Похожие презентации:
Российское общество первой четверти XIX века в оценках иностранных военнопленных
1.
«Российское общество первойчетверти XIX века в оценках
иностранных военнопленных»
Подготовила: студентка 191 группы
Циммер Кэтрин
Научный руководитель:
к.и.н., доц. Бобров Д.С.
2.
Степень изученности темыВ дореволюционной литературе затрагивались
аспекты:
•сведения о нахождении в городе французских
военнопленных. (М.Де Пуле «Отец и сын»,);
•упоминания пленных французов (П.Л. Юдин).
3.
Степень изученности темыВ советской литературе затрагивались аспекты:
•отдельные
моменты
из
жизни
иностранных
военнопленных, попавших в Россию (П.К. Матвиевский).
•изучение не только военных действий в ходе
Отечественной войны 1812 года, но и общие факты о
жизни самих военнопленных, находившихся в Российской
империи (В.Г.Сироткин).
4.
Степень изученности темыВ современной литературе мы можем выделить следующие
исследования:
•содержание и финансирование военнопленных(К.В. Иванов).
•анализ законодательных актов правительства за 1812–1814 гг.
(В.А. Бессонов).
•общая численность военнопленных в России (В.А. Бессонов).
•использовании труда иностранных военнопленных на благо
государства (Б.П. Миловидов).
•пребывание и жизнь военнопленных в губерниях Российской
империи (С.Н. Хомченко).
5.
Объект и предмет исследованияОбъект
–
практики
социальных
и
правовых
взаимоотношений российского общества и государства с
иностранцами в первой четверти XIX в.
Предмет
–
восприятие
российской
социальной
повседневности в сознании иностранных военнопленных в
годы правления Александра I.
6.
Цель исследованияЦель: реконструкция сложившегося в сознании
иностранных военнопленных образа повседневности
российского общества первой четверти XIX в.
7.
Задачи исследования1. проанализировать
социально-правовую
программу
российского
государства по содержанию иностранных военнопленных;
2. выявить отношение российского населения к пленным по материалам
личного происхождения;
3. охарактеризовать
восприятие
иностранными
военнопленными
российского народа по их воспоминаниям;
4. проанализировать отношение пленных к внешнему виду населения
Российской империи;
5. рассмотреть описание военнопленными убранства русского дома и кухни;
6. выявить,
как
иностранные
церемонии в России.
пленные
воспринимали
праздники
и
8.
Источниковый корпус• Дневник
Аделаиды
Хаусвольф,
дочери
военнопленного
шведского
офицера
майора
Густава
Хаусвольфа.
•Документ был написан в
течение
вынужденного
путешествия в Россию в
результате
русско-шведской
войны 1808–1809 годов.
9.
Источниковый корпус•мемуары Симона Рюппеля,
вестфальского
офицера,
попавшего в русский плен в
результате
Отечественной
войны 1812-1814 гг.
10.
Методология и методы исследованияМетодология:
• принцип историзма: рассмотрение восприятия социального
пространства, в том числе повседневности иностранных
военнопленных в России после окончания войн с враждебными
для нее государствами.
Методы:
•историко-сравнительный: предполагает сопоставление взглядов
разных военнопленных относительно российского общества, его
быта и уклада.
•анализ:
прочтение
и
интерпретирование
мемуаров
иностранных военнопленных.
•синтез: обобщающие выводы касательно воспоминаний
пленных.
11.
Глава 1•государству удалось обеспечить и содержать иностранных
пленных, к 1812 году выходило все больше нормативных актов и
предписаний местным властям по содержанию и проживанию
военнопленных в Российской империи.
•негативное восприятие низшими сословиями пленных
«Великой армии», которое возникло из-за разрушения и
разорения последними русских городов.
•статус и военный чин положительно влияли на отношение
военнопленных с дворянством, которые переживали и
сочувствовали им.
12.
Глава 1•Оноре де Белэ, французский гренадер, пишет, что «через
несколько часов ни кнуты, ни пики уже не помогали;
изнуренные голодом и холодом, многие из нас падали под
копыта лошадей конвойных, и те давили их».
(Военнопленные армии Наполеона в России: 1806–1814: Мемуары.
Исследования. СПб., 2012. С. 245)
•Вестфальский офицер Симон Рюппель, попав раненым в плен,
был ограблен русскими солдатами, но здесь же он отмечает, что
получил от русских хлеб.
(Саксонский кирасир, вестфальский гусар, баварский шеволежер:
Воспоминания немецких кавалеристов о войне 1812 года и плене в России.
СПб., 2020. С. 112)
13.
Глава 2•повседневная одежда местного населения воспринималась
иностранными военнопленными странно и вычурно, поскольку
они сложно понимали традиционные атрибуты русской
культуры.
•формирование положительных и отрицательных отзывов
бывших иностранных военных о жилищах высших и низших
сословий в России, которые складывались под влиянием того
факта где и в каких условиях жили военнопленные.
•восприятие пленными «Великой армии» традиционных
продуктов и блюд русской кухни было в основном позитивным.
•процесс проведения религиозных праздников и ритуалов для
военнопленных вызывал удивление и непонимание , которые
возникли из-за разности вероисповедания и незнания традиций
русской культуры.
14.
Глава 2•Рюппель посещает дом крестьянина, где находит бочку с
квасом. Этот напиток немец оценивает, как кисловатый,
довольно приятный, популярный на территории России.
(Саксонский кирасир, вестфальский гусар, баварский шеволежер:
Воспоминания немецких кавалеристов о войне 1812 года и плене в России.
СПб., 2020. С. 32)
15.
Глава 2•Аделаида Хаусвольф в своем дневнике описывает свадебную
церемонию: «Если православный женится на лютеранке или
наоборот, свадьба, по их закону, должна проходить в
соответствии с православными, и в этой же религии
воспитываются их дети».
(Картины русской жизни.
Столица и провинция первой половины XIX века глазами иностранцев.
Дневники. Исследования. СПб., 2016. С. 46)
16.
Основные выводы и итогиисследования
•В начале XIX века происходит усовершенствование
государственной программы, направленной на обеспечение и
содержание иностранных военнопленных в России, их защиты
от произвола местных властей.
•У военнопленных складывается неоднозначная оценка
российского общества, которая зависит от отношения местного
населения к ним.
•Положительные впечатления сложились у бывших иностранных
военных от общения с местной знатью, которая относилась к
ним без агрессии и злости, а с пониманием и сочувствием.
•Повседневная одежда русского человека была необычным
явлением для военнопленных, которым было сложно понять
крестьянские традиции или же своеобразную женскую манеру
одеваться, непохожую на практики европейских дам.
17.
Основные выводы и итогиисследования
•Русская кухня в оценках иностранных военнопленных оставила
позитивные впечатления, однако люди в России были
старомодны и воспринимали новшества с трудом: овощи и
фрукты, созревшие у местных жителей, пользовались большим
спросом и популярностью, чем что-то привезенное из других
стран.
•Русские праздники удивили и поразили пленных своей
необычностью, поскольку им тяжело понять эту самобытную
культуру российского общества, традиции которого отличаются
от европейцев не только из-за различий в религиозных взглядах,
но и из-за несхожести менталитетов населения.