1.76M
Категория: БиографииБиографии

Экзистенциализм и отчуждение

1.

Альбер Камю «Посторонний»:
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ и
ОТЧУЖДЕНИЕ.

2.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
(от лат. existentia — существование)— особое
направление в философии XX века,
акцентирующее своё внимание на
уникальности бытия человека,
провозглашающее его иррациональным.

3.

Основные понятия экзистенциализма:
• Абсурд (нелепость, бессмыслица)
• Отчуждение. Человек, живущий в чуждом ему мире,
становится «посторонним» самому себе.
• Автоматизм.

4.

• Автоматизм жизни замещает её смысл. Повинуясь инстинкту
самосохранения, человек хочет уподобиться автомату и так
найти спасение от «абсурда» существования.
• По мнению экзистенциалистов, если автоматизм – это
физиологическая привычка, это хорошо. Но если это
социальная традиция – это плохо. В основе социальных
институтов лежит мотив обмана и самообмана.

5.

Альбер Камю
1913-1960
Лауреат Нобелевской
премии по литературе в
1956 году. Французский
писатель, публицист и
философ. Самым
сильным
подтверждением его идей
является роман
«Посторонний»,
выпущенный в 1942 году.

6.

7.

Альбер Камю «Посторонний».

8.

• О чём повествует роман Альбера Камю
«Посторонний»?
• Найдите отражение экзистенциальной
философии в романе.
• Как авторский стиль помогает передать
абсурд жизни?

9.

Стиль Камю
Нулевая степень письма (Ролан
Барт)
1. Прерывистое следование рубленых
фраз.
2. Отказ от причинно-следственных
связей.
3. Тавтология.

10.

• Как проявляется мотив отчуждения в романе?
Почему роман называется «Посторонний»?
• Реализуется ли в романе принцип автоматизма?
• В чём заключается особенность композиции?

11.

Композиция романа.
• Сцена убийства араба является поворотным моментом в композиции
«Постороннего». Эта глава делит роман на две равные части,
обращенные одна к другой. В первой части - рассказ Мерсо о его
жизни до встречи с арабами на пляже, во второй - повествование
Мерсо о своем пребывании в тюрьме, о следствии и суде над ним.
«Смысл книги, писал Камю, - состоит исключительно в параллелизме
двух частей». Вторая часть - это зеркало, но такое, которое искажает до
неузнаваемости правду Мерсо. Между двумя частями «Постороннего»
- разрыв, вызывающий у читателей чувство абсурда, диспропорции
между тем, как Мерсо видит жизнь и как ее видят судьи - становится
ведущей асимметрией в художественной системе «Постороннего».

12.

Образ солнца в повести «Посторонний»
Именно солнце вынудило Мерсо на убийство, герой, как
язычник, привязан к природе и зависим от нее: он единственный,
кто наблюдает за ней.
Еще одна составляющая романтического образа – действиями
героя движет природа. Он единственный, кто любит смотреть в
небо. Даже убийство, казалось бы, направляет палящее солнце,
которое светит в тот момент на пляже.

13.

А. Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде».
Камю полагал единственным средством борьбы
с абсурдом признание его данности. Для понимания
причин, заставляющих человека совершать
бессмысленную работу, нужно представить
спускающегося с горы Сизифа, находящего
удовлетворение в отчётливом осознании тщетности и
безрезультатности собственных усилий.
Многие герои Камю приходят к похожему состоянию
души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть
близких, конфликт с собственной совестью).
Тициан Сизифов труд

14.

А. Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде».
• Сизиф наиболее интересен Камю, когда он спускается к подножию
горы к скатившемуся камню. Это поистине трагический момент, в
который герой осознает своё безвыходное положение. У него нет
надежды, но нет такой судьбы, которая не может быть преодолена с
помощью презрения к ней. У Сизифа есть камень, который является
его достоянием, и каждый отблеск руды в нём для героя — целый
мир. Камю заключает, что «все хорошо» и, что «Сизифа следует
представлять себе счастливым».
• Автор представляет непрерывный и бессмысленный труд Сизифа как
метафору современной жизни, потраченной на бесполезный труд на
фабриках и в конторах. «Сегодняшний рабочий каждый день своей
жизни трудится над одной и той же задачей, и эта судьба не менее
абсурдна. Но это трагично только в редкие моменты, когда это
осознаётся».

15.

Идея романа Альбера Камю
«Посторонний».
• Камю предлагает миф об
утверждении самого себя — с
максимальной ясностью ума, с
пониманием выпавшего удела.
Человек должен нести бремя жизни,
не смиряясь с ним — самоотдача и
полнота существования важнее всех
вершин, абсурдный человек избирает
бунт против всех богов.

16.

«Несчастье современного человека
велико: ему не хватает главного –
смысла жизни» И.А. Ильин

17.

• Смысл жизни заключается в сознательном
поддержании «жизни абсурда». Такая позиция
придаёт существованию новый смысл и красоту,
так как «нет зрелища прекраснее, чем борьба
интеллекта с превосходящей его реальностью».

18.

План сочинения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Вступление и постановка проблемы.
Комментарий 1
Комментарий 2
Авторская позиция
Собственная позиция
Аргумент 1
Аргумент 2
Вывод

19.

Рефлексия
• Какие ассоциации возникают у
вас с понятием
экзистенциализм?
• Насколько, по вашему мнению
состоятельны идеи
экзистенциализма?
English     Русский Правила