2.25M
Категория: БиографииБиографии

Алексей Степанович Хомяков

1.

РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное образовательное учереждение
высшего образования
“Ростовский государственный университет путей сообщения”
(ФГБОУ ВО РГУПС)
Тамбовский техникум железнодорожного траспорта
(ТаТЖТ-Филиал РГУПС)
Алексей Степанович
Хомяков
Выполнила
Семенюк Д.Д
Группа-ТАОП-312
Проверил преподаватель
Васильева Т.В
Тамбов
2023

2.

Хомяков Алексей Степанович – человек разноплановый, русский поэт,
религиозный философ, экономист, историк, публицист, драматург,
основоположник раннего славянофильства, публицист, полиглот, живописец,
богослов, технический изобретатель, внес большой вклад в формирование
русской идеи, член Петербургской Академии наук.

3.

Детство и юность
Алексей родился в городе Москве 13 мая 1804 года в семье Хомяковых старинного
дворянского происхождения. Его предки принадлежали роду землевладельческих
дворян.
Происхождение рода Хомяковых берет начало во времена правления Василия
Третьего Ивановича, при котором дети Хомяковых были организаторами охоты у
князей, участвуя в Смоленском походе. Длительное время охота в семье
Хомяковых была главным занятием мужчин.
Степан Александрович – отец Алексея отставной военный, не был сторонником
почвеннического направления, скорее наоборот, стремился всячески подражать
«английскому» быту и был сооснователем известного Английского Клуба в
Москве. Степан Хомяков был страстным картежником. В конечном счете страсть к
азартным играм побудила его проиграть почти весь семейный бюджет. После
инцидента мать — Мария Алексеевна стала главой дома, взяв на себя ведение дел.
Воспитание в семье консервативных взглядов сохранило в ней подлинный русский
дух и глубокое стремление к православному укладу жизни.
В семье Хомяковых строго соблюдались традиции, правила и обряды русского
православия. Они следовали православным предписаниям: соблюдали пост,
посещали церковь, читали житийную литературу, давали приют путникам. Мария
Алексеевна привила сыну искреннюю любовь к участию в церковной жизни.
Благодаря матери Хомяков был неуклонен в направлении воцерковления.

4.

В 1828—1829 годах Хомяков участвовал в русско-турецкой
войне, после окончания которой в чине штаб-ротмистра вышел
в отставку и уехал в своё имение, решив заняться хозяйством.
Сотрудничал с различными журналами.
В 1836 году, 5 июля, он обвенчался с сестрой поэта Языкова,
Екатериной Михайловной.
В статье «О старом и новом» (1839) им были выдвинуты
основные теоретические положения славянофильства. В 1838
году он приступил к работе над своим основным историкофилософским сочинением «Записки по всемирной истории».

5.

В 1847 году Хомяков посетил Германию. С 1850 года особое
внимание стал уделять религиозным вопросам, истории
русского православия. Для Хомякова социализм и
капитализм были в равной степени негативными
отпрысками западного декадентства. Запад не смог решить
духовные проблемы человечества, он увлекся конкуренцией
и пренебрёг кооперацией. По его словам: «Рим сохранил
единство ценой свободы, а протестанты обрели свободу
ценой единства». Считал монархию единственно
приемлемой для России формой государственного
устройства, выступал за созыв «Земского собора», связывая
с ним надежду на разрешение противоречия между
«властью» и «землёй», возникшее в России в результате
реформ Петра I.

6.

Занимаясь лечением крестьян во
время холерной эпидемии, заболел.
Скончался 23 сентября 1860 года в
селе Спешнево-Ивановском
Рязанской губернии. Похоронен в
Даниловом монастыре рядом с
Языковым и Гоголем. В советское
время прах всех троих был
перезахоронен на новом
Новодевичьем кладбище.

7.

Среди идейных источников славянофильства Хомякова,
наиболее полно выделяется Православие, в рамках которого
было сформулирована идея о религиозно-мессианской роли
русского народа. Мыслитель в начале своей деятельности
находился под значительным влиянием немецкой философии, в
особенности философии Шеллинга. Определённое влияние на
него оказали также теологические идеи, например, французских
традиционалистов Формально не примыкая ни к одной из
философских школ, он особенно сильно критиковал
материализм, характеризуя его как «упадок философского
духа». Исходным в его философском анализе было положение о
том, что «мир является разуму как вещество в пространстве и
как сила его времени».

8.

Соединяя православие и философию, А.С. Хомяков пришел к
мысли, что истинное познание недоступно отдельному
рассудку, оторвавшемуся от веры и церкви. Такое знание
ущербно и неполно. Только «знание живое», основанное на
Вере и Любви, может открыть истину. А.С. Хомяков был
последовательным противником рационализма. Основу его
теории познания составляет принцип «соборности».
Соборность - есть особый вид коллективизма. Это церковный
коллективизм. С ним как духовным единством связан интерес
А.С. Хомякова к общине как социальной общности.
Мыслитель защищал духовную свободу личности, на которую
не должно покушаться государство, его идеал - «республика в
области духа». Позднее славянофильство эволюционирует в
направлении национализма и политического консерватизма.

9.

Антропология является у Хомякова, посредствующей между богословием и
философией. Из учения о Церкви выводит Хомяков то учение о личности,
которое решительно отвергает так называемый индивидуализм. «Отдельная
личность, – пишет Хомяков, – есть совершенное бессилие и внутренний
непримиримый разлад». Лишь в живой и морально здоровой связи с
социальным целым личность обретает свою силу, для Хомякова личность,
чтобы раскрыть себя в полноте и силе, должна быть связана с Церковью.
Хомяков критиковал односторонний характер западной культуры. Он религиозный философ и богослов. Соединяя православие и философию, А.С.
Хомяков пришел к мысли, что истинное познание недоступно отдельному
рассудку, оторвавшемуся от веры и церкви. Такое знание ущербно и неполно.
Только «знание живое», основанное на Вере и Любви, может открыть истину.
А.С. Хомяков был последовательным противником рационализма. Основу его
теории познания составляет принцип «соборности». Соборность - есть
особый вид коллективизма. Это церковный коллективизм. С ним как
духовным единством связан интерес А.С. Хомякова к общине как социальной
общности. Мыслитель защищал духовную свободу личности, на которую не
должно покушаться государство, его идеал - «республика в области духа».
Позднее славянофильство эволюционирует в направлении национализма и
политического консерватизма.

10.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ А.С. ХОМЯКОВА
•«О
современных
явлениях
в
области
философии»
•«Опыт катехизического изложения учения о
Церкви»
•«Церковь одна»
•«Семирамида»
•«О старом и новом»
•«Несколько слов православного христианина о
западных вероисповеданиях»

11.

СПИСОК ОЧЕРКОВ О
ФИЛОСОФЕ
Учение о Церкви
Исторический экскурс в
учение о Церкви
Специфичность учения
Хомякова
Критика католичества
Антропология. Ч. 1
Антропология. Ч. 2
Философия всецелого разума
Историософия. Ч. 1
Историософия. Ч. 2
Историософия. Ч. 3
Критика Чаадаева
О старом и новом
Русская беседа
Теория самодержавия
Учение об обществе
Мессианизм и миссионизм
Розанов и Хомяков
Киреевский и Хомяков
Соловьев и Хомяков
К сербам
О зодчестве
Письмо об Англии
Судьба славянофильства
Влияние Хомякова на
философию

12.

Хомяков придавал величайшее значение русской деревенской общине, миру с его
сходками, принимающему единодушное решение, и его традиционной
справедливостью в соответствии с обычаем, совестью и внутренней истиной.
В русской промышленности артель соответствует общине. В «Своде Законов» артель
определена как компания, основанная на принципе совместных расходов и
совместной ответственности производства работ или ведения торговли посредством
личного труда ее членов. Последователь Хомякова Самарин полагает, что социальная
и общинная жизнь древней Руси представляла собой воплощение принципа
соборности.
Хомяков говорит, что аристократический режим воинственных народов чужд
славянам, которые составляют земледельческую нацию. Мы, говорит он, всегда
останемся демократами, отстаивающими идеалы гуманности. Пусть каждая
народность живет мирно и развивается самобытно. Больше всего Хомяков ненавидел
рабство. По его словам, безнравственность является главным злом рабства.
Рабовладелец всегда отличается большей безнравственностью, чем раб: христианин
может быть рабом, но не должен быть рабовладельцем. Здесь Хомяков говорит и о
крепостном праве, настаивая на необходимости его ликвидации.

13.

Алексей Степанович Хомяков прожил прекрасную жизнь,
воспитал семерых детей, был предан себе и своей Родине.
“Там только сила, где любовь, а любовь там, где личная
свобода” — повествовал Алексей Степанович. Он был
замечательным мужем, отцом, всесторонне развитым
человеком и любил своё дело. После его смерти многие
великие люди вспоминали о нем, как о человеке любезном,
даровитом и своеобразном. В день его кончины многие
потеряли не просто человека, а великого деятеля искусства и
философа русской самобытности.
English     Русский Правила