891.49K

Умберто Эко «Имя Розы»

1.

Умберто Эко «Имя Розы».

2.

Умберто Эко (1932-2016)
Итальянский учёный, философ,
специалист
по семиотике и средневековой
эстетике, теоретик культуры,
литературный критик,
писатель, публицист.

3.

• Действие романа
разворачивается в
средневековом монастыре, где
его героям предстоит решить
множество философских
вопросов и, путем логических
умозаключений, раскрыть
произошедшее убийство.

4.

• Роман представляет собой воплощение на практике
теоретических идей Умберто Эко
о постмодернистском произведении. Он включает несколько
смысловых пластов, доступных разной читательской
аудитории. Для относительно широкой аудитории «Имя
розы» — сложно построенный детектив в исторических
декорациях, для несколько более узкой — исторический
роман со множеством уникальных сведений об эпохе и
отчасти декоративным детективным сюжетом, для ещё
более узкой — философско-культурологическое
размышление об отличии средневекового мировоззрения от
современного, о природе и назначении литературы, её
соотношении с религией, месте того и другого в истории
человечества.

5.

• Круг содержащихся в романе аллюзий исключительно широк и
ранжирован от общедоступных до понятных лишь специалистам.
Главный герой книги Вильгельм Баскервильский отсылает
к Шерлоку Холмсу (пользуется его дедуктивным методом, прозван
по названию одного из наиболее известных текстов холмсианы,
кроме того очевидна параллель между спутниками — Адсон
и Ватсон). Его главный противник, слепой монастырский
библиотекарь Хорхе — сложно устроенная пародия на образ
классика постмодернистской литературы Хорхе Луиса Борхеса,
который был директором национальной библиотеки Аргентины, а
к старости ослеп (кроме того, Борхесу принадлежит впечатляющий
образ цивилизации как «вавилонской библиотеки», из которого,
возможно, и вырос весь роман Умберто Эко).

6.

• Главным героям, Вильгельму Баскервильскому и
его юному спутнику Адсону Мелькскому,
приходится расследовать гибель некоего
Адельма Отрантского,
монаха бенедиктинской обители. Действие
происходит в конце ноября 1327 года на северозападе Италии. Сюжет разворачивается в течение
недели. Вильгельм, чьей первоначальной целью
было подготовить встречу между
теологами папы Иоанна XXII и
императора Людовика IV Баварского, теперь
должен подтвердить свою репутацию учёного мужа
и в прошлом знаменитого инквизитора.

7.

Настоятель монастыря Аббон
безосновательно не допускает
героев в библиотеку, между тем
есть версия, что Адельм, первый
погибший, выпал именно из окна
книгохранилища. Библиотека —
лабиринт, расположенный на
третьем этаже Храмины — башни,
поражающей Адсона своими
размерами, великолепием и
символичностью архитектурной
формы.

8.

• На втором этаже находится скрипторий, в котором монахи
переписывают рукописи. Тут столкнулись две монастырские
партии — итальянцы и иностранцы. Первые ратуют за свободный
доступ ко всем книгам, за работу с народным языком, вторые
же — консерваторы — получили руководящие места
(немец Малахия — библиотекарь, его помощник —
англичанин Беренгар, и «серый кардинал» — испанец Хорхе) и
поэтому не разделяют стремлений итальянцев.

9.

• Дабы уяснить причину происходящего, Вильгельм и
Адсон тайно проникают в библиотеку ночью. Герои
плутают, встречают призраков, на поверку оказавшихся
ловушками, ухищрением человеческого разума. Первая
вылазка ничего не дала — с трудом выбравшись из
лабиринта, Вильгельм и Адсон сомневаются в
собственных силах и решают раскрыть загадку лабиринта
«снаружи».

10.

День 1
• Беседа с Хорхе о смехе.
• 1. Хорхе.
• а) Смех есть собственная акциденция (уникальная человеческая
черта), но человеку не пристало (в этическом смысле) смеяться
над смешными вещами.
• б) Христос никогда не смеялся.
• 2. Вильгельм.
• а) Истина может быть открыта через ее противоположность.
• б) Смех связан с доброй магией, преображающей мир ради
продления жизни.

11.

День 5 Диспут о бедности Христа
• Диспут о бедности Христа является только формальным
поводом, за которым скрывается напряжённая политическая
интрига. По словам Вильгельма, «…вопрос не в том, был ли
Христос беден, а в том, должна ли быть бедной церковь. А
бедность применительно к церкви не означает — владеть ли ей
каким-либо добром или нет. Вопрос в другом: вправе ли она
диктовать свою волю земным владыкам?»

12.

День 5
• Проповедь Хорхе.
• 1. Порицает монахов за тяжкий грех: вместо того чтобы сохранять
знание, они ищут новое знание.
• 2. Все знание уже дано в Слове откровения - монах должен
размышлять над истиной уже достигнутой.

13.

Эпилог
• Адсон и Вильгельм покидают пепелище и вскоре расстаются.
Впоследствии, уже в зрелом возрасте, Адсон возвращается в то место,
где был монастырь, собирая лоскутки чудом сохранившихся страниц.
Уже в старости, в конце века он дописывает воспоминания, готовясь к
встрече с Богом.
• Книга — демонстрация схоластического метода, который был очень
популярен в XIV веке. Вильгельм показывает
мощь дедуктивного рассуждения.
• Решение центральной тайны убийства зависит от содержания
таинственной книги (книги Аристотеля о комедии, единственный
экземпляр которой сохранился в монастырской библиотеке).

14.

• В 1986 году роман был
экранизирован. Режиссёром
фильма «Имя розы» стал Жан-Жак
Анно. Роль Вильгельма
Баскервильского исполнил Шон
Коннери, Адсона — Кристиан
Слэйтер.
• Несмотря на многочисленные
награды и успех фильма в прокате,
сам Умберто Эко остался
недоволен воплощением своей
книги на экране. С тех пор он ни
разу не дал разрешение на
экранизацию своих произведений.
Отказал он даже Стэнли Кубрику,
хотя впоследствии сожалел об
этом.
English     Русский Правила