2.21M

Римма Казакова. Отечество, работа и любовь…

1.

Римма
Казакова
Отечество, работа и
любовь…
К девяностолетию любимой поэтессы

2.

Казакова
Римма
Федоровна
родилась
в
Севастополе 27 января 1932
года. Изначально девушку
звали Рэмо, что означает
«Революция, Электрификация,
Мировой Октябрь». Но в
двадцатилетнем возрасте она
решила
взять
более
благозвучное имя Римма.
Римма Казакова с семьей
Отец Федор Лазаревич был военнослужащим, а мать Софья
Александровна Шульман работала секретарем-машинисткой.
Свои детские годы, включая военное время, Римма Казакова провела
на территории Беларуси, а затем ее семейство переехало в Ленинград.
Там девушка поступила в Ленинградский государственный университет
на исторический факультет, и по завершении учебы получила
распределение на Дальний Восток.

3.

Римма Казакова в
детстве
Именно тогда Казакова, которую мама с
детства называла «Римусей», решила
поменять
имя.
Как
впоследствии
признавалась поэтесса, ее родители были
немного «сдвинутыми» коммунистами, и
потому посчитали аббревиатуру Рэмо
вполне подходящим именем для дочери. Но
ехать с таким именем в российскую
глубинку, чтобы преподавать там историю,
девушка однозначно не хотела. Тогда она и
отправилась в ЗАГС.
Там выпускнице пединститута заявили, что у нее хорошее
революционное имя, и менять его негоже. Но Казакова не
сдавалась. В заявлении она написала, что Рэмо – это аббревиатура
сродни ВЦСПС, ЦПКО и тому подобное, а не человеческое имя. В
результате сотрудники ЗАГСа все же сдались под напором молодой
преподавательницы и позволили ей стать Риммой.

4.

Отправившись
работать
по
распределению,
Римма
Федоровна
трудилась в Хабаровском окружном
Доме офицеров на должности лектораконсультанта, а затем получила пост
редактора в Дальневосточной студии
кинохроники. Именно на Дальнем
Востоке в 1958 году был опубликован
первый сборник ее стихов, получивший
название «Встретимся на Востоке».
Римма Казакова в молодости
Хабаровский край стал настоящим вдохновением для молодой
Риммы Казаковой, несмотря на весьма суровый ритм жизни в тайге. Из-за
своей работы девушка должна была часто отправляться в различные
поездки и общаться с людьми, живущими на Дальнем Востоке с самого
детства. Эти люди также помогли юной поэтессе вызвать в воображении
необходимые образы, подобрать слова, создать метафоры и аллегории,
благодаря которым родились ее бессмертные стихотворения.

5.

Римма Казакова в
молодости
Хотя
Римма
Федоровна
хорошо
относилась ко своей профессии и любила
историю, все же постепенно она поняла, что
главным делом своей жизни хочет сделать
именно поэзию. В 1959 году, через год после
издания ее первого стихотворного сборника,
Казакова стала членом Союза писателей
СССР.
Желая усовершенствовать свой стиль,
поэтесса поступила на высшие литературные
курсы, работавшие при Союзе писателей
СССР, и в 1964 году успешно их окончила. С
тех пор поэтесса опубликовала большое
количество стихов, издала многочисленные
сборники, перевела немало произведений с
языков стран дальнего и ближнего зарубежья, а
также написала ряд стихотворений к
известным на всю страну песням.

6.

В 1976 году талантливую и популярную поэтессу назначили
секретарем правления советского Союза писателей, и вскоре после этого,
в 1977 году, Римма Казакова вступила в ряды КПСС. На должности
секретаря правления Союза писателей поэтесса проработала до 1981
года. А в 1999 году ее избрали первым секретарем аналогичной
российской организации – Союза писателей Москвы.

7.

После того, как Римма Федоровна начала
вести активную деятельность в Союзе
писателей СССР и публиковать свои
многочисленные
произведения,
она
обосновалась в Москве. Но, как признавалась
сама поэтесса, застать ее в столице всегда было
труднее всего. Дороги, их дух, красоты разных
уголков родной страны и всего мира,
возможность пообщаться с новыми людьми
всегда много значили для Казаковой и стали
основой, движущей силой ее творчества.
Римма Казакова в
молодости
По мотивам своих путешествий поэтесса написала такие шедевры, как
«Из кубинского дневника», «Мне опять на Восток», «Токио», «А в Лондоне
туман», «Под чужими небесами», «Прибалтика», «Среднеазиатские
страницы», «Митинг в тропиках», «Карловы Вары» и многие другие. В
таких стихотворениях Казакова, с одной стороны, рассказывает о разных
местах и людях, которые там живут. С другой стороны, она делится
своими размышлениями по поводу увиденного, передает атмосферу и
настроение каждого города и региона.

8.

Но, пожалуй, наиболее известным является
ее творчество о любви, дружбе, верности,
материнстве и других «вечных темах». Будучи
мудрым и открытым человеком, Казакова умела
очень чувственно и пронзительно написать о
силе добра, о любви мужчины и женщины, о
любви матери к ребенку и даже о любви к
родине, хотя идейной коммунисткой Римма
Федоровна никогда не была. «Мы молоды»,
«Люби меня застенчиво», «Ненаглядный мой»,
«Помпея», «Я – остров…» - вот названия лишь
немногих
из
таких
стихотворений.
Стихотворный талант Риммы Федоровны пленяет своей
образностью, поражающим богатством лексики, необычными
метафорами и эпитетами. Казакова писала напевные, красивые по
звучанию произведения, будь то стих о нежной любви или наполненное
грустью стихотворение о войне, пришедшейся на детство поэтессы. При
этом писательница старалась избегать пропаганды и пафоса,
ответственно
относиться
к
выбору
каждого
слова.

9.

В 90-х годах Римма Казакова стала все больше лирики посвящать
социальным вопросам. Так появился сборник «Наугад», в котором
собраны стихотворные рассуждения поэтессы о современной жизни, об
актуальном состоянии общества в целом и каждого человека в частности,
о настроениях и идеях, бытующих в народе. Непростое время после
распада СССР Римма Федоровна описывала порой даже резковато, с
использованием очень контрастных метафор, но именно так поэтессе
удавалось передать свое отношение к происходящему.

10.

Публицистическая жилка Риммы Казаковой проявлялась не только в
том, что ее стихи все чаще становились своеобразными откликами на
происходящие в обществе события.
Будучи секретарем правления Союза писателей, она увлеченно
организовывала Дни литературы различных национальностей,
общегосударственные Пушкинские праздники поэзии, традиционные
поэтические вечера, проводившиеся в Политехническом музее. Также
Римма Федоровна проводила совещания для начинающих молодых
писателей.

11.

Поэтесса стала автором текстов для многих популярных на советском
и постсоветском пространстве песен: «Ты меня любишь», «Мадонна»,
«Музыка венчальная», «Нет пути назад», «Игра», «Ариадна», «Поздняя
женщина» и многих других.
Ее стихи были положены на музыку таких композиторов, как Игорь
Крутой, Александра Пахмутова, Владимир Шаинский, Владимир
Матецкий, Андрей Савченко.
Написали музыку на стихи Риммы Казаковой

12.

Первым мужем Риммы Казаковой был писатель-публицист Георгий
Радов, с которым поэтесса прожила восемь лет. Как впоследствии
признавалась Римма Федоровна, семья у них с Радовым получилась
далекая от идеальной: муж пил, периодически поднимал руку на свою
супругу и устраивал пьяные дебоши. Единственным настоящим
утешением были дети, точнее, сын Егор – единственный ребенок Риммы
Казаковой.
Римма Казакова с мужем Георгием Радовым

13.

Через некоторое время после развода с Радовым поэтесса вышла
замуж во второй раз: за стоматолога, который был моложе ее. Впрочем,
на фото видно, что Римма Федоровна всегда была моложавой и никогда
не выглядела на свой возраст. Поначалу поэтесса была счастлива во
втором браке, но вскоре муж начал ей изменять, и семья вновь
распалась. Такими были ее мужчины: встретить того единственного, с
которым любовь был бы до гроба, писательнице не удалось.
Римма Казакова с сыном Егором

14.

Белла Ахмадулина
У общительной и трудолюбивой
Казаковой было немало друзей в
поэтических кругах родной страны. В
числе ее близких подруг была и
поэтесса
Белла
Ахмадулина.
Возможно, отчасти именно друзья
помогали поэтессе справляться с
невзгодами судьбы. Так, ее сын Егор в
армии начал баловаться наркотиками,
а по возвращении к гражданской
жизни женился на девушке с
шизофренией. Молодые супруги
стали «кайфовать» вместе и родили
дочку Машу. Когда Маше было 8 лет,
жена Егора покончила с собой.
К счастью, Римме Федоровне удалось помочь единственному ребенку
справиться с тяжелой зависимостью, и в своих последних интервью она
нередко упоминала, что сейчас у него все благополучно.

15.

Римма
Федоровна
Казакова ушла в мир иной 19
мая 2008 года, на тот момент
поэтессе было 77 лет. Она
скончалась в санатории села
Юдино
из-за
острой
сердечной недостаточности.
Писательницу похоронили
на столичном Ваганьковском
кладбище.
За годы своей жизни
Римма
Казакова
была
удостоена многих наград и
званий: ордена Кирилла и
Мефодия первой степени,
ордена Дружбы народов,
Трудового Красного знамени
и др.
Могила Риммы Казаковой

16.

Стихи
Риммы Казаковой
Отечество,
вот
для
работа
чего
и
и
любовь
надобно

родиться,
вот три сосны, в которых — заблудиться
и, отыскавшись, — заблудиться вновь.

17.

Дураки
Живут на свете дураки:
На бочку меда — дегтя ложка.
Им, дуракам, все не с руки
Стать поумнее, хоть немножко.
Дурак — он как Иван-дурак,
Всех кормит, обо всех хлопочет.
Дурак — он тянет, как бурлак.
Дурак во всем — чернорабочий.
Все спят — он, дурень, начеку.
Куда-то мчит, за что-то бьется…
А достается дураку —
Как никому не достается!
Живут на свете дураки,
Идут-бредут в своих веригах,
Невероятно далеки
От разных умников великих.
Но умники за их спиной
гогочут…
— Видели растяпу?
Дурак, весь век с одной женой!
— Дурак, не может сунуть в лапу!
— Дурак, на вдовушке женат
И кормит целую ораву!…
Пусть умники меня простят —
Мне больше дураки по нраву.
То по-дурацки он влюблен,
Так беззащитно, без опаски,
То по-дурацки робок он,
То откровенен по-дурацки.
Я и сама еще пока
Себя с их племенем сверяю.
И думаю, что дурака
Я этим делом не сваляю.
Не изворотлив, не хитер,Твердя, что вертится планета,
Дурак восходит на костер
И, как дурак, кричит про это!
А жизнь у каждого в руках.
Давайте честно к старту выйдем,
И кто там будет в дураках —
Увидим, умники! Увидим.

18.

***
Постарею, побелею,
как земля зимой.
Я тобой переболею,
ненаглядный мой.
Мой товарищ стародавний,
суд мой и судьба,
я тобой перестрадаю,
чтоб найти себя.
Я тобой перетоскую,переворошу,
по тебе перетолкую,
что в себе ношу.
Я узнаю цену раю,
ад вкусив в раю.
Я тобой переиграю
молодость свою.
До небес и бездн достану,
время торопя.
И совсем твоею стану —
только без тебя.
Переходы, перегрузки,
долгий путь домой…
Вспоминай меня без грусти,
ненаглядный мой.

19.

***
Становлюсь я спокойной.
А это ли просто?
…Мне всегда не хватало
баскетбольного роста.
Не хватало косы.
Не хватало красы.
Не хватало
на кофточки и на часы.
Мне о радости
радио
звонко болтало,
лопотало…
А мне все равно
не хватало.
Не хватало мне марта,
потеплевшего тало,
доброты и доверия
мне не хватало.
Не хватало товарища,
чтоб провожал,
чтоб в подъезде
за варежку
подержал.
Не хватало,
как влаги земле обожженной,
не хватало мне
истины обнаженной.
Долго замуж не брали —
не хватало загадочности.
Брать не брали,
а врали
о морали,
порядочности.
О, бездарный разлад
между делом и словом!
Ты, разлад, как разврат:
с кем повелся — тот сломан.
Рубишь грубо, под корень.
Сколько душ ты повыбил!
Становлюсь я спокойной —
я сделала выбор.
Стал рассветом рассвет,
а закат стал закатом…
Наши души ничто
не расщепит, как атом.

20.

***
Лето благостной боли,
постиженья
печального света…
Никогда уже больше
не будет такого же лета.
лето, где безрассудно
и построили, и поломали.
Лето с тягостной суммой
поумнения и пониманья.
Для чего отогрело
все, что с летним листом отгорело?
Но душа помудрела,
и она, помудревши, узрела
кратковременность лета,
краткость жизни, мгновенность
искусства
и ничтожность предмета,
что вызвал высокие чувства.

21.

***
Не ходи за мной, как за
школьницей,
ничего не сули.
И не хочется, и не колется —
не судьба, не суди.
Я еще ничуть не вечерняя,
я пока на коне.
Я еще такая ничейная —
как земля на войне.
Не держи на леске, на поводе,
на узде, на беде,
ни на приводе, ни на проводе,
ни в руках и нигде!
Все, что вверено, что доверено,
разгоню, как коня.
Ой, как ветрено,
ой, как ветрено
в парусах у меня!
Не кидайся лассо набрасывать —
я тебе не мустанг.
Здесь охота — дело напрасное
в этих вольных местах.
Сквозь вселенную конопатую —
чем бы ты ни смутил —
я лечу, верчусь и не падаю
по законам светил.
У меня свое протяжение,
крупных звезд оселки…
Ну а вдруг твое притяжение —
не узлы, не силки?
И когда-нибудь мне, отважась, ты
скажешь так, что пойму, —
как тебе твоя сила тяжести
тяжела одному…

22.

***
Был день прозрачен и просторен
и окроплен пыльцой зари,
как дом, что из стекла построен
с металлом синим изнутри.
Велик был неправдоподобно,
всем славен и ничем не плох!
Все проживалось в нем подробно:
и каждый шаг, и каждый вздох.
Блестели облака, как блюдца,
ласкало солнце и в тени,
и я жила — как слезы льются,
когда от радости они.
Красноречивая, немая,
земля была моя, моя!
И, ничего не понимая,
«За что?» — все спрашивала я.
За что такое настроенье,
за что минуты так легли —
в невероятность наслоенья
надежд, отваги и любви?
За что мне взгляд, что так коричнев
и зелен, как лесной ручей,
за что мне никаких количеств,
а только качества речей?
Всей неуверенностью женской
я вопрошала свет и тень:
каким трудом, какою жертвой
я заслужила этот день?
Спасибо всем минутам боли,
преодоленным вдалеке,
за это чудо голубое,
за это солнце на щеке,
за то, что горечью вчерашней
распорядилась, как хочу,
и что потом еще бесстрашней
за каждый праздник заплачу.

23.

***
Я похожа на землю,
что была в запустенье веками.
Небеса очень туго,
очень трудно ко мне привыкали.
Меня ливнями било,
меня солнцем насквозь прожигало.
Время тяжестью всей,
словно войско, по мне прошагало.
Но за то, что я в небо
тянулась упрямо и верно,
полюбили меня
и дожди и бродячие ветры.
Полюбили меня —
так, что бедное стало богатым,—
и пустили меня
по равнинам своим непокатым.
Меня каждое дерево примет.
Я иду и не гнусь —
надо мной мое прежнее небо!
Я пою и смеюсь,
где другие беспомощно немы.
Я иду и не гнусь —
подо мной мои прежние травы…
Ничего не боюсь.
Мне на это подарено право.
Я своя у березок,
у стогов и насмешливых речек.
Все обиды мои
подорожники пыльные лечат.
Мне не надо просить
ни ночлега, ни хлеба, ни света,—
я своя у своих
перелесков, затонов и веток.
А случится беда —
я шагну, назову свое имя…
Я своя у своих.

24.

***
Мой рыжий, красивый сын,
ты красненький, словно солнышко.
Я тебя обнимаю, сонного,
а любить — еще нету сил.
А вы, мужчины, придете —
здоровые и веселые.
Придете, к губам прижмете
конвертики невесомые.
То медью, а то латунью
полыхает из-под простыночки.
И жарко моей ладони
в холодной палате простынувшей.
И рук, каленых морозцем,
работою огрубленных,
тельцем своим молочным
не обожжет ребенок.
Ты жгуче к груди прилег
головкой своею красною.
Тебя я, как уголек,
с руки на руку перебрасываю.
Но благодарно сжавши
в ладонях, черствых, как панцирь,
худые, прозрачные наши,
лунные наши пальцы,
Когда ж от щелей
в ночи
крадутся лучи по стенке,
мне кажется, что лучи
летят от твоей постельки.
поймете, какой ценой,
все муки снося покорно,
рожаем вам пацанов,
горяченьких,
как поковка!

25.

***
Была бы я шикарной женщиной,
Всё обошлось бы малой болью,
Хватило ярости и жёлчи бы
Вас беспощадно отфутболить.
Подсудно всё, и всё карается
И наваждение растает.
Ногою топну, как красавица,
И рассмеюсь, и вас не станет!
Я, не жалея бы, разрушила
Всё, чем невольно сердце грелось,
Неандертальское, зверюшное
Не почитала бы за ребус.
Была б я женщиной роскошною —
Простая серенькая птица, —
Со мной монетою расхожею
Вы б не пытались расплатиться.
Но женщина во мне обычная,
Незащищённая обличьем,
На всё взирает безобидчиво,
Что преподносит ей обидчик.
Качается бесстрастный маятник.
Ещё не пробил звёздный час мой.
Ни Вы не для меня, мой маленький,
Ко мне по случаю причастный,
Да только надоест ей корчиться
Под взглядом, что безумно скошен.
Шикарное терпенье кончится,
И оборвётся сон роскошный.
Ни Вы не для меня, мой меленький,
Ни я для Вас. Всё это в прошлом.
А то, что с дуру Вам отмерила, —
Непозволительная роскошь!

26.

Поэзия (как ошибочно считают люди наивные или пресыщенные)
заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе,
который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем
глаза человека.
Ромен Роллан
НБ БГТУ
ОА и ЭЧЗ
2022
English     Русский Правила