48.72M
Категория: ИсторияИстория

Искусство блокадного Ленинграда (Пахомов, Билибин, Тырса, Конашевич, Гальбе, Рудаков и др.)

1.

Искусство блокадного
Ленинграда(Пахомов,
Билибин, Тырса, Конашевич,
Гальбе, Рудаков и др.)
Работу выполнила ученица 92 гр. ДХШ№13
Санько Ксения
2020 год

2.

Блокада Ленинграда.
▪ Блокада Ленинграда – одна из самых
трагичных и, в то же время,
героических страниц в истории
Великой Отечественной войны.
Длилась с 8 сентября 1941 г. по 27
января 1944 г. (блокадное кольцо было
прорвано 18 января 1943 г.) – 872 дня.
Блокада Ленинграда проводилась не с
целью капитуляции города, а для того,
чтобы было проще уничтожить все
находящееся в окружении население.
Накануне блокады в городе не было
достаточного количества
продовольствия и топлива для
длительной осады.
Обстрелы, голод, холод. Несчётные
тысячи смертей... Череда бесконечных
темных дней, самых трагических и
мужественных среди девятисот
беспримерных дней блокады. Город
казался вымершим. Пустынные улицы
замело снегом, чернели промерзшие
громады домов, безжизненно висели
сорванные провода, троллейбусы и
трамваи намертво вмерзли в сугробы.
Не было хлеба, света, тепла, воды. И
все-таки Ленинград жил и героически
боролся…

3.

Художники осажденного города.
С первого дня войны художники вместе
со
всеми
ленинградцами
строили
оборонительные сооружения, трудились
на лесозаготовках, проходили военное
обучение в командах противовоздушной
обороны. Более ста человек ушло на
фронт. Многие сражались в народном
ополчении. Некоторые тогда решили, что
профессиональные навыки художника во
время войны никому не нужны. Но уже в
конце июня 1941 года большую группу
живописцев
военное
командование
призвало
выполнять
работу
по
маскировке военных объектов – прежде
всего
аэродромов.
Для
каждого
памятника архитекторы и скульпторы
разрабатывали особый способ укрытия.
В городе выросли странные, обшитые
досками песчаные холмы, опустели
пьедесталы…

4.

Руки, умеющие обращаться с произведениями
искусства, понадобились и при срочной упаковке
сокровищ Эрмитажа и Русского музея для эвакуации.
Пережившие блокаду художники вспоминают, с
каким трепетом и душевной болью помогали они
сотрудникам музеев снимать с подрамников
бесценные полотна, так горько всем было видеть
пустые рамы на стенах прославленных залов.

5.

Улица
Герцена,
38.
В
промерзлых комнатах этого
дома ленинградского Союза
художников шла в дни блокады
особая, напряженная жизнь.
Слабое пламя печей-буржуек
выхватывало из тьмы худые,
бледные лица. Руки в перчатках
с трудом держали кисти,
замерзшие краски приходилось
отогревать дыханием.

6.

Творческого материала у художников
накапливалось изо дня в день все
больше и больше. И Союз художников
уже в конце 1941 года решил устроить
в своих залах выставку. Те, кто не жил
в стенах союза, понесли и повезли на
саночках свои работы на улицу
Герцена.
2 января 1942 года в промерзшем, с разбитыми взрывной
волной стеклами Выставочном зале открылась Первая
выставка работ ленинградских художников в дни
Великой Отечественной войны. Несмотря на то что день
был очень морозный, что художники еле держались от
голода на ногах, открытие выставки прошло
торжественно. И главное – ее посещали! Каждый день
приходило по 15–18 человек – цифра по тому времени
невероятно большая. Правление союза решило
постоянно пополнять выставку новыми работами.

7.

Позднее состоялись три выставки работ художников
ленинградского фронта (1943—1945, Дом Красной
Армии имени С. М. Кирова, Академия художеств),
выставки «В боях за Ленинград» (1942, Дом Красной
Армии), «25 лет Красной Армии» (1943, Дом Красной
Армии), весенняя выставка (1943, ЛССХ), «Выставка
пяти» (1944, ГРМ), выставка этюдов (1945, ЛССХ),
персональные
выставки
С.
Невельштейна,
Л.
Овсянникова, В. Конашевича, П. Луганского и другие.
Самая большая за годы войны выставка «Героическая
оборона Ленинграда» открылась 30 апреля 1944 года в
Соляном переулке, она положила начало легендарному
Музею обороны Ленинграда. А в феврале 1945 года там
же на базе бывшего училища технического рисования
барона А. Л. Штиглица открылось ленинградское
художественно-промышленное
училище,
преобразованное вскоре в Высшее художественнопромышленное училище им. В. И. Мухиной. Училище
развернуло подготовку художников-реставраторов для
восстановления разрушенных войной дворцовопарковых ансамблей Ленинграда и его пригородов.
Н. А. Рончевская. "На улице.
Ленинград в блокаде". 1941
Творчество многих художников было тесно связано с
жизнью города и бойцов Ленинградского фронта.
Произведения мастеров поднимали дух города и его
защитников, формировали активное противодействие
силам фашизма и тем лишениям, которые выпали на
долю ленинградцев и армии. Рассмотрим основных
художников блокадного Ленинграда.

8.

Основные стили и
направления
изобразительного
искусства блокадного
Ленинграда.
▪ Ар Нуво( Модерн);
▪ Авангардизм;
▪ Импрессионизм( в некоторых
живописных пейзажах);
▪ Аналитический реализм и др.
Основные жанры:
▪ Плакат;
▪ Иллюстрация;
▪ Пейзаж( бытовой и
батальный/исторический ,
городской);
▪ Портрет( автопортреты,
военный/блокадный портрет)
▪ Карикатура и др.

9.

Тематическая живопись блокадного Ленинграда.
Батальный
жанр-рассматриваются
пути
воплощения военной темы в творчестве художников,
работавших в блокадном Ленинграде. В первый год
блокады наряду с батальными работами эскизного
характера («Бой у Пулкова» И. А. Владимирова)
выполнялись живописные произведения, где в
обобщенной, символической форме получила
воплощение тема героизма защитников Ленинграда
(«Балтийский десант» В. А. Серова и эскиз «Атака» И.
А. Серебряного). С другой стороны, в период
блокады появлялись работы, посвященные военной
теме и тяготеющие не к батальному, а к бытовому
жанру или к так называемому военному пейзажу особому «промежуточному» жанру, который
появился в советской живописи уже в первый год
Великой Отечественной войны
«Бой у Пулкова» И. А. Владимиров
«Балтийский десант» В. А. Серов

10.

Портретная живопись: «военный портрет» и
«блокадный портрет».
«Лесгафтовцы» Серебряный
В большинстве таких работ прослеживается
синтез традиций передвижнического
психологического и парадного военного
портрета. Важная роль в данном случае
принадлежала натурному методу работы,
обусловленному спецификой условий военного
времени, не предполагавших длительного
позирования. Это способствовало более живому
и выразительному воплощению внешнего и
духовного облика героя. Одним из наиболее
значительных живописных произведений,
созданных в период блокады, следует считать
выполненный Серебряным в 1942 г. групповой
портрет «Лесгафтовцы», в основу которого
положено четко выраженное сюжетное начало.
Эта картина является важной вехой в развитии
советского военного портрета, где в 1930-е гг.
художники ограничивались передачей внешнего
сходства, что препятствовало выявлению
присущих запечатленному человеку
индивидуальных качеств.

11.

При рассмотрении блокадного портрета, можно
условно выделить три основные группы работ:
▪ камерные портреты,
▪ автопортреты( Главная для блокадного
автопортрета идея — противопоставление
жизни и творчества — смерти и разрушению);
▪ произведения, связанные с изображением
«Ленинградская девушка»
Ю. М. Непринцев
тружеников блокадного Ленинграда(
героическая «плакатная» трактовка образа
человека труда («Девушка на оборонных
работах» В. А. Серова, «Ленинградская
девушка» Ю. М. Непринцева,). Вместе с тем в
отдельных работах художники обращаются к
композиционной схеме репрезентативного
классицистического портрета («Портрет
лучшего слесаря Ленэнерго Хренова» и
«Портрет лучшего кабельщика Холоменкова»
В. Н. Прошкина). Камерные портреты
нередко были связаны с изображением
родных и друзей.

12.

«Ледяное солнце блокады»
«Зарево»
Наиболее известны из живописной блокадной
серии Г. Н. Траугота его живописные работы
«Канонерка у Зимнего дворца» 1942, «Зарево»,
«У Петропавловки» 1942, на них изображены
пустынные площади, заснеженные улицы,
прозрачный воздух, Нева, на которой стоят
военные корабли. Им создан и акварельный
блокадный цикл. Все его работы строги по
цвету, их цветовая гамма тяготеет к
монохромности. Ощущение «миражности»,
призрачности сохраняется даже при
включении в пейзаж жанровых сцен. Художник
не пишет действительно ужасного, что было в
городе на каждом шагу. Мужественный
настрой его живописи принадлежит к сфере
высокой трагедии, это же можно сказать и о
рисунках («Ледяное солнце блокады»)
Индивидуальное переживание автора
вырастает до масштабов героической
патетики.

13.

«За водой»
«Просто события были столь значительные, что,
мне казалось, и отражены они должны быть не в
легких набросках, а в форме наиболее
монументальной (в пределах графического
искусства): в проработанном эстампе большого
формата...
Путем наблюдения и размышления возникала та
или иная идея композиции, и я без
предварительных зарисовок приступал к ее
выполнению. И уже в процессе выполнения я
обращался к натуре, чтобы сделать действующих
лиц и пейзаж живыми и убедительными...
Хотелось изобразить все то новое, что принесла с
собой война и блокада. Вид ленинградских улиц
был необычным, исчезли трамваи, автобусы,
автомобили, мало стало прохожих, появились
снежные сугробы; там, где был всегда подметенный
асфальт, появились люди с детскими саночками,
везущие разную поклажу, люди в шубах и валенках
на велосипедах...»
Отрывок из книги А.Пахомова "Про свою работу"
(Л., 1971) опубликован в журнале "Детская
литература" (1975. - № 5.)

14.

Алексей Пахомов "На постах"
Алексей Пахомов "В очаге
поражения"

15.

▪ Историки ленинградского искусства отмечают принадлежность А. Ф. Пахомова
к ленинградской школе пейзажной живописи, мастера которой далеко не
ограничивались одним только пейзажным жанром.
«Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой
живописи, называли свой творческий метод «живописным реализмом»,
понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей
действительности, именно из неё черпая свои темы и образы… опирающееся
не только на традицию критического реализма 19 века, а широко
использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной
культуры как русской, так и западноевропейской… Можно было бы назвать
«графическим реализмом» творческое течение, сформировавшееся тогда в
среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под
руководством В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы и Н. Ф. Лапшина в художественной
редакции детского отделения Госиздата.»
— В. И. Курдов
Эстетика «графического реализма» складывалась не только из системы
художественных приёмов. Можно охарактеризовать его и как настоящее
творческое течение, ввиду имеющихся согласованных творческих принципов.
Оно объединяло многих художников, включённых в процесс развития детской
книги в ленинградской графике .

16.

Н.А.Тырса.
С 1921 г. Тырса стал заниматься книжной
графикой. Первой его работой в этом
направлении стало оформление книги «Комедия
о царе Максимилиане и непокорном сыне его
Адольфе».
Одними из лучших в данном направлении стали
его работы по оформлению книг Б. С. Житкова.
14 июня 1941 года в Русском музее в Ленинграде
открылась первая и последняя прижизненная
персональная выставка произведений
художника.
29 января 1942 года тяжело больной художник
был эвакуирован из блокадного Ленинграда.
Умер 10 февраля 1942 года в Вологде.
Среди его работ иллюстрации к таким книгам,
как «Осада дворца» В. А. Каверина, «Республика
ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева, «Снежная
книга» В. В. Бианки, «Военные кони» Н. С.
Тихонова, «Детство» М. Горького.

17.

А И. Русаков принадлежит к тем редким
художникам, кто смог пережить всю блокаду. не
прекращая работать. Он создал сильнейшие по
выразительности живописные портреты города,
опустевшего и разрушенного, в самое тяжёлое
для него время первой зимы. Отсюда важное
свойство его рисунков. сделанных в 1942—1943
гг. , — они подробны, и выполнены как
законченные
вещи,
а
не
наброски.
Принципиально камерный характер блокадных
акварелей Русакова, и городских пейзажей, и
портретов, отделяет их от известной серии А. Ф.
Пахомова («Ленинград в годы блокады и
восстановления») или портретной серии Г. С.
Верейского. В них нет намеренного акцента на
героизме, или на страдании. Художник
бережно фиксирует повседневную жизнь
города.

18.

В своих блокадных пейзажах Пакулин осваивает
импрессионистическую систему живописи, которая
синтезируется с тем лаконичным, обобщенным
пластическим языком:
Пакулин «Невский проспект»
1. предметные формы лишены четких контуров, и
основное внимание уделяется достоверной
передаче световоздушной среды,. Такое
художественное решение отличает прежде всего
пейзажи, созданные в дни первой блокадной
зимы («Невский проспект», «Набережная Невы.
Корабли. Морозный день», «Уборка снега у
Казанского собора»).
2. По сравнению с перечисленными работами
пейзажи, выполненные Пакулиным в последний
год блокады, отличаются устойчивостью,
собранностью композиционного решения, где
формы зданий уточняются, («Львиный мостик»,
«Демидов переулок», «На улице Пестеля
Благодаря этому художник добивается особой
лаконичности и цельности композиционного
решения, созвучной самому облику городафронта. Основная цель Пакулина в данном
случае заключалась в передаче неповторимой
атмосферы ленинградских мотивов, которая в
блокадную пору не потеряла своей красоты.
«Демидов переулок»

19.

Владимир Михайлович Конашевич (20.05.1888,
Новочеркасск — 27.02.1963, Ленинград) — русский
художник-график, доктор искусствоведения,
заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Создал
индивидуальный, узнаваемый стиль оформления
сказок, в котором яркость образов, витиеватые узоры и
виньетки сочетаются с ироничным взглядом художника,
умением увлечь ребёнка игровыми, живыми
композициями, поэтичностью фантазии и красочной
декоративностью рисунка. Перед самым наступлением
фашистских войск он успел уехать оттуда в Ленинград,
где и провёл всю войну. Устраивал выставки — в 1943
году в Союзе художников представил около трёхсот
работ. В 1943-1944 гг. вместе с другими художниками
оформлял Военно-медицинский музей, делал рисунки
для «Атласа переливания крови», писал портреты
солдат.
1945-й победный год оказался для Конашевича
необычайно счастливым. Ему было присвоено звание
заслуженного деятеля искусств РСФСР. Он защитил
докторскую диссертацию по искусствоведению.
Началась мирная, ничем не омрачаемая жизнь — и
новое творчество.
В. М. Конашевич

20.

В. М. Конашевич. «Ленинград.
Утро». 1941
В. М. Конашевич. «Крыши.
Геслеровский проспект». 1941

21.

Анна Остроумова-Лебедева.
Петербург, а потом Петроград и Ленинград всегда
были главными героями графических пейзажей Анны
Остроумовой-Лебедевой. Не стал исключением и
период блокады. Семидесятилетняя художница не
покинула город и продолжила работать, обустроив
себе кабинет в ванной комнате: там было тише и
безопаснее.
«Блокада»
«Писала часто в ванной комнате. Положу на
умывальник чертежную доску, на нее поставлю
чернильницу. Впереди на полочке — коптилка. Здесь
глуше звучат удары, не так слышен свист летящих
снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и
направить их по должному пути. <…> Я хочу остаться.
Твердо хочу остаться на все страшное впереди. Голова
кружится от утомления и слабости, но я скрываю свое
состояние и усердно пишу, внутренне терзая себя за
плохое качество работы»
Анна Остроумова-Лебедева, «Автобиографические
записки»
«Салют»
В военные годы Остроумова-Лебедева создала ряд
гравюр с изображением блокадного Ленинграда,
издала почтовые открытки со своими пейзажами,
оформила пригласительные билеты на премьеру
Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича(
Гравюра "Сфинкс").

22.

Анна Остроумова-Лебедева «Сфинкс»

23.


Иван Билибин.
Известный своими книжными
иллюстрациями и театральными работами,
Иван Билибин сумел добиться признания и в
России, и за рубежом. . Там он продолжал
рисовать, преподавать и работать в театре. С
началом блокады он не покинул город, хотя
уехать ему предлагали неоднократно.
Билибин так ответил наркому просвещения
Владимиру Потемкину: «Из осажденной
крепости не убегают. Ее защищают».
Среди последних работ Билибина —
иллюстрации к былине «Дюк Степанович».
Хотя художник сильно болел и был
физически истощен, он трудился над ними
до последнего дня: «Работа продолжается…
Книга должна выйти, когда наступит
победоносный мир. Книга о нашем
эпическом и героическом прошлом…» Иван
Билибин работал в осажденном Ленинграде
до самой смерти — он умер 7 февраля 1942
года.
«Царевна-лягушка»

24.

«Василиса
прекрасная»
Иллюстрация к
былине "Дюк
Степанович"

25.

Павел Филонов.
«Лики»
Один из лидеров русского авангарда Павел
Филонов встретил начало войны в
Ленинграде. Правда, запечатлеть военные
события он не успел — Павел Филонов умер
от истощения 3 декабря 1941 года. Сестра
художника так вспоминала о смерти брата:
«…он лежал в куртке, теплой шапке, на
левой руке была белая шерстяная варежка,
на правой варежки не было, она была
зажата в кулак. Он был как будто без
сознания, глаза полузакрыты, ни на что не
реагировал. Лицо его, до неузнаваемости
изменившееся, было спокойно. <…> Рука
большого мастера, не знавшая при жизни
покоя, теперь успокоилась».

26.

Константин Рудаков
Ученик Добужинского и Кустодиева,
мирискусник Константин Рудаков после
революции нашел себя в иллюстрациях для
сатирических журналов «Чиж», «Смехач» и
«Крокодил». Иллюстрировал он и серьезную
литературу — «Евгения Онегина» и «Ревизора».
Во время блокады Рудаков создал цикл
портретов бойцов противовоздушной обороны,
делал эскизы театральных декораций и
костюмов к чеховской «Свадьбе» и «Горю от
ума» Александра Грибоедова. Также в
блокадные годы Рудаков выполнил
иллюстрации к «Войне и миру» и «Анне
Карениной» Льва Толстого. (Наконец, в 1942
году, несмотря на тяжелые условия работы,
Рудаков принялся за монументальный проект —
большое панно в честь 25-й годовщины
Октябрьской революции.
«Блокада»
«Портрет
военного»

27.

Леонид Чупятов.
Художник Леонид Чупятов был одним из деятелей русского
авангарда: участвовал в выставках «Мира искусства» и «Жар-цвет»,
учился у Кузьмы Петрова-Водкина. До войны он работал в театре (в
частности, был сценографом «Пиковой дамы» в постановке
Всеволода Мейерхольда) и в мультипликации (нарисовал «Сказку о
глупом мышонке» Михаила Цехановского). После наступления
немцев Чупятов остался в осажденном Ленинграде. В одном из
своих последних писем он говорил: «Я умру здесь, и моя семья, так
мы решили… Я погибаю как художник, гибнут все мои честно,
бескорыстно написанные вещи (м.б., никому не нужные, что
поделать, очевидно, такие случаи редкие, но бывают), написанные
в течение 30 лет...»
Художник умер в декабре 1941 года, но успел написать полотно
«Покров Богородицы над осажденным городом» — символ всей
блокады. Дмитрий Лихачев вспоминал:
Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватило холста, он
писал на фанере и на картоне... Лучшая его картина... темный
ленинградский двор колодцем, вниз уходят темные окна, ни
единого огня в них нет; смерть там победила жизнь; хотя жизнь,
возможно, и жива еще, но у нее нет силы зажечь коптилку. Над
двором на фоне темного ночного неба — покров Богоматери.
Богоматерь наклонила голову, с ужасом смотрит вниз, как бы видя
все, что происходит в темных ленинградских квартирах, и
распростерла ризы; на ризах — изображение древнерусского
храма... Душа блокады в ней отражена больше, чем где бы то ни
было.
«Покров Богородицы над осажденным городом»

28.

Гальба.
Владимир Гальба учился у Н. И. Кравченко и А. А.
Радакова. С 1939 года состоял художником объединения
«Боевой карандаш».
Во время Великой Отечественной войны, в годы
Ленинградской блокады почти каждый день в
«Ленинградской правде» печатались его карикатуры.
Также, много плакатов художник выполнил для
объединения «Боевой карандаш».
Борис Федорович Семёнов, художник и друг Гальбы,
вспоминает встречи в редакции «Ленинградской правды»
на Фонтанке в годы войны:
Володя был изрядно похудевший, в слишком широкой
гимнастёрке, но не скукожившийся, как многие.
Он был вполне бодр, «выдавал репризы», даже старался
пробежаться, что тогда могли немногие из нас. <…> Все
ленинградцы знали, что Гитлер включил художника в
чёрный список личных врагов — «все они будут повешены
на Дворцовой площади в тот час, когда войска вермахта
вступят в покорённый Ленинград».
"Колонны Ростральные
и колонны - фатальные"

29.

Соломон Юдовин
Ученик Рериха и Добужинского Соломон Юдовин
занимался в основном графикой.
До лета 1942 Соломон Борисович Юдовин жил в
блокадном Ленинграде, затем был эвакуирован в
Карабиху под Ярославлем, где работал над серией
«Некрасовские места «(1944). По возвращении в том
же году в северную столицу завершил работу над
циклом гравюр на дереве и линолеуме Ленинград в
дни Великой Отечественной войны (издан в виде
альбома в 1948).
Особенности графики:
1.
вещи скомпонованы так, что изображение
представляется «закрытым».Пустота,
беззвучность, безликость умирающего города тут
представлены сценами, за «кулисами» которых,
может быть, будет еще жизнь
2. говорит с вечностью — не прощаясь, но фиксируя,
Юдовин "Блокадный Ленинград"
не документируя, но пытаясь вставить увиденное
в рамки переживаемого: в этом педантичном
наблюдении тяжелой повседневности соединены
вера в то, что этот документ времени
«выживет»,и попытка уйти от ужаса войны,
занимаясь, как и в мирное время, главным делом
своей жизни.

30.

Юдовин "Переезд на новую квартиру"

31.

▪ Александр Харшак, студент выпускного
курса Института живописи, скульптуры и
архитектуры Всероссийской Академии
художеств, в 1941 году, прервав работу над
дипломом, ушел добровольцем в народное
ополчение. Защищал Ленинград на Пулковских
высотах. Урывками, в перерывах между боями,
брался за карандаш и бумагу. Активно
сотрудничал с армейской газетой «Удар по
врагу».
Во время одной из командировок в
осажденный город вместе с напарником фронтовым фотокорреспондентом - посетил
детскую больницу имени Раухфуса. Там им на
глаза и попался мальчик с забинтованной
головой и ошеломляющим взглядом.
Фотограф защелкал затвором своей камеры, а
художник принялся рисовать мальчика с
натуры.
"За что?": раненый мальчик, перевязанный
бинтами, смотрит на всех нас своими
огромными совсем не детскими глазами.
«За что?» А.Харшак

32.

«Окна ТАСС»
Первый плакат «Окна ТАСС» был выпущен 27
июня 1941 года, в дальнейшем плакаты стали
выходить еженедельно. В «Окнах ТАСС»
работали 130 художников и 80 поэтов. Героями
плакатов становились солдаты, труженики
тыла, блокадники.Плакаты призывали
горожан к труду, стойкости, борьбе и
бдительности, а также давали инструкции,
как нужно действовать в той или иной
ситуации. При всей широте тематического и
стилистического спектра этих произведений
всех их объединяет ярко выраженная
гражданская направленность, а авторы
выступают как свидетели того времени и
непосредственные участники этих событий. В
своем образном воплощении плакаты
использовали образы древнерусской
живописи и отечественное художественное
наследие второй половины ХIХ века и язык
революционных «Окон РОСТА». Над
созданием плакатов трудился коллектив
художников при участии Василия Селиванова.
Моисея Ваксера, Леонида Торича, Виктора
Слышенко, Николая Игнатьева и других. Им
помогали в работе знаменитые карикатуристы
творческого объединения «Боевой карандаш»
Владимир Гальба и Борис Лео.

33.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила