Похожие презентации:
Древнегреческая философия (Афинская школа. Рафаэль Санти. 1511)
1. Древнегреческая философия (Афинская школа. Рафаэль Санти. 1511)
2. Значение и роль древнегреческой философии
• философия впервые получает статуснауки;
• в античной философии были
сформулированы практически все
философские понятия;
• античная философия оказала влияние на
направление и темпы развития
европейской цивилизации и даже
цивилизации мировой.
3. Периодизация античной философии
• Досократический период (7-5вв до н.э.)• Классический (сократический сер.5-кон.4вв до
н.э.)
• Эллинистический (римский) (кон.4-2вв до
н.э.)
4. Досократический период Милетская школа (натурфилософы)
Поиск первоначала(архэ)
• Фалес-вода
• Анаксимандрбеспредельное,
неизмеримое, вечное
–апейрон
• Анаксимен-воздух
5.
Гераклитплачущий философ,
темный
«Большинство людей
не понимает, с чем
оно сталкивается. Для
бога всё прекрасно,
хорошо и
справедливо, а люди
одно принимают за
справедливое, а
другое – за
несправедливое»
6. Гераклит (стихийная диалектика)
• «Все течет, все изменяется»• «В одну и ту же реку нельзя войти
дважды»
• «…борьба (противоположностей)–
родитель всего и царь над всем»
• «Этот космос, единый из всего, не создан
никем из людей, но он всегда был, есть и
будет вечно живым огнём, в полную меру
воспламеняющимся и в полную меру
угасающим».
7. Гераклит
Первоначало не то, что движется иизменяется, а само движение. Движение
возможно благодаря борьбе
противоположных начал.
(Но будучи натурфилософом, он представил это движение
в чувственно воспринимаемом виде – в виде огня.)
«ЛОГОС»-закон сущего, единство
противоположностей.
8. Элеаты (Парменид, Зенон Элейский)
• Проблема познания• Приоритет разумного познания перед
чувственным (рационализм)
• Проблема бытия: бытие -вечно,
едино, неизменно)
9. Парменид
• Впервые обозначилпроблему и категорию
Бытия (вечного,
единого, неизменного):
• «Все, что мы мыслим
есть бытие»(Бытие
можно познать лишь
разумом, чувствами мы
можем познать лишь
изменчивое)
10. Зенон Элейский
• Бытие вечно и неподвижно,несотворимо, шарообразно
• Движения нет – движениеэто сумма состояний покоя
(это возможно постичь не с
помощью чувств, а
разумом)=>
• Рациональное - истинно,
чувственное - поверхностно,
противоречиво
11. Движение – сумма состояний покоя
Сущее едино и неподвижно12. Демокрит - Смеющийся философ - атомист
Демокрит - Смеющийся философ атомист• Смеялся над заблуждениями
людей, и его смех продлевал
ему жизнь.
• «Хорошее расположение
духа есть самое лучшее»
(для этого не должно
стремиться делать свыше
своих сил, т.к. это не
способствует обретению
покоя в душе)
13. Демокрит- основоположник материалистического направления
• Материальный мир состоитиз атомов
• Атом – мельчайшая
неделимая частица
• Атомы различной формы и
размеров, в вечном
движении
• Между атомами существует
пространство, заполненное
пустотой
• Атомы не поддаются
чувственному восприятию,
постигаются разумом
• Круговорот атомов в
природе
14. Классический период Сократ (469-399гг до н.э.)
Поворот отрассмотрения
природы и мира, к
рассмотрению
человека.
Призывал познание
начинать с
познания самого
себя
15. Сократ
• «Я знаю только то, что я ничего незнаю» (в образе неведающего
человека задавал вопросы
собеседнику, в результате приводил
его к сомнению) Майевтика – метод
рождения истины в диалоге.
• Высшая мудрость - различать добро и
зло. Знание – высшее благо, зло
совершается от незнания (этический
реализм)
16. Сократ- «христианин до Христа»
• «Не надо отвечать нанесправедливость
несправедливостью, не делать никому
зла, даже, если бы пришлось бы от
кого-то пострадать»
• Величайшее благодеяние – забота не
о теле, социальном положении и т.п., а
забота о душе
17. Платон - ученик Сократа
Заслуга платоновскойфилософии –
«открытие
имматериальности
мира»
18. Платон. Теория идей. Объективный идеализм
• Материальный мирвременный и изменчивый
• Реальны лишь Эйдосы
(чистые бестелесные
идеи), материальный мир
лишь отражение чистых
идей
• Познать эйдосы можно
лишь разумом без
участия органов чувств
19. Аллегория Платона. Легенда о пещере
20. Аристотель-энциклопедист
• Вклад в биологию,социологию,
философию,
политику, логику,
физику, медицину
и др.
21. Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже»
22. Аристотель о категории «бытие» и других категориях, характеризующих ее
Бытие – сущность, субстанция,обладающая свойствами
количества, качества, места,
времени, отношения, положения,
состояния, действия, страдания.
Человек способен воспринимать
лишь свойства бытия, но не его
сущность
23. Аристотель «Метафизика» Учение о материи и форме;
1. «то, из чего» (пассивнаяМАТЕРИЯ)
2. «то, что», (активная
сущность – ФОРМА)
Мыслит «бытие» 3. «то, откуда»
в 4-х значениях: действующая причина-БОГ
- перводвигатель
4. «то, ради чего»
фатальная причина
БЛАГО–высшая цель
24. Аристотель. Иерархия уровней материального мира
человекмир
различных
видов животных
мир растений
и живых существ
неорганические образования
(неорганический мир)
25. Аристотель о человеке
Три уровня души:• растительная
• животная
• разумная
Человек «политическое животное» обладает врожденной потребностью
жить в коллективе, что приводит к
возникновению общества
26. Эллинистический период. Эпикур
• Физика (учение оприроде)
• Каноника(учение о
познании)
• Этика (о человеке и
его поведении)
27. Физика Эпикура
• Ничего не происходит изнесуществующего и ничего не
становится несуществующим.
Вселенная вечна и бесконечна (закон
сохранения материи)
• Материальный мир и душа состоят из
атомов (вечны) в постоянном
движении
28. Эпикур. Каноника – учение о познании
• Сторонник чувственного познания• Разум полностью зависим от
ощущений
29. Эпикур о человеке. Этика
• Душа - особый вид материи, смертна как итело
• Судьба человека зависит от него самого, не
от богов(которым нет дела до людей)
• Человек должен стремиться к счастью в
пределах земной жизни(счастье в разумном
удовольствии, в отсутствии страданий)
• Норма жизни- благоразумие - ограничение
потребностей , безмятежность (атараксия) и
мудрость
• Знание причин происходящего делает
человека свободным от страхов
30. КИНИКИ (Антисфен, Диоген)
БЛАГО – этоотрешение от
всего,
что делает
человека
зависимым
31. Философия кинизма знаменует закат античной философии
• пренебрежение любыми законами –государственными, моральными
• отказ от каких-либо потребностей и
желаний,
• презрение к роскоши и стремлению к
наслаждению
• восхваление физической и духовной
бедности
• отсутствие патриотизма, готовность жить в
любом обществе
32. Философия Стоицизма Сенека, Марк Аврелий
• Освобождение от влияние внешнегомира благодаря просвещенности,
добродетели, бесстрастию (апатии),
самодостаточности (автаркии)
• Признание официальных законов
только, если они добродетельны
• Восхищение богатством, здоровьем,
красотой
• Стремление к счастью – высшая цель
человека
33. Заключение
В целом философия древнего мираоказала огромное влияние на
последующую философскую мысль,
культуру, развитие человеческой
цивилизации.
В Античной философии содержались
зачатки основных видов
философского мировоззрения,
разрабатывавшиеся во все
последующие века.