13.86M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII век. Архитектура, каменная резьба, иконопись

1.

Искусство ВладимироСуздальского княжества
XII-XIII век
Архитектура, каменная резьба,
иконопись

2.

3.

Вторым после Киевской Руси центром русской художественной культуры становится
Ростово-Суздальский край. По сказаниям летописи уже при Владимире Святославиче в
Ростове княжил Борис, в Муроме – Глеб.
Развитие художественной культуры Владимиро-Суздальской Руси шло особым путем.
Основание ее заложено было Владимиром Мономахом в начале XII века.
Владимир Мономах строит тут «в свое имя» город Владимир на Клязьме.
Активная художественная и строительная деятельность началась при его сыне Юрии
Долгоруком и внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III.
В середине XII века, за неимением местных мастеров, Юрий Долгорукий приглашает
зодчих Галицкого княжества, которые завезли в суздальские земли традицию
белокаменного строительства.
При всей своей оригинальности культура Владимиро-Суздальского края была немалым
обязана Киевской Руси, ее традициям. Они во многом определили пути развития местной
культуры. В строительстве городов и храмов сказывается привязанность к киевскому
наследству. В подражание киевским Золотым воротам Андрей Боголюбский в 1164 году
возводит во Владимире ворота с таким же названием. О киевском Софийском соборе
должен напоминать возведенный им в 1158-1161 года Успенский собор во Владимире. При
всем этом влиянии архитектура храмов на Владимирской
земле совершенно
особенная, были найдены новые пропорции и создана сложная декоративная система.
Большинство храмов богато украшено каменными рельефами с фигурными
изображениями.
Не менее удивительна живопись. Как иконопись, так и сохранившиеся фрески храмов
свидетельствуют о богатстве и выразительности образов, в которых нашли воплощение
истоки народного творчества.

4.

Особенности архитектуры Владимиро-Суздальского
княжества
Использование при строительстве блоков белого камня (известняка).
При строительстве возводились две тонкие стенки из каменных
блоков, а пространство между ними заполнялось щебнем и камнями и
заливалось известковым раствором. Иногда для большей прочности в
стены закладывались дубовые балки.
Объем храма снаружи четко делится на два яруса аркатурноколончатым поясом.
Небольшие по размеру окна располагались только в верхнем ярусе.
В наружном декоре использовался невысокий изобразительный
рельеф.

5.

Крестово-купольный храм

6.

7.

8.

Реконструкция Успенского собора. Таким он, возможно, был до пожара 1158 года.

9.

• Современны вид1185
Современный вид храма.
Строительство одноглавого крестово-купольного храма началось при
Андрее Боголюбском (1158-1161 г).
Был перестроен после пожара при князе Всеволоде III в 1185- 1189
году. Зодчие обстроили собор с трех сторон широкими галереями и
пристроили новую более обширную алтарную часть. Тогда же
появились еще четыре главы по углам.

10.

Аркатурно.-колончатый пояс, состоящий из
114 колонок, разделяет плоскости стен на
два яруса, каждый из которых имеет свой
ряд щелевидных окон: более простых и
узких — внизу, более широких, с
перспективными скосами — вверху.
Стремясь разнообразить композиционное
решение главных фасадов (южного и
западного), мастера «утопили» колончатый
пояс на южной стороне в толщу стен,’ а на
западной оставили «нависающим», немного
подняв его: по сравнению с уровнем
южного. Ширина прясел и их высота также
разнятся. В храм ведут перспективные
порталы: три —на западной стороне и по
одному с юга и севера.
В результате всех перестроек Всеволода III,
собор стал более мощным и величавым, как
бы утверждая свою первостепенную роль в
панораме всего города.

11.

12.

Церковь Покрова на Нерли. 1165

13.

Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли была первым на Руси храмом, посвященным новому
празднику в честь Покрова Пресвятой Богородицы, установленный Андреем
Боголюбским .
Построенный за пределами города у слияния рек Нерли и Клязьмы, среди обширных
лугов, на высоком белокаменном цоколе, который окружали всходы и галереи
(сейчас их не видно, они ушли под нанесенную разливами рек землю), храм несет в
своей архитектуре тончайшую одухотворенность и поэтичность.
Церковь принадлежит к типу четырехстолпных одноглавых храмов, получивших
развитие еще при Юрии Долгоруком. Творчески переосмыслив старые постройки,
зодчие придали храму легкую продолговатость, алтарные апсиды приобрели
облегченные пропорции, придав храму удивительную стройность.
Строители усилили членение (разделение) стен пилястрами (полуколоннами)
сложного сечения. Основной идее его вертикального устремления ввысь, к небу,
зодчие подчинили все его внешние детали.
Пилястры с лиственными капителями, примыкающие к лопаткам, трехчетвертные
колонны в углах храма и крупные перспективные порталы почти не оставляют
свободных поверхностей стены, которая из преграды превращается в подобие
завесы.

14.

15.

Дмитриевский собор
Князь Всеволод III (Всеволод
Большое Гнездо) развивает
традиции архитектуры времени
Андрея Боголюбского. Он
перестраивает Успенский собор,
воздвиг монастыри и храмы, среди
которых самым замечательным
является Дмитриевский собор,
посвященный небесному
покровителю князя Дмитрию
Солунскому ( князь при крещении
получил имя Дмитрий). От церкви
Покрова на Нерли его отличают
монументальность форм и обилие
резных белокаменных
изображений, которые, словно
ковром, покрывают стены и барабан
храма.
При всей пышности и
декоративности, Дмитриевский
собор свидетельствует о высоком
совершенстве искусства его
строителей, гармонично соединив
архитектуру и резные фигурные
рельефы в органическом единстве.

16.

СКУЛЬПТУРА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА
(КАМЕННАЯ РЕЗЬБА)
Большинство храмов Владимиро-Суздальской земли украшено
белокаменными рельефами. Они играют существенную роль в их
убранстве, органически входя в общий архитектурный замысел.
Уже первая постройка Андрея Боголюбского – Успенский собор – была
украшена рельефами.
Церковь Покрова на Нерли скупо украшена рельефами. Каменная
резьба расположена лишь верхних частях стен, в закомарах. Помимо
рельефов в закомарах и по сторонам центральных окон, церковь
Покрова декорирована еще масками, птицами, различными животными
и изображениями львов на внутренних столбах храма.
Третий памятник владимирской монументальной пластики Дмитриевский собор. На стенах собора камень как бы улетучился, все
формы сделались более плоскими и легкими. В Дмитриевском соборе
рельефные украшения занимают больше половины стены. Эти
орнаментальные мотивы покрывают также колонки аркатурного пояса,
арки порталов, барабан главы. Они затягивают тончайшей паутиной
почти все здание, уподобляя его изящному драгоценному ларцу.

17.

18.

Успенский собор при Андрее Боголюбском был украшен рельефами.
После перестройки некоторые рельефы были перенесены на стены
нового фасада. Здесь они и красуются в настоящее время.
Интересен рельеф «Вознесение Александра Македонского».
Подобные изображения были распространены на Руси.
Александр Македонский, сидящий в корзине запряженной
грифонами, представлен возносящимся на небо.

19.

Скульптура церкви Покрова на Нерли.
Фигура царя Давида псалмопевца изображена на трех фасадах храма. Правой, поднятой кверху рукой, он
благословляет, левой придерживает гусли. По сторонам от него стоят львы и «птицы крылатые»,
символизирующие вселенную. Львы символизируют доброе начало. По сторонам от центральных окон
представлены лежащие львы со сложенными передними лапами. Они выполняют роль бдительных
стражей, которые никогда не смыкают очей. Грифоны в боковых разделах воплощают злое начало.
Фигуры царя Давида, различных животных и женские маски искусно скомпонованы и целиком
подчинены полукружиям закомар.

20.

Иконографическая программа этого
собора связана со сходной темой, что
и в церкви Покрова на Нерли.
Вероятно, Всеволод ориентировался
на этот храм.
Но если в убранства храма Андрея
Боголюбского на троне восседал царь
Давид, то у Всеволода, как считают
исследователи, представлен
Соломон, который был не менее
почитаем среди правителей.
Скульптурный цикл, скорее всего,
следует прочитывать с западного
фасада, где изображена сцена
«Давид и Соломон»: Давид будто
подводит своего сына к трону. В
центральной закомаре Соломон
представлен уже восседающим на
троне. Вокруг Соломона изображены
люди и ангелы, звери, птицы,
фантастические существа, которые
прославляют мудрого правителя. В
руках царь держит музыкальный
инструмент, что указывает на то, что
он автор пяти тысяч песней.
На других фасадах представлены
другие темы, связанные с
известными правителями и героями,
почитавшимися в Средние века:
сцена «Вознесения Александра
Македонского», развернутый цикл
подвигов Геракла. А на северном
фасаде изображение самого
Всеволода с сыновьями и
многочисленные образы святых.

21.

22.


В 1155 году Андрей Боголюбский привез византийскую икону в
город Владимир, где она прославилась как «Владимирская
Богоматерь» и ставшую главной святыней ВладимироСуздальской земли.
Дева Мария и младенец Христос изображены
по типу
«Умиление».

23.

Боголюбская Богоматерь
Икона была написана по заказу
Андрея Боголюбского , согласно
преданию, в память явившегося
князю во сне видения Божией
Матери, повелевшей везти ее образ
(имеется в виду икона
«Владимирская Богоматерь») в
город Владимир.
На Боголюбской иконе Дева Мария
представлена стоящей. В одной руке
она держит свиток, другая поднята в
молении. Она обращается к Иисусу
Христу, чья полуфигура изображена
в правом верхнем углу иконы. На
верхнем поле иконы изображены
Иисус Христос, Богоматерь, Иоанн
Предтеча, ангелы в композиции
«Деисус» (ДЕИСУС ОБРАЗ - образ, в
котором разные святые молятся
перед Христом за род
человеческий).Дева Мария
выступает заступницей за род
человеческий.

24.

Заключение
После татарского нашествия, со второй четверти XIII века, во ВладимироСуздальском княжестве надолго прекратилось всякое строительство.
Татаро-монголы нанесли страшный удар русской культуре, уничтожив
огромное количество художественных ценностей, превратив в руины
множество церквей.
Небольшая Москва, первая очнувшаяся от этого нашествия, заняла место
Владимира, которому так и не суждено было вновь возвыситься.

25.

Вопросы по теме:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
К какому типу относятся храмы Владимиро-Суздальской земли?
Начертите план такого храма.
Где находятся закомары?
Расскажите о строительстве Успенского собора.
При каком князе был построен храм Покрова на Нерли?
Назовите особенности его архитектуры и скульптуры.
Что такое аркатурно-колончатый пояс?
Кто изображен на стенах Дмитриевского собора?
Кому из князей была посвящена икона «Дмитрий Солунский»?
English     Русский Правила