Похожие презентации:
Биография Твардовского Александра Трифоновича
1.
Презентация потеме: Биография
Твардовского
Александра
Трифоновича
Подготовила ученица 11 «В» класса
МБОУ «Лицея №1 имени А.П.Гужвина
город Камызяк» Кравцова Вера
Руководитель учитель литературы
Мамаева О.Р.
2013г.
2. Твардовский Александр Трифонович
ДЕТСТВОродился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье
рядом с деревней Сельцо (ныне в Смоленской
области) в семье деревенского кузнеца Трифона
Гордеевича Твардовского. Этот хутор был
разобран после раскулачивания семьи
Твардовских.
3.
Дед поэта, Гордей Твардовский,был бомбардиром (солдатомартиллеристом), служившим в
Польше, откуда привёз
прозвище «пан Твардовский»,
перешедшее к его сыну. Это
прозвище (в реальности не
связанное с дворянским
происхождением) заставляло
Трифона Гордеевича
воспринимать себя скорее
как однодворца, нежели
крестьянина.
4.
Мать же Твардовского, МарияМитрофановна,
действительно происходила
из однодворцев. Трифон
Гордеевич был человеком
начитанным — и по вечерам
в их доме часто читали вслух
Пушкина, Гоголя,
Лермонтова, Н. А. Некрасова,
А. К. Толстого, Никитина, П.
Ершова. Стихи Александр
начал сочинять рано, ещё
будучи неграмотным, и не
будучи в состоянии их
записать. Первое
стихотворение было гневным
обличением мальчишек,
разорителей птичьих гнёзд.
5.
В 14 лет Твардовский сталписать маленькие заметки в
смоленские газеты, а затем,
собрав несколько
стихотворений, принёс
их Михаилу Исаковскому,
работавшему в редакции
газеты «Рабочий путь».
Исаковский встретил поэта
приветливо, став другом и
наставником молодого
Твардовского. В 1931 была
опубликована его первая
поэма «Путь к социализму».
6. Коллективизация, репрессии семьи
• В поэмах «Путь к социализму» (1931) и«Страна Муравия» (1934—1936)
изобразил коллективизацию и мечты о
«новой» деревне, а также скачущего на
коне Сталина как предвестника
светлого будущего.
7.
• Несмотря на то, что родители вместе сбратьями Твардовского
были раскулачены и сосланы, а его
хутор был сожжён односельчанами, сам
он поддержал коллективизацию
крестьянских хозяйств.
8. Финская война
Член ВКП(б) с 1938года. Комиссаром
участвовал
в присоединении к
СССР Западной
Белоруссии и
в Советско-финской
войне. Участвовал в
войне с Финляндией в
1939-1940 годах в
качестве военного
корреспондента.
9. «Василий Тёркин»
В 1941—1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты ЮгоЗападного фронта «Красная Армия». Поэма «ВасилийТёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала и конца» —
самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из
Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным
слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с
другом только главным героем — автор исходил из того, что и он
сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере
написания главы печатались в газете Западного
фронта «Красноармейская правда» — и были невероятно популярны
на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни —
в результате чего Твардовский сделался культовым автором
военного поколения.
10. Послевоенные поэмы
• В 1946 году написана поэма «Дом у дороги», где упоминаютсяпервые трагические месяцы Великой Отечественной войны.
В дни смерти и похорон Сталина А. Т. Твардовский написал
следующие строки:
В этот час величайшей печали
Я тех слов не найду,
Чтоб они до конца выражали
Всенародную нашу беду…
11.
• В поэме «За далью — даль», написанной на пике хрущёвской«оттепели», писатель осуждает Сталина и, как и в книге «Из
лирики этих лет. 1959—1967» (1967), размышляет о движении
времени, долге художника, о жизни и смерти. В этой поэме
наиболее ярко выразилась такая мировоззренческая сторона
жизни и творчества Твардовского, как «державность». Но, в
отличие от державников-сталинистов и неосталинистов, культ
сильного государства, державы у Твардовского — не связан с
культом какого-либо государственного деятеля и вообще
конкретной формы государства. Такая позиция помогала
Твардовскому быть своим и среди русофилов —
поклонников Российской империи.
12. «Новый мир»
Во второй период редакторстваТвардовского в «Новом мире»,
особенно после XXII съезда КПСС,
журнал стал прибежищем
антисталинских сил в литературе,
символом «шестидесятничества»,
органом легальной оппозиции
советской власти.
13.
В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти»(опубликована в 1987 году) и «Тёркин на том свете»
пересмотрел своё отношение к Сталину и сталинизму. В это же
время (начало 1960-х) Твардовский получил
разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день
Ивана Денисовича» Солженицына.
14.
Новая направленность журнала (либерализм вискусстве, идеологии и экономике,
прикрывающийся словами о социализме «с
человеческим лицом») вызвала
недовольство не столько хрущёвскобрежневской партийной верхушки и
чиновников идеологических отделов, сколько
так называемых «неосталинистовдержавников» в советской литературе. В
течение нескольких лет велась острая
литературная (и фактически идеологическая)
полемика журналов «Новый мир» и
«Октябрь» (главный редактор В. А. Кочетов,
автор романа «Чего же ты хочешь?»,
направленного в том числе и против
Твардовского). Стойкое идейное неприятие
журнала выражали и патриоты«державники».
15.
После снятия Хрущёва с высших постов в прессе (журнал«Огонёк», газета «Социалистическая индустрия») была
проведена кампания против журнала «Новый мир».
Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит,
систематически не допускавший к печати самые важные
материалы. Поскольку формально уволить Твардовского
руководство Союза писателей не решалось, последней
мерой давления на журнал было снятие заместителей
Твардовского и назначение на эти должности враждебных
ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был
вынужден сложить редакторские полномочия, часть
коллектива журнала последовала его примеру. Редакция
была, по сути, разгромлена. Записка КГБ «Материалы о
настроениях поэта А. Твардовского» от
имени Андропова была направлена 7 сентября1970
года в ЦК КПСС
16.
В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался сэстетическим традиционализмом. Твардовский холодно
относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая
предпочтение литературе, развивающейся в классических
формах реализма. Многие крупнейшие писатели 1960-х годов
публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю.
Например, в 1964 году в августовском номере была
опубликована большая подборка стихотворений воронежского
поэта Алексея Прасолова.
17.
Вскоре после разгрома «Нового мира» уТвардовского обнаружился рак лёгких.
Умер писатель 18 декабря 1971 года в
дачном посёлке Красная
Пахра Московской области. Похоронен
в Москве на Новодевичьем
кладбище (участок № 7)
18. Увековечение памяти
• В 1990 году в честь писателя издан художественныймаркированный конверт.
• В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве
именем Твардовского названы улицы.
• Имя Твардовского присвоено московской школе
№ 279.
• В честь А. Твардовского назван самолёт
«Аэрофлота» Airbus A330-343E VQ-BEK.
• В 1988 году открыт мемориальный музей-усадьба
«А. Т. Твардовский на хуторе Загорье»
19. Награды и премии
• Сталинская премия второй степени (1941) — за поэму «СтранаМуравия» (1936)
• Сталинская премия первой степени (1946) — за поэму
«Василий Тёркин» (1941—1945)
• Сталинская премия второй степени (1947) — за поэму «Дом у
дороги» (1946)
• Ленинская премия (1961) — за поэму «За далью — даль»
(1953—1960)
• Государственная премия СССР (1971) — за сборник «Из лирики
этих лет. 1959—1967» (1967)
• три ордена Ленина (1939, 1960, 1967)
• орден Трудового Красного Знамени (1970)
• орден Отечественной войны I степени (1945)
• орден Отечественной войны II степени (1944)
• орден Красной Звезды
20. Издания
Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца / Изд. подг.
А. Л. Гришунин. — М.: Наука, 1976. — 527 с. — (Литературные
памятники)
Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. — М.: Худ. лит.,
1979. — 287 с. Миниатюрная книга, формат 58×75 мм, тираж 5000 экз.
Твардовский А. Т. Стихотворения и поэмы / Сост. М. И. Твардовской;
подг. текста и прим. Л. Г. Чащиной и Э. М. Шнейдермана. — Л.: Сов.
писатель, 1986. — 896 с. — (Библиотека поэта. Большая серия. Второе
издание.)
Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. — Минск:
Мастацкая лiтаратура, 1988. — 272 с. Миниатюрная книга, формат
75×96 мм, тираж 5000 экз.
Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. — Томск:
ТомСувенир, 2000. — 352 с. (Литературно-художественное издание).
Миниатюрная книга, формат 50×66 мм, тираж 500 экз.