0.99M
Категории: БиографииБиографии ИсторияИстория

Ленин Владимир Ильич

1.

ТаТЖТ-филиал РГУПС
В. И. ЛЕНИН
АВТОР:
ПОПОВ ДАНИЛ
ИГОРЕВИЧ
ПРОВЕРИЛА:
ВАСИЛЬЕВА Т. В.
ТАМБОВ
2023

2.

Ленин Владимир Ильич

3.

Десткие годы и время учебы
Владимир Ильич Ульянов родился в 1870 году в
Симбирске (ныне Ульяновск) в семье
инспектора народных училищ Симбирской
губернии Ильи Николаевича Ульянова (1831—1886), —
сына бывшего крепостного крестьянина
села Андросово Сергачского уезда Нижегородской
губернии Николая Ульянова (вариант написания
фамилии: Ульянина), женатого на Анне Смирновой —
дочери астраханского мещанина(по версии советской
писательницы М. С. Шагинян, происходившей из рода
крещёных калмыков). Мать — Мария Александровна
Ульянова (урождённая Бланк, 1835—1916), шведсконемецкого происхождения по матери и, по разным
версиям, украинского, немецкого или еврейского — по
отцу. Дедом Владимира по матери был, по одной из
версий, еврей, принявший православие, Александр
Дмитриевич Бланк.

4.

В 1879—1887 годах Владимир Ульянов учился в Симбирской гимназии, которой
руководил Фёдор Михайлович Керенский, отец А. Ф. Керенского, будущего
главы Временного правительства (1917).
В 1887 году окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический
факультет Императорского Казанского университета. Фёдор Михайлович Керенский
был очень разочарован выбором Володи Ульянова, так как советовал ему поступать
на историко-словесный факультет университета ввиду больших успехов младшего
Ульянова в латыни и словесности.
В том же 1887 году, 8 мая, его старшего брата — Александра — казнили как
участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь
императора Александра III. Произошедшее стало глубокой трагедией для семьи
Ульяновых, не подозревавшей о революционной деятельности Александра.

5.

В университете Владимир был вовлечён в нелегальный студенческий кружок
«Народной воли» во главе с Лазарем Богоразом (1868 — около 1917, известен также
под псевдонимом С. Губкин). Через три месяца после поступления он был исключён
за участие в студенческих беспорядках, вызванных новым уставом университета,
введением полицейского надзора за студентами и кампанией по борьбе с
«неблагонадёжными» студентами. По словам инспектора студентов, пострадавшего
от студенческих волнений, Ульянов находился в первых рядах бушевавших
студентов.
На следующую ночь Владимир в числе сорока других студентов был арестован и
отправлен в полицейский участок. Всех арестованных, в порядке характерных для
периода царствования Александра III методов борьбы с «непокорством», исключили
из университета и выслали на «место родины». Позже ещё одна группа студентов
покинула Казанский университет в знак протеста против репрессий. В числе
добровольно ушедших из университета был двоюродный брат Ульянова, Владимир
Ардашев. После ходатайств Любови Александровны Ардашевой (урождённой
Бланк), тёти Владимира Ильича, Ульянов был выслан в
деревню Кокушкино Лаишевского уезда Казанской губернии, где он жил в доме
Ардашевых до зимы 1888—1889 годов.

6.

В СССР было издано пять собраний сочинений Ленина и сорок «Ленинских
сборников», составленных специально созданным по решению ЦК ВКП(б) для
изучения ленинского творческого наследия Институтом Ленина. Многие из
включённых в него работ были отредактированы и исправлены перед публикацией,
многие работы Ленина вообще не были включены в него. В советское время
периодически (раз в несколько лет) выпускался сборник избранных сочинений, в
двух-четырёх томах.
Среди основных работ — «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против
социал-демократов?» (1894), «К характеристике экономического романтизма» (1897),
«От какого наследства мы отказываемся?» (1897), «Развитие капитализма в России»
(1899), «Что делать?» (1902), «Шаг вперёд, два шага назад» (1904), «Партийная
организация и партийная литература» (1905), «Две тактики социал-демократии в
демократической революции» (1905), «Социализм и религия» (1905), «Большевики и
мелкая буржуазия» (1907), «Марксизм и ревизионизм» (1908).

7.

Описание философской системы и произведений
В работе «Материализм и эмпириокритицизм»
В. И. Ленин подверг критике философию
эмпириокритицизма (махизма),
неокантианство, прагматизм. Огромное
значение имели дальнейшая разработка В. И.
Лениным основного вопроса философии и
определение философского понятия материи.
Раскрывая всеобщую взаимосвязь явлений
материального мира, В. И. Ленин
подчеркивал, что отражение есть
универсальное, общее свойство материи.
Поскольку все вещи, предметы, явления и т. д.
взаимодействуют между собой и потому
своими воздействиями как бы представлены
или отражены друг в друге, то в этом
обнаруживается некоторый аналог
психического отражения.

8.

Так создаются условия для понимания того, в чем состоят общность и различие
между психическим отражением и всеми другими видами отражения и каковы
естественные предпосылки для закономерного развития психики в самом фундаменте
материи. Эту методологически исходную для всей психологии идею В. И. Ленин
выразил в следующей форме: «...Логично предположить, что вся материя обладает
свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения».
Осуществленный Лениным анализ отражательной природы психики позволил четко
противопоставить идеалистическому монизму в понимании психики
материалистический монизм марксистской философии. Материалистический монизм
В. И. Ленин выразил предельно кратко и точно: психическое, сознание, дух — это
«функция мозга, отражение внешнего мира». Ленин связывал в единое целое обе
части этой формулы. Как известно, первая часть формулы (психика как функция
мозга) — в отрыве от второй, т. е. без учета отражательной природы психического —
закономерно приводит к «физиологическому идеализму», который Ленин тоже резко
критиковал в своей книге.

9.

В единый своей материальности мир входит не только физическая Вселенная, но и
человеческое общество, люди, не только телесная организация людей, но и их
сознание. В этом контексте В. И. Ленин рассматривал одну из наиболее острых и
актуальных философских проблем психологии: психика материальна или же
нематериальна? Эту проблему Ленин анализировал в полемике с вульгарным и
механистическим материализмом (что обычно недостаточно учитывается), поскольку
именно в такой полемике особенно четко можно выявить специфику диалектического
материализма. Критикуя воззрения вульгарных материалистов, Ленин
противопоставил им «настоящие взгляды материалистов»: «Не в том состоят эти
взгляды, чтобы выводить ощущение из движения материи или сводить к движению
материи, а в том, что ощущение признается одним из свойств движущейся материи».

10.

Таким образом, в своей книге В. И.
Ленин боролся с обеими ошибочными
крайностями в трактовке
психического. Он выступал против
вульгарного и механистического
материализма и тем более против
идеализма. Поэтому Ленин специально
отмечал «различие материи от духа» и
вместе с тем подчеркивал
относительность этого различия,
предостерегая против его
абсолютизации. Психическое столь же
реально, как и физическое,
физиологическое и т. д. (что особенно
важно учитывать в ходе исследования
сложнейших взаимосвязей между
физиологическими и психическими
процессами).

11.

Основные произведение Ленина, несущее
философскую мысль
«Материализм и эмпириокритицизм»
«Философские тетради» - сборник конспектов из разных
произведений:
«Святое семейство»
«О сущности религии»
«О философии Лейбница»
«Лекции по философии истории»

12.

Значение и след в русской духовной мысли
Именно в это время мир услышал о Ленине. Его бессмертные лозунги «Мир
народам!», «Хлеб голодным!», «Землю крестьянам!», «Фабрики рабочим!», «Власть
советам!» Прозвучали набатом для миллионов работяг, которые гнули спины в
полях, у станков и на шахтах. Ленинизм стал их надеждой на избавление от
страданий, на достойную и счастливую жизнь.
Ленинский гений не возник случайно. Основатель большевизма не был ни
философом-одиночкой, ни сверхчеловеком, стоящим на пьедестале высоко над
толпой. Ровно наоборот: он подчинил жизнь служению трудящемуся люду, его
освобождению от оков угнетения, невежества, неверия в свои силы.

13.

Понимание марксизма как руководства к действию превратило Ленина в великого
мыслителя и народного вождя. Результатом его творческого подхода и стал
большевизм. «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и
неприкосновенное, - указывал он, - мы убеждены, напротив, что она положила только
краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех
направлениях, если они не хотят отстать от жизни».
Ленин дает нам пример основательного отношения к каждой теме. Разработку
любого вопроса он сопровождал изучением всех доступных источников. При
написании труда «Развитие капитализма в России» он использовал ссылки на 583
источника. А материалы к работе «Империализм, как высшая стадия капитализма»
заняли почти 800 книжных страниц.
English     Русский Правила