – порезка полукруглой
стамеской; в – с подушечным фоном
• Резьба с заоваленными контурами
• Из всех разновидностей плоскорельефной
резьбы этот вариант является наименее
сложным. По технике выполнения она похожа
на контурную резьбу, поскольку контур
рисунка представляет собой двухгранные
выемки (рис. 86).
8.
9.
• Рис. 86. Выполнение плоскорельефной резьбы сзаоваленным контуром (стрелками показано
направление движения инструмента); а –
надрезание; б – подрезание; в – заоваливание контура
• Секреты между строк
• Как определить центр тяжести человеческой фигуры?
• Нахождение центра тяжести фигуры зависит от
положения, которая она занимает в пространстве. В
спокойной позе проекция центра тяжести падает на
площадь, которая ограничена внешними сторонами
ступней и линией, соединяющей носки и пятки. Если
проекция не соответствует этой площади, то фигура
будет «падать», даже если будет установлена на прочной
подставке. Центр тяжести движущегося человека смещен
немного вперед.
10.
11.
• Последовательность работы такова: в первую очередьнадрезают рисунок по контуру, что можно выполнить
как ножом-косяком, так и краем отлогой стамески,
удерживая при этом инструмент практически
вертикально (инструмент должен быть таким, чтобы
позволял надрезать и подрезать криволинейные формы
орнамента за один рез по направлению волокон
древесины). После этого осуществляют подрезку со
стороны фона.
• В заключение заоваливают грань со стороны
орнамента, следя за тем, чтобы она, в отличие от
подрезки на границе с фоном, закруглилась более
круто. В результате изображение получается с мягкими
заоваленными линиями и отсутствием резких теней.
• Секреты между строк
12.
• Резьба с подобранным фоном• Выполнение этой разновидности
плоскорельефной резьбы по технике не
отличается от описанной выше, за
исключением обработки фона (рис. 87).
• Рис. 87. Выполнение плоскорельефной
резьбы с подобранным фоном: а –
надрезка; б – подрезка; в – выборка и
зачистка фона и вертикального края
контура; г – заоваливание контура
13.
14.
• Характер обработки фона (выборка на необходимуюширину и глубину) зависит от особенностей рисунка
и желания придать ему выразительность и особую
декоративность. Фон можно покрыть чеканкой либо
различными профильными порезками, что также
будет способствовать созданию особого
визуального эффекта.
• Технически плоскорельефная резьба с подобранным
фоном выглядит следующим образом. По контуру
рисунка выполняется надрез, причем он слегка
отклоняется от линии рисунка в направлении фона,
благодаря чему край орнамента сохраняется целым,
когда приступают к выборке фона.
• В завершение работы край надрезают, держа
инструмент вертикально, точно по линии рисунка,
потом край контура заоваливают.
15.
• Подрезка осуществляется на определеннуюглубину, которая по всей плоскости орнамента
должна быть одинаковой.
• Далее выбирают фон, применяя разнообразный
инструмент (прямые, отлогие, полукруглые
стамески, стамески-клюкарзы), выбор которого
зависит от того, каким должен быть фон, – гладким
или профилированным.
• Чтобы работа выглядела аккуратно, без задиров,
зачищая фон, обращают внимание на направление
слоев древесины.
• Для работы с мягкой древесиной достаточно
использовать обычный резчицкий инструмент, при
резьбе по твердой дополнительно применяют
киянку.
• Резьба с подушечным фоном
16.
Резьба с подушечным фоном• Характерная особенность фона в этом виде
плоскорельефной резьбы заключается в том,
что никогда не бывает плоским. Вид резьбы
получил свое название вследствие того, что
рисунок круто заоваливают со стороны
контура и несколько более отлого со стороны
фона, который в результате по форме
становится похожим на подушечку. Резьбу
выполняют стоя.
• Последовательность выполнения резьбы с
подушечным фоном показана на рис. 88.
17.
18.
• Рис. 88. Выполнение плоскорельефной резьбы с подушечным фоном(стрелками показано направление движения инструмента): а –
надрезка по контуру рисунка; б – подрезка по направлению к
вершине фона; в – заоваливание фона и контура рисунка
• Подушечный фон делает изображение более живописным,
объемным по сравнению с резьбой с заоваленным или подобранным
фонами, которые смотрятся гораздо строже и более графично.
• Секреты между строк
• Какова в резьбе роль детали?
• Детали предназначены усиления художественного впечатления,
производимого изображением. Кроме того, благодаря ней изделие
выглядит законченным. Например, как изображать руку человека? В
таких случаях все зависит от того, с какого расстояния будет
обозреваться фигура. Если издалека, то нет необходимости в
тончайшей проработке пальцев, поэтому рука представлена силуэтом.
Если расстояние будет небольшим, то такая рука без пальцев будет
смотреться незаконченной, а вся работа – сырой. Но увлекаться
деталями тоже не следует, так как это перегружает изображение и
снижает впечатление.