Похожие презентации:
Научные традиции и научные революции
1. Научные традиции и научные революции
Ястреб Наталья АндреевнаКафедра философии ВоГУ
2. План лекции
Динамика развития научного знания в контекстеосновных категорий и законов диалектики.
Концепция динамики научного знания, научных
традиций и научных революций Т. Куна. Этапы
развития науки.
Критическая оценка концепции несоизмеримости
научных парадигм представителями философии и
науки
Научные традиции как предпосылка и основание
развития научного знания.
Научные традиции и научные революции Ястреб Н.А. ВГПУ
2
3.
Одна из основных проблем философии науки XX в. –рост и развитие научного знания, динамика
науки
Была поставлена К. Поппером
Основные подходы:
Эволюционная эпистемология
Кумулятивизм – наука развивается путем накопления
знаний
Парадигмальный подход – развитие науки есть смена
парадигм, т .е. систем принципов, стандартов и
ценностей, принятых в науке на определенном этапе
развития
Научные традиции и научные революции
Ястреб Н.А. ВГПУ
3
4. Динамика развития научного знания в контексте основных категорий и законов диалектики
Диалектика – учение о всеобщих законах развитияМетодология диалектики м.б. применена к анализу
развития научного знания
Законы диалектики
1. Закон единства и
борьбы
противоположностей
2. Закон перехода
количественных изменений
в качественные
3. Закон отрицания отрицания
Научные традиции и научные революции
Ястреб Н.А. ВГПУ
4
5.
1 закон диалектики – показывает, что являетсяисточником развития – внутреннее противоречие и
борьба противоположностей
Этапы развития внутреннего противоречия:
Тождество – равенство системы (теории, НКМ и т.д.)
самой себе, ее непротиворечивость
Выделение несущественных противоречий
(различные интерпретации, толкования, школы)
Конфликт (борьба различных подходов, теорий, школ)
Антагонизм (возникновение и противостояние
противоположных подходов)
Разрешение внутреннего противоречия (напр., по
результатам критического эксперимента)
Утверждение одной противоположности,
Уничтожение другой противоположности
Переход в новое состояние
Научные традиции и научные революции
Ястреб Н.А. ВГПУ
5
6.
Т.о., внутренний источник развития научногопознания –
выделение в едином целом противоположностей, их
единство и борьба;
разрешение внутреннего противоречия;
переход в иное состояние
Научные традиции и научные революции
Ястреб Н.А. ВГПУ
6
7.
2 закон диалектики – показывает, как идетразвитие, каков его механизм – развитие идет
путем перехода количественных изменений в
качественные
Мера – интервал, в рамках которого
количественные изменения не переходят в
качественные
Скачок – точка, в которой количественные
изменения приводят к коренной перестройке
внутренней структуры, переходу в новое качество
Т.о., на основе количественного накопления
знаний, идей, теорий на определенном этапе
изменяется внутренняя структура, возникает
новое качество, напр., новая НКМ
Научные традиции и научные революции
Ястреб Н.А. ВГПУ
7
8.
3 закон диалектики – показывает, какованаправленность развития, - развитие в сторону
отрицания отрицания, т.е. возврата к исходному
состоянию, но на новой основе
В процессе развития снимается (отрицается) то в
старом состоянии, что препятствует развитию
Тезис – Антитезис – Синтез
Тезис: сохранение положительного, снятие
отрицательного, т.е. того, что препятствует
развитию
Антитезис: превращение в противоположность
Синтез: возврат к старому на новой основе
Т.о., развитие науки идет по спирали
Научные традиции и научные революции Ястреб Н.А.
ВГПУ
8
9. Концепция динамики научного знания Т. Куна
Томас Кун – американский философ и историк науки,лидер исторического направления в философии науки
«Структура научных революций»
Основные идеи:
Выступал против критического рационализма К.Поппера
(наука только как логическая система знания)
Поставил проблему соотношения философии и истории
науки
Сформулировал концепцию научных традиций и научных
революций в динамике научного знания
Ввел понятия парадигмы, научного сообщества, этапов
науки, несоизмеримости парадигм, научной традиции,
научной революции
Научные традиции и научные революции
Ястреб Н.А. ВГПУ
9
10. Парадигма
Совокупность научных достижений, стандартов,методов, принципов, признаваемых научным
сообществом в качестве образца ведения научного
исследования
Парадигма – набор образцов решения
конкретных задач
Примеры: классическая механика Ньютона –
Галилея, формационный подход, синергетическая
парадигма
Научные традиции и научные революции
Ястреб Н.А. ВГПУ
10
11. Научное сообщество
Н.С. - исторический субъект научнойдеятельности
Группа ученых, исследующих определенную
проблему, или работающих в рамках одной
парадигмы
До Куна (логический позитивизм, критический
рационализм) – исключение из научного
познания субъекта, наука – объективное,
автономное, независимое от субъекта знание
Кун: признание исторического субъекта и его роли
в развитии науки
Научные традиции и научные революции
Ястреб Н.А. ВГПУ
11
12. Этапы развития науки
Допарадигмальный (до Нового времени) –накапливаются отдельные знания, но наука как
самостоятельное направление не сформировалась
2. Период нормальной науки (парадигмальный) –
имеется господствующая парадигма, в рамках
которой успешно развивается наука (кл. физика XVII
– XIX вв.)
3. Аномальный период (кризис парадигмы) –
возникают факты, объяснение которых в рамках
старой парадигмы невозможно (опыт Майкельсона –
независимость ск. света от выбора системы отсчета).
Возникновение ряда конкурирующих теорий,
претендующих на статус парадигмы
1.
Научные традиции и научные революции
Ястреб Н.А. ВГПУ
12
13. Этапы развития науки
4. Научная революция – одна из теорий, наиболееуспешно объясняющая факты, становится
парадигмой, признается научным сообществом
(смена поколений). Наступает период новой
нормальной науки
Итак, научная революция – это смена
парадигмы, т.е. стандартов ведения
научного исследования
Научные традиции и научные революции
Ястреб Н.А. ВГПУ
13
14. Философский смысл концепции научных парадигм Т. Куна
Отрицание единого, абсолютного, неизменногокритерия научности и рациональности
Признание относительности, изменчивости
критериев научности (каждая парадигма
устанавливает свои стандарты)
Относительность демаркации, разделения
научного и ненаучного, рационального и
иррационального
Отрицание эмпирического фундаментализма. т.е.
приоритета фактов в науке (не факт судит теорию,
а теория определяет набор фактов)
Научные традиции и научные революции
Ястреб Н.А. ВГПУ
14
15. Тезис о «несоизмеримости парадигм»
Невозможно установить строгие логическиеотношения между сменяющими друг друга
фундаментальными теориями
Отрицание кумулятивизма и преемственности в эволюции
науки
Отрицание преемственности в научном сообществе: новые
идеи входят в силу тогда, когда сменяется поколение ученых
Прогресс в науке есть только на этапе «нормальной науки», в
целом его нет (критерий – количество решенных проблем)
Традиции в науке имеют место только на этапе «нормальной
науки»
Научные традиции и научные революции
Ястреб Н.А. ВГПУ
15
16. Критическая оценка концепции несоизмеримости научных парадигм
Неклассическая наука - принциппреемственности: новая теория не отрицает
старую, а включает ее как свой частный случай (Н.
Бор, А. Эйнштейн) – признание традиций и
прогресса в науке
Научные традиции и научные революции
Ястреб Н.А. ВГПУ
16
17. Научные традиции как предпосылка и основание развития научного знания
Традиции (лат. traditio – передача, предание) –исторически сложившиеся и передаваемые из
поколения в поколение обычаи, обряды, идеи,
ценности, установки, нормы поведения
Традиции:
Основа стабильности, устойчивости.,
преемственности
Предпосылка и основание развития, прогресса
Научные традиции: обеспечивают возможность
развития научного знания на этапе нормальной
науки (в рамках господствующей парадигмы)
Научные традиции и научные революции
Ястреб Н.А. ВГПУ
17
18.
Спасибо за внимание!Научные традиции и научные революции
Ястреб Н.А. ВГПУ
18